Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КОЛИЧЕСТВО 1 страница




 

Однако Гегелю не удалось составить согласованную и субординированную схему развития чистых категорий Абсолютной идеи. Сказывалось внутреннее формально-логическое противоречие философии Гегеля – между системой абсолютного идеализма и диалектическим методом.

Главное противоречие философии Гегеля – не замечаемая им несовместимость системы абсолютного объективного идеализма, приводящей к выводу о завершенности развития «абсолютной идеи» и диалектического метода, не видящего «ничего раз и навсегда установленного, святого».

Так как все существующее есть Абсолютная идея в разных своих ипостасях, то Гегель постулирует тождество бытия и мышления и на этом основании признает возможность полного и исчерпывающего познания человеческим духом природы и первого этапа становления Абсолютной идеи – это и есть самопознание Абсолютной идеи. Отсюда Истина, по Гегелю – не только соответствие понятия предмету, но и соответствие предмета своему понятиию. Рассматривая предмет, мы должны определить, совпадает ли он со своим понятием, содержит ли он истину или нет. Например, говоря об истинном друге, мы понимаем под ним человека, поведение которого соответствует понятию дружбы. Неистинное в этом смысле – противоречие между существованием предмета и его понятием.

Постулирование тождества бытия и мышления приводит Гегеля к знаменитому тезису: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно».

«Всемирно-исторический процесс совершается разумно.»

Однако, с точки зрения Гегеля, разумен, истинен не результат развития. Истинно, разумно само развитие, включающее в себя и свой результат. Зло и несовершенство мира могут и должны быть преодолены, ибо неразумие должно быть преодолено разумом. «Истина бытия есть сущность.»

Объективная диалектика развития все же сильнее субъективной диалектики познания: «Во всемирной истории благодаря действиям людей вообще получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают». В этом проявляется, по Гегелю, «хитрость разума» истории, который заставляет людей посредством страстей и рассудочных действий служить всеобщему. Хитрость – в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет свою собственнуюцель».

В то же время, гегелевская диалектика во многом основывалась на политической и культурной истории Германии и ее соседей, осмысленных Гегелем с позиций классового компромисса.

Это явным образом сказалось на характере основных ее оперативных категорий – «снятие», «отчуждение» и «синтез противоречия». «Снятие», т. е. гегелевское диалектическое отрицание, включает в себя момент сохранения снимаемого, а «отчуждение», т. е. отрицание, которое связано с обратным угнетающим воздействием порожденного на порождающее, преодолевается у Гегеля посредством познавательной работы мысли. Для «синтеза» же характерно примирение сторон противоречия, перед этим диаметрально друг другу противопоставленных.

Тенденция к примирению противоположностей была присуща диалектике Гегеля в трех отношениях. Во-первых, постольку, поскольку она была идеалистической и в принципе ориентировалась на взаимоопосредствование и слияние понятий. Во-вторых, поскольку Гегель иногда вразрез со своей же в общем верной оценкой «синтеза» как продукта движения к качественно новой позиции истолковывает его как соединение тезиса и антитезиса, т. е. двух сторон еще не разрешенного противоречия. В-третьих, примирение противоположностей происходит при конкретном приложении Гегелем его диалектических схем к явлениям социальной жизни.

Стремление завершить борьбу противоположностей их примирением – это специфически гегелевская черта. Исходя из идеи завершенности развития Абсолютной идеи в наличной истории человечества, Гегель восхищался современным ему прусским государством как вершиной развития идеи государственности…

Диаметральная противоположность между гегелевской и материалистической трактовкой противоречий видна на примере проблемы отчуждения. Для Гегеля отчужде­ние выступает в трех основных видах: как переход Понятия в Природу, Духа в его объективированные порождения, в том числе в социальные институты и продукты труда, а Истины – в заблуждения и «несчастное сознание». Таким образом, гегелевское отчуждение совпадает либо с опредмечиванием, либо с подчинением мысли предметности. Значит, в отношении к Мировому духу отчуждение окончательно преодолевается высшим, мыслительным философским познанием, в отношении же к людям, которые суть орудия вечных целей Абсолюта, оно неистребимо, ибо без опредмечивания человеческая жизнь немыслима. Люди способны «смягчить» иго отчуждения, но у них нет для этого иного средства, кроме познания, примиряющего их с необходимостью.

Сказанное не перечеркивает великих заслуг Гегеля. Он исследовал и упорядочил более 100 логико-диалектических понятий и проследил действие ряда из них во всеобщей истории человечества, а отчасти и природы. Мало таких крупных явлений в истории философии и, в особенности, в истории диалектики, которые не привлекли бы к себе его внимания и которые он не осмыслил бы со своей точки зрения.

Гегель создал наиболее развитую идеалистическую диалектику, дал первое глубокое теоретическое обоснование трех основных законов диалектики:

– единства и борьбы противоположностей;

– единства количественных и качественных изменений;

– отрицания отрицания.

Эти законы мы позже будем подробно рассматривать.

Он продолжил и завершил объективизацию диалектики мышления, и проделанный им труд стал основным теоретическим источником формирования диалектико-материалистической методологии К. Маркса и Ф. Энгельса.

3. Л. Фейербах – антропологический материализм

 

Завершают немецкую классическую философию работыЛюдвига Андреаса Фейербаха (1804–1872), немец-кого философа-материалиста и атеиста. Фейербах родился в Ландсхуте (Бавария), в семье криминалиста; в 1828 г. закон-чил Берлинский университет (где слушал лекции Гегеля). В период обучения в университете и некоторое время после его окончания Фейербах – активный единомышленник Геге-ля. В письме другу он признается, что Гегель стал для него духовным отцом. В 1828 г. Фейербах защитил в Эрлангенском университете диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме», в целом выдержанную в духе гегелевского идеализма. Однако уже в 1830 г. Фейербах анонимно опубликовал сочинение «Мысли о смерти и бессмертии», в котором отвергал идею бессмертия души. В 1839 г. Фейербах окончательно переходит на позиции материализма и атеизма, что знаменует публикация «К критике философии Гегеля». В 1841 г. он опубликовал главную свою работу «Сущность христианства». В 1859 г. обанкротилась фабрика жены, и Фейербах переселился в Рехенберг, где провел последние годы жизни в жестокой нужде.

В это тяжелое время Фейербах однако не обращается за утешением к богу, хотя в «Сущности христианства» он писал: «Религия сулит исполнение желаний. Только несчастные люди нуждаются в религии. Находящийся в нужде, в невзгодах человек жаждет спасения, помощи, и бог для него есть осуществление его желания».

Раскрывая объективные основания религиозного сознания, Фейербах отмечает: «Зависимость, нужда – отец религии, а воображение – ее мать. Когда у людей нет средств и сил преодолеть нужду, удовлетворить свои потребности, на помощь приходит фантазия. Бессилие находит утешение в иллюзии. При этом фантазия тем необузданнее, чем больше невежество человека». И далее: «Необходимым выводом из существующих несправедливостей и бедствий человеческой жизни является единственно лишь стремление их устранить, а отнюдь не вера в потусторонний мир, вера, которая складывает руки на груди и предоставляет злу беспрепятственно существовать».

Фейербах, однако, считает, что существует религиозное чувство как форма духовной взаимосвязи людей, а потому необходима новая религия, религия без бога, в центре которой находился бы человек: «Человек человеку бог – таково основоположение новой религии». В этом смысле «быть без религии – значит думать только о себе; иметь религию – значит думать о других».

В основе религиозного чувства лежит любовь. «Любовь к женщине есть основание всеобщей любви. Кто не любит женщину, не любит человека.»

Религиозность присуща человеку от природы, но нужно направить ее в другое русло. Фейербах ставит в центр Вселенной человека, делает его субъективные устремления планом развития объективного мира. К этому субъективно-идеалистическому выводу Фейербаха толкает его антропологический материализм. «Мое учение или воззрение может быть... выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки зрения, существо, предшествующее человеку, существо, являющееся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не бог – мистическое, неопределенное, многозначащее слово, а природа – слово и существо ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня – человек. Бессознательное существо природы есть, с моей точки зрения, существо вечное, не имеющее происхождения, первое существо, но первое по времени, а не по рангу, физически, но не морально первое существо; сознательное, человеческое существо есть второе по времени своего возникновения, но по рангу первое существо.»

В то же время Фейербах выступает против абстрактного толкования материи как всеобщего субстрата: «Материю мира мы должны вообще себе мыслить не как нечто единообразное, не имеющее в себе различий; такая материя есть лишь человеческая абстракция, химера; существо природы, существо материи есть уже с самого начала существо, в себе дифференцированное, ибо только определенное, отличимое, индивидуальное существо есть существо действительное».

Выступая против метафизической трактовки пространства и времени, Фейербах пишет: «Пространство и время предполагают наличность вещей, ибо пространство, или протяженность, предполагает наличность чего-то, что протяженно, и время – движение: ведь время – лишь понятие, производное от движения, – предполагает наличность чего-то, что движется».

Мышление и познание должны опираться на материю, тело: «Тело есть фундамент разума... Только тело способно образумить человека и препятствует тому, чтобы его мысли терялись в области фантастической чепухи».

Это вполне материалистическое понимание связи материального и идеального Фейербах подкрепляет столь же материалистической гносеологией, рассматривая познание как процесс отражения разумом объективного мира. Мышление, по его мнению, существует только как отражение бытия; копия следует за оригиналом, мысль за предметом. Отражая природу, мозг как орган мышления все более совершенствуется: «Лишь благодаря усовершенствованному органу мышления само мышление становится совершенным, свободным, правильным».

Подчеркивая социальную сущность мышления и человека как мыслящего существа, Фейербах указывает: «Отдельный человек как нечто обособленное не заключает человеческой сущности в себе – ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении – в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты».

Отстаивая эмпиризм, Фейербах противопоставляет знаменитому декартовскому Cogito ergo sum свою формулу: Sento ergo sum («Чувствую, следовательно, существую»). Вместе с тем, Фейербах выводит общественное сознание не из общественного бытия, а из психофизиологической «природы человека», поэтому, с его точки зрения, в основе развития общества – смена религий. Меняется форма религии – меняется общественное бытие. Эту, уже открыто субъективно-идеалистическую, позицию Фейербах кажется не осознает как таковую, постоянно дрейфуя от материализма к идеализму и обратно.

Так, его нравственная философия не просто материалистична, она явно впадает в метафизический, вульгарный материализм: «Если в теле твоем нет питательных веществ, то в душе твоей нет материала для нравственности». И далее: «Счастье... есть не что иное, как здоровое, нормальное состояние какого-нибудь существа, состояние хорошего здоровья, или благополучия; такое состояние, при котором существо может беспрепятственно удовлетворять и действительно удовлетворяет его индивидуальным, характерным потребностям и стремлениям, относящимся к его сущности и к его жизни». В общем: «В здоровом теле – здоровый дух» – как любили повторять еще древние греки.

Фейербах сыграл важную роль в процессе формирования взглядов молодых Маркса и Энгельса, ускорив их размежевание с младогегельянцами и способствуя концентрации их теоретических интересов на тех вопросах, ответы на которые вели к созданию исторического материализма.

Но сама же философия Фейербаха, стирая отличие общества от природы, закрывала дальнейший путь к историческому материализму. Идеалистическое превращение им истории человечества всего лишь в историю религиозных заблуждений, его сентиментальная программа «религии любви», узость и абстрактность его надклассового принципа «разумного эгоизма» и метафизическая односторонность теоретико-познавательного сенсуализма – все это требовало своей критики. Создавая революционную теорию «реального гуманизма», Маркс должен был преодолеть не только «раздвоенного человека» Канта, «духовного человека» Гегеля и абстрактное «самосознание» младогегель­янцев, но и не менее абстрактного «человека естественного» (homo naturalis) Фейербаха.

Таким образом, Фейербах не создал «философии будущего», о которой мечтал, но им была завершена прежняя, домарксистская, эпоха философского развития, и он сыграл роль провозвестника подлинной философии всего последующего времени – научного, диалектического материализма.

 


Лекция 8. Философия марксизма

 

1. Социальные, естественно-научные и научно-гуманитарные источники марксистской философии.

2. Диалектический материализм – суть нового синтеза.

3. Социальное учение марксизма – главные постулаты.

1. Социальные, естественно-научные
и научно-гуманитарные источники марксистской философии

Выше уже подчеркивалось, что философия как форма мировоззрения с момента своего возникновения представляет собой отражение общественного бытия. В этом отношении радикальное изменение общественного бытия неминуемо должно найти свое выражение в не менее радикальном изменении философской мысли.

Главным социальным источником становления философии марксизма (как и всего марксистского учения, включая новую политэкономию и теорию научного коммунизма) стало становление буржуазных отношений в Европе, буржуазные революции и сопровождавший эти процессы рост рабочего движения против антинародных результатов этих революций. Первые стихийные выступления рабочих в конце XVIII – начале XIX веков были направлены не против буржуазного строя как такового, а на прибавку к нищенскому жалованию, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда. Технический прогресс, который и стал важнейшим фактором буржуазного производства, развертывание на его основе машинного производства обернулись для рабочих увеличением интенсивности труда, калечащим и приводящим к резкому снижению качества жизни и ее сокращению.

Показательно в этом отношении возникшее в это время в Великобритании движение «луддитов». Название происходит от имени легендарного английского подмастерья Неда Лудда (Ludd) (XVIII в.), разрушившего свой вязальный станок. Движение луддитов явилось специфической формой борьбы формирующегося промышленного пролетариата против невыносимых условий труда, нищенской зарплаты, безработицы, что связывалось в сознании его участников с введением машин. Движение было подавлено, наиболее активные участники были брошены в тюрьмы. Это показало бесперспективность борьбы с техническим прогрессом, необходимость поиска иных причин, ведущих к бедственному положению рабочего класса и иных форм борьбы за его освобождение от буржуазного гнета.

Обострение классовых противоречий в результате завершения промышленного переворота (т. е. перехода от мануфактурного к машинному производству) в Великобритании вызвало к жизни новое рабочее движение – чартизм. Чартизм возник в 30–50-х гг. XIX в.; под лозунгом борьбы за проведение «Народной хартии» («People’s Charter» – «Пиплс чартер», отсюда название). В чартизме проявилось резкое недовольство пролетарских масс ограниченностью парламентской реформы 1832 г. (открывала доступ в парламент только представителям буржуазии) и антирабочей политикой реформированного парламента. В 1840, 1842 и 1848 гг. чартисты внесли в парламент петиции с требованием введения всеобщего избирательного права (для мужчин), ограничения рабочего дня, повышения зарплаты и др.; петиции были отвергнуты. Попытка провести в августе 1842 г. в Престоне мирную демонстрацию в поддержку «Народной хартии» привела к разгону демонстрации войсками с многочисленными жертвами этой варварской акции.

Подавление чартизма продемонстрировало передовым людям того времени ложность и фальшивость буржуазной демократии, тщетность попыток мирными парламентскими средствами изменить существующее положение.

По мере того как машины стирали различия между отдельными видами труда, вытесняя квалифицированный труд мануфактурного рабочего простым машинным трудом, интересы и условия жизни пролетариата уравнивались. Это способствовало формированию классового самосознания, привело к развитию массового пролетарского революционного движения. Знаменовали начало политического отделения пролетариата от буржуазии Лионские восстания 1831 и 1834 гг. во Франции и восстание силезских ткачей в Германии (1844). Главной его силой в тот период оставались ремесленные и мануфактурные рабочие. Оба восстания были жестоко подавлены, буквально утоплены в крови рабочих. Но их дело не пропало. Отмечая это, К. Маркс писал: «...ни одно из французских и английских рабочих восстаний не имело столь теоретического и сознательного характера, как восстание силезских ткачей… Следует признать, что немецкий пролетариат является теоретиком европейского пролетариата, подобно тому, как английский является его экономистом, а французский – его политиком»[36].

Уже по этим замечаниям можно судить об огромном влиянии, которое оказали описываемые события на Маркса и других передовых мыслителей того времени.

«Первой великой гражданской войной между пролетариатом и буржуазией» назвал В. И. Ленин массовое вооруженное восстание парижских рабочих 23–26 июня 1848 г. Восстание было вызвано наступлением буржуазной реакции, стремившейся отнять демократические права и свободы, завоеванные трудящимися в результате Февральской революции 1848 г.

Новый подъем рабочего движения в 60-е годы XIX века был ознаменован учреждением Международного товарищества рабочих – Интернационала 1-го (1864) (первая массовая международная организация пролетариата, основателями и руководителями которой были К. Маркс и Ф. Энгельс), образованием ряда национальных рабочих объединений: в Великобритании – Британского конгресса тред-юнионов (1868), в Германии – Всеобщего германского рабочего союза (1863), а позднее – Социал-демократической рабочей партии Германии (1869). Во Франции в условиях политического кризиса, вызванного франко-прусской войной, возникла Парижская Коммуна 1871 г. – первое в истории рабочее правительство, просуществовавшее 72 дня. Героическая борьба парижского пролетариата в дни Коммуны – одна из важнейших вех в истории международного рабочего движения.

Все эти события требовали, прежде всего, философского осмысления. С позиций объективного и приобретавшего в то время все большую моду субъективного идеализма невозможно было ни понять истинных причин происходящего, ни выработать новую стратегию и тактику борьбы рабочего класса. Объективный идеализм, напомним, связан с упованием на высшие силы, а субъективный абсолютизирует роль выдающихся личностей в истории и собственные интеллектуально-волевые качества каждого человека («человек – кузнец своего счастья»).

С другой стороны, не мог дать удовлетворительного решения и метафизический материализм, абсолютизирующий роль экономики в жизни людей, связывающий благосостояние каждого только с уровнем развития общественного производства.

Естественно-научные предпосылки марксистской философии – это три выдающихся открытия середины XIX века.

1. Клеточная теория (1839), согласно которой основным структурным элементом растений и животных является клетка. Авторы – немецкие биологи Маттиас Шлейден (1804–1881) и Теодор Шванн (1810–1882). Это открытие доказало единство живого.

2. Учение о превращении энергии (1845), показавшее, что движение, электричество, теплота являются различными формами энергии, превращающимися друг в друга в равных количественных соотношениях. Автор – немецкий врач Юлиус Майер (1814–1878). Закон раскрыл энергетическое единство мира.

3. Теория эволюции органического мира Земли (1859). Автор – английский биолог Чарлз Дарвин (1809–1882). Дарвинизм внес идею развития в биологию, показал, что виды животных и растений изменчивы, они эволюционно связаны друг с другом, каждый вид является результатом развития предшествующих и основанием становления последующих. При этом человек не является исключением и представляет собой не результат чудесного творения, а является продуктом естественного развития природы.

Все эти открытия нанесли окончательный удар по старой метафизике (антидиалектике) и, безусловно, послужили важнейшим отправным пунктом в формировании диалектического материализма.

Среди научно-гуманитарных предпосылок философии марксизма выделяются следующие.

1. Классическая буржуазная политическая экономия. Авторы: У. Петти (1623–1687), А. Смит (1723–1790) и Д. Рикардо (1772–1823) (Великобритания).

Их работы раскрыли процесс формирования стоимости каждого производимого в производстве материальных благ продукта, связали стоимость с общественно-необходимым трудом, затраченным для производства этого продукта. Этим самым было получено основание, опираясь на которое К. Маркс и Ф. Энгельс разработали новую философию общества – исторический материализм, а Маркс раскрыл сущность капиталистической эксплуатации, создав учение о прибавочной стоимости.

2. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах), из которой Маркс и Энгельс почерпнули как диалектический метод, так и материалистический подход к становлению действительности, что в единстве и дало фундамент новой философии – диалектический материализм.

3. Теория утопического социализма. Авторы: Т. Мор «Утопия» (1516), Томмазо Кампанелла «Город Солнца» (1602), Клод Сен-Симон (1760–1825), Шарль Фурье (1772–1837) и Роберт Оуэн (1771–1858). Труды этих мыслителей послужили Марксу и Энгельсу материалом, способствующим диалектико-материалистическому переосмыслению теории общественного развития, созданию исторического материализма и теории научного коммунизма.

 

 

2. Диалектический материализм – суть нового синтеза

 

Несколько слов о создателях новой философии.

Карл Генрих Маркс (1818–1883) – выдающийся немецкий философ, экономист. Его научные труды и публикации сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике – теорию прибавочной стоимости, в политике – теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и получили название «марксизм».

Карл Маркс родился в г. Трире в семье адвоката. С 1830 по 1835 гг. учился в гимназии, затем на юридических факультетах Боннского и Берлинского университетов. Маркс испытывал большой интерес к философии и истории. Написал докторскую диссертацию на тему «Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841). С 1842 г. был сотрудником, а впоследствии редактором «Рейнской газеты». После закрытия газеты в ноябре 1843 г. переехал в Париж, где работал в «Немецко-французском ежегоднике». В 1844 г. началась дружба Маркса с Энгельсом. Они совместно создали такие труды, как «Святое семейство» и «Немецкая идеология».

В 1845 г. Маркс покинул Францию и переехал в Брюссель. Для Союза коммунистов был написан «Манифест коммунистической партии» (1848). В 1848 г. Маркс был арестован и выслан из Бельгии; он снова жил в Париже, затем – в Кельне. Маркс основал «Новую Рейнскую газету». Дважды привлекался к суду, затем был выслан из Пруссии, некоторое время провел в Париже, откуда был выслан. С 1849 г. и до конца жизни Маркс жил в Лондоне. Он писал статьи для «Нью-Йоркской трибуны», экономические работы и т. д. Маркс был одним из организаторов и руководителей I Интернационала. В 1867 г. вышел первый том главного труда Маркса – «Капитала».

Фридрих Энгельс (1820–1895) родился в семье фабриканта в г. Бармене, учился в городской школе и гимназии. В 1841 г. проходил военную службу в Берлине. Параллельно он посещал лекции в Берлинском университете. В 1842 г. Энгельс переехал в Манчестер, где работал в торговой конторе, совладельцем которой был его отец. В 1845 г. им была написана книга «Положение рабочего класса в Англии». В 1844 г. Энгельс вернулся в Германию, перед этим познакомившись в Париже с Карлом Марксом. В Германии Энгельс занимался революционной деятельностью. Из-за угрозы ареста в 1845 г. переехал в Брюссель, а в 1846 г. – в Париж. С 1848 г. Энгельс жил в Кельне, где работал в газете Маркса. Энгельс принимал участие в восстании 1849 г. После поражения восстания он уехал в Швейцарию, затем жил в Лондоне, Манчестере. Энгельс сотрудничал с I Интернационалом.

Энгельс, как и Маркс, является одним из основоположников материалистического понимания истории. Энгельс совместно с Марксом предпринял диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии. Создал вместе с Марксом диалектический материализм, материалистическое понимание истории и научный коммунизм.

 

Основные черты философии марксизма:

а) соединение диалектики и материализма – диалектический материализм;

б) исторический материализм;

в) связь с практикой.

Марксистская философия исходит из того, что мир материален: все существующее – различные формы движущейся материи, высшей из которых является общество. Мир един и развивается по объективным, не зависящим от сознания людей законам, которые познаются людьми в ходе развития обществ, практики и науки.

Главное в диалектическом материализме – учение о противоречии, закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник самодвижения и развития явлений и процессов действительности.

Раскрывая причину всякого развития, этот закон показывает методы воздействия на любой процесс со стороны мыслящего существа, человечества в целом.

Важнейшая особенность марксистской философии, определяющая ее последовательно научный характер, состоит прежде всего в том, что она представляет собой органическое единство материализма и диалектики. Ранее в домарксистской философии по ряду причин получалось так, что материализм был в основном метафизическим, а диалектика была преимущественно идеалистической. Философы не видели связи материализма и диалектики и даже часто противопоставляли их друг другу. Маркс и Энгельс преодолели этот разрыв, создав диалектический материализм.

Материалистический характер марксистской философии означает, что она рассматривает мир таким, каков он есть. Диалектический характер ее означает, что марксистская философия учитывает объективно существующую взаимосвязь явлений действительности, их изменение и развитие, их внутреннюю сложность и противоречивость. С этих позиций нельзя объяснять природу, исходя из каких-то заранее взятых принципов (как это в большинстве случаев делали предшествующие философы), а наоборот, нужно выводить принципы из изучения природы. Такой подход ставит философию на твердую научную почву, освобождает ее от всяких вымыслов, принимаемых на веру догм, от различных схоластических умозрительных конструкций.

Философия марксизма выступает против удвоения мира на посюсторонний и потусторонний. Материальное единство мира обосновывается длительным процессом человеческого познания. Идеальное – высший продукт эволюции материи. «Наше сознание и мышление, каким бы сверхчувственным оно ни казалось, является продуктом вещественного, телесного органа, мозга» (Энгельс).

Марксистская философия отрицает существование каких-то неизменных абсолютов, первоматерии, первовещества. Материя существует в виде качественно разнообразных, изменяющихся вещей, явлений. Основные формы существования материи – пространство и время. Пространство и время существуют объективно, вне и независимо от субъекта. Движение – способ существования материи, оно абсолютно, несотворимо и неуничтожимо. Благодаря движению различные формы материи превращаются друг в друга, составляя единый материальный процесс.

Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпретацию законов и категорий диалектики, раскрыли их методологическую роль. Основными законами диалектики являются закон перехода количества в качество, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания. Противоречие является внутренним источником процесса развития, в котором постепенные, эволюционные изменения переходят в скачкообразные, революционные изменения, а отрицание представляет собою уничтожение старой формы при сохранении развивающегося содержания.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты