КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономические и политические условия, научные и философские предпосылки возникновения марксизма и его философии
Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883 гг.) при участии Фридриха Энгельса (1820-1895 гг.), оказала хотя и неоднозначное, но сильное влияние на развитие философской мысли в XIX-XX веках не только в Европе, но и во всем мире. Она дала мощный толчок как революционному, так и реформаторскому преобразованию социальной действительности не только в европейских странах, но и на других континентах. Уже это говорит о закономерности, необходимости марксистского этапа в развитии западноевропейской философии. Возникновение марксистской философии в 40-х годах XIX века в Западной Европе не было случайным. Оно подготовлено, с одной стороны, экономическими и политическими условиями, которые сложились к этому времени в наиболее развитых странах Европы, а с другой – духовным развитием европейского общества, в котором важнейшее место занимают естественнонаучные, социально-теоретические и философские предпосылки возникновения марксизма и его философии. Исторические условия возникновения марксизма и его философии характеризовались прежде всего тем, что капитализм утвердился в Западной Европе как господствующая экономическая система. Отшумевшие буржуазные революции дали буржуазии политическую власть и устранили все препятствия для интенсивного развития капиталистического производства. Возникали крупные промышленные предприятия, усиливалась эксплуатация пролетариата, складывался международный капиталистический рынок. С 1825 года начались экономические кризисы – периодически возникающие перепроизводства товаров, которые связаны с нарушением пропорций в экономическом производстве, с падением производства и недогрузкой производственных мощностей, с ростом безработицы и т. д. Превращение капитализма в господствующую экономическую систему выявило его как положительные, так и отрицательные черты. У европейского общества появилась в этой связи потребность в теоретическом осмыслении сущности зрелого капиталистического производства. Ответом на эту общественную потребность и явилось экономическое учение Маркса, разработанное в главном труде его жизни – в «Капитале». Всякая частнонаучная теория имеет те или иные философские основания. При разработке своего экономического учения Маркс вынужден был создавать и новые философские основания, поскольку старые – ни идеалистическая философия Гегеля, ни метафизическая философия Фейербаха для этого не годились. Установление капитализма в качестве господствующей экономической системы наглядно выявило пороки буржуазного общества, его, как казалось Марксу и Энгельсу, неразрешимые в рамках данной социально-экономической системы противоречия. Обнажилось главное противоречие капитализма – между трудом и капиталом, между пролетариатом и буржуазией. Стало очевидным, что в наиболее развитых странах Западной Европы классовая борьба с феодалами закончилась, на первый план вышла борьба пролетариата с буржуазией. Пролетариат выступил против своего бывшего союзника по антифеодальной борьбе, причем с оружием в руках. В 1831 году во Франции происходит восстание лионских ткачей, в 1834 году – силезских ткачей в Германии, а в Англии в это время развертывается чартистское движение – первое массовое, политически оформленное революционное движение пролетариата. Все это свидетельствовало о том, что к 40-м годам XIX века пролетариат созрел как класс, превратился в самостоятельную политическую силу, осознающую специфичность своих интересов и их отличие от интересов других классов. Более того, пролетариат осознал антагонизм, то есть непримиримость своих экономических интересов с интересами буржуазии. Для него стала ясной несостоятельность утверждений идеологов буржуазных революций о свободе, равенстве, братстве, о всеобщей гармонии и всеобщем благополучии в капиталистическом обществе. Буржуазные революции принесли свободу и благополучие лишь одному классу – буржуазии, пролетариат же получил формальные свободу, равенство и братство, а фактически ухудшение условий труда и жизни. Это, естественно, повысило его революционную активность в борьбе за улучшение жизни. И соответственно его перестали удовлетворять все теории, которые не связывали путь перехода к социализму и коммунизму с революционным преобразованием общества, поскольку считали пролетариат страдающим классом (Сен-Симона, Оуэна, Фурье, Прудона, Кабэ, Вейтлинга и других). У зрелого пролетариата возникла потребность в реалистической теории, которая подобно буржуазным теориям, приведшим буржуазию к политическому господству, могла бы указать пролетариату реальные пути освобождения от эксплуатации и улучшения жизни. Ответом на эту потребность и явилась политическая теория Маркса, которая включала учения о социалистической революции, о диктатуре пролетариата, об основных принципах и путях построения социалистического, а затем и коммунистического общества. Параллельно с разработкой политической теории Маркс вынужден был создавать и ее новые философские основания, ибо старая философия не могла помочь в решении политических задач. Таким образом, марксизм возникает как единство трех учений – экономического, политического и философского. Возникновение марксизма вместе с тем было ответом и на возникшую к этому времени потребность у западноевропейского общества в объяснении качественного изменения пролетариата, начавшейся борьбы его против буржуазии и роста революционной активности. Эти потребности осознали первыми Маркс и Энгельс. В пролетариате они увидели ту силу, которая призвана изменить существующие общественные порядки, принести освобождение не только себе, но и всем угнетенным группам в обществе. И они поставили свою жизнь и творчество на службу пролетариату. Философия марксизма изначально создавалась как философия класса пролетариев. «Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, – заявлял Маркс, приступая к созданию своей философии, – так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие...» Превращение капитализма в господствующую экономическую систему потребовало дальнейшего развития средств труда (орудий труда, источников энергии, транспортных средств, средств связи и т. д.), необходимого для увеличения производства товаров. Это в свою очередь стимулировало развитие науки, особенно естественных и технических наук. В первой половине XIX века был сделан ряд выдающихся естественнонаучных открытий, которые имели огромное философское значение. Энгельс выделил из них три: 1. Закон сохранения и превращения энергии (Майер). Открытие этого закона показало, что механическая сила, теплота, свет, электричество, магнетизм (т. е. различные виды энергии) не изолированы друг от друга, а связаны друг с другом и при определенных условиях переходят друг в друга. Таким образом, подтверждался диалектический философский взгляд на мир, утверждающий принцип всеобщей взаимосвязи энергии, вещей, явлений, процессов, и опровергался метафизический, который основывался на противоположном утверждении. Кроме того, из данного закона вытекал вывод о том, что нет возникновения и исчезновения энергии, а есть лишь непрерывное превращение энергии из одного вида в другой. Этот вывод имел то философское значение, что опровергал идеалистический взгляд на мир как сотворенный какой-либо духовной силой (абсолютной идеей, богом, абсолютным Я и т. п.) и обосновывал материалистическое представление о природе как существующей вечно, несотворимой и неуничтожимой. 2. Открытие клеточной структуры живых организмов (Шванн, Шлейден). Клеточная теория строения растений и животных разрушила старое метафизическое представление, не видевшее единства между растительным и животным мирами. Объясняя не только единство строения организмов растений и животных, но и процесс их роста, она с естественнонаучных позиций подтверждала правоту философской материалистической идеи саморазвития природы. 3. Эволюционная теория Дарвина доказала, что виды растений и животных не постоянны, как думали раньше, а изменчивы, что ныне существующие виды произошли естественным путем от других видов, существовавших ранее. Изменения видов растений и животных происходят в результате естественного или искусственного отбора. Тем самым и теория Дарвина имела большое философское значение для непосредственного подтверждения диалектического воззрения на мир и опровержения метафизического. Кроме того, из нее можно было сделать и материалистический вывод о самопорождении природой своих высших форм из низших, о происхождении человека из высших форм животного мира, а не в результате божественного творения. Таким образом, успехи естествознания к середине XIX века убедительно показывали диалектическую взаимосвязь, изменение, развитие природных явлений и их материальные причины. Иначе говоря, естествознание входило в противоречие с метафизическими и отчасти идеалистическими философскими представлениями о мире. Наука буквально подталкивала философов к необходимости соединения диалектики и материализма. Маркс и Энгельс смогли в полной мере обобщить и оценить не только выдающиеся открытия естествознания, но и достижения обществознания. Среди последних можно отметить три наиболее важные предпосылки возникновения марксистской философии: 1. Идея закономерного развития общества (Вико, Гоббс, Руссо, О. Конт, Гегель и др.) все более проникала в западноевропейскую философию. 2. Представители английской политической экономии Смит и Рикар-до теорией трудовой стоимости обосновывали идею труда как источника всех богатств и материального производства как важнейшей сферы общественной жизни. Поскольку богатства в капиталистическом обществе имеют форму товаров, а товары обмениваются по их стоимости, то труд есть основа стоимости. Эти положения вели философов к материалистическому пониманию общества. 3. Сен-Симон и Фурье связывали угнетение в обществе с господством частной собственности на средства производства. Этот принцип был использован французскими историками Гизо, Тьерри и Минье для объяснения классовой борьбы между дворянством и буржуазией и всей истории Великой французской революции. Маркс и Энгельс применили данный принцип в разработке материалистического философского воззрения на общество и коммунистического учения. При создании своей философии Маркс и Энгельс использовали достижения не только научной, но и философской мысли, выработанные к 40-м годам XIX века. Здесь надо отметить диалектический взгляд на мир, разработанный Гегелем в виде целостной философской системы и материалистический подход к природе, разработанный французскими материалистами XVIII века и Фейербахом. Таким образом, возникновение марксистской философии подготовлено как материальным, так и духовным развитием западноевропейского общества. Она представляет собой дальнейшее продвижение идей, выработанных предшествующей философской мыслью и прежде всего немецкой классической философией. Это развитие было осуществлено Марксом и Энгельсом в процессе критического переосмысления философского наследия великих предшественников.
|