КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие основных направлений социального прогнозированияСледствием «бума прогнозов» второй половины XX в. стало возникновение еще двух направлений социального прогнозирования: глобалистики и альтернативистики. Глобалистика, возникшая в 70-е гг. XX в., как это следует уже из ее названия, бралась за формулировку, за прогнозирование эволюции, путей разрешения особого вида проблем, которые именовались «глобальными». Их отличительные черты: 1) жизненно важное значение для всего человечества; 2) «конструктивное решение... требует сотрудничества всех или большинства народов мира». Приблизительно был неизменен и список глобальных проблем: 1) преодоление гонки вооружений (что было особенно актуально в период противостояния СССР-США, в 70-80-е гг. XX в.); 2) преодоление или минимизация разрыва уровня жизни развитых и развивающихся стран: 3) равная ресурсо- обеспеченность населения земли (от продовольственной до топливной); 4) экологическая (прежде всего - загрязнение окружающей среды); 5) демографические (последствия неконтролируемого роста населения Земли). В итоге глобалистика смогла лишь спрогнозировать степень остроты данных проблем и «крайние» сроки их решения, отпущенные человечеству. В действительности все перечисленные глобальные проблемы, упираясь в эгоизм каждого конкретного государства, не могли быть разрешены на практике. Это объективное обстоятельство изначально придавало глобалистике сугубо теоретический характер. Однако разум многих ученых не желал мириться с неизбежностью гибели человечества. Поэтому начались поиски нового направления прогнозирования будущего, которое могло дать ответы на вопросы и решить проблемы, поставленные в рамках глобалистики. Им стала «альтернативистика». Это было обусловлено двумя обстоятельствами. Первое: альтернативистика указывала, что глобальной катастрофы можно избежать путем перехода от нынешней «обреченной» цивилизации к качественно иной, «альтернативной», способной успешно решать глобальные проблемы. Второе же обстоятельство, обусловившее появление данного направления, носило методологический характер. «Известно.., что современные исследования будущего отнюдь не сводятся к предугадываниям – предсказаниям, а тесно связаны со сравнительным анализом именно различных возможных альтернатив. Такой подход на глобальном уровне привел к рождению целого комплексного направления исследований будущего – альтернативистики (исследования возможных путей перехода от существующей к альтернативной цивилизации, способной оптимально решить глобальные проблемы современности, изучаемые другим комплексным направлением исследований будущего – глобалистикой)». Альтернативистике посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных ученых: «Альтернативный мир: модели и идеалы» (1990) И.М. Савельевой, «Альтернативная цивилизация» (1998) И.В. Бестужева-Лады; серия монографий Н.Н. Моисеева: «Как далеко до завтрашнего дня...?» (1994; 1997), «Быть или не быть человечеству?» (1999); B.Л. Иноземцева: «За пределами экономического общества» (1998), «Расколотая цивилизация», 1999); «Создание альтернативных будущностей» (1978), «Политика солнечной эпохи: альтернатива экономике» (1981), «Парадигмы в прогрессе (смена парадигм): жизнь за пределами экономики» (1991) Гейзел Гендерсон (США), «Созидание устойчивого общества» (1981) JI. Броуна (США), «Смена эпох» (1989) Ж. Робена (Франция). Можно выделить следующие основные положения альтернативистики: 1) подавляющее большинство ее сторонников считают, что поскольку уровень развития общества определяется, в конечном счете, состоянием его энергетики, то переход к альтернативной цивилизации невозможен без восстановления на качественно новой основе серьезно нарушенного к настоящему времени глобального топливно-энергетического и зависимого от него материально-сырьевого баланса; 2) признается необходимым восстановление на качественно новой основе серьезно нарушенного в современном обществе глобального демографического баланса, нормализация воспроизводства поколений; 3) в рамках альтернативистики предполагается необходимость всеобщего и полного разоружения или существенное ограничение производства вооружений и его финансирования ведущими государствами мира; 4) человечеству для решения глобальных проблем необходимо сделать главным элементом своей системы ценностей гуманность, т.е. самого человека, его благополучие и полноценное развитие. В альтернативистики существуют два главных аспекта: теоретический и прикладной. В рамках первого создаются абстрактные «альтернативные модели... как реакция на комплекс современных проблем – технических, социальных, духовных и т.д.». В рамках второго они конкретизируются и рисуется непосредственная картина будущего социального устройства. Следует отметить и недостатки, присущие альтернативистике как направлению социального прогнозирования будущего. Прежде всего, главное внимание в ней уделено энергетической составляющей человеческого бытия. Однако сам по себе переход на иные источники энергии вряд ли способен дать быстрый положительный результат. Еще труднее будет трансформировать при этих процессах ментальность людей. И одними «декларациями» здесь не обойдешься. Поэтому следует рассмотреть и концепцию, в которой проблемы социального прогнозирования анализируются совершенно с другой стороны: восприятия людьми стремительно надвигающегося па них будущего.
Вопросы для самопроверки: 1. Каковы причины «бума прогнозов» в социальном познании 60-70-х гг. XX в.? 2. В чем вы видите сходство и отличия социального прогнозирования в концепции постиндустриального общества и в рамках Римского клуба? 3. Почему после Второй мировой войны возникла необходимость в создании международных организаций, занимающихся социальным прогнозированием? 4. Каковы причины возникновения, достижения, недостатки глобалистики как направления моделирования будущего? 5. Каковы недостатки альтернативистики как направления социального прогнозирования? 6. В чем состоят сходства и отличия глобалистики и альтернативистики?
Рекомендуемая литература: Аверин А. Н.Социальное развитие: учеб. пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 102 с. Агапов П. В., Афанасьев В. В., Качура Г. Н. Социальное прогнозирование: учеб. пособие. – М.: Канон +; РООИ Реабилитация, 2009. – 272 с. Сафронова В. М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 235 с. Тавокин Е. П. Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М., 2009. – 189 с.
|