КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет и структура философии
Для того, чтобы выявить специфику философии, следует учитывать различие между объектом и предметом познания. Обычно под объектом исследования понимают систему, на которую направлено познание, а под предметом принято понимать аспект, сторону объекта, которые изучаются той или иной наукой, научной дисциплиной. Так, например, объектом научного исследования является человек как сложнейшая система в мире. Человек выступает объектом познания многих наук, но каждая из них изучает определенные, отдельные аспекты, стороны человека, т. е. имеет свой особый предмет. Физиология рассматривает материальные процессы функционирования органов человеческого тела и нервной системы; психология – психические, духовные процессы, свойственные человеку; социальные аспекты человека изучают этнография, социология, социальная психология, история и другие. Философия имеет свой, специфический как объект, так и предмет исследования. В отличие от частных наук и отдельных научных дисциплин, которые берут в качестве объекта отдельные части, сферы природы, общества, человека, объектом философии выступает и природа, и общество, и человек. При этом философия рассматривает их и по отдельности, как наиболее общие системы бытия, и в их целостном единстве, как мир в целом, бытие мира как единое. При таком понимании объекта философии в него, естественно, входят и все формы связи между человеком, обществом и природой. Наиболее общими из них являются познавательные ценностно-оценочные, этические, эстетические и практические. Предмет философии, как всякого мировоззрения, составляют наиболее общие вопросы строения, функционирования и развития природы, общества, человека и их бытия как единого целого. Историческое развитие философии сопровождалось постоянным изменением не только содержания воззрений на мир, но и понимания предмета философии. До середины XIX века это развитие исходило из предпосылки о том, что рано или поздно будет создана такая философия, которая решит главную задачу – создать предельно обобщенную универсальную картину мира и места человека в нем. Эта картина будет бесспорно истинной на все времена. Такие претензии на создание завершенной и законченной системы философского знания отчетливо выражены в философиях Гегеля и Маркса. Гегель полагал, что в его философской системе абсолютный дух (мировой разум) приобрел совершенную форму, а потому ее основные положения являются абсолютными и неизменными истинами. Марксизм придерживался подобного взгляда. Его суть заключается в том, что впервые на смену многообразным философским учениям в истории человечества приходит единственно верная, научная философия в лице марксистской философии. Все предшествующее историко-философское развитие – это лишь подготовка к возникновению и осознанию подлинного содержания философии. Однако, середине XIX века произошли коренные изменения во взглядах на предмет философии. Благодаря этому в истории развития западноевропейской философии выделяют два основных этапа: этап становления и развития традиционной, классической философии и этап нетрадиционной, неклассической философии, который начался во второй половине XIX в. и продолжается в настоящее время. В чем суть этих изменений относительно понимания предмета философии и средств философского познания? Во-первых, неклассическая философия отбрасывает претензии на создание такой философии, которая раз и навсегда решит коренные проблемы философского познания, и даже не ставит перед собой такой задачи, считая такую постановку бессмысленной. Обоснованием такой позиции является то, что человеческое мышление всегда обусловлено конкретно-историческими социально-культурными обстоятельствами. Поэтому всегда происходит изменение общества, системы знаний, совокупной культуры и в том числе философских представлений о природе, обществе, человеке и мире в целом. И соответственно невозможно в принципе достижение последнего, окончательного, абсолютного философского знания. Во-вторых, социокультурная, историческая обусловленность познания приводит к изменению средств и методов, которыми пользуются философия. Неклассическая философия уже не считает человеческий разум самодостаточным основанием для решения коренных проблем бытия. На каждом историческом этапе развития человечества разум тоже ограничен конкретными социально-культурными условиями. И вместе с тем эти границы, пределы разума расширяются по мере развития общества, человека. Познание, с позиций современной философии, должно опираться не только на мышление, разум, но и на всю совокупность духовных сил и способностей человека: на его волю, веру, на чувственно-эмоциональные явления психики, на подсознание, интуицию и т. д. Неклассическая философия лишает разум того привилегированного статуса, какой он имел в классической философии. В-третьих, неклассическая философия берет в качестве посредника между бытием, миром в целом и человеком язык, понимаемый в расширительном и обобщенном смысле. Он включает в себя не только обычный разговорный язык, но и все имеющиеся у человека средства общения: математический и логический языки, многообразные средства фиксации и передачи информации, языки компьютерных технологий, художественно-символические средства и т. д. В-четвертых, важнейшим опосредствующим звеном между природным бытием и человеческим сознанием, разумом в неклассической трактовке предмета философии является культура, которая тоже берется в расширительном, обобщенном смысле. Под культурой понимается вся творческая деятельность человека и ее продукты. Культура – это все то, что несет на себе отпечаток следов и продуктов человеческого воздействия на природный мир и само это воздействие. Отсюда предметом философии является анализ так называемых универсалий культуры, т. е. ее всеобщих характеристик, свойств, качеств. Таким образом, и в неклассической философии ее предметом является то наиболее общее, всеобщее, что имеется во взаимодействии человека с окружающим его природным и общественным миром. Философское знание имеет специфический характер, отличающий его от обыденного знания и научного, от идеологии и искусства. В то же время философия имеет некоторые черты сходства и с обыденным сознанием, и с наукой, и с искусством. Философия, как справедливо показывают П. В. Алексеев и А. В. Панин (см.: Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. – М.: Изд-во МГУ, Проспект, 2007. – С. 73-95), представляет собой комплексный вид знания. Философское знание характеризуется следующими чертами: 1. Некоторым сходством с научным знанием, удовлетворяя таким критериям научности, как: объективность, т. е. стремление познать свои объекты (природу, общество, человека) такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений; рациональность, т. е. судьей при определении истины является разум; направленность на постижение самых глубоких сущностей, закономерностей природы, общества, человека; особая системность знания, т. е. упорядоченность по осознаным принципам; проверяемость знания как логикой, так и в конечном счете практикой. 2. Обществоведческая сторона философии сходна с идеологией как отражением общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов. Эта сторона философии в конкретно-историческом обществе закономерно имеет социальную (а в классовом обществе – классовую) направленность как по предметному содержанию, так и по реальной роли в противоречивом процессе общественного развития. 3. В той части, в какой философия интересуется человеком, его внутренним миром, его отношениями с обществом, она выступает гуманитарным знанием. 4. Философскому знанию присущи также черты, характерные для искусства: личностно-эмоциональный компонент, выражающий личность и переживания философа, его отношение к действительности; философские труды нередко обретают форму художественных произведений (например, у Платона, Ницше, Камю, Достоевского, Толстого и др.). 5. Философия есть трансцендирующее постижение объекта, т. е. выходящее за границы рационального, за границы возможного опыта. Этот выход связан с самоуглублением. Ведь мы постигаем рационально лишь частицу окружающего нас мира и собственного внутреннего мира, но благодаря трансрациональному мы доходим до первоосновы мира, до первоосновы человека. Трансцендирование хотя и не дает точного знания, как научная рациональность, тем не менее оно способно уловить некоторые глубинные свойства постигаемого бытия. Результатом философского трансцендирования является философская вера – психологическая установка индивида, принимающего что-то необоснованное за реально существующее. Трансцендирующий характер философского знания близко подводит его к религии и мистицизму. 6. Содержание философского знания, которое включает в себя установку здравого смысла с его ориентацией на ближайшие причины явлений, их познание и использование в повседневной практике, характеризует его как любовь к мудрости. Мудрость – это не просто постижение глубинных основ, сущностей бытия, но и соединение этого знания с жизненным опытом, с любовью к миру и человеку; это высшее состояние умственного и нравственного совершенства. Таким образом, в философском знании представлены все имеющиеся в человеческой культуре виды знания; они переплетены здесь и дают единое интегральное целое. Философия – это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи. Структура философии определяется ее объектом. Она состоит из следующих тесно связанных друг с другом частей, разделов, отраслей философского знания. Онтология – учение о мире в целом, о бытии рассматривает обычно такие вопросы миропонимания, как бытие и его формы, материя и движение, структура материи и формы ее движения, конечность и бесконечность мира, материя и сознание, категории, выражающие организацию и детерминацию, обусловленность бытия и др. Антропология – философское учение о человеке. Являясь важной частью бытия, человек в то же время противостоит ему, поэтому сам становится объектом философии. Философия исследует сущность человека, общечеловеческое в его существовании, отличие его от живой природы, место его в мире, связь человека с обществом, материальное и духовное бытие человека, историческое развитие человека и др. Человек не просто противостоит, а взаимодействует с природным и общественным миром. Это взаимодействие осуществляется на трех основных уровнях, каждый из которых становится объектом следующих трех дисциплин философии. Гносеология – философское учение о познавательном отношении человека к миру. Гносеология исследует вопросы о взаимодействии субъекта и объекта познания, познаваемости мира, познавательных способностей человека, закономерностях процесса познания, исторического развития познания, формах и уровнях знания и т. д. Человек не только познает мир, но и оценивает его. Аксиология – философское учение о ценностно-оценочном отношении человека к миру; оно исследует такие вопросы, как: сущность ценностей, виды и формы оценок, ценностные общественные отношения, роль ценностей в жизни общества, значение их для человека и т. д. Человек познает и оценивает окружающий его мир в конечном счете для того, чтобы преобразовывать его с целью обеспечения и развития своего существования. Праксеология – философское учение о практическом отношении человека к миру; оно решает такие вопросы как: специфика практической деятельности людей, ее составные элементы и характер их взаимодействия, закономерности исторического развития практики, ее значение для человека и общества и т. д. Важной частью бытия выступает общество, которое исследуется в философии социальной философией. Эта дисциплина связана с выяснением вопросов о том, что такое общество, чем отличается общественное от природного, специфика социальных закономерностей, как они проявляются в строении, функционировании и развитии общества и др. Отдельные аспекты социогуманитарного бытия исследуют более узкие философские дисциплины. К ним обычно относят такие, как: философия истории, которая исследует наиболее общие закономерности всемирного исторического процесса; этика выявляет фундаментальные, предельные основания справедливых и разумных действий в совместной жизни людей; эстетика предлагает общие определения прекрасного и исследует формы его проявления в искусствах и природе, его воздействие на воспринимающего; философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества; философия науки изучает происхождение и сущность науки как определенной деятельности и системы знаний, ее строение и динамику, формы и методы, закономерности исторического развития и т. д.; философия религии выясняет особенности происхождения и сущности религии, ее функции в жизни человека и общества, соотношение с философией и наукой и т. д. философия культуры изучает происхождение и сущность культуры, значение культуры как системы ценностей в жизни человека и общества, закономерности функционирования и развития и т. д.; философия техники исследует сущность техники, закономерности ее развития, отношение между человеком и техническими системами, социальные последствия технизации производства и быта и др.; философия права решает проблемы обоснования права; политическая философия рассматривает построение, функцию и смысл государства, закономерности его развития, особенности управления и т. д. Любая научная дисциплина, любой тип деятельности человека могут быть рассмотрены с философской точки зрения. Поэтому существуют и разрабатываются «философия математики», «философия физики», «философия химии», «философия биологии», «философия бизнеса», «философия управления» и т. д.
|