Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Диалектико-материалистического гуманизма




 

 

Учебное пособие для вузов

 

 

Рыбинск

УДК 1

 

Философия диалектико-материалистического гуманизма: Учебное пособие для вузов. Часть I. / Сост. В. Г. Черников; РГАТА. – Рыбинск, 2010. – 151 с.

 

В данном пособии разрабатывается новая форма материализма во взглядах на человека и общество – индивидуаль­ный материализм и новая диалектика – гуманистическая, которые опираются на гуманистическое отношение общества не к одной группе людей (к классу пролетариев, по Марксу), а к каждому человеку, независимо от его социальной принадлежности. Благодаря этим основополагающим принципам автор­ская концепция и названа диалектико-материалистическим гуманизмом.

Охватывая все типы отношения человека к миру (практическое, познавательное и ценностное), диалектико-материалистический гуманизм подчиняет рассмотрение всех проблем наиболее полному и глубокому удовлетворению потребностей, интересов конкретно-исторического индивида, всемерному улучшению его существования и совершенствованию человеческой сущности.

Учебное пособие рассчитано не только на студентов высших учебных заведений, но и на широкий круг читателей, проявляющих интерес к философии.

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социологии Уральской государственной юридической академии, заслуженный работник Высшей школы РФ А. В. Грибакин;

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Г. М. Нажмутдинов

 

Оглавление

 

Предисловие. 5

Раздел I. Историко-философское введение. 8

Глава 1. Специфика философского знания. 8

1. Возникновение философии. 8

2. Предмет и структура философии. 14

3. Функции философии. 20

Глава 2. Развитие философии в античном обществе. 23

1. Основные онтологические вопросы античной философии. 24

2. Основные гносеологические вопросы античной философии. 30

3. Основные антропологические вопросы античной философии. 33

Глава 3. Средневековая философия. 40

1. Возникновение схоластической философии в Западной Европе. 40

2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. 45

3. Полемика реализма и номинализма. 51

Глава 4. Философия эпохи Возрождения. 53

1. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения. 53

2. Натурфилософия Возрождения. 58

3. Социально-философские идеи Возрождения. 62

Глава 5. Философия Нового времени. 66

1. Социально-исторические условия формирования философии Нового времени 66

2. Становление классической теории познания. 70

3. Социальная философия Нового времени. 76

4. Французский материализм XVIII века. 81

Глава 6. Немецкая классическая философия. 87

1. Гносеология И. Канта. 87

2. Послекантовский немецкий идеализм.. 92

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 100

Глава 7.Марксистская философия и ее и ее историческая судьба. 105

1. Экономические и политические условия, научные и философские предпосылки возникновения марксизма и его философии. 105

2. Философия марксизма как новый этап в развитии европейской философии 110

3. Историческая судьба марксистской философии. 116

Глава 8. Русская философия XIX – начала XX века. 122

1. Общая характеристика русской философии. 122

2. Славянофилы и западники в русской философии. 126

3. Русская религиозно-идеалистическая философия. 130

4. Русский космизм.. 133

Глава 9. Основные направления современной западной философии. 136

1. Сциентистское направление в современной западной философии. 137

2. Антисциентизм в современной западной философии. 141

3. Коммунологические тенденции в современной западной философии. 146

 

 

 

 

Предисловие

 

В настоящее время человечество вступает в новый этап своей исто­рии. Индустриальная цивилизация, связанная с существованием класси­ческого капитализма и социализма советского образца, переживает глубокий кризис. Свидетельствами этого кризиса являются, во-первых, глобальные проблемы (экологическая, продовольственная, сырьевая, тер­моядерной угрозы человечеству, противоречивости богатых и бедных стран мира, борьбы с новыми эпидемическими и иными широко распро­страняющимися заболеваниями и другие), которые все больше обостря­ются, создавая реальную угрозу выживанию человечества. Во-вторых, процессы бурного реформирования капиталистических стран особенно во второй половине XX века, которые привели к образованию новой формы капитализма, существенно отличающейся от капитализма XIX века. И, в-третьих, распад социалистического лагеря, кризис общества в стра­нах, относившихся к социалистическому типу, и переход их на капитали­стический путь развития. Современный кризис человечества обусловлен переходом от индустриальной к постиндустриальной (информационной) цивилизации, в лоно которой вступили пока лишь передовые страны мира.

Если наиболее развитые капиталистические страны осуществляют этот переход без радикальных социальных преобразований, то бывшим социалистическим странам приходится осуществлять коренные социаль­ные изменения, связанные с их формационной принадлежностью. Крутая ломка экономических, политических и духовных устоев социализма дела­ет кризис в этих странах не только мучительно, даже трагически пережи­ваемым, но и остро осознаваемым. Поэтому здесь проявляется сильное стремление к философскому осмыслению современной эпохи, к созда­нию философии нового типа, которая могла бы выступить духовным ори­ентиром в движении человечества к информационной цивилизации.

В основе духовного кризиса реального социализма лежит крах марк­систско-ленинской философии, обусловленный в конечном счете изме­нением объективной действительности, развитием общества. Новая фи­лософия, которая идет на смену марксистско-ленинской философии, должна опираться на фундаментальные принципы и тенденции истори­ко-философского развития. Внутренняя логика исторического развития европейской философии представляет собой трудные, противоречи­вые поиски и обоснование трех важнейших принципов: диалектики, материализма и гуманизма. Они и должны, по мнению автора, быть положены в основу новой философии – диалектико-материалистического гуманизма.

Историко-философские искания связаны еще с проблемой назначе­ния философии. В различные исторические эпохи философия высту­пала в разных преимущественных обличьях: то в качестве мировоз­зрения (как система взглядов на мир и место в нем человека), то в качестве методологии (как учение о способах познания и преобразования мира), то в качестве жизнеучения (как учение о назначении человека, смысле его существования и основных жизненных позициях). Думается, что современная философия должна сочетать в себе все три ипостаси, т. е. не только давать знания о мире в целом и методах его познания, но и определять смысл человеческой жизни и на этой основе вырабатывать жизненные позиции, доводя их по возможности до практических реко­мендаций. Ведь в конечном счете все свои функции философия выполняет ради челове­ка, увеличения его власти над миром, улучшения его жизни, обретения им счастья.

Каждая историческая эпоха в развитии человечества выдвигала на первое место свой круг философских проблем, обусловленный конкретными экономическими, политическими и духовными условиями. Современная эпоха как эпоха перехода человечества от индустриальной к информационной цивилизации выдвигает на первый план философские проблемы человека, поэтому и современная философия должна не просто активно разрабатывать эти проблемы, а ставить человека в центр всех своих исследований, т. е. в целом должна быть антропологичной.

Это обусловлено следующими факторами:

­ Решение проблем, порожденных индустриальной цивилизацией и созиданием информационной цивилизации требует неизмеримо более высокого творческого потенциала человечества, чем ранее. Поэтому многократно возрос спрос на творческих людей. Отсюда формирование творческого человека, т. е. политически и духовно свободного, имеющего достойные материальные условия жизни, высокообразованного и культурного, высоконравственного, в полной мере реализующего свои задатки, способности, таланты, является главной проблемой современной философии.

­ Последовательная ликвидация прогрессивным человечеством в XX веке диктаторских и тоталитарных политических режимов, всемирная борьба за установление демократии, за соблюдение, защиту и обеспечение прав и свобод каждого гражданина, проблемы перехода к демократии стран, находящихся на разных уровнях своего экономического, политического и духовного развития и другие также ставят во главу угла философское решение антропологических проблем.

­ Переход науки к постнеклассическому этапу своего развития вывел философскую проблему субъекта познания и социокультурных условий его деятельности на одно из первых мест, что также требует от философии в целом глубокой и всесторонней разработки антропологических проблем.

­ Объективная закономерность перехода человечества к демократическим формам жизни, требует всестороннего философского исследования проблемы гуманизма. Крах реального социализма в конце XX века наглядно продемонстрировал и несостоятельность марксистского классового гуманизма. Философия должна разработать новое учение о гуманизме, в центре которого будет стоять не тот или иной класс, социальная группа, элита, а каждый конкретно-исторический индивид.

Под действием отмеченных и иных факторов современная философия должна быть во всех своих разделах антропологичной, в центре ее проблем должен стоять конкретно-исторический индивид со своими потребностями и интересами.

Содержание донного учебного пособия составляет новая концепция философии, созданная автором на основе осмысления социального опыта XX века и истории развития европейской философии. Автор отдает себе отчет в том, что представленная в данной работе позиция на предмет философии является одной из многих и, разумеется, еще придется отстаивать ее преимущества и возможности объяснения современной действительности. Появление учебников и учебных посо­бий, содержащих различные точки зрения, несомненно окажет положи­тельное воздействие на учебно-педагогический процесс, поможет студен­там, аспирантам и всем, интересующимся философией, в поиске и фор­мировании собственной философской позиции.

Данное учебное пособие представляет второе издание пособия (В. Г. Черников. Философия диалектико-материалистического гуманизма. – Рыбинск, ОАО «Рыбинский дом печати», 1998). Автор дополнил его рядом новых глав, а также переработал с учетом своего опыта преподавания философии студентам Рыбинской государственной авиационной технологической академии имени П. А. Соловьева и социального опыта развития нашей страны, всего человечества за последние годы.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты