КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НеотомизмПроблема специфики человеческого бытия становится важной и для современной религиозной философии. В западной философии существует несколько направлений религиозного типа: неотомизм, неопротестантизм, персонализм, но главным из них является неотомизм, как наиболее разработанный и влиятельный. Неотомизм, или новый томизм, – философия современной католической церкви. Она базируется на учении средневекового теолога Фомы (Томаса) Аквинского. К числу признанных представителей неотомизма относятся Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), И. Бохеньский (ФРГ), Г. Веттер (Австрия), К. Войтила (Польша). Неотомизм представляет собой обновленную философию томизма применительно к современным достижениям науки, социальной и духовной жизни. Особенность учения Аквинского, с которой связана его популярность, заключается в том, что он впервые дает обоснование возможности гармонического сочетания веры и разума. Этот центральный в томизме принцип позволил церкви разрешить назревающий в связи с успехами развития естествознания конца XIX в. конфликт между наукой и религией, который грозил подорвать догматические устои католицизма. Не случайно неотомизм возведен в ранг официальной философской доктрины католической церкви. Главное его назначение – подвести философский фундамент под догматы католицизма. Поэтому один из важнейших тезисов неотомизма – гармония разума и веры, науки и религии. Религиозная вера и рациональное познание не антиподы, а два пути, ведущие к одной и той же цели. Путь разума – через постижение сотворенных вещей к Богу, а путь веры, наоборот, через божественное откровение к познанию сотворенного Богом мира. Однако, утверждая гармонию веры и разума, неотомизм не признает их равноправия, поскольку вера как источник, непосредственно исходящий от Бога, выше разума. При этом, стремясь идти в ногу со временем, неотомисты отмечают оторванность католической церкви от развития науки в Новое и новейшее время, считают недоразумением существование былых конфликтов между наукой и религией. В то же время они пытаются использовать в своих интересах нерешенные проблемы науки, спорные вопросы, гипотезы (в частности, католическая церковь допускает эволюционную концепцию происхождения человека как гипотезу). Характерной особенностью современного томизма является его интерес к проблеме человека, что отличает его от традиционной схоластики, где центральное место занимает космология. Неотомизм провозглашает высокое значение не только Бога, но и отдельной человеческой личности. Личность, утверждает Ж. Мари- Такое понимание роли и ответственности человека в строительстве своей судьбы сближает неотомизм с философией экзистенциализма. В заключение подчеркнем, что неотомизм, как антропологически ориентированная философия, отстаивает гуманистические цели, основанные на приоритете фундаментальных человеческих ценностей, терпимости к иной идеологии и иным ценностям, установлении диалога между различными религиями. Проблема человека и, прежде всего, изучение субъективной стороны его деятельности получили дальнейшее развитие в таком направлении, как герменевтика.
|