КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политические партии России в начале ХХ века 4 страницаНеобходимо сказать, что уже весной – летом 1917 г. в партии эсеров заявило о себе левое крыло, насчитывавшее 42 человека, которое в ноябре 1917 г. конституировалось в партию левых эсеров. У левого крыла партии эсеров обнаружились принципиальные расхождения по программным вопросам с остальной частью партии. [50.C.365-366]. Например, в вопросе о земле они настаивали на передаче земли крестьянам без выкупа. Были против коалиции с кадетами, выступали против войны, стояли по отношению к ней на интернационалистских позициях. После июльского кризиса фракция левых эсеров выступила с декларацией, в которой резко отмежевывалась от политики своего ЦК. Левые активизировались в Риге, Ревели, Новгороде, Таганроге, Саратове, Минске, Пскове, Одессе, Московской, Тверской и Костромской губерниях. Еще с весны они занимали сильные позиции в Воронеже, Харькове, Казани, Кронштадте. По-разному отнеслись эсеры и к Октябрьской революции. На II съезде Советов присутствовали представители всех основных социалистических партий России. Левое крыло партии эсеров поддержало большевиков. Правые же эсеры считали, что произошел вооруженный переворот, который не опирается на волю большинства народа. И это приведет только к гражданской войне. На II съезде Советов они настаивали на образовании власти, опирающейся на все слои демократии, включая и Временное правительство. Но идея переговоров с Временным правительством вызвала неприятие большинства делегатов. И правые эсеры покидают съезд. Вместе с правыми меньшевиками они ставят цель собрать общественные силы, чтобы оказать упорное сопротивление попыткам большевиков захватить власть. Не оставляют надежды они на созыв Учредительного собрания. Вечером 25 октября 1917 г., во время работы II съезда Советов, левые эсеры организовали фракцию. Они остались на съезде, настаивали на образовании правительства, опирающегося если не на всю, то, по крайней мере, на большинство революционной демократии. Большевики предложили им войти в первое советское правительство, но левые отклонили это предложение, т.к. это окончательно бы разорвало их связи с ушедшими со съезда членами партии. А это исключало бы возможность посредничества их между большевиками и ушедшей частью партии эсеров. Кроме того, левые эсеры считали, что 2-3 министерских портфелей – это слишком мало, чтобы выявить собственное лицо, не затеряться, не оказаться «просителями в большевистской передней». Несомненно, отказ войти в Совет народных комиссаров не был окончательным. Большевики, понимая это, четко обозначили платформу возможного соглашения. С каждым часом в руководстве левых эсеров усиливалось понимание того, что изоляция от большевиков гибельна. Особую активность в этом направлении проявляла М. Спиридонова, а к ее голосу прислушивались с необычайным вниманием: она была признанным руководителем, душой, совестью левого крыла партии. За сотрудничество с большевиками IV съезд партии эсеров подтвердил ранее принятые ЦК постановления об исключении из своих рядов левых эсеров. В ноябре 1917 г. левые образовали свою партию – партию левых социалистов – революционеров. В декабре 1917 г. левые эсеры разделили власть в правительстве с большевиками. Штейнберг стал наркомом юстиции, Прошьян – наркомом почт и телеграфа, Трутовский – наркомом по местному самоуправлению, Карелин – наркомом имуществ Российской республики, Колегаев – наркомом земледелия, Бриллиантов и Алгасов – наркомами без портфелей. Левые эсеры были также представлены в правительстве Советской Украины, занимали ответственные должности в Красной Армии, на флоте, в ВЧК, в местных Советах. На паритетных началах большевики разделили с левыми эсерами руководство отделами ВЦИК. Что же включали в себя программные требования партии левых эсеров? В политической области: диктатуру трудового народа, Советскую республику, свободную федерацию Советских республик, полноту местной исполнительной власти, прямое, равное, тайное голосование, право отзыва депутатов, выборность по организациям труда, обязанность отчета перед избирателями. Обеспечение свободы совести, слова, печати, собраний и союзов. Право на существование, на труд, на землю, на воспитание и образование. В вопросах рабочей программы: рабочий контроль над производством, который понимается не как отдача фабрик и заводов рабочим, железных дорог – железнодорожникам и т.д., а как организованный централизованный контроль над производством в общегосударственном масштабе, как переходная ступень к национализации и социализации предприятий. Для крестьянства: требование социализации земли. Партия эсеров ставила перед собой задачу завоевания на свою сторону крестьян. Именно уступка большевиков крестьянам в Декрете о земле (Декрет о земле – это эсеровский проект) во многом способствовала установлению сотрудничества между эсерами и большевиками. Левые эсеры поясняли, что социализация земли – это переходная форма землепользования. Социализация не предполагала сначала согнать землевладельцев с насиженных мест, а потом приступить к общему уравнительному наделению, начав с батраков и пролетариев. Наоборот, задачи социализации состояли в том, чтобы отнять у тех, у кого избыток, в пользу тех, у кого нехватка земли до уравнительной трудовой нормы, и дать возможность всякому желающему потрудиться на земле. По мнению левых эсеров, крестьянские общины, законно опасаясь дробления земли на мелкие участки, должны усиливать формы совместной обработки и устанавливать вполне последовательные, с точки зрения социализма, нормы распределения продуктов труда по едокам, независимо от трудоспособности того или иного члена трудовой общины. По их мнению, поскольку в основе социализации лежит принцип созидания, то отсюда стремление вести коллективные формы хозяйства, как более продуктивные по сравнению с единоличными. Повышая производительность, устанавливая новые социальные отношения в деревне, проводя в жизнь принцип коллективного права, социализация земли ведет прямым путем к социалистическим формам хозяйства. При этом левые эсеры считали, что объединение крестьян с рабочими является залогом дальнейшей успешной борьбы за лучшее будущее угнетенных классов, за социализм. Итак, правые эсеры характеризовали захват власти большевиками как преступление перед Родиной и революцией. Чернов считал невозможной социалистическую революцию в России, поскольку страна экономически расстроена и хозяйственно неразвита. То, что свершилось 25 октября, он назвал анархо-большевистским выступлением. Вся надежда возлагалась на передачу власти Учредительному собранию, хотя и подчеркивалось значение деятельности Советов. В принципе, эсеры не возражали против лозунгов «Власть – Советам!», «Земля – крестьянам!», «Мир – народам!». Они лишь оговаривали их законную реализацию решением всенародно избранного Учредительного собрания. Не сумев вернуть утерянную власть мирным путем через идею создания однородного социалистического правительства, они сделали вторую попытку – через Учредительное собрание. В результате первых свободных выборов в Учредительное собрание было избрано 715 депутатов, из них 370 эсеров, т.е. 51, 8%. 5 января 1918 г. Учредительное собрание под председательством В.М. Чернова приняло закон о земле, обращение к союзным державам о мире, провозгласило Российскую демократическую федеративную республику. Но все это было уже вторично и никакого значения не имело. Большевики первыми стали проводить эти декреты в жизнь. [50.c.347]. Большевики разогнали Учредительное собрание. И эсеры определили, что ликвидация большевистской власти составляет очередную и неотложную задачу всей демократии. Партия эсеров не могла примириться с политикой, проводимой большевиками. В начале 1918 г. Чернов писал, что политика РКП(б) «пытается перескочить путем декретов через естественные органические процессы роста пролетариата в политическом, культурном и социальном отношениях, представляя собой какой-то своеобразный, самобытный, истинно русский «декретный социализм» или «социалистический декретнизм». По мнению ЦК партии социалистов – революционеров «в таком положении социализм превращается в карикатуру, сводясь к системе уравнения всех к нижнему и даже все понижающемуся уровню … всей культуры и контрабандному возрождению примитивнейших форм хозяйственной жизни», поэтому «большевистский коммунизм ничего общего с социализмом не имеет и потому может компрометировать лишь самого себя». Они подвергали критике экономическую политику большевиков, предлагаемые ими меры по выходу из промышленного кризиса и их аграрную программу. Эсеры считали, что завоевания Февральской революции частью похищены, частью изуродованы большевистской властью, что «этот переворот» вызвал ожесточенную гражданскую войну во всей стране, «без Бреста и Октябрьского переворота и Россия уже вкушала бы блага мира», а так Россия по-прежнему охвачена не размыкаемым огненным кольцом братоубийственной войны; ставка большевиков на мировую революцию означает только то, что они «изверились в собственные силы» и ждут «спасения только извне». Непримиримость эсеров к большевикам определялась еще и тем, что «большевики, отвергнув основные принципы социализма – свободу и народовластие – и заменив их диктатурой и произволом ничтожного меньшинства над большинством, тем самым вычеркнули себя из рядов социализма». В июне 1918 г. правые эсеры возглавили свержение Советской власти в Самаре, затем в Симбирске и Казани. Они действовали при помощи Чехословацких легионеров и народной армии, созданной в рамках самарского Комитета членов Учредительного собрания (Комуч). Свое вооруженное выступление в Поволжье, как позже вспоминал Чернов, они объясняли незаконным разгоном Учредительного собрания. Они видели в начале гражданской войны борьбу двух демократий – советской и той, что признавала власть Учредительного собрания. Оправдывали свое выступление тем, что продовольственная политика Советской власти вызывала возмущение крестьян, а они, как крестьянская партия, должны были возглавить борьбу за их права. Однако среди лидеров правых эсеров не было единства. Наиболее правые из них настаивали на отказе от Брестского мира, на возобновлении участия России в мировой войне и только после этого передаче власти Учредительному собранию. Другие же, более левых взглядов, призывали к возобновлению работы Учредительного собрания, были против гражданской войны и выступали за сотрудничество с большевиками, т.к. «большевизм оказался не мимолетным шквалом, а долговременным явлением, и прилив масс к нему за счет центровой демократии, несомненно, продолжается в окраинных областях России». После разгрома Красной Армией самарского Комуча правые эсеры в сентябре 1918 г. приняли активное участие в Уфимском государственном Совещании, избравшем Директорию, которая обязалась передать власть Учредительному собранию 1 января 1919 ., если оно соберется. Однако 18 ноября произошел колчаковский переворот. Члены ЦК партии эсеров, живущие в Уфе, узнав о приходе к власти Колчака, приняли обращение о борьбе с диктатором. Но вскоре многие из них были арестованы колчаковцами. Тогда оставшиеся на свободе члены самарского Комитета Учредительного собрания во главе с его председателем В.К. Вольским заявили о своем намерении прекратить вооруженную борьбу с Советской властью и вступить с ней в переговоры. Но своим условием сотрудничества они ставили создание общероссийского правительства из представителей всех социалистических партий и созыв нового Учредительного собрания. По предложению Ленина Уфимский ревком вступил с ними в переговоры без всяких условий. Соглашение было достигнуто, и эта часть эсеров создала свою группу «Народ». В ответ ЦК партии эсеров заявил, что действия, предпринятые Вольским и другими, - это их личное дело. ЦК эсеров по-прежнему считает, что «создание единого революционного фронта против всякой диктатуры мыслится организациями эсеров возможным только на почве выполнения основных требований демократии: созыва Учредительного собрания и восстановления всех свобод (слова, печати, собраний, агитации и т.д.), завоеванных Февральской революцией, и при условии прекращения гражданской войны внутри демократии». В течение последующих лет эсеры сколько-нибудь активной роли в политической и государственной жизни страны не играли. На IX Совете своей партии (июнь 1919 г.) они решили «прекратить вооруженную борьбу против большевистской власти и заменить ее обычной политической борьбой». Но через 2 года, в июле – августе 1921 г. в Самаре конспиративно собрался Х Совет партии эсеров, на котором было заявлено, что «вопрос о революционном низвержении диктатуры Коммунистической партии со всей силой железной необходимости ставится в порядок дня, становится вопросом существования российской трудовой демократии». К тому времени эсеры имели 2 руководящих центра: «Заграничная делегация партии социалистов – революционеров» и «Центральное бюро партии эсеров в России». Первых ждала долгая эмиграция, издание журналов, написание мемуаров. Вторых – политический судебный процесс в июле – августе 1922 г. В конце февраля 1922 года в Москве было объявлено о предстоящем суде над правыми эсерами по обвинению в акциях, совершенных в период гражданской войны. Обвинение против лидеров партии социалистов - революционеров базировалось на показаниях двух бывших членов Боевой организации - Лидии Коноплевой и ее мужа Г. Семенова (Васильева). К тому времени они в рядах партии эсеров не состояли, и по слухам принадлежали к РКП(б). Свои показания они изложили в изданной в феврале 1922 г. в Берлине брошюре, по мнению лидеров эсеров циничной, фальсификаторской и провокационной. В этой брошюре утверждалась причастность ведущих функционеров партии к попыткам покушения на В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Г.Е. Зиновьева и других большевистских вождей в начале революции. К процессу 1922 г. привлечены были деятели революционного движения с безупречным прошлым, долгие годы проведшие в дореволюционных тюрьмах и на каторге. Объявлению о судебном разбирательстве предшествовало длительное пребывание (с 1920 г.) лидеров партии эсеров в тюрьме без предъявления соответствующего конкретного обвинения. Извещение о суде было всеми (без различия политической принадлежности) воспринято как предупреждение о неминуемой казни старых революционеров и как предвестие нового этапа в ликвидации социалистического движения России. (Весной 1922 г. были широкие аресты среди меньшевиков России). Во главе общественной борьбы против предстоящей расправы над эсерами оказались лидеры меньшевистской партии, находившиеся в эмиграции в Берлине. Под давлением общественного мнения социалистической Европы Н. Бухарин и К. Радек дали письменное заверение, что смертный приговор не будет вынесен на предстоящем процессе и даже не будет затребован обвинителями. Однако Ленин нашел это соглашение ущемляющим суверенность Советской России, а нарком юстиции Д.И. Курский публично заявил, что это соглашение нисколько не связывает московский суд. Открывшийся в начале июня суд проходил 50 дней. Видные представители западного социалистического движения, явившиеся по соглашению в Москву для защиты подсудимых, подверглись организованной травле и были вынуждены 22 июня оставить судебное разбирательство. Вслед за ними покинули зал суда и русские адвокаты. Обвиняемые остались без формальной юридической защиты. Стало ясным, что смертный приговор лидерам социалистов – революционеров неотвратим. «Суд над социалистами – революционерами принял цинический характер публичного приготовления к убийству людей, искренне служивших делу освобождения русского народа», - так писал М. Горький А. Франсу. Приговор по делу эсеров, вынесенный 7 августа, предусматривал смертную казнь по отношению к 12 членам ЦК партии. Однако решением ВЦИК от 9 августа исполнение смертного приговора было приостановлено на неопределенный срок и поставлено в зависимость от возобновления или не возобновления враждебной деятельности партии эсеров против советской власти. Однако решение о приостановке смертных приговоров не было сразу сообщено осужденным, и они длительное время не знали, когда вынесенный им приговор будет приведен в исполнение. Позднее, 14 января 1924 г. Президиум ВЦИК снова рассмотрел вопрос о смертной казни и заменил расстрел пятилетним тюремным заключением и ссылкой. В марте 1923 г. эсеры приняли решение о самороспуске своей партии в Советской России. В ноябре 1923 г. состоялся съезд эсеров, находившихся в эмиграции. Была организована заграничная организация партии социалистов – революционеров. Но и эсеровская эмиграция раскололась на группки. Группа Чернова находилась на позиции некоего «партийного центра», претендуя на особые полномочия выступать от имени партии за границей, якобы полученные им от ЦК. Но и его группа вскоре распалась, т.к. никто из ее членов не признавал единого руководства и не желал подчиняться Чернову. В 1927 г. Чернова заставили подписать протокол, согласно которому он не имел чрезвычайных полномочий, дающих ему право выступать от имени партии. Как лидер влиятельной политической партии В.М. Чернов перестал существовать с момента эмиграции и в связи с полным распадом партии эсеров и в России, и за рубежом. В период 1920-1931 гг. В.М. Чернов обосновался в Праге, где издавал журнал «Революционная Россия». Вся его публицистика и выходившие труды носили ярко выраженный антисоветский характер. Что же касается левых эсеров, то надо сказать, что осознавая необходимость сотрудничества с большевиками, они не принимали их тактики и не оставляли надежды получить поддержку большинства не только в партии социалистов – революционеров, но и в руководящих органах страны. На I съезде партии левых эсеров 21 ноября 1917 г. М. Спиридонова говорила о большевиках: «Как нам ни чужды их грубые шаги, но мы с ними в тесном контакте, потому что за ними идет масса, выведенная из состояния застоя». Она считала, что влияние большевиков на массы носит временный характер, поскольку у большевиков «нет воодушевления, религиозного энтузиазма …, все дышит ненавистью и озлоблением. Эти чувства хороши во время ожесточенной борьбы и баррикад. Но во второй стадии борьбы, когда нужна органическая работа, когда нужно создавать новую жизнь на основе любви и альтруизма, тогда большевики и обанкротятся. Мы же, храня заветы наших борцов, всегда должны помнить о второй стадии борьбы». [58.c.343]. Союз большевиков с левыми эсерами был недолгим. Дело в том, что одним из важнейших вопросов, стоявших перед революцией, являлся выход из империалистической войны. Надо сказать, что в начале большинство ЦК ПЛСР поддерживали заключение договора с Германией. Но когда в феврале 1918 г. Германская делегация поставила новые, гораздо более тяжелые условия мира, эсеры высказались против заключения договора. И после ратификации его IV Всероссийским съездом Советов левые эсеры вышли из состава Совнаркома. Однако М. Спиридонова продолжала поддерживать позицию Ленина и его сторонников. «Мир был подписан не нами и не большевиками, - говорила она в полемике с Комковым на II съезде ПЛСР, - он был подписан нуждой, голодом, нежеланием всего народа – измученного, усталого – воевать. И кто из нас скажет, что партия левых социалистов – революционеров, представляй она одна власть, поступила бы иначе, чем поступила партия большевиков?» Спиридонова резко отвергла призывы некоторых делегатов съезда спровоцировать разрыв Брестского договора и развязать «революционную войну» против германского империализма. [4.c.74]. Но уже в июне 1918 г. она резко меняет свою позицию, в том числе и по отношению к Брестскому миру, поскольку тесно связывает его с последующей политикой партии большевиков по отношению к крестьянам. В это время принимается декрет о продовольственной диктатуре, согласно которому вся продовольственная политика централизовалась и объявлялась борьба со всеми «держателями хлеба» в деревне. Эсеры не возражали против борьбы с кулаками, но опасались, что удар придется по мелкому и среднему крестьянству. Декрет обязывал каждого владельца хлеба сдать его, объявлял всех имеющих излишки и не вывозящих их на ссыпные пункты врагами народа. Противопоставление деревенской бедноты «трудовому крестьянству» казалось левым эсерам бессмысленным и даже кощунственным. Комитеты бедноты именовались ими не иначе, как «комитетами лодырей». Спиридонова обвиняла большевиков в свертывании социализации земли, замене ее национализацией, в продовольственной диктатуре, в организации продотрядов, насильно реквизирующих хлеб у крестьян, в насаждении комитетов бедноты. [4.c.75]. На V съезде Советов (4-10 июля 1918 г.) Спиридонова предостерегала: «Мы будем бороться на местах, и комитеты деревенской бедноты места себе иметь не будут … если большевики не прекратят насаждать комбеды, то левые социалисты – революционеры возьмут в руки те же револьверы, те же бомбы, какими они пользовались в борьбе с царскими чиновниками». [4.c.73]. Ей вторил Камков: «Не только ваши отряды, но и ваши комитеты мы выбросим вон за шиворот». По утверждению Камкова в эти отряды шли рабочие, чтобы грабить деревню. Это подтверждалось письмами крестьян, которые они присылали в ЦК партии левых эсеров и лично Спиридоновой: «По приближении отряда большевиков надевали все рубашки и даже женские кофты на себя, дабы предотвратить боль на теле, но красноармейцы так наловчились, что сразу две рубашки внизывались в тело мужика – труженика. Отмачивали потом в бане или просто в пруду, некоторые по нескольку недель не ложились на спину. Взяли у нас все дочиста, у баб всю одежду и холсты, у мужиков – пиджаки, часы и обувь, а про хлеб нечего и говорить … Матушка наша, скажи, к кому же теперь пойти, у нас в селе все бедные и голодные, мы плохо сеяли – не было достаточно семян, - у нас было три кулака, мы их давно ограбили, у нас нет «буржуазии», у нас надел ¾ - ½ на душу, прикупленной земли не было, а на нас наложена контрибуция и штраф, мы побили нашего большевика – комиссара, больно он нас обижал. Очень нас пороли, сказать тебе не можем. У кого был партийный билет от коммунистов, тех не секли». [44.c.38-39]. Левые эсеры считали, что такая ситуация в деревне сложилась потому, что большевики пошли на поводу у Германии, отдали ей все житницы страны, обрекли оставшуюся часть России на голод. 24 июня 1918 г. ЦК ПЛСР принял решение о разрыве Брестского мира путем организации террористических актов против виднейших представителей германского империализма. 6 июля 1918 г. левыми эсерами был убит германский посол в России граф Мирбах. Длительное время бытовала точка зрения, что это был антисоветский, антибольшевистский мятеж. Но документы свидетельствуют о другом. ЦК ПЛСР объяснял, что убийство произведено в целях прекратить завоевание трудовой России германским капиталом. Это, кстати, подтвердил Я.М. Свердлов, выступая на заседании ВЦИК 15 июля 1918 г. После событий 6-7 июля партия эсеров ушла в подполье, согласно решению своего ЦК. Но поскольку о мятеже, его подготовке знал ограниченный круг людей, многие эсеровские организации осудили мятеж. В августе – сентябре 1918 г. из числа левых эсеров, осуждавших мятеж, сформировались две самостоятельные партии: революционные коммунисты и народники – коммунисты. Были закрыты многие печатные органы эсеров, участились случаи выхода из партии, росли противоречия между «верхами» и «низами» левых эсеров. Ультралевыми была создана террористическая организация «Всероссийский штаб революционных партизан». Однако гражданская война еще и еще раз ставила вопрос о неприемлемости борьбы – тем более, вооруженной, террористической – против большевиков. Характерно, что именно летом 1919 г., в самый драматический момент, когда советская власть висела на волоске, ЦК ПЛСР большинством голосов решил поддержать правящую партию. В октябре 1919 г. по левоэсеровским организациям было распространено циркулярное письмо, призывающее различные течения в партии объединиться на почве отказа от конфронтации с РКП (б). А в апреле – мае 1920 г., в связи с польским наступлением, было признано необходимым активное участие в жизни Советов. Специально принятая резолюция содержала призыв бороться с контрреволюцией, поддерживать Красную Армию, участвовать в социальном строительстве и преодолении разрухи. Но это была не общепринятая точка зрения. Разногласия привели к тому, что весной 1920 г. ЦК фактически перестал существовать как единый орган. Партия медленно угасала. Значительную роль в этом сыграли правительственные репрессии. Часть лидеров ПЛСР находились в заключении или ссылке, часть эмигрировала, часть отошла от политической деятельности. Многие в разное время вступили в РКП (б). К концу 1922 г. партия левых эсеров фактически прекратила свое существование. Что касается М. Спиридоновой, она неоднократно арестовывалась уже после того, как отошла от политической деятельности: в 1923 г. за попытку бежать за границу, в 1930 г. – в ходе гонений на бывших социалистов. Последний раз в 1937 г., когда наносился «последний удар» по бывшим социалистам. Ей предъявлялись обвинения в подготовке покушения на членов правительства Башкирии и К.Е. Ворошилова, собиравшегося приехать в Уфу. К тому времени она отбывала предыдущий срок, работала экономистом в кредитно – плановом отделе Башкирской конторы Госбанка. Она не представляла уже никакой политической угрозы. Больная, практически ослепшая женщина. Опасным было лишь ее имя, основательно забытое в стране, но часто упоминаемое в социалистических кругах за рубежом. 7 января 1938 г. М.А. Спиридонова была приговорена к 25 годам тюремного заключения. Отбывала свой срок в Орловской тюрьме. Но незадолго до того, как в Орел ворвались немецкие танки, Военная коллегия Верховного суда СССР изменила свой приговор, назначив ей высшую меру наказания. 11 сентября 1941 г. приговор был приведен в исполнение. Вместе со Спиридоновой были расстреляны Х.Г. Раковский, Д.Д. Плетнев, Ф.И. Голощекин и другие советские и партийные работники, которых администрация Орловской тюрьмы и НКВД не нашли возможным, в отличие от уголовных лиц, эвакуировать вглубь страны. Таким образом, и правые, и левые эсеры доживали свой век в тюрьмах и ссылках. Почти все, кто не умер раньше, погибли во время сталинского террора.
Партия конституционных демократов (кадетов) Процесс формирования партии конституционных демократов начался в 1902 г.. Предшественником ее была либеральная организация «Союз освобождения». Учредительный съезд партии кадетов проходил 12-18 октября 1905 г. На II съезде (январь 1906 г.) было решено добавить второе название партии – «Партия народной свободы». Партия кадетов была одной из влиятельнейших партий России, поставившая своей целью борьбу за конституционный, демократический строй России. Первым председателем партии кадетов был князь Павел Дмитриевич Долгоруков, потомок рода Рюриковичей, принадлежащий к высшему кругу русской знати. В 1893 – 1906 гг. он был уездным предводителем дворянства в Московской губернии. Во II Государственной думе – председатель фракции кадетов. После установления советской власти полностью отдался идее белого движения. Оказавшись в эмиграции, продолжал борьбу, а в 1924 г. тайно перешел польско-советскую границу и переодетый бродягой сумел добраться до Москвы, чтобы установить связи с возможными союзниками в борьбе против советской власти. Полтора года спустя Долгоруков вновь отправился в опасное путешествие. Но был опознан и арестован. 11 месяцев провел в Харьковской тюрьме и в связи с возрастом и физическими недугами должен был досрочно выйти на свободу. Однако 7 июня 1927 г. в Варшаве гимназистом русского происхождения Борисом Ковердой был убит советский посол П.Л. Войков за то, что в 1918 г. он принимал решение о расстреле царской семьи. В ответ на убийство Войкова в ночь с 9 на 10 июня были расстреляны 20 представителей крупных дворянских семей, находившихся в заключении в разных городах СССР. В советской печати был опубликован список казненных, и первым в нем значился князь Долгоруков. Социальный состав партии кадетов формировался из либеральной буржуазной интеллигенции, прогрессивной части буржуазии. Входили в нее также средние слои города, рабочие. Активными ее сторонниками были привилегированные слои интеллигенции – профессора и приват-доценты, адвокаты и врачи, редакторы газет, журналов, видные литераторы, инженеры. Состояли в ней князья, бароны, графы, помещики, крупные промышленники, банкиры. Но, в основном, в нее входили «сливки русской интеллигенции». Недаром ее называли иногда «профессорской партией». [49.c.267]. Кадетские организации действовали в 76 губерниях и областях страны. Подавляющая часть – в губерниях Европейской России. Основная масса организаций была в городах. Сами кадеты определяли свою численность 70-100 тыс. человек. Департамент полиции считал, что в период расцвета партии в ней было более 100 тыс. человек. Расчеты советских историков показывают 50-55 тыс. членов, в 1917 году – 65-80 тыс. [49.c.267, 269]. Разнородность кадетской партии затрудняла выявление ее классовой сущности, особенно на первых порах, способствуя распространению мнения об ее «общенародности», надклассовости. Во вступительной речи на I съезде партии ее лидер П.Н. Милюков говорил: «… Конституционно – демократическое течение фактически отмежевалось с одной стороны от чисто классовой доктрины пролетариата, с другой – от общественных элементов, имеющих со временем создать политические группы аграриев и промышленников. Самый характер политической борьбы, возможной при старом порядке, сообщил движению и закрепил за ним оттенок идейного, внеклассового движения, соответствующий традиционному настроению русской интеллигенции …»
|