КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы развития западной футорологииНесмотря на то что человечество всегда делало попы тки предвидеть будущее, становление социального прогнозирования как научного направления началось сравнительно недавно. Этому предшествовало бурное развитие социальных наук на рубеже XIX и XX веков. Расцвет интереса к социальному прогнозированию приходится па вторую половину XX в. Тогда же оно превратилось в самостоятельную отрасль науки. Была разработана типология прогнозов, структурированы методы социального прогнозирования, несмотря на то что качество прогноза остаётся низким. Во второй половине 50-х гг. XX в. американские научно-исследовательские центры предприняли попытку разработать многоплановые прогнозы развития США и всего мира. В 60-е гг. возникло Всемирное общество будущего (World Future Society). Новое научное движение стало активно развиваться, появилась новая наука о будущем - «футурология», стали появляться научные работы по теории и методологии социального прогнозирования. Большой вклад в развитие западной прогностики внесли: Даниел Белл - известный американский социолог, председатель «Комиссии по 2000 году» Американской академии искусств и наук; Элвин Тоффлер - автор книг и «Фу- турошок» (1970). Важную роль для развития мирового прогнозирования сыграли доклады «Римского клуба» во главе с Аурелио Печчеи, особенно проект Дениса Медоуза «Пределы роста» (1972). Позже были созданы международные общественные организации, объединяющие специалистов в области исследований будущего: «Фютюрибль Интернасьональ» (Puturibles International), Всемирная Федерация исследований будущего (World Futures Studies Federation), Международная Академия Исследований Будущего (International Future Research Academy). Формирование футурологии как самостоятельного течения социологической мысли начинается после Второй мировой войны. Все футурологические разработки до 60-х гг. носили эпизодический характер. Политический кризис 60-х гг. вызвал в странах Запада новую идеологическую волну, которая породила множество различных футурологических концепций. Наибольшее развитие они получили в работах Дж. Гелбрейта, У. Ростоу, Р. Арона и др. в виде теорий «деидеологизации», «конвергенции», «стадий экономического роста», «единого индустриального общества». К концу 70-х гг. сформировалась новая социологическая концепция, которая явилась логическим завершением предшествующих теорий и впитала в себя все их сильные стороны. Она получила название концепции «постиндустриального общества». Именно эта концепция легла в основу большинства исследований будущего в рамках западной футурологии. В качестве основного методологического приема западных исследований будущего служит эффект так называемого «будущетворного прогноза». Этот метод позволяет, с помощью разработки различных представлений о будущем и вбрасывания их в общество, воздействовать на сознание людей, влияя, тем самым, на принятие решений в желаемом направлении. Исключительно популярен у футурологов метод сценариев, который позволяет продуцировать альтернативные представления о будущем. Методы «сценариев», «будущетворного планирования», «социальной инженерии» и другие, использование их для создания желаемых ценностных установок в массовом сознании, - свидетельствуют о большой идеологической нагрузке, которую несут многие исследования будущего в рамках западной футурологии. Обычно выделяют четыре основных этапа развития западной футурологии. Первый этап – возникновение новой «науки о будущем» в 50-е гг. Второй этап связан с появлением множества организаций, задачами которых является выработка различных прогнозов. Третий этап характеризуется выдвижением на первый план проблем человека и глобальных проблем, с креном в сторону постиндустриализма. Четвертый этап связан с развитием глобального моделирования. К середине 80-х гг. футурология исчерпывает свое значение как всеобъемлющая наука о будущем человечества. Получив максимальное развитие на рубеже 60-70-х гг., она начинает делиться на множество отдельных направлений. Концепция постиндустриального общества впитала в себя все предшествующие теории «индустриального общества», явилась их логическим завершением. Даниел Белл в своей книге «Приход постиндустриального общества» пытается противопоставить марксизму свое понимание истории. «Понятия феодализм, капитализм, социализм, - пишет он, — представляют собой последовательный ряд концептуальных схем в марксистской системе, построенных вдоль оси, за которую приняты отношения собственности. Понятия доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества представляют собой концептуальные ряды вдоль оси, за которую приняты производство и виды используемых знаний». В соответствии с этим пониманием, исследователи, характеризуя современное общество как индустриальное, будущее общество называют постиндустриальным. Это общество представляется как «технотронное общество», «общество всеобщего благоденствия», «информационное общество», «общество третьей волны» и т. д. Концепция, предложенная известным американским социологом Элвином Тоффлером в книге «Третья волна», практически полностью укладывается в схему Даниела Белла: первая волна - земледельческая - соответствует до- индустриальному обществу; вторая волна соответствует индустриальному обществу; и, наконец, «цивилизация третьей волны» - это тоффлеровский вариант постиндустриального общества. Примечательно то, что многими авторами выделяются схожие черты для характеристики постиндустриального общества. Среди таких черт можно назвать рост влияния знаний, науки, дезинтеграция, децентрализация, нестандартизация, рост сферы услуг, индустрии досуга и др. С начала 70-х гг. в западной футурологии значительное место начинают занимать глобальные проблемы. Поворот к глобальным проблемам не был случайным. В 70-е годы страны Запада вошли в полосу кризиса, вызванного отчасти негативными последствиями развертывания научно-технической революции, что привело к падению авторитета техницистских концепций. На смену им выдвигались антитехницистские, гуманистические концепции. Большое внимание авторы этих концепций уделяли гуманитарным проблемам, положению человека в современном мире, взаимоотношениям общества и окружающей природы. Типичным представителем гуманистически ориентированного направления западной футурологии является O.K. Флехтгейм. Его футурологическая концепция соединила в себе гуманистические идеи, представление о футурологии как о новой науке о будущем, анализ глобальных проблем современной цивилизации. Он длительное время занимался исследованием проблем будущего, главным образом посредством разработки своей концепции «критико-гуманистической футурологии», которую понимал как новую науку о будущем. Социальное прогнозирование развивалось на Западе в основном в рамках двух концепций: универсалистской и сегментаристской. В рамках первой концепции провозглашалось, что социология обязана давать прогнозы относительно направления развития общества в целом. Сторонники второй утверждали, что сфера применения данной пауки - предвидение в отдельных областях общественной жизни (экономической, политической, культурной, научной и т.д.). Рассмотрим данные теории, их генезис, достижения и пределы более подробно в рамках настоящего параграфа. Одним из наиболее ярких представителей универсалистской концепции был Л. Гумплович, считавший, что социология представляет собой фундамент всех наук, занимающихся изучением общества. А поскольку социология аккумулирует все гуманитарные науки, она обязана открывать социальные чаконы, которые позволят ка основании имеющихся знаний давать точные прогнозы общественной жизни: «На место шатких политических комбинаций и вероятностей выступает трезвый, покоящийся на позитивном социальном знании политический расчет и предвидение будущего». В чем причина неудач универсалистской концепции прогнозирования, распространенной в социологии конца XIX - начала XX вв.? Это - невозможность найти «вечные и неизменные» законы развития общества, существование которых для социологии середины XIX в. было совершенно доказанным фактом. Социология начала XX в. носила во многом еще механистический характер. Считалось возможным, что прогнозирование в ней должно происходить по образцу естественных наук, на универсальном уровне, т.е. охватывать все сферы общественной жизни. Однако поскольку «вечных и неизменных» универсальных социальных законов, подобно физическим и биологическим, в социальном мире открыто не было, то социология переключается на прогнозирование отдельных сфер общественной жизни. И здесь было сделано немало успехов. Имели место и попытки строить прогнозирование в рамках социологии по образцу естественных наук. Теоретические и методологические основы прогнозирования, сложившиеся в период 60-х гг. в западной науке, практически не изменились до нашего времени3. Для прогнозирования используются различные методы экспертных оценок, мозгового штурма, морфологического анализа, построения «дерева целей», а также формализованные методы эстраполяции и моделирования. Ещё в 1964 г. в книге Бертрана де Жувенеля «Искусство предположения» описывались два основных метода прогнозирования: пролонгация тенденций и аналогия. Жувенель отмечал недостаточность этой методологии, указывая на тот факт, что реальные события опровергли большинство из прозвучавших в своё время прогнозов.
|