Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Европейской философии




 

Философия марксизма представляет собой закономерное развитие немецкой классической философии и вместе с тем новый, самостоятель­ный и оригинальный этап в истории европейской философии. Своеобра­зие марксистской философии проявляется во всех основных сферах философского знания (онтологии, гносеологии, антропологии). Однако наибольшее внимание уделялось Марксом и Энгельсом проблемам чело­века и общества, выявлению закономерностей общественного развития. Поэтому и наиболее значительные как для теории, так и для практики результаты были получены ими при разработке социально-философских проблем.

В онтологии марксистской философии особо выделяются следующие новации по сравнению с предшествующей философской мыслью:

Во-первых, создание новой, третьей исторической формы диалекти­ки – материалистической диалектики. Первой формой диалектики в ис­тории европейской философии была диалектика древнегреческих мыслителей. Она была результатом непосредственного, чувственно-конкретного созерцания действительности и характеризовалась наивностью и стихий­ностью. Стихийность этой формы состояла в том, что диалектики выра­жали только то, что давали им чувства и пытливый разум, но они ничем не могли подтвердить свои гениальные догадки, не могли опереться на достоверное научное знание, поскольку в их время существовали лишь зародыши научных знаний (пранаука). Стихий­ная диалектика представляла собой отдельные высказывания о движении, развитии, указывала на противоречия в самих вещах как на источник их развития. Второй исторической формой диалектики была диалектика немецкой классической философии. Она опиралась на науку и представ­ляла собой глубоко разработанную теорию развития, в которой выявлены источники развития, его закономерности и механизм. Но поскольку вся действительность при этом понималась как проявление духовности, ко­торая по сути дела представляла собой мистифицированное человеческое сознание, постольку эта диалектика была облечена в идеалистическую форму. В противоположность этой – идеалистической – диалектике Маркс и Энгельс создают материалистическую диалектику. Она рассмат­ривает движение и развитие природного и общественного мира как объективной, существующей самой по себе, материальной действитель­ности, а человеческое сознание как отражение этой действительности.

Во-вторых, Маркс и Энгельс создали и новую форму материа­лизма – диалектический материализм. Исторически первой формой ма­териализма был материализм древнегреческой философии. Будучи наив­ным и стихийным, он опирался на чувственно-конкретное восприятие мира и первоначало всего сущего видел в чем-то чувственно-материаль­ном (в воде, воздухе, огне, атомах и т. д.). Наивность этой формы материализма заключалась в том, что мир он представлял в чувственно-конкретной форме, как единое нерасчленимое целое, не видел законов его существования как общих (присущих миру в целом), так и специфи­ческих (присущих отдельным его частям – природе, обществу, мышле­нию). Второй исторической формой материализма был метафизический материализм XVII-XVIII веков. Он основывался на достижениях част­ных наук, широко использовавших данные опытов (прежде всего механи­ки, как наиболее развитой в то время науки, химии, биологии и др.). Вместе с тем своей разработкой гносеологических проблем он оказал огромное плодотворное влияние на развитие этих наук. Признавая дви­жение и развитие в мире, этот материализм трактовал их упрощенно, односторонне, отступая кое в чем от достижений древнегреческой фило­софии (например, отрицая противоречивость явлений, процессов как ис­точник их развития). Он был преимущественно механистическим, т. е. все сложнейшие изменения действительности объяснял исходя из механики, законы которой пытался распространить на физику, химию, биологию и даже на общественную жизнь. Он не видел активности человека, считал природу активным, действующим началом в мире, а человека лишь пассивным созерцателем и объектом природных воздействий. В то время как гуманизм эпохи Возрождения уже позволял и в определенном смысле ориентировал на исследование активности человека, его преобразующего воздействия на природу. Все это характеризовало материализм XVII-XVIII веков как метафизический. Маркс и Энгельс выработали третью историческую форму материализма – диалектический материализм, ко­торый представляет собой соединение материалистического воззрения на мир с глубоким, всесторонним пониманием его взаимосвязей, измене­ний и развития.

В-третьих, марксистская философия выработала новое понимание материи. Древнегреческая философия еще не знала понятия материи. Она сводила материю к первоматерии и отождествляла ее с тем или иным конкретным веществом (водой, воздухом, огнем, атомами и т. д.). Счита­ла, что различные предметы, вещи, явления могут возникать и исчезать, но первоматерия несотворима и неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности, меняются лишь конкретные формы ее бытия. Философия Нового времени выработала общее понятие материи как такой основы (субстанции) всех вещей, предметов и явлений, которая представляет собой совокупность фундаментальных свойств бытия (плотности, протя­женности, движения и других). Иначе говоря, она преимущественно сводила материю к различным свойствам. Философия марксизма отказа­лась от всякого сведения материи к какому-то более фундаментальному явлению (будь то вещество или свойство), считая, что такового вообще не существует. Поэтому материю необходимо определять не путем подве­дения под какое-то более общее понятие, а путем сопоставления с ее противоположностью и противопоставления ей. Такой противоположно­стью материи выступает дух, идеальное. Этот путь привел марксизм в понимании материи к преодолению метафизических взглядов и выра­ботке диалектического подхода. Наиболее полное определение материи в марксистской философии было дано Лениным, который, правда, из всего многообразия духовных явлений взял ощущения, что обусловлено конкретно-историческими условиями его борьбы против эмпириокрити­цизма – субъективно-идеалистического учения, берущего за основу бы­тия ощущения. «Материя, – писал Ленин, – есть философская катего­рия для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

В гносеологии достижения марксистской философии связаны с но­вым пониманием практики и введением ее в процесс познания. Маркс и Энгельс, с одной стороны, согласились с метафизическим материализ­мом в понимании практики как материальной деятельности людей, но выступили против индивидуалистической и внеисторической ее трак­товки. С другой стороны, полемизируя с идеалистической диалектикой своих предшественников Маркс и Энгельс поддержали и развили их идеи общественного и исторического характера практики, но резко критикова­ли идеалистический взгляд на практику как исключительно духовную деятельность человека. На этой основе ими и было выработано диалектико-материалистическое понимание практики.

Такое понимание практики было включено Марксом и Энгельсом в качестве необходимого фактора процесса познания. Познание как духовная деятельность людей является противоположностью практи­ческой деятельности. Но развитие как одной, так и другой из дан­ных противоположностей невозможно без их тесного, диалектическо­го взаимодействия. Процесс познания осуществляется по своим собст­венным закономерностям, однако, на разных этапах его от начала до конца практика в различных формах оказывает существенное влияние на него.

В воззрениях на человека и общество марксистская философия внесла наиболее радикальные преобразования, выдвинула принципиаль­но новые идеи, которые оказали революционное влияние на развитие европейского общества, а затем и всего мира. Среди них надо отметить следующее:

Во-первых, материалистическое понимание общества. Впервые в ис­тории философии Маркс и Энгельс установили, что производство мате­риальных благ является решающей, определяющей силой всего обще­ственного развития и лежит в основе всех других сторон общественной жизни. Первичность материального производства в жизни человечества обусловлена тем, что оно является источником жизни общества. Люди, прежде чем думать, заниматься искусством или политикой, должны жить. А для того, чтобы жить, они должны производить материальные блага – предметы пищи, одежды, обуви, жилища. Животные пользуются светом и теплом солнца, берут готовыми растительную и животную пищу из внешней природы. Этого достаточно для их существования. Человеческое общество как общество погибнет, если не будет создавать из вещества природы продукты питания, одежду, жилища. Основные изменения в обществе начинаются прежде всего в материальном производстве, а затем уже находят отражение в духовной жизни общества. В конечном счете общественные взгляды отражают характер производства и порожденных им экономических отношений. Новые общественные взгляды и теории рождаются лишь тогда, когда созревают материальные условия для их осуществления. Происхождение общественных идей, теорий, учреждений в конечном счете коренится в условиях и законах развития материального производства.

Во-вторых, классовый подход к обществу. Выводы историков о ре­шающей роли социальных классов и борьбы между ними в развитии общества Маркс и Энгельс связали с материалистическим взглядом на общество. Они показали, что главными движущими силами в развитии как материального производства, так и общества в целом выступают социальные классы. В современном им капиталистическом обществе самым прогрессивным классом считали Маркс и Энгельс пролетариат. Они были убеждены, что только пролетариат, совершая социалистиче­скую революцию, способен освободить себя от эксплуатации и привести все человечество к светлому коммунистическому будущему. Отсюда в центр своей философии они поставили вместо фейербаховского человека класс пролетариата. И важнейшей сущностной характеристикой человека считали его классовую принадлежность.

В-третьих, понимание человека как практически действующего су­щества. Этот подход к человеку рожден был Марксом и Энгельсом в критике, с одной стороны, созерцательности метафизического матери­ализма, связанной с недооценкой человеческой активности, а с другой, преувеличения немецкими идеалистами духовной активности человека и ее мистификации. Один из важных моментов, аспектов человеческой сущности составляет практическое, материальное, предметно-чувствен­ное преобразование природы и общества. Марксистская философия под­черкивала, что практическое преобразование общества, основанного на частной собственности на средства производства, находится в единстве с самопреобразованием действующих активных индивидов в универсально развитые, свободные личности будущего коммунистического общества, которое основано на общественной собственности на средства произ­водства.

В-четвертых, теория общественно-экономических формаций. Маркс и Энгельс не только создали материалистический взгляд на общество, но и соединили его с диалектическими представлениями, в результате чего и возникла теория общественно-экономических формаций. Она знамено­вала отказ от абстрактного подхода к обществу, ибо показывала конкрет­но-историческую природу различных способов производства, показыва­ла, что каждый из них развивается по своим особым законам и все они представляют этапы поступательного развития человечества. Обще­ственно-экономическая формация охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства. Сущность формации зависит от формы собственности на средства произ­водства, которая занимает центральное место в системе производствен­ных отношений, образующих экономический базис. Ему соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка. В структуру обще­ственно-экономической формации входят все социальные отношения, которые существуют в данном типе общества, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни. Маркс и Энгельс выделили следующие общественно-экономические формации: первобытнообщинная, азиат­ская, античная (рабовладельческая), феодальная, капиталистическая, коммунистическая (в которой социализм образует ее первую фазу). По убеждению Маркса и Энгельса переход от капитализма к коммунизму возможен только благодаря обострению классовой борьбы между проле­тариатом и буржуазией, которая закономерно ведет к социалистической революции, установлению диктатуры пролетариата и уничтожению част­ной собственности на средства производства.

Наконец, говоря о марксистской философии в целом, следует отме­тить, что она прокламирует принципиально новую связь с естествознани­ем. Если домарксистская философия (даже в эпоху Нового времени) стремилась встать над науками, навязывать им свои положения и потому приобретала спекулятивный характер, то философия марксизма при вы­работке своих положений стремилась опереться на естественнонаучные данные, учитывала новейшие открытия в естествознании. Энгельс заяв­лял о необходимости дальнейшего развития философского материализма с каждым крупным открытием в естествознании. Только при таких условиях философия может оказать серьезную помощь естествознанию в его постижении природы. Иначе говоря, марксизм утверждал диалекти­ческий характер связи философии с наукой, взаимодействие между ними.

Необходимость аналогичной связи утверждали и проводили Маркс и Энгельс между философией и жизнью, реальной действительностью. Маркс по этому поводу писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». В преобразовании социальной действительности Маркс и Энгельс упова­ли на революционную активность класса пролетариев. Учитывая эту существенную характерную особенность и устремленность марксистской философии, она должна быть определена не просто как диалектический материализм, а как диалектический материализм классово-практического толка. Благодаря прежде всего этому марксистская философия получила впоследствии огромную популярность в мире и воплощение в реальной социальной действительности.

В целом же отмеченные характерные особенности философии марк­сизма свидетельствуют о том, что она предстает как качественно новый этап в развитии западноевропейской философии.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты