КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философии Нового времени
Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII-XVIII веках. Конечной причиной этого процесса явилась замена ручных орудий труда, с которыми связан труд средневековых крестьян и ремесленников, машинными орудиями труда, которые привели постепенно к радикальному преобразованию всего европейского общества. Этот исторический период, получивший название Нового времени, может быть охарактеризован по своей сути как переход от одного типа цивилизации к другому. На смену аграрной цивилизации приходит индустриальная. Развитие фабричного производства, основанного на машинных орудиях труда, дало мощный толчок развитию научного знания. Именно в этот период зарождается современное естествознание: алхимия заменяется химией, разрозненные научные знания оформляются в такие науки, как физика, математика, биология и др. Практические потребности совершенствования машин и механизмов, повышение их производительности вызвали к жизни такую науку, как механика. Из всех наук она получает в этот период наибольшее развитие и оказывает сильное влияние на философию. Если в средние века философия выступала в союзе с теологией (богословием), а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то в Новое время она опирается на науку. Для формирования естественнонаучного знания данной эпохи характерна ориентация на познание реальности, опирающееся на чувство. Поворот к чувственному познанию приносит с собой небывалый рост фактических данных в различных областях как науки, так и социальной, производственной практики. Формирование науки в этот период связано с тенденцией познания не только единичных, изолированных фактов, но и определенных систем. Стремление к систематизации, количественный рост знаний вызывают развитие теоретического мышления, что закономерно ведет к повышению роли рационального познания. Молодая наука, стремящаяся познать природу без помощи бога, уповающая на силу человеческих чувств и разума, желающая иметь практическую пользу и потому принявшая экспериментально-математическую ориентацию, сама нуждается в философской помощи. Прежде всего ей необходима помощь философии в выявлении человеческих познавательных способностей и отыскании наиболее общих закономерностей процесса познания. И философы XVII века, сами зачастую осуществляющие научно-исследовательские работы в тех или иных областях естествознания, остро чувствуют эту необходимость и ведут активные разработки гносеологических проблем. Благодаря этому гносеология в философии Нового времени выдвигается на первое место. Совместными усилиями многих выдающихся философов Нового времени в XVIII веке создаются общие контуры так называемой классической теории познания. В XVII веке центр экономического развития постепенно перемещается из Италии в Англию, Нидерланды и частично во Францию. Именно в этих странах происходит переход от мануфактурного производства к фабричному; это приводит к возникновению новой социальной группы (так называемого третьего сословия), в которой ведущую роль играет буржуазия. С развитием производства формируются новые общественные отношения. В начале XVII века в Нидерландах происходит первая в Европе буржуазная революция, объединившая выступления практически всех слоев общества против испанского владычества. Англия, успешно соперничая с Испанией, становится значительной колониальной и торговой державой. Это открывает новые рынки сбыта товаров и тем самым способствует бурному развитию фабричного производства, которое основывается на наемном труде. В этот процесс включается и английское дворянство, которое ориентируется на производство сырья для фабрик. Буржуазия и включенное по сути дела в буржуазное производство дворянство имеют во многом совпадающие экономические интересы. Эти интересы – экономической деятельности, практической жизни – ориентируют их на действительное познание мира, которое бы опиралось не на цитаты из Библии, а на практический опыт. В XVIII веке английский капитализм осуществил переход от мануфактурного производства к фабричному. Главным социальным последствием этого преобразования под влиянием машин было обогащение буржуазии и усиление ее роли в общественной жизни. «Славная революция» конца XVII века явилась компромиссным удовлетворением политических притязаний крупной буржуазии. Дворянство в лице земледельческой аристократии поделилось политической властью с буржуазией. Были заложены основы парламентарной монархии. Эти практические политические процессы и изменения в общественной жизни требовали теоретического, социально-философского объяснения. Буржуазии стали необходимы такие теории, которые бы обосновали ее политические интересы и притязания. Этим объясняется большой интерес мыслителей Нового времени к социально-философской проблематике, их стремление выработать новые социально-политические теории, новые воззрения на отношения между человеком и обществом. Еще более острую потребность в создании новых антропологических и социально-философских воззрений испытывала буржуазия тех стран Европы, где буржуазные революции еще не произошли. Сохраняющиеся в них феодальные общественные порядки тормозили развитие капиталистического способа производства. Для этих стран, особенно для Франции, новые антропологические и социально-философские учения явились теоретической подготовкой буржуазной революции. Эти учения обосновывали правомерность притязаний буржуазии на политическую власть в обществе, которая позволила бы ей сломать в законодательном порядке все феодальные препоны, мешающие успешному развитию буржуазного способа производства экономическому развитию общества. Благодаря этим обстоятельствам и возникает антропология и социальная философия Нового времени. Наконец, машинные орудия труда оказали еще одно мощное воздействие на развитие философии. Резко повысив производительность труда при производстве тканей (а первой изобретенной в этот период машиной был челночный ткацкий станок), машинные орудия труда привели к росту производимой продукции, для сбыта которой необходимо было найти новые рынки, ибо старые были переполнены. Это дало толчок мореплаванию в поисках новых земель. Великие географические открытия расширили кругозор европейцев, что повлекло за собой изменение мировоззрения. На изменение мировоззрения оказали влияние и глубокие научные исследования природы. И как следствие этих изменений происходит развитие онтологических философских воззрений. Буржуазная по своему основному социальному содержанию передовая философия Нового времени развивалась в сложном взаимодействии с наукой, с одной стороны, и с религией – с другой. Культура средневековья отнюдь не исчезла в этот период с исторической арены, ибо полного вытеснения феодальных общественных отношений буржуазными не было даже в передовых странах Европы. Поэтому не только религия в Новое время оставалась главной идеологической силой, но и схоластическая философия продолжала господствовать в ряде университетов, а в некоторых странах признавалась официальной философской доктриной. Передовая философия в борьбе против схоластики опиралась уже не столько на античные философские учения, как это было в эпоху Возрождения, сколько на научные идеи. Опора на них оказалась столь значительной, что породила новую форму философии, обычно именуемую механистическим материализмом. Интенсивное взаимодействие передовой философии с наукой сопровождалось разработкой методологии – учения о методах познания мира, которое углубляло и конкретизировало гносеологическую проблематику. В XVIII веке европейская философская мысль достигла такой зрелости, что ее наиболее выдающиеся представители осознали факт ее исконной поляризации на материалистическое и идеалистическое направления. При всем обилии попыток совместить материалистические положения с идеалистическими возникло также осознание непримиримого противоречия между ними. Появились, с одной стороны, последовательно идеалистическое, а с другой – последовательно материалистическое миропонимания. Идеализм в ходе этого развития выработал новую для себя субъективную форму, которая была использована для борьбы против материализма и для модернизированного философского обоснования религии. Материалистическая же философия, преодолев свою былую пантеистическую ограниченность, стала радикально антирелигиозной и открыто атеистической.
|