КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Римско-католическая церковь и ее роль в средневековом обществе в Западной ЕвропеЦерковь сыграла особую роль в истории средневекового общества. К моменту возникновения варварских королевств христианство около двух веков являлось официальной религией Римской империи. Из духовной общины церковь превратилась в социально-политическую организацию со своей иерархией. Теократическая доктрина рассматривала церковь как единственную организацию, которой принадлежит право быть посредником между Богом и людьми. «Варварские» короли принимали ортодоксальное христианство ради поддержки церкви. Так, Карл Великий опирался на церковь для идеологической консолидации Франкской империи. В 800 г. папа Лев III провозгласил Карла императором Римской империи. В лице императора франков церковь получила защитника своих обширных земельных владений и иммунных прав. Император узаконил церковную десятину. Христианская церковь стала крупным земельным собственником. Ей принадлежало около 1/3 обрабатываемых земель. В VII в. оформляется церковная юрисдикция: устанавливается церковный иммунитет священнослужителей (запрет светского влияния в дела церкви). Позднее церковь приобретает права сеньориального суда в отношении подвластного населения, зависимых сословий, вассалов. Одновременно христианская церковь превращается в независимую, автономно управляющуюся централизованную политическую и духовную организацию. Государственные дела стали рассматриваться римскими папами как один из важнейших аспектов деятельности церкви. В X—XI вв. христианская церковь переживает упадок. Во-первых, притязания Западной церкви на особую политическую роль вызвали отрицательное отношение византийских императоров и восточного духовенства. В 1054 г. единая христианская церковь разделилась на западную (римско-католическую) и восточную (греко-кафолическую, или православную) церкви. Во-вторых, с распадом империи Каролингов католическая церковь попадает в зависимость от светской власти. Так, германский император Оттон I, стремившийся восстановить Римскую империю, добивается права инвеституры — назначения и утверждения в сане иерархов церкви (епископов, а фактически и пап). В XI—XII вв. происходит «папская революция». Начиная с Григория VII, римские папы активно претендуют на руководство всем христианским миром. Католическая церковь превращается в надтерриториальную, общеевропейскую монархию со своими политическими, финансовыми, дипломатическими, судебными органами. В условиях феодальной раздробленности католическая церковь являлась самым стабильным институтом феодального общества, что способствовало укреплению ее авторитета. В 1252 г. папа Иннокентий IV одобрил создание инквизиции — специальных церковных трибуналов для борьбы с еретиками, врагами церкви и религии, а также для защиты устоев христианства. В основном инквизиция была отдана в руки нищенствующих орденов (преимущественно доминиканцев). Инквизиторы наделялись неограниченными полномочиями и подчинялись непосредственно папе. В случае неповиновения инквизиторам местные епископы и светские власти могли быть преданы проклятию. Таким образом, католическая церковь превратилась в основной институт, санкционировавший социально-политическую систему феодализма.
|