КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пространство и время 3 страницаДиалектический монизм, напротив, исходит из теории диалектического детерминизма, раскрывающей субординированное единство причинных и непричинных детерминаций процесса развития как реализации возможности и на этой основе выясняющей объективное соотношение необходимого и случайного в объективной и субъективной реальности. Предложенная выше детерминистическая концепция связана с развенчанием и преодолением трех ложных альтернатив, являющихся серьезным препятствием для структурирования современного научного мировоззрения в целом, отдельных «картин мира» (в особенности, социальной) и методологии научного познания: 1) лапласовского детерминизма – индетерминизма; 2) необходимости – свободы; 3) абсолютного монизма – плюрализма. Не представляя диалектического единства противоположностей, эти дилеммы при любом варианте выбора внутри них или между ними ведут к метафизическим (антидиалектическим) концепциям типа телеологии, неовитализма «теории факторов», фатализма, волюнтаризма и т. п. Решение этой проблемы – в теоретической реконструкции системы типов детерминаций, определяющих развитие любой системы как реализацию ее возможностей, воплощение ее в действительность, что требует различения типов и форм детерминации. Первые относятся к связи взаимодействия разного, вторые – к связи состояний различных этапов, моментов развития одного и того же. Рассмотрение того, как происходит взаимодействие, определение относительно активных сторон конкретного взаимодействия (детерминантов), позволяет раскрыть систему причинных и непричинных детерминантов процесса реализации возможности – каузального, кондиционального (условиями), функционального, инспирирующего («запускающего» процесс), системного и управляющего типов детерминаций. Применение данной системы к анализу любого процесса позволяет установить конкретную форму проявления диалектического единства необходимого и случайного, устойчивого и изменчивого, сущностного и явленческого, повторяющегося и неповторимого, общего и единичного в рассматриваемом процессе, избежать метафизических противопоставлений и абсолютизаций.
Лекция 16. Познание как отражение 1. Отражение как атрибут материи. Природные и социальные предпосылки сознания. 2. Роль языка в познавательном процессе. 3. Связь чувственного и логического в познании.
1. Отражение как атрибут материи.
С позиций материалистической гносеологии, познание всецело строится на свойстве отражения. Вопрос о сущности процесса познания, его неразрывной связи с сознанием уже присутствует в основном вопросе философии, в его первой стороне. Следуя материализму, мы утверждаем генетическую и функциональную первичность материального. Это положение является важнейшим мировоззренческим и методологическим основанием для решения проблемы происхождения сознания. Однако диалектическая методология требует завершения анализа синтезом. Метафизическое противопоставление материального и идеального, также как их отождествление до неразличимости, делает непонятным происхождение идеального. Чтобы доказать, что сознание является продуктом естественной эволюции природы, необходимо выяснить, какое свойство всего материального по своей глубинной сущности аналогично сознанию. Еще Джордано Бруно предполагал, что основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. В связи с этим, он считал способность к ощущению универсальным свойством, присущим всей природе: «и камень способен чувствовать». При всей кажущейся наивности и неоригинальности (так как гилозоизм – учение об универсальной одушевленности материи – разрабатывался еще первыми древнегреческими философами) эта идея содержала в себе очень мощную предпосылку к открытию уже в ХХ веке невиданного доселе атрибута материи – отражения. Это открытие было сделано на основе философского обобщения огромного материала наблюдений и экспериментов естествоиспытателей всего мира на протяжении тысячелетий. Одной из генерализирующих идеей стало эволюционное учение Дарвина, обращенное в ретроспективу становления Метагалактики. Синтезируя современные определения отражения, можно предложить такой вариант определения: отражение – атрибутивное свойство материи, характеризующееся переносом структуры одной системы в другую систему в процессе их взаимодействия. Отражение не только связано с эволюцией материи – оно лежит в фундаменте этой эволюции. Так как фундаментальным атрибутом материи является движение, проследить сопряженную эволюцию материи и форм отражения можно на пути анализа эволюции форм движения и взаимодействия. Здесь пригодится уже рассмотренная классификация Ф. Энгельса. Исходная форма отражения – механическая, связанная с переносом из одной системы в другую моментов пространственной структуры, например, след, оставленный метеоритом в почве, любой отпечаток, царапина. Ясно, что, как и механическое движение, данная форма отражения не представляет собой нечто самостоятельно существующее. Механическая форма отражения – явленческий уровень других, более сложных форм. Такой является, прежде всего, физическаяформа отражения, выступающая с позиций современной космогонии и космологии, основанием всей дальнейшей эволюции Метагалактики. Перенос физической организации нельзя редуцировать к обмену пространственной структурой. Здесь имеет место взаимообмен моментами пространственно-временного континуума. Это и процессы превращения энергии, и обмен одним из видов энергии (например, теплообмен), и явление электромагнитной индукции и все другие процессы. Запись фильма на CD-диск являет собой пример многократного физического отражения с переходом с аналоговой на цифровую систему кодирования и преобразования сигнала, отражающего сложную пространственно-временную структуру изображения и звука, которые сами являются отражением пространственно-временной организации снятых в фильме процессов. Химическаяформа отражения, базируясь на физической, представлена переносом более сложной структуры взаимодействия. Например, углеводородные соединения представляют взаимный перенос пространственной структуры реагентов. Так, основной стереохимической характеристикой макромолекул полимеров является конфигурация – полное пространственное распределение атомов, образующих такую макромолекулу. Та или иная пространственная конфигурация (структура) определяет свойство полимера. Биологическая форма отражения включает в себя все предшествующие и опирается на них, но представляет качественно новый уровень развития материи. Исходной разновидностью биологического отражения является раздражимость – избирательное реагирование на свойства внешней среды. Раздражимость проявляется в тропизме растений – перемещении их под воздействием света, звука и других раздражителей. Для микроорганизмов раздражимость – это фототаксис (перемещение под воздействием света) и хемотаксис (реакция на химическое воздействие). Все виды раздражимости отличаются от предшествующих форм отражения тем, что раздражимость – всегда приспособительная, адаптивная реакция, а не пассивное восприятие и сохранение некоторой внешней структуры. Отражение для живого – это целенаправленное изменение структуры функционирования под воздействием элементов организации (структур) внешней среды. Может быть, это и есть одно из отличительных особенностей живого. Более высокие формы отражения для живого являются общими для человека и животных и по механизму и, во многом, по содержанию и характеру передаваемой структурной организации. Это: ощущение, восприятие и представление. У человека эти формы приобретают новое качество, соединяясь с высшей формой отражения – мышлением. Именно эта связь преобразует формы отражения в формы чувственного познания. В связи с этим, мы рассмотрим их несколько ниже. Различные формы отражения не только строго субординированы в отношении друг друга, но и неразрывно связаны: высшее возникает только на основе низшего и включает в себя это низшее в преобразованном виде, поэтому высшие и низшие уровни организации материи постоянно взаимодействуют со взаимным отражением – переносом структур. Синтетическая теория эволюции изобилует примерами отражения, переноса структуры из абиотического (неживой природы) в биологическое и взаимоотражения биологических видов в процессе сопряженной эволюции. Открытие Ч. Дарвином механизма органической эволюции показало, что по существу вся эволюция есть адаптациогенез (адаптиогенез) – возникновение, развитие и преобразование приспособлений (адаптаций) в процессе эволюции органического мира. Любой признак организации является адаптивным. Конечности наземных позвоночных животных имеют самое различное строение вследствие приспособления к бегу, рытью, плаванию или полету, но основа строения конечностей одна и та же – сложный рычаг. Биологические изменения подготовили и создали основу для изменений в формах отражения. Долгий путь развития через адаптацию и отбор привел к появлению Homo sapiens – существа мыслящего, человека. В происхождении человека, а следовательно, и в происхождении высшей формы отражения – мышления все исследователи выделяют два уровня детерминации: 1) природно-биологический; 2) социальный. Мы не можем сегодня переместиться в начало человеческой истории, а факты археологии и палеоантропологии для этого периода очень скудны. Однако, еще в XIX в. немецкий ученый Эрнст Геккель (1834–1919) открыл биогенетический закон, состоящий в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). Это обстоятельство позволяет рассматривать развитие человеческого индивида как модель становления человечества. Используя этот метод, можно выявить следующие биологические детерминанты родового развития человечества. 1. Переход к прямохождению и высвобождение рук. 2. Использование в основном мясной пищи. 3. Увеличение объема мозга и изменение (за счет использования мясной пищи) его биохимической структуры. Человеческое сообщество биологически относится к виду человек разумный (Homo sapiens), роду человек (Homo), семейству гоминид (Hominidae), отряду приматов (Primates), классу млекопитающих (Mammalia), типу хордовых (Chordata). С животным миром человека объединяют соответствующие семейство, отряд, класс и тип. Однако видородовые признаки Homo sapiens приобретены им благодаря трем указанным выше анатомо-физиологическим изменениям. Воспроизводятся они и в процессе онтогенеза – развития каждого ребенка. Если, например, происходит сбой или задержка в нейрофизиологическом развитии, то интеллектуальные качества такого ребенка при всех усилиях медиков и педагогов будут оставлять желать лучшего. Особенно тяжелые последствия в становлении интеллектуальной деятельности дают генетические мутации. Так, одна из форм врожденного слабоумия – болезнь Дауна – имеет своей основой аномалию хромосомного набора. У страдающих этой болезнью количество хромосом в клетках 47 вместо 46 (3 вместо 2 хромосом 21-й пары). Однако вполне здоровый ребенок, попавший с грудного возраста на воспитание к животным (как, например, две индийские девочки Амала и Камала в 30-е годы ХХ века), с определенного времени не только не становится существом мыслящим, но и приобретает необратимые изменения психики, не позволяющие никакими методами «сделать» из него человека. Противоположный случай – взрослый здоровый и здравомыслящий человек попадает на необитаемый остров (в былые времена это было часто практикуемым видом наказания для моряков). Дальнейшая судьба этого «Робинзона», если его вскоре не освободят, не вернут в общество, трагична: либо голодная смерть, либо одичание, потеря человеческого облика и сознания. Из второго состояния также нет пути назад, как и у детей, воспитанных волками и другими животными. Приведенные примеры показывают, что биологические предпосылки необходимы, но не достаточны для становления сознания. Помимо них, в формировании как отдельного человека, так и в филогенезе общества важнейшим моментом является социальная детерминация. Основополагающим началом последней является труд – целенаправленная, совместная, связанная с постоянным использованием специально созданных орудий, деятельность людей. Труд обеспечил: 1) разделение функций между руками и ногами; 2) развитие органов речи и ее становление, появление языка; 3) постепенное превращение мозга животного в развитый мозг человека; 4) совершенствование его органов чувств, адаптацию их к характеру трудовой деятельности; 5) переход от преимущественно эмоционально-образного отражения мира к рациональному его отражению, к мышлению. И сегодня характер деятельности, в которую включены группы людей или отдельный человек, формирует их сознание, развивает в определенном направлении их мышление и язык. Труд не только создал первых людей, он и всегда был и будет не только основой жизни общества, но и главным детерминантом общественного и индивидуального сознания. Даже поверхностное знакомство с представителями различных сфер человеческой деятельности убеждает в истинности сказанного. Таким образом, при рассмотрении достаточно сложной системы детерминаций процесса становления человека необходимо учитывать нерасторжимое единство природно-биологических и социальных факторов этого процесса. Если природно-биологические основания уже существуют, дальнейшее развитие сознания определяется обществом. Какова социальная среда, такова и выросшая в ней, воспитанная данным сообществом личность, тип ее сознания. Яркий пример этому – история с французским этнографом Жаном Велларом. В 1938 году, в Парагвае, на стоянке гуайкалов, принадлежащих к наиболее отсталым племенам аборигенов, Веллар обнаружил брошенную годовалую девочку. Она была, видимо, больна (что и послужило для племени основанием оставить ребенка на произвол судьбы). Веллар привез девочку в Париж, вылечил и отдал на воспитание своей матери. Через тридцать лет Жанна Веллар (так назвали девочку по приемному отцу) была уже этнографом с мировым именем, дважды доктором наук, владеющим всеми европейскими языками. Так проявилась роль социальной среды и характера деятельности в становлении сознания. Эволюция человека неразрывно связана со становлением высших из нам известных, логических форм отражения – понятия, суждения и умозаключения. Приведем таблицу, раскрывающую детерминирующую роль эволюции объективного мира, материи в отношении эволюции форм отражения, включая сознание:
2. Роль языка в познавательном процессе Главной «визитной карточкой» любого человека является его язык – непосредственная действительность мысли. Язык – не только явленческая сторона мышления. Он оказывает на мышление мощное обратное воздействие, и, выступая необходимым инструментом деятельности, весьма активен по отношению и ко всем формам труда. В самом общем виде язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая когнитивную (познавательную) и коммуникативную (общения) функции в процессе человеческой деятельности. В процессе отражения человеком окружающего мира язык выступает заключительным этапом. Исходный пункт этого процесса – отражение предметов и процессов объективной реальности в ощущениях, восприятиях и представлениях. Дальше следует обработка в мышлении накопленных памятью представлений, продуктом чего является опорный элемент мышления – понятие. Оперирование понятиями невозможно, если каждое понятие не фиксируется каким-либо словом (группой слов). Следует различать понятие – мысль, отражающую существенно-общие характеристики определенного класса моментов действительности, и слово, являющееся элементом не мысли, а языка, и выступающее знаком понятия. Слово, как и всякий знак, ничего не отражает, а лишь фиксирует в материальном субстрате некоторый идеальный образ. Одно и то же понятие может быть представлено в языке разными словами-синонимами. Существенные различия между языками разных народов состоят именно в том, что одинаковым понятиям в них соответствуют разные слова-знаки. Если бы различие было в понятиях, то никакой перевод (скажем, древнеегипетских папирусов) был бы невозможен. Невозможно было бы и понимание. Но люди живут в одном мире, развивающемся по одним и тем же законам, обладающем одними и теми же атрибутами. Действующие в обществе законы общественного развития те же, что и действующие законы физики, химии и биологии, ибо общество – продукт естественного развития природы. Поэтому-то и понятийный аппарат, используемый людьми, принадлежащими разным эпохам, народам, географическим зонам, в основе своей однотипен. Различные языки отличаются друг от друга характером составляющих их знаков. Всякий знак принадлежит объективной реальности (в противном случае он не был бы доступен ощущению). Чаще всего, это звук, множество знаков, связанные со зрением (знаки письменной речи, морские сигнальные знаки, дорожные знаки, стиль одежды и украшения), реже мы используем знаки, воздействующие на тактильные (кожные) ощущения (знаки-прикосновения), на обоняние – знаки-запахи (например, духи) или на вкус (например, дарение чего-то вкусного ребенку как знак любви). Знаком может быть все, что может регистрироваться чувствами человека. Знак – это любое объективно-реальное свойство, действие, вещь, процесс, способные воздействовать на органы чувств человека и выступающие в качестве указания, обозначения или представителя другого свойства, действия, вещи, процесса объективной или субъективной реальности. Подчеркнем отмеченное обстоятельство: знак всегда принадлежит объективной реальности, но обозначает он нередко и субъективную реальность. Например, слова «ощущение», «восприятие», «представление», «понятие», «мысль» и т. п. обозначают элементы сознания или само сознание и потому обозначают субъективную реальность. Моменты объективной реальности становятся знаками только в знаковой ситуации. Знаковая ситуация включает в себя условную связь (осуществляющуюся только в сознании людей) между: 1) обозначаемым (О1) и знаком (О2) (в этом отношении нечто наделяется значением, т. е. становится знаком); 2) данным знаком и другими знаками в составе определенной системы (языка); 3) между людьми (S1 – S2) при помощи знака (вместо предъявления обозначаемого предъявляют его знак).
Существенное различие языков определяется не тем, на какой орган ощущения они воздействуют, а харак-тером составляющих их знаков, преж-де всего, степенью абстрагирования знаков от обозначаемого. В этом отношении различают следующие типы знаков. 1. Иконические знаки – знаки-подобия, сохраняющие изоморфное подобие обозначаемому (изоморфное подобие для знака связано с ситуацией, в которой каждому элементу, моменту структуры соответствует элемент знака). Иконические знаки обладают наименьшей степенью абстрактности и потому составляют многие естественные языки. Язык древнейших людей представлял собой систему, включающую, прежде всего, иконические знаки. В этом древний язык был близок языку животных, явно имел с ним генетическую связь. Иконическими являются следующие знаки: 1) с использованием зрения: фотографии, рисунки, живописные изображения (конечно, не в стиле абстракционизма или постмодернизма); 2) с использованием слуха: знаки – звуковые подобия звуков, сопровождающих различные процессы в живой и неживой природе. Любые копии таких звуков – от подражания (что особенно было важным для первобытного человека) до записи природных шумов на лазерном диске – являются примерами звукового иконического знака; 3) с использованием вкусовых анализаторов: любое вкусовое ощущение – копия. Например, добавка специальных эссенций в напитки, после чего они воспринимаются как «грушевый», «виноградный», «яблочный» и т. п.; 4) с использованием обоняния: иконическим знаком здесь будут естественные природные запахи, издаваемые растениями, животными или сопровождающие какие-то химические реакции, а также те же запахи, специально синтезированные и внедренные в материал другой природы. Последнее часто применяется в пищевом и парфюмерном производстве; 5) с использованием осязания: все рельефные изображения, осязаемые формы различных предметов и процессов живой и неживой природы. Например, объемные изображения вещей, людей, животных и растений, используемые в формировании сознания у слепых, а в особенности у слепоглухонемых детей, для которых осязание является единственным каналом связи с внешним миром. 2. Схематические знаки – знаки-схемы, имеющие гомоморфное подобие с обозначаемым; гомоморфное подобие связано с соответствием одного элемента знака нескольким элементам (моментам структуры) обозначаемого. Схематические знаки представляют собой более высокий уровень абстрактности мышления тех, кто использует их в речи. Любая схема, чертеж, карта местности представляют пример схематического знака. Он используется при применении всех указанных выше чувственных анализаторов, поэтому можно привести множество примеров использования схематических знаков в языке жестов, звуковых схем – частичных подобий обозначаемым звукам или мелодиям, осязаемых схематических изображений или частичных подобий – схем-запахов. 3. Символические знаки – знаки, лишенные какого-либо подобия обозначаемому и связанные с последним только за счет знаковой ситуации. Сегодняшний язык, как бытовой так и любой профессиональный, – всегда система, представляющая единство символических знаков. Такой язык представляет наивысшую степень абстрагирования от непосредственно данного, отражаемого в ощущениях, современного мышления. Практически любое слово современного языка – пример символического знака. Чем, например, подобно слово «стол» любому конкретному столу? Символический язык усугубляет разрыв между чувственным и рациональным отражением и познанием, а также между мышлением и языком. На этой основе создано и создается множество субъективно-идеалистических концепций, осуществляющих либо отрыв и абсолютизацию мыслительных процессов, либо идеализацию и фетишизацию языка. Человеческий язык, состоя с языком животных в «кровном родстве», качественно отличается от него именно высокой степенью абстрагирования. Язык животных представляет набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определенных условиях. Сообщение животных может быть основано только на непосредственном опыте. Оно неразложимо на различительные элементы и не требует речевого ответа: реакцией на него служит определенный образ действий. Напротив, человеческий язык основан на диалоге и сохраняет эту основу во всех своих конкретных видах и формах. Подводя предварительный итог, можно определить сознание как свойство высокоорганизованных материальных систем отражать существенно-общие характеристики внешней среды и на этой основе целенаправленно осуществлять управление и регулирование взаимодействия с этой средой. Сознание неразрывно связано с познанием, поэтому уточнение существенных моментов сознания должно производиться как выяснение основных этапов, принципов и форм познания.
3. Связь чувственного и логического в познании Высшие формы отражения, используемые животными, связаны с появлением у живого существа достаточно дифференцированной нервной системы. На основе последней и возникает ощущение – отражение отдельных свойств предметов и процессов окружающего мира. Ощущение возникает в процессе эволюции жизни на базе раздражимости в связи с образованием нервной системы. При этом, лишь для небольшого числа видов энергии выработались специфические органы чувств. Ощущение многих других свойств объективного мира, например, формы, величины, отдаленности предметов друг от друга и от наблюдателя, возникает лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств. Органы чувств ориентированы в своей специализации на отражение различных физических и химических свойств – тепла, света, твердости, звуковых колебаний, химического состава (вкус и запах). Отсутствие у простейших животных дифференцированных органов ощущения сопряжено с отсутствием или примитивностью специального органа, анализирующего и синтезирующего различные ощущения. Так, земляной червь имеет лишь один орган отражения свойств окружающего мира – кожу. Тепло, влажность, звуковые колебания, свет – все это ощущается им через осязательный орган. Обработка тактильной информации производится такими животными с помощью ганглия – узла нервных окончаний, являющегося предтечей мозга. По своему механизму ощущение животного качественно не отличается от ощущения человека. Однако между ощущением как формой отражения и ощущением как формой познания существует существенное различие, о чем пойдет речь ниже. Более высокая степень дифференциации органов ощущения связана у животных с наличием головного ганглия – мозга, количество нейронов в котором на порядок превосходит этот же показатель для телесных периферических ганглиев. Благодаря мозгу такие животные (этот уровень представляют прежде всего насекомые) обладают зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и гигротермическим чувством. Мало того, они способны интегрировать отдельные ощущения в восприятие. Восприятие– целостный, наглядно чувственный образ предметов и процессов окружающего мира – системный синтез ощущений. Насекомые, как показывают результаты энтомологических исследований (например, муравей), не только видят и слышат, обоняют и осязают предмет, но воспринимают его как нечто обособленное от других, целостное, системное единство свойств (палочка, гусеница, другое насекомое и т. п. различаются не по одному только свойству, но по различию конкретных сочетаний свойств). Поведенческие реакции насекомых отличаются большим разнообразием и сложностью именно благодаря восприятию. Однако только высшие животные, обладающие развитым головным мозгом (с выделением коры), способны осуществлять отражение внешнего мира на уровне представления– сохраненного в механизме памяти восприятия, которое может быть воспроизведено в отсутствии отраженного предмета. Представление – высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания, поэтому оно служит основой жизнедеятельности высших животных, способных запоминать не только внешний образ отдельных предметов, но и процессуальную связь – взаимодействие между предметами и процессами. Например, многие животные начинают вести приготовление запасов корма при появлении первых признаков зимы. В экспериментах с такими животными искусственное создание подобных условий приводит к аналогичным действиям. Для человека (и, как показывают исследования последних десятилетий, шимпанзе и дельфина) именно представление служит основанием выработки понятия. Представление – вспоминающее созерцание – переходное звено между созерцающим и мыслящим сознанием. Анализ представлений позволяет выяснить объективно общее, присущее разным предметам, и произвести синтез, зафиксировав эту общность в первом элементе мысли – понятии. Так, сохраненные в механизме памяти восприятия различных деревьев являются основанием понятия «дерево». Очень важно не смешивать понятие со словом, его фиксирующим. Слово – настоящий «дом» понятия, а система слов (язык) – «дом» мышления. Однако, как человек может проживать в различных домах, так и понятие может быть выражено различными словами. Понятие– мысль, отражающая общие и существенные (существенно общие) признаки определенной совокупности предметов, процессов, моментов действительности. Так, понятие «яблоко» отражает существенные признаки всех яблок. Ясно, что в этот состав не входят такие признаки, как «красное» или «желтое», так как яблоки бывают и других цветов, или «сладкое», так как яблоки бывают и кислыми. Мысль отвлекается от несущественного и частного и тем самым уходит от конкретно-чувственного к абстрактно-рациональному. В понятии сознание человека поднимается до высшего уровня абстракции, сохраняющегося во всех остальных формах мысли. Следующая форма логического отражения и, вместе с тем, форма познания – суждение.Суждение– это мысль, в которой, на основании связи понятий, выявляются свойство, отношение, признак, раскрывающие содержание одного из понятий. При этом суждение обязательно должно содержать утверждение или отрицание наличия свойств, отношений или других признаков у данного понятия. Последнее обстоятельство помогает понять, что далеко не каждое предложение представляет суждение. Не являются суждениями все вопросительные (в том числе и риторические) и множество предписывающих какое-то действие или бездействие, побуждающих предложений. Например, высказывание «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?» (А. С. Пушкин) не является суждением, так как не содержит ни утверждения, ни отрицания и, хотя и представляет риторический вопрос, ответ на него был известен (во времена А. С. Пушкина). Не суждения и высказывания типа «Пешеходы! Переходите дорогу только по зеленому сигналу светофора!»; «Уважайте труд уборщиц!»; «Следует регулярно посещать зубного врача»; «Никогда не разговаривайте с неизвестными!» и тому подобные.
|