КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Источники мусульманского права1.Коран — священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых Мухаммеду. Коран включает в себя 114 сур (глав), 6219 стихов. Лишь 500 стихов содержат правила поведения мусульман. Большинство из них носят казуальный характер — конкретные толкования, данные пророком в связис частными случаями. Но многие установления имеют неопределенный вид и могут приобретать разный смысл. 2. Сунна — «священное предание» — состоит из рассказов (хадис) о поступках Мухаммеда, изложенных его последователями. Хадисы содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее достоверных из них относился к усмотрению богословов и судей. Поэтому стали выделять аутентичные (достоверные) хадисы, которые и послужили основой для выработки правовых норм. 3. Иджма — «общее согласие мусульманской общины». Появление иджмы связано с необходимостью урегулирования новых правовых ситуаций на принципах первоисточников ислама. Правовые пения становились обязательными для верующих и обретали форму закона на основе единодушной поддержки компетентных лиц муфтиев и муджтахидов. Иджма имеет огромное практическое значение: только записанные в иджму нормы подлежат применению современными мусульманскими судьями. 4. Кияс (с 10 в.) — решение правовых дел по аналогии. Этот способ толкования и применения права позволял быстро урегулироать новые общественные отношения. По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус имели только мусульмане. Неполноправное население — зиммии (христиане, иудеи). Они платили тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариата применялись лишь в тех случаях, когда зиммии заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Рабы не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. В гражданском праве шариат исходит из неприкосновенности собственности. Праву собственности приписывалось божественное происхождение. Оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом. Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи. Верховным собственником всех земель халифата признавалось государство. Выделялись земли, составлявшие первоначальную территорию мусульманской общины (Мекка с прилегающей территорией). Здесь могли селиться только мусульмане. Завоеванные земли становились собственностью государства и поступали в распоряжение халифа и эмиров. Местное население рассматривалось как арендаторы, обязанные выплачивать налог (харадж). Классификация земельной собственности: — общинное землевладение с выплатой в казну ренты-налога; — земли членов правящего дома (земли савафи) и земли религиозных учреждений (земли вакфы) не облагались налогами и не подлежали отчуждению; — земли в форме икта — казенные земли, которые на правах условного владения получали государственные чиновники и офицеры. Они имели право взимать в свою пользу причитающуюся казне ренту-налог и могли переходить по наследству, если сын наследовал должность отца; — мульк — частная феодальная собственность, имела подчиненное значение по сравнению с государственной собственностью и общинным землепользованием. Шариат ввел понятие «вакуф» — имущество, переданное собственником на религиозные или благотворительные цели. Оно освобождалось от государственного обложения и изымалось из торгового оборота. Для обязательственного права характерно распространение односторонних обязательств — обетов. Обязательственные отношения запрещали закабаление и ростовщичество. Однако на практике запрет нарушался. В семейном праве шариат исходит из мужского превосходства, полигамии (многоженства), ограничения права на развод. Брак рассматривался как религиозная обязанность мусульманина. Формально требовалось согласие сторон, но так как родители вправе были выразить волю невесты, то он часто выступал в качестве своеобразной торговой сделки. Мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Однако мусульманину разрешалось жениться на иноверках (муж обратит жену в ислам), женщинам — запрещалось заключать брачные соглашения. Браки, нарушавшие эти условия, расторгались. Коран признавал право иметь до 4 жен одновременно. Муж обязывался предоставить жене имущество, жилище, одежду, которые соответствовали бы ее положению. Разрешалось применять к женам наказания, в том числе телесные. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламентировалось. Жена могла потребовать развода только через суд, ссылаясь на строго очерченные основания. Для мужчины существовало несколько видов разводов: временный развод (с испытательным сроком); развод в упрощенной форме (произносится установленная фраза «ты отлучена»). Допускалось наследование по закону и по завещанию. Особенность шариата в том, что наследованию подлежали только имущественные права, а не обязанности. Правосудие в мусульманском праве осуществляет духовенство. Высший судья государства — халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение. Коллегия виднейших богословов (одновременно и правоведы) назначала судей — кадиев и уполномоченных, которые контролировали судей на местах (и те и другие — представители духовенства). Судебные решения и приговоры кадия окончательные и обжалованию не подлежат. Решения кадия мог изменить только сам халиф или лица, им уполномоченные. Судебный процесс носил состязательный, обвинительный характер.
|