КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экзистенциализм. Другим из наиболее значительных направлений современной западной философии является экзистенциализм – «философия существования» (от латДругим из наиболее значительных направлений современной западной философии является экзистенциализм – «философия существования» (от лат. – жизнь, существование). Наиболее крупные представители этого направления – русские философы Н. Бердяев (1874–1948) и Л. Шестов (1866–1938), французские Ж.-П. Сартр (1905–1980), А. Камю (1913–1960), немецкие М. Хайдеггер (1889–1976), К. Ясперс (1883–1969). Появление этого течения обусловлено кризисом европейского общества XX в., связанного с мировыми войнами, заменой в ряде стран демократических режимов фашистскими, тоталитарными. Экзистенциализм стал философским отражением глубоких социальных потрясений XX в., усугубивших проблему отчуждения человека от общества. Эта философия обратилась к проблеме критических, кризисный ситуаций, пытаясь рассмотреть человека в жестких испытаниях. Важнейшими особенностями этого направления, которые отличают его от классической философии, являются: · Разработка нового понятийного аппарата, замена понятий традиционной философии (бытие, материя, время, движение, пространство) понятиями, связанными с переживаниями отдельной личности, отчужденной от общества и других людей в условиях кризисной ситуации. Не случайно центральное место занимают такие понятия, как страдание, отчаяние, страх, тревога, заброшенность, абсурд, ответственность, болезнь, смерть, свобода выбора. · утверждение идеи неповторимости, уникальности человека и его судьбы. Поэтому главным понятием этой философии стало понятие «экзистенции» – человеческого существования как выражения глубинной основы, сущности бытия человека, его самосознания. Только через осознание специфики собственного бытия человек может правильно взаимодействовать с внешним миром, реализовать себя. · Утверждая уникальность человеческого бытия, экзистенциализм подчеркивает особую роль активности каждого человека в осознании самого себя, своей сущности. Человек в течение своей жизни сам творит, формирует себя, а поэтому человек и только он несет ответственность за свою судьбу. В этом состоит противоположность философии экзистенциализма, по мнению его сторонников, как традиционной религии, утверждающей создание человека Богом в завершенном виде, так и материализму с его представлениями о создании человека в готовом виде природой.
В этой связи можно говорить о гуманистическом характере экзистенциальной философии, так как человек объявляется полным хозяином своей судьбы, творцом самого себя, своей жизни. Эта философия в определенном смысле и оптимистична, призывая каждого человека к активным действиям по созданию самого себя. Экзистенциализм не признает человеческих самооправданий типа «обстоятельства против меня, я мог бы, но не сделал, не реализовал себя». Человек сам создает свой образ, своими действиями, и этот образ не существует до индивидуальных поступков человека. Вместе с тем утверждая полную ответственность человека за свою судьбу, экзистенциализм признает, что не все намерения человека неизбежно свершаются, так как жизнь может препятствовать реализации человеческих замыслов. Это порождает неизбежность «отчаяния», отказ от надежды на лучшее, что и выявляет пессимистический характер экзистенциальной философии. Человеку в его жизни постоянно противостоит враждебный мир. Жизнь абсурдна и иррациональна, человек, как правило, существует в условиях «неподконтрольной ситуации» – эти мысли ярче всего выражены в творчестве А. Камю. В своем широко известном труде «Миф о Сизифе» он пишет, что жизнь человека так же абсурдна, как и жизнь легендарного Сизифа, поднимающего по наказанию богов камень на гору, с которой тот снова должен скатиться вниз. Но при этом Сизиф обретает возможность свободного выбора: покончить жизнь самоубийством или мужественно принять ответственность за свою судьбу. Проблема свободы – одна из центральных проблем данной философии. Важнейшим принципом обоснования свободы у другого крупнейшего представителя экзистенциализма, французского философа и писателя Ж.-П. Сартра, является положение о том, что существование человека предшествует его сущности, в чем и состоит отличие человека от других вещей. Если сущность вещи определена ее происхождением и природой (например, из желудя может вырасти только дуб) и она задана заранее, то человек сначала находится в этом мире, а затем себя определяет. Человек постоянно создает себя из ничего, поэтому он всегда свободен, т.е. он «обречен на свободу». Человек, утверждает Сартр, это «проект», «контур», «замысел». Все, что он делает, зависит от его индивидуального выбора. Бесспорно, понятие внутренней свободы, свободы как качества личности – важная характеристика любого индивида, но при этом необходимо учитывать, что каждый человек живет в определенных объективных обстоятельствах, которые существенным образом влияют на его жизнь. Экзистенциализм отводит этим обстоятельствам пассивную роль, так как они ограничивают человеческую свободу и имеют лишь «негативную силу». Говоря об одиночестве и безысходности человека в «абсурдном мире», и Камю, и Сартр экзистенциальными понятиями характеризуют не только отдельных людей, но и все человечество. Человечество находится в «пограничной ситуации», охвачено чувством страха перед глобальными катастрофами. Поэтому задача философии экзистенциализма – помочь человеку в этих условиях переосмыслить ценностные ориентиры. Таким образом, при всей неоднозначной и противоречивой оценке философии экзистенциализма, спорном характере отдельных выводов (в частности, абсолютизация роли внутренних переживаний, настроений и отрицание объективных обстоятельств в позитивном формировании личности и др.) следует признать значимость тех проблем человеческого существования, на которых эта философия сконцентрировала свое внимание.
|