Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


МАТЕРИАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ 9 страница




2. Г. Гегель – противоречие системы и метода.

3. Л. Фейербах – антропологический материализм.

 

 

1. И. Кант – новая гносеология и этика

Социально-экономические и естественно-научные предпосылки немецкой классической философии можно представить следующими фактами.

1. Становление капиталистических отношений в промышленности и во всей социальной жизни Европы XVIII столетия требовало экономической и политической интеграции феодально раздробленной к тому времени на мелкие княжества Германии.

2. Открытия Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона и других ученых-естествоиспытателей начала Нового времени в Европе, с одной стороны, заставляли критически переосмыслить старую философию, а с другой – ставили новые онтологические и гносеологические проблемы перед философами.

3. Влияние произошедших к тому времени буржуазных революций в Нидерландах и Англии на умонастроение передовой интеллигенции.

 

Родоначальник немецкой классической филосо-фии Иммануил Кант (1724–1804) родился в много-детной семье простого шорника, в Кенигсберге, где и прожил почти всю жизнь, не выезжая за пределы города более чем на сто двадцать километров. В 1770 г. был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета. В университете Кант читал ежегодно от 4 до 6 курсов: логика, метафизика, моральная философия, антропо-логия, математика, физика, физическая география, механика, минералогия, военное искусство. На некоторых его лекциях собиралось до 100 слушателей – огромная цифра по тем временам. Однажды он сказал: «Я читаю не для гениев, но и не для посредственности, а для тех, кто стоит посередине и хочет овладеть своей будущей профессией». В 1786 году Кант стал ректором Кенигсбергского университета. После смерти Фридриха II новый король Фридрих-Вильгельм II резко ограничил свободу печати в Пруссии. Взгляды Канта на религию привели к тому, что сам король назвал труды Канта вреднейшими. Причиной послужило написание ряда статей против догматов церкви. Ему угрожали; он был отстранен от работы ректора. Несмотря на это, в 1794 г. философа избирает своим членом Российская Академия наук. В 1796 г. прекратил лекционную деятельность, а в 1801 г. оставил университет.

Обладая с детства плохим здоровьем, Кант не только прожил до 80 лет, но и достиг выдающихся результатов в научной деятельности за счет строгой самодисциплины, размеренного и здорового образа жизни, педантичности и сосредоточенности в работе.

В творчестве Канта выделяют два периода.

1) «докритический» (до 1770 г.);

2) «критический» (c 1770 г.).

Наименование периодов довольно условно и связано с тем, что после 1770 г. Кант написал три главных своих философских труда, первым словом названия которых было «критика»: «Критика чистого разума» (1781) (новая теория познания), «Критика практического разума» (1788) (этика) и «Критика способности суждения» (1790) (эстетика).

В «докритический» период Кант посвящает свои труды прежде всего естественно-научной проблематике. Так, в работе «Всеобщая естественная история и теория неба, или попытка истолковать строение и механистическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона» (1755) Кант разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании Солнечной системы из первоначальной «туманности», т. е. из огромного облака диффузного вещества.

Эта теория «... была величайшим завоеванием астрономии со времени Коперника. Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени» (Энгельс Ф). В то же время Кант высказал догадку о существовании Большой системы галактик вне нашей Галактики, доказал замедление – в результате приливного трения – суточного вращения Земли, а также развил учение об относительности движения и покоя. Кант, таким образом, вносит идею эволюции в науку о неживой природе. До Канта небесные светила, да и весь мир неживой природы, представлялись ученым как раз и навсегда данный, сотворенный богом, вечный и принципиально не изменяемый.

В конце 60-х гг. ХVIII в. Кант истолковал концепцию абсолютного пространства и времени Ньютона в субъективистском смысле, т. е. признал пространство и время независимыми от вещей субъективными формами человеческой рецептивности (ощущения). Непосредственные пространственно-временные предметы оказались лишены самостоятельного, т. е. независимого от воспринимающего субъекта, существования и получили название «феноменов». Вещи же, как они существуют независимо от нас («сами по себе»), были названы Кантом «ноуменами». Результаты этого «переворота» были закреплены Кантом в диссертации 1770 г. «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира»[33].

Это было подготовкой к «трансцендентальной» гносеологии Канта.

В главной своей работе «Критика чистого разума» (1781) Кант ставит и пытается разрешить три основные, по его мнению, проблемы познания.

1. Что такое познание?

2. Является ли познание фактом?

3. Как этот факт возможен?

Ответы на эти вопросы Кант субординирует с проблемой, которую пытается разрешить – примирение эмпиризма и рационализма. Однако это не удается совершить уже при ответе на первый вопрос: «Всякое познание есть суждение, такое соединение двух представлений, в котором одно из них высказывается утвердительно или отрицательно. Но не всякое суждение есть познание».

Данное определение исключает из процесса познания чувственный опыт, сводит познание к рациональной процедуре. Мало того, Кант пытается подчинить опытное познание априорным (внеопытным) способностям: «Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой…».

С целью аргументировать зависимость опытного знания от априорного, Кант предпринимает разделение суждений на априорные и апостериорные: «….Мы будем называть априорными знания, безусловно независимые от всякого опыта, а не независимые от того или иного опыта. Им противоположны эмпирические знания, или знания, возможные только a posteriori, т. е. посредством опыта. В свою очередь, из априорных знаний чистыми называются те знания, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое. Так, например, положение «всякое изменение имеет свою причину» есть положение априорное, но не чистое, так как понятие изменения может быть получено только из опыта».

С точки зрения Канта, именно априорное знание как знание об общем и всеобщем наиболее ценно для науки и даже необходимо предваряет эмпирическое познание: «Мы обладаем некоторыми априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них». Опытное познание зависит от априорного по следующим соображениям: «…Опыт никогда не дает своим суждениям истинной или строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность (посредством индукции), так что это должно, собственно, означать следующее: насколько нам до сих пор известно, исключений из того или иного правила не встречается. Следовательно, если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее, т. е. так, что не допускается возможность исключения, то оно не выведено из опыта, а есть безусловно априорное суждение».

Априорное суждение(лат. а priori – из предшествующего) – суждение, не опирающееся на изучение фактов, существующее до опыта, независимо от опыта.

Апостериорное суждение(лат. а posteriori – из последующего) – суждение, сделанное на основании опыта, опирающееся на опыт, факты.

Анализируя далее разновидности суждений, Кант считает необходимым различать аналитические и синтетические суждения: «Или предикат В принадлежит субъекту А как нечто содержащееся (в скрытом виде) в этом понятии А, или же В целиком находится вне понятия А, хотя и связано с ним. В первом случае я называю суждение аналитическим, а во втором – синтетическим. Следовательно, аналитические – это те (утвердительные) суждения, в которых связь предиката с субъектом мыслится через тождество, а те суждения, в которых эта связь мыслится без тождества, должны называться синтетическими».

Таким образом, аналитические суждения – те, в которых предикат образуется в результате логического анализа содержания субъекта. Например, суждение «Сократ смертен» является аналитическим. Оно образуется из анализа субъекта «Сократ»: «Сократ – человек»; «Все люди – смертны». Следовательно: «Сократ – смертен».

Пример синтетического суждения: «Все тела имеют тяжесть». Кант говорит, что никакой анализ субъекта в данном случае не приведет к понятию, представляющему предикат – «тяжесть». Следовательно, синтетическое суждение представляет синтез субъекта и предиката. С точки зрения Канта, аналитические суждения всегда априорны, а эмпирические – всегда синтетичны. Однако не все синтетические суждения являются, вместе с тем, эмпирическими, и не все априорные – аналитическими.

Для науки, заключает Кант, более важны синтетические суждения, ибо они дают принципиально новое знание. С другой стороны, как сказано выше, из пары «априорное – апостериорное», по Канту, большей научной значимостью обладает первое. Следовательно, для науки важны априорные синтетические суждения. Отсюда ответ на первый из поставленных вначале «Критики чистого разума» вопросов: истинное познание состоит из «синтетических суждений a priori».

Второй вопрос теперь следует сформулировать так: существуют ли «синтетические суждения a priori»? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к существующим наукам – математике, физике и метафизике (философии).

Математика во времена Канта сводилась к арифметике, геометрии и механике, основанной на первых двух. «Возьмем, – приводит пример Кант, – арифметическое положение: 7 + 5 = 12. Немыслимо, чтобы сумма 7 + 5 давала что-то иное, нежели 12. Это суждение a priori. И это суждение – не аналитическое. Из понятия «7 + 5» аналитическим путем нельзя получить понятие «12». «Рассмотрим, – продолжает Кант, – одно из основных положений геометрии: «Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками». Это положение сохраняет свое значение независимо от всякого опыта, оно есть суждение a priori. Но является ли оно синтетическим? Да, т. к. в понятии «прямая линия», как его ни расчленять, не содержится понятия «кратчайшее расстояние между двумя точками». Итак, – заключает Кант, – математические высказывания являются априорными синтетическими суждениями.

Переходя к физике, Кант рассматривает в качестве примера одно из основных положений тогдашней физики: «всякое изменение в природе имеет свою причину». Физику, говорит Кант, не придет в голову ставить это положение в зависимость от опыта. Это суждение a priori. Вместе с тем, в нем говорится, что два различных факта необходимо соприкасаются, что второй необходимо следует за первым; поэтому данное суждение синтетично.

Наиболее сложен анализ суждений метафизики (философии). «Метафизика (философия), – рассуждает Кант, – умозрительно судит о субстанции мира, существовании бога, души и т. п. Ясно, что ее суждения не почерпнуты из опыта. Но если я о какой-либо мыслимой вещи говорю, что она существует, то я расширяю содержание субъекта через предикат, т. е. сужу синтетически.»

Подводя итог, Кант пишет: «Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы». Но главный вопрос еще остался без ответа: «Истинная же задача чистого разума заключается в следующем вопросе: как возможны априорные синтетические суждения?»

Математика, по Канту, заключает в себе геометрию, арифметику и механику. Предмет геометрии – величины и их отношения в пространстве, поэтому пространство есть основное условие геометрии. Предмет арифметики – числа. Числа возникают через счет, т. е. последовательное прибавление единицы к единице. Последовательность есть следование во времени, поэтому время – основное условие арифметики. Предмет механики – движение, которое, по мнению Канта, есть не что иное, как последовательность времени в пространстве.

Таким образом, пространство и время – основные условия математики.

Кант утверждает, что пространство и время не есть что-то данное в опытном познании. Наоборот: они – необходимые условия всякого эмпирического познания: «Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже не воспринимались бы, если бы в основе не лежало априорное представление о времени. Только при этом условии можно представить себе, что события происходят в одно и то же время (вместе) или в различное время (последовательно)».

Пространство и время – условия ощущений, чистые формы чувственности, «априорные формы чувственного созерцания».

Рассуждая о том, как возможен априорный синтез для физики, Кант высказывает мнение, что основой физических наук являетсярассудок как мыслящая способность. Невозможно установить причинные отношения между предметами без рассудка: «Посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся». Условия существования рассудка – априорные категории рассудка. Эти категории – формы, посредством которых чувственно данное связывается в определенные структуры.

Кант называет 12 категорий рассудка, сгруппированных им по три:

1) категории количества: единство (мера), множественность (величина), целокупность (целое);

2) качества: реальность, отрицание, ограничение;

3) отношения: субстанция, причина, взаимодействие;

4) модальности: возможность, существование, необходимость.

Кант утверждает, что достоверное знание может быть только синтезом чувственности и рассудка. Ощущения сами по себе, без понятий рассудка, слепы, а понятия рассудка сами по себе, без ощущений – пусты. Истина или заблуждение присущи суждениям рассудка: «Чувства не ошибаются, однако не потому, что они всегда правильно судят, а потому, что они вообще не судят». Отождествляя истинность и логичность, Кант заключает: «В знании, полностью согласующемся с законами рассудка, не бывает никакого заблуждения». «В согласии с законами рассудка и заключается формальная сторона всякой истины.»

Заблуждения, по мнению Канта, возникают вследствие «незаметного влияния чувственности на рассудок».

Таким образом, анализируя этап «физического» знания, Кант отдает приоритет рассудочному познанию, не находит примирения эмпиризма и рационализма.

Переходя от физики к метафизике (философии), Кант утверждает, что инструмент познания для последней – разум. Разум существенно отличается от рассудка тем, что «не создает никаких понятий (об объектах), а только упорядочивает их и дает им... единство». Направленный на создание правил для деятельности рассудка, разум создает идеи и идеалы. Это идея «о форме знания как целого, которое предшествует определенному знанию частей» и «содержит в себе условия для априорного определения места всякой части и отношения ее к другим частям».

Понятия разума не фиксируют никаких чувственных данных. Понятия разума – трансцендентные идеи, они, по Канту, представляют «вещь в себе» («сама по себе») – нечто лежащее за пределами чувственного опыта.

Значений понятия «вещь в себе»у Канта несколько.

1. То, чем являются предметы сами по себе, независимо от познания, вне познания. Предмет как «вещь в себе» – внешний возбудитель ощущений. В этом плане нужно отличать предмет как явление и как предмет сам по себе. «Явление есть то, что вовсе не находится в объекте самом по себе, а всегда встречается в его отношении к субъекту и неотделимо от представления о нем.»

2. Некоторые «умопостигаемые вещи», находящиеся вне опыта (мир как целое, бог, душа).

3. Идеи и идеалы разума, к которым следует стремиться, но которые остаются навсегда недостижимыми, «трансцендентными»[34].

Кант полагает, что разум ставит три основных вопроса:

1) что я могу знать? – На этот вопрос отвечает критика чистого разума (метафизика);

2) что мне надлежит делать? – Ответ дает учение о нравственности;

3) на что я смею надеяться? – Ответ дает учение о вере.

Кант утверждает, что разум постоянно посягает на познание трансцендентного (не данного в чувстве, «вещей в себе») и потому впадает в противоречие с самим собой – в антиномии.[35]

Антиномии чистого разума

1. Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве – мир не имеет начала во времени и безграничен в пространстве.

2. Существуют неделимые частицы (атомы) – неделимых частиц нет.

3. Все процессы протекают как причинно обусловленные – существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно.

4. Существует абсолютно необходимое Существо (бог) – абсолютно необходимое Существо (бог) не существует.

Антиномии показывают, что познание высших сущностей «вещей в себе» невозможно ни чувственно, ни рассудочно, ни разумно. В этом Кант предстает перед нами как частичный агностик.

Развернутый ответ на вопрос «Что мне надлежит делать?» Кант дает в «Критике практического разума» (1788). «Философия природы, – пишет он здесь, – имеет дело со всем, что есть, а нравственная – только с тем, что должно быть.»

В этой работе Кант раскрывает единство своих научных и человеческих интересов: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Кант весьма оригинально формулирует этот закон, называя его главным законом нравственности, «категорическим императивом»:

– «я всегда должен поступать только так, чтобы я также мог желать превращения моей максимы во всеобщий закон»;

– «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»;

– «чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

В формулировках явно присутствует субъективизм. Одни люди захотят возвести в ранг всеобщего закона определенные принципы, другие – быть может, противоположные.

Эстетическая концепция Канта представлена в работе «Критика способности суждения» (1790). Здесь он утверждает, что вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. «Искусство – свободная игра представлений.»

Здесь Кант явно «освобождает» эстетические представления от связи с бытием людей, делает их чем-то абсолютно произвольным, субъективным.

Однако, как складываются эстетические суждения? Основная категория эстетической способности суждения – категория прекрасного (в этом Кант удивительным образом солидарен с Платоном): «Прекрасное – это соотнесение представлений субъекта с симпатией и благожелательной оценкой». При этом нужно различать прекрасное и приятное. Чувство приятного возбуждает желание обладать предметами, вызывающими это чувство. Это желание является предпосылкой для формирования эстетического отношения. Эстетическое отношение человека к предмету становится возможным, когда удовлетворены основные потребности человека. Если «приятное» нацеливает на обладание предметами, то в эстетическом суждении этого нет.Оно свободно от эмпирически-чувственного.

Подводя итог анализу философии Канта, следует отметить, что, несмотря на субъективизм и частичный агностицизм, эта философия содержит диалектический подход к процессу познания как раскрывающемуся противоречию между чувственно и рационально постигаемым, между познанием конкретно-единичного и абстрактно-общего.

В «критический» период Кант исходил из того, что философия должна начинать всегда с мысли, что вещи внешнего мира существуют, но сущность их непознаваема, и даже самое надежное знание не носит содержательного характера. Творчество Канта выпукло показывает противоречивость историко-философского прогресса. Попятное движение к агностицизму и идеализму выявило слабости старого, метафизического материализма и поставило, хотя и в искаженном виде, вопрос о создании диалектического метода познания.

Перед лицом гносеологических трудностей, которые подрывали как старый рационализм, так и эмпиризм, Кант занял своеобразную позицию. Он защищает сенсуализм против крайнего рационализма, усматривавшего в ощущениях лишь мнимое знание. Но он становится и на защиту рационализма против одностороннего сенсуализма, толковавшего мышление как прямое продолжение чувственности по качеству или хотя бы по функциям прямого выражения свойств и структуры внешнего мира. С другой стороны, Кант также и нападает как на сенсуализм, видевший в разуме своего преемника на пути познания сущности вещей, так и на старый рационализм, претендовавший на непосредственное решение им этой задачи.

В поисках решения Кант выдвинул принцип синтетических суждений a priori, которым отмежевался и от теории врожденных идей, и от гносеологического произвола. Априорные интуиции представляют собой, по его замыслу, как форму содержательного знания, так и формальное знание. В гносеологическом смысле они предшествуют материалу опыта. В хронологическом же отношении они одновременны ему, ибо в качестве врожденной ему предшествует только трансцендентальная способность к этим интуициям. Априоризм был идеалистическим заблуждением Канта. Впоследствии сильный удар по этому заблуждению нанесло открытие Лобачевским неэвклидовой геометрии.

Необходимость и свобода остались у Канта двумя совершенно разными типами поведения и ориентации субъекта. Вместо соединения двух миров посредством времени, морали и веры, а затем и целесообразности природы и искусства, закрепились новые расчленения. Человек был разорван Кантом на эмпирический индивид, трансцендентальный субъект и трансцендентальную личность, а свобода – на практическую «свободу выбора», гносеологическую спонтанность и потустороннюю свободу воли.

С другой стороны, Кант поставил целую серию глубоких проблем: об источнике логической необходимости и о взаимодействии теоретического и эмпирического в науке, о познаваемости мира и происхождении структур научного знания, о соотношении сущего и должного, о совмещении счастья и обязанности.

В столкновениях тезисов и антитезисов (антиномий) выявлялась объективная диалектика реального мира. В них наметился тот гносеологический аппарат, который был развит Гегелем в универсальный способ разрешения противоречий познания.

 

 

2. Г. Гегель – противоречие системы и метода

 

Выдающийся немецкий философ-диалектик Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) родился в Штутгарте, в семье чиновника. В 1788–1793 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1793–1801 гг. домашний преподаватель в Берне и Франкфурте-на-Майне. С 1801 жил в Иене, с 1808 по 1816 г. директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. до конца жизни профессор фило-софии в университетах Гейдельберга (1816–1818) и Бер-лина (с 1818).

В первой своей большой философской работе «Феноменология духа» (1807) Гегель развертывает основные принципы своей философской концепции. Духовная культура человечества была впервые представлена здесь в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческой силы «мирового разума». Заключительная глава «Феноменологии духа» – программа критического преобразования логики как науки, реализованная Гегелем в последующих трудах и прежде всего в «Науке логики» (1812).

Гегель – объективный идеалист – берет за первооснову всех явлений природы и общества «Абсолют» – некое безличное духовное начало, которое он называет то «мировым разумом», то «мировым духом», то «абсолютной идеей», которая существует, по Гегелю, до остального мира, природы и общества.

На пути своего саморазвития «Идея» «отчуждает» себя в природу, а потом возвращается к себе, в человеческом мышлении и истории человеческого общества, проходя при этом ступени субъективного, объективного и абсолютного духа. Последний выступает, в свою очередь, в трех формах: искусство, религия и философия.

Этот абсолютный идеализм можно представить следующей схемой.

 

Сплошными стрелками символизируется объективная эволюция Мировой идеи, пунктирными – этапы самопознания Абсолютной идеи в человеческом Духе.

По этой логике вся философская система Гегеля строится из трех частей: логики, философии природы и философии духа.

Логика, по Гегелю, – наука о чистом мышлении, абстрактной идее.

Природа – внешняя реальность идеи.

Дух – возвращение идеи к самой себе в самопознании.

По мнению Гегеля, «дух» просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как позднейшие, производные формы воплощения той же творческой силы духа (мышления), «понятия».

Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно – взаимопредполагающих друг друга противоположностей (полярных понятий).

Противоречие трактуется Гегелем как «мотор», как внутренний импульс развития духа вообще. Движение это восходит от «абстрактного к конкретному», ко все более полному, многообразно расчлененному внутри себя и поэтому – «истинному» результату.

В соответствии с этим Гегель пытается выстроить триадичную схему становления и саморазвития понятий на 1-м этапе развития Абсолютной идеи.

Борьба противоположных понятий приводит к порождению третьего понятия, это понятие «расщепляется» затем на новую пару противоположностей…

Все начинается с пары «Бытие – Ничто», борьба которых дает категорию «Становление». Однако и каждая из исходных категорий пары также расщепляется на пару противоположностей.

 

БЫТИЕ КАЧЕСТВО


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты