КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Натурфилософия Возрождения
Схоластическое учение о природе никогда не переходило границ теоретических спекуляций. В противоположность ему ученые эпохи Возрождения на первый план выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод исследований. На этом пути в XVI веке складывается натурфилософия. Ее отличает прежде всего предмет исследования – «философия природы», но также и подход к основным проблемам философии. Сами мыслители называли себя «натуральными философами», подчеркивая этим, что рассматривают и космос, и человека с точки зрения автономии природы, независимо от теологии и схоластической философии. Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509-1588 гг.). Задачей философии считает Телезио не познание бога, а исследование реальной природы. Философия должна освободиться от теологии. Телезио отвергает упование на внешние авторитеты; философские и научные выводы должны опираться на непосредственные восприятия и опыт, на собственный разум. С позиции Телезио, натурфилософия должна выявлять подлинные, действительные свойства вещей. Человеческое знание, как писал он, тогда может достичь вершин, когда «может обнаружить то, что явило ему ощущение и что можно извлечь из подобия вещей, воспринятых чувствами». Такими, выведенными из самой природы началами вещей, Телезио считает материю, именуемую им «телесной массой», и бестелесные активные силы – тепло и холод. В неразрывном единстве они образуют субстанцию – наиболее общую, конечную первооснову природы. Материя придает вещам телесность и массу, а тепло и холод дают им свойства и формы. Материальное телесное начало вечно и нетленно. «Телесная масса» не обладает активными свойствами. Активные начала – тепло и холод борются между собой за обладание материей, ибо нуждаются в телесной массе для своего существования. Борьба противоположных начал проявляется в противостоянии двух «великих тел»: космоса (неба) и Земли. Небо есть материя, в которой действует теплое начало, Земля находится в обладании холода. Тепло является причиной движения как небесных тел, так и земных. Признав акт божественного творения, Телезио в дальнейшем обходится без бога. Природа, объясняемая на основе «собственных начал», не нуждается в потустороннем вмешательстве. Из природных начал, не имеющих ничего общего с богом, выводит Телезио объяснение жизни и сознания. Тепло, являющееся активным началом, лежит в основе «жизненного духа» всех живых существ. Отличие «духа» человека от «духа» животных лишь в большей «тонкости, тепле и благородстве». Разумная душа не свободна от материи, от человеческого тела. Люди отличаются друг от друга умом из-за величины, формы всего тела, а особенно головы и мозга и еще больше из-за различия духа, который распространяется во всем теле, заполняя нервную систему человека. Жизненный дух воспринимает внешние воздействия, исходящие от окружающих вещей и передаваемые как непосредственно, так и при содействии воздуха. В результате этого восприятия возникает ощущение. Ощущение лежит в основе всех наших знаний о вещах. К нему восходят, им определяются все прочие способности души – воображение, рассуждение. Все науки должны быть основаны на ощущении и исходить из непосредственного опыта. Это придает достоверность познанию. Натурфилософия Телезио оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие философии природы. Высшим результатом этого развития, да и всей философской мысли эпохи Возрождения явилась натурфилософия Джордано Бруно (1548-1600 гг.). В ней наиболее полно и глубоко воплотились главные особенности ренессансной философии – ее гуманистический пафос, чувство красоты и величия природы, стихийная диалектика и другие. Центральной категорией философии Бруно выступает Единое. Оно является одновременно и причиной бытия, и самим бытием вещей, в нем отождествляются их сущность и существование. «Единое, – говорит Бруно, – абсолютная возможность, едина действительность; едина форма или душа, едина материя или тело, едина вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее..., Единое есть Вселенная... Она существует вечно и не может исчезнуть...» В учении Бруно о Едином заключено совпадение материи и формы, бога и природы, их отождествление. Христианский бог здесь утрачивает свой надприродный характер; он как бы сливается с природой, а природа тем самым обожествляется. Такой взгляд на мир получил название пантеизма (всебожия). В учении Бруно о Едином выражена диалектическая идея о совпадении противоположностей: непрерывной изменчивости мира и постоянства природных законов; материи и формы, возможности и действительности, холода и тепла, возникновения и уничтожения и т. д. Эта идея направлена против дуализма средневековой схоластики. Отвергая и аристотелевскую форму, и платоновские идеи как активное первоначало мира, отбрасывая схоластическое понятие материи как чистой возможности, Бруно разрабатывал учение о материи как об активном, творческом начале, преисполненном жизненных сил. Материя, говорит Бруно, может быть рассмотрена двояким способом: во-первых, в качестве возможности, во-вторых, в качестве субстрата. Но возможность бытия не предшествует бытию, она дана вместе с бытием в действительности. Материя едина и в качестве субстрата, поскольку она есть постоянное и вечное начало всех природных вещей. В ней разрешаются все формы, и после гибели формы или вида в следующих вещах ничего не остается от прежних форм, но вечно пребывает материя. В учении о строении материи Джордано Бруно обращается к традициям античного атомизма. Атомы составляют основу всякого бытия, именно их материальная природа определяет единство всех вещей, единство их субстанции. Источник движения заложен в самой материи, а стало быть, и в мельчайших ее частицах – атомах. Внутренняя способность материи к движению и образованию форм именуется в сочинениях Бруно Душой мира. Она является формальным образующим началом всех вещей, она не только находится внутри материи, но и главенствует над ней. Главная способность мировой души – всеобщий ум. Стремясь найти в недрах самой материи определяющую причину движения, отвергая внешнее, чуждое материи вмешательство, Бруно пришел к мысли о всеобщей одушевленности природы, к идее панпсихизма. Глубочайший смысл этой идеи – признание самодвижения в природе. Отсюда вытекала необходимость поиска источников не только движения, но и жизни, и даже сознания в недрах природы. Тем самым было отвергнуто внешнее божественное вмешательство в развитие материального мира. Необходимым условием существования материи являются пространство и время. Бруно отвергает при этом отрыв пространства и времени от материи. Лишь человеческий разум, считает Бруно, может рассматривать категории пространства и времени в отрыве от самого материального мира. Открытие Коперника послужило для Бруно отправной точкой для разработки учения о бесконечной Вселенной. Он показал, что в бесконечной Вселенной нет места фиксированному центру (в виде Земли, Солнца или иного тела). Во Вселенной нет деления на тленный и нетленный мир, ибо все небесные тела, к которым относятся и Солнце, и наша Земля, и другие планеты, звезды, состоят из одних и тех же элементов, имеют ту же форму, тот же вид движения. Небесные тела, таким образом, лишались своего привилегированного положения, они оказывались во власти единых для всего космоса физических законов. Бесконечность у Бруно есть бесконечность материальной Вселенной. Вселенная у Бруно объявляется равной богу, поскольку бесконечность Вселенной есть необходимое порождение бесконечности божественной мощи. Бесконечность Вселенной нельзя понять с точки зрения обыденного человеческого сознания, которое формируется на основе опыта в отношении конечных вещей. Здесь необходим философский разум. Задача разумного познания – проникнуть за внешний облик мира и, углубившись внутрь природных явлений, постичь законы бесконечно движущейся природы. Человеческий разум, писал Бруно, есть некое зеркало, отражающее в себе «образ природных и тень божественных вещей». Мужество Джордано Бруно поразило воображение современников. И не столько тем, что он бесстрашно взошел на костер, сколько тем, что он при этом не верил в бессмертие души и не ожидал посмертного воздаяния. Смертность души – одна из предпосылок этического учения Бруно. Человек неразрывно связан с вечной и бесконечной природой, он ощущает себя частицей величественного и непрерывного движения природы. И это наполняет человека гордостью и упоением. Отказавшись от надежды на личное бессмертие, гордый человеческий разум преодолевает страх смерти. Для этого ему достаточно ощущать себя частью вечной природы. Но поскольку жизнь человеческая коротка, составляет лишь мгновение в бесконечном потоке времени, постольку он должен действовать, трудиться. Только в труде, добиваясь господства над природой, человек осуществляет свое предназначение. В «плодотворной общительности», как говорил Бруно, люди создают гражданское общество, государство, законы, культуру. Начав с отрицания религиозного самопожертвования ради загробного мира, Бруно приходит, преодолев эгоистический индивидуализм ранних гуманистов, к прославлению самоотверженности и подвижничества ради высокой цели. Так называемый героический энтузиазм Джордано Бруно – это одновременно и высшая ступень познания природы, и высшая ступень человеческого совершенства. Человек божествен, ибо божественна создавшая его природа, частью которой он является. В то же время божественным делает его порыв к знанию и высшему деянию. Человек обожествляется в героическом восторге слияния с обожествленной природой.
|