КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 2. История возникновения и развития социального прогнозирования1. «Бум прогнозов» в середине XX века Социальное прогнозирование прошло в своем развитии длительную эволюцию. В результате менялись его методы, цели, формы. Но при этом происходил постоянный процесс накопления знаний о будущем, возможности его предвидения. Данный «количественный» процесс не мог не завершиться рано или поздно качественным сдвигом: увеличением числа созданных на базе научных знаний прогнозов. Это и произошло в конце 50-х - середине 60-х гг. XX в. и получило название «бума прогнозов». Основные этапы данного процесса таковы. Уже в 1943 г. немецкий ученый О. Флехтгейм ввел понятие особой «науки о будущем» - футурологии. Затем произошла классификация областей познания на «ретроспективное», историческое, изучающее прошлое, и «перспективное», нацеленное на будущее. Наконец, большинство ученых согласились, что, кроме двух общеизвестных функций - описания (анализа) и объяснения (диагноза), - у науки есть и третья: предсказательная (прогностическая). К тому же было установлено, что образов, концепций, а главное вариантов будущего, может быть много. Поэтому задача специалистов, занимающегося прогнозированием. - оценить степень их истинности как количественно, так и качественно. Формирование футурологии как самостоятельного течения социологической мысли начинается после Второй мировой войны. Все футурологические разработки до 60-х гг. носили эпизодический характер. Политический кризис 60-х гг. вызвал в странах Запада новую идеологическую волну, которая породила множество различных футурологических концепций. Известными представителями данной концепции являются Д. Белл, Л. Тоффлер, 3. Бжезинский и др. Именно эта концепция легла в основу большинства исследований будущего в рамках западной футурологии. В современной футурологии обычно выделяют несколько основных направлений. Ю.П. Ожегов и В.И. Супрун выделяет техницистское, социсторическое, экологическое и аксиологическое направления. Неогуманистические концепции будущего, согласно этому делению, следует отнести к аксиологическому направлению, хотя по некоторым вопросам они смыкаются и с экологическим направлением. В отечественной научной литературе имеются и другие варианты выделения основных направлений в западной футурологии; например, когда по характеру отношения авторов к будущему говорят о пессимистическом и оптимистическом направлениях. В самом общем виде все футурологические концепции можно разделить па техницистски ориентированные и антитехницистские - по отношению их авторов к технике и ее роли в развитии общества. Техницистские концепции позитивно оценивают развитие технологии, надеются на нее в плане решения основных общественных проблем, снятия острых социальных противоречий. Антитехницистские концепции будущего, напротив, негативно относятся к развитию промышленного производства, хотя прямо его не отрицают. Их авторы обращают внимание на негативные последствия НТР, особенно в отношении экологии, культуры, проблем человека. Данные концепции не являют дополняют его, пытаются сгладить отдельные недостатки последнего. Если техницистские концепции представлены, главным образом теоретиками консервативного лагеря, то антитехницисгские концепции несут в себе определенный критический настрой против существующего общественного устройства. Техницистские концепции достаточно полно описаны в научной литературе, преимущественно через анализ методологии «технологического детерминизма». Примерно такое же деление футурологии присутствует у O.K. Флехтгейма. Техницистскому направлению у него соответствует консервативно-технократическое, а антитехницистскому - гуманистически-демократическое. В.И. Супрун отмечает, что в основе почти всех современных футурологических концепций лежит теория постиндустриального общества. «Современная буржуазная футурология, - пишет он, - сложное неоднородное явление с различными представлениями, течениями и подтечения- ми, которые сливаются и вновь расходятся, прокладывая себе удобное русло, ведущее в океан будущего. Углубить это русло и направить его призвана идея прогресса, а укрепить его дно - представление о движущих силах общественного развития в виде теорий постиндустриального общества». Для эволюции современной западной футурологии характерна тенденция постепенного отхода от рассмотрения основных вопросов мировоззренческого характера и переход к более частным проблемам, к прогностике, к использованию методики социологических исследований в разработке прогнозов, касающихся отдельных факторов и сторон в развитии общества. Эти прогнозы рассматривают мир в целом. Не случайно в рамках исследований под эгидой Римского клуба возникает такое направление футурологии, как глобальное моделирование. В середине 60-х гг. сторонники теории конвергенции объединились со сторонниками постиндустриального общества. «Постиндустриальное общество, - пишет Д. Белл, - это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, к проведению исследований, к организации системы образования и к повышению качества жизни... Постиндустриальное общество... предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов». По мнению большинства постиндустриалистов, техника и технология неизбежно приведут человечество к лучшему, чем предшествующее (на аграрной и индустриальной стадиях), будущему. Отсюда вытекал оптимистический характер и огромное число даваемых представителями данного направления прогнозов. Однако ученые - сторонники постиндустриалистской теории, - хотя и придерживались сходных взглядов на будущее человечества, были организационно разобщены. Кроме того, объективная необходимость создания как можно большего числа глобальных прогнозов общественного развития тоже требовало институционального оформления этой тенденции. Результатом стечения всех этих обстоятельств стало возникновение в конце 60-х гг. XX в. международной неправительственной и объединяющей ученых разных стран организации: Римского клуба.
|