КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Византийская империя в начале средних вековВизантия, или Восточная Римская империя возникла в 395 г. в результате раздела Римской империи на западную и восточную. Восточные области империи отличались более высоким уровнем развития экономики, духовной культуры (восточные провинции являлись колыбелью и опорой христианства). Они не подвергались нападениям варваров. Поэтому император Константин основал на месте древнегреческой колонии Византия новую столицу империи — Константинополь (324—330 гг.). Византия стала связующим звеном между Востоком и Западом (предопределила смешение греко-римских и восточных традиций). Развитие империи в начале средних веков представляет собой пример трансформации рабовладельческого государства в феодальное. Для Византии характерно спонтанное развитие феодальных отношений внутри разлагающегося рабовладельческого общества. Кризис рабовладельческого хозяйства в империи проходил замедленно и принял мягкие формы. Это связано с многообразными формами использования рабского труда, способствовавшими длительному сохранению рабовладения. Широкое распространение в империи получили пекулий (раб получает землю, средства производства, ведет собственное хозяйство) и колонат (свободные крестьяне-арендаторы, выплачивающие натуральный оброк). Экономической основой центральной власти было наличие значительного фонда государственных земель. Обычно они сдавались в долгосрочную аренду. Развитие городов благоприятствовало процветанию внутренней и внешней торговли. Особое значение для Византии имела транзитная торговля. Отличительной чертой политического развития Византии было длительное сохранение централизованного государства и монархической формы правления. Византия выступала как единственная законная наследница великого Рима и претендовала на господство во всем цивилизованном мире. Фундаментальной государственной идеей становится теория симфонии, гармоничного союза христианской церкви и христианской империи. Получает оформление доктрина божественного происхождения власти императора — повелителя всей православной ойкумены. Христианство обосновало исключительность византийской государственности как покровительницы христианских народов. Во главе государства стоял император, власть которого юридически не была ограничена: он обладал всей полнотой исполнительной и законодательной власти, верховной судебной властью, руководил внешней политикой, командовал армией. Однако право наследования императорской власти отсутствовало: император назначал себе преемника. Фактически власть императора была ограничена высшими чиновниками, сенатом (синклитом), госу-дарственным советом (консисторием), военно-политическими организациями свободных горожан (димами). Центральное управление империи было унаследовано от периода домината: ведомства во главе с назначенными императором высшими чиновниками. Империя разделялась на две префектуры (Восток и Иллирик), префектуры — на диоцезы (7), диоцезы — на провинции (50). В VIII в. феодализация общества привела к децентрализации государственного управления: старые административно-территориальные единицы заменяются новыми военно-административными округами — фемами. Из свободных византийских крестьян и славян-колонистов составлялось воинское сословие стратиотов. За военную службу стратиоты получали в наследственное владение Земельные наделы, освобожденные от налогов (кроме поземельного). Во главе фем стояли командиры стратиотов — стратиги, которые сосредоточивали гражданскую и военную власть. В ранней Византии складывается сложная церковная иерархия и система привилегий. Церковь становится крупным земельным собственником. Духовенство освобождается от налогов и повинностей. Церковь получает право суда над клириками. Процесс феодализации Византии завершается к XI веку. В XII в. византийские земли захватываются крестоносцами, которые основывают несколько империй. Крупнейшая из них — Латинская — лишь формально восстанавливала византийскую государственность. Фактически Латинская империя представляла собой децентрализованное феодальное государство с номинальной властью императора. В 1453 г. Константинополь был захвачен Османской империей.
2. Право в Византии: общая характеристика и источники Правовая система Византии сложилась на основе римского права, но с учетом развивавшихся феодальных отношений. Поэтому на византийское право оказало влияние обычное право, отразившее развитие общинных и феодальных отношений. Основным источником права в Византии являлось императорское законодательство, подвергшееся кодификации. В середине VI в., в правление императора Юстиниана была проведена реформа римского права. Комиссия выдающихся юристов во главе с Трибонианом провела систематизацию наследия римской юриспруденции и создала «Свод гражданского права» (Свод законов Юстиниана). Он состоял из четырех частей: 1. Кодекс Юстиниана— переработанные нормы действующего римского права, отраженные в императорских конституциях. 2. Дигесты, или Пандекты— собрание высказываний юристов по вопросам цивильного, преторского права и комментарии из юридической практики. Этот сборник получил силу закона. Он строился по принципу от общего к частному: общие понятия, источники права, учреждения, лица с их правоспособностью и дееспособностью, суд и процесс, наследство и имущественные отношения, купля-продажа, залоговое право, имущественные отношения супругов, опека и попечительство, завещания и т.д. 3. Институции— краткое руководство по юриспруденции, систематический свод римско-византийского права. Фактически представляли собой элементарный учебник, получивший силу закона. 4. Новеллы—новые законы, изданные Юстинианом с 534 по 565 г., устраняющие некоторые пробелы в сфере гражданского права («50 решений»). Свод законов Юстиниана вводил юридическое понятие единой полной частной собственности как основы гражданского права. Появился институт вечной аренды — эмфитевсис. Эмфитевт — лицо, получившее аренду, — обязан был уплачивать собственнику ежегодный взнос и заботиться о сохранении и приумножении недвижимости. Эмфитевсис обеспечивал владельцу широчайшие права, сопоставимые с правом собственности (передавать по наследству по завещанию и без завещания до трех поколений, закладывать, продавать, сдавать в субаренду). Четкое юридическое оформление в Своде законов Юстиниана получил институт колоната — земельной аренды, при которой свободные крестьяне-арендаторы выплачивали натуральный оброк землевладельцу. Иными словами, римское право приспосабливалось к условиям формирующегося феодального общества. Впервые юридически признавалась теория естественного права, согласно которой люди от природы равны, а рабство противоречит человеческой природе и божественным установлениям. Соответственно облегчался отпуск рабов на волю, поощрялся пекулий. Пекулий предусматривал наделение раба землей и средствами производства, что позволяло рабу вести собственное хозяйство. В сфере публичного права Свод законов проводил идею неограниченной власти самодержца и союза государства с христианской церковью. Влияние христианства на право усиливалось. Например, брак рассматривался как божественная связь. Правосудие трактовалось как справедливость в духе христианской морали. Свод законов Юстиниана вводил письменное судопроизводство. Это привело к утверждению экстраординарного (либеллярного) процесса. Он предполагал, что дело от начала до конца вел магистрат. Магистрат не был связан процессуальными рамками и мог принудить стороны к выполнению его решений. Процесс носил закрытый характер, вводились судебные пошлины. Со временем судебная практика потребовала переработки кодификаций Юстиниана: ряд положений устарел, кодификации были сложны для восприятия населением. Поэтому в VIII в. была создана Эклога («избранные законы») — краткое и исправленное изложение Свода законов Юстиниана. В Эклоге усиливается влияние христианства на правовые положения. Вносятся изменения в брачно-семейное право. Вводится институт обручения. Обручение допускалось с 7 лет. Сокращается число поводов для развода. Женщина, согласно христианству, заняла подчиненное место в семье, но имущественные права мужа и жены выравнивались. Приданое и дары жене рассматривались уже не как собственность мужа, а как имущество, полученное мужем в управление. Наследование по завещанию предусматривало обязательную долю детей (1/3 наследства), определялись 7 степеней родства, которые последовательно получали право на наследование в случае отсутствия завещания. В Эклоге по сравнению со Сводом Юстиниана сокращается перечень договоров. Упоминаются лишь договоры купли-продажи, займа, вклада (хранения), товарищества. В договоре займа под влиянием христианства исчезает упоминание о процентах. В сфере уголовного права Эклога усилила государственную репрессию. Большое внимание уделялось государственным преступлениям, преступлениям против христианской религии. Сурово наказывались клятвопреступники, клявшиеся на Евангелии. Ужесточается система наказаний: широко применяется смертная казнь, членовредительство (ранее применялось только к рабам, теперь и к свободным), позорящие наказания (острижение волос), конфискация имущества.
|