КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВзаимодействиеПо Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно общество?» В исторической реальности содержание (общественно оформленный человеческий материал) формируется в определенный социальный мир. При этом общество, как процесс реализующейся жизни непрерывно 1 В частности, в интерпретации религии Зиммель также следует психологизму и отделяет вопрос о бытии бога, как объективном факте, от вопроса о непосредственной значимости религии в жизни человека и общества. Он отмечает, что в религии нарастает мистическая тенденция, которая разрушает существующие религиозные формы: человек творит свои объекты таким образом, что совершенно' безразлично, существует ли вообще содержимое, сочетающееся в этой особой форме^ или нет. Религия является порождением души (8, 561) и становясь целостным, психологическим комплексом (8, 553), она создает регламентирующие нормы для многих других сфер жизни. Религиозная потребность основывается на любви и с необходимостью порождает религиозную веру, которая примиряет людей с деи-, ствителыюстью. Поэтому, если бог как продукт религиозного сознания представляет собой объект, признание и значимость которого совершенно не зависит от-его существования, то и религия не зависит в своей значимости и «истине* от существования или несуществования бога. Для подобного «религиозного атеизма»' важна практическая сторона, то есть, как «работает» понятие бога в жизни обще-'-' ства: без религиозной веры общество не существовало бы. «...Бог есть не что иное,г как воплощенное единство бытия» (8, 595). Таким образом Зиммель стремится укрепить религию и веру в бога исходя их психологических оснований. порождается взаимодействием1.В работе «Социальная дифференция» он описывает взаимодействие на основе релятивизма как набор альтернатив (форм) по типу «если..., то...». «Все находится со всем в каком-либо взаимодействии, что существуют силы и переходящие туда и обратно отношения между каждой точкой и каждой иной точкой мира...» (8, 314). Динамическое взаимодействие частей (эмпирических атомов) является основанием, которое придает сочленение и единство обществу. В этом смысле общество — это продукт взаимодействующих единичных атомов. Для социологического исследования важны лишь эти эмпирические атомы (представления, индивиды, группы), которые действуют как единства, все равно, делимы ли они в себе все дальше и дальше. В частности, группы также действуют как единства и во взаимодействии с другими образуют общество. Поэтому оно есть единство, состоящее из единств (8, 315). По отношению к реальным взаимодействиям частей, общество является «только вторичным, только результатом, причем и объективно, и для наблюдателя» (8, 315). Оно — только название для суммы этих взаимодействий. По Зиммелю, границы социального существа проявляются в различных формах взаимодействия личностей. Оно заключает в себе не только их субъективные состояния или поступки, но и объективные образования, которые обладают известной независимостью от отдельных участвующих во взаимодействии личностей. Поэтому основную задачу социологии он видит в описании форм современного бытия людей и нахождении правил, лежащих в основании взаимодействия как индивидов, которые также являются и членами группы, так и групп между собой (8, 304). В социальных группах реализуется пространственный аспект взаимодействия, понимаемый Зиммелем в кантианском смысле: пространство — это форма организации социальной жизни и занимаемое группой пространство воспринимется как ее единство (и наоборот). Поэтому важное значение имеет проведение в пространстве границ, влияющих на развитие индивидуальности. Размер группыобусловливает границы ее вариаций и уровень индивидуальной свободы.В этом проявляется действие «принципа числа», то есть воздействие количества на качество (род) взаимодействия. Чем меньше группа, тем она теснее связана по уровню контроля над ее членами и тем меньше возможностей для вариации индивидуальности и проявления свободы (8, 323; 326). Наоборот, количественный рост группы расширяет пространственные возможности индивидуальной свободы. Он ведет к дифференциации ее элементов и к развитию самостоятельной ответственности, освобождая индивидов от морального бремени (8, 324). При этом возрастание индивидуализации членов социальной группы сопровождается развитием их интеллекта: способности к абстракции, к ассоциациям и развитию сознания. 1 В работе «Философия денег» Зиммель развивает идею, что каждое взаимодействие выступает у людей в форме обмена, являющегося изначальном функцией межиндивид уальнои жизни, где прибылью является также возможность отдавать (8а). Данная идея получила развитие во второй половине XX века в теории социального обмена Дж. Хоманса, П. Блау, Б. Скиннера и др. / См. об этом: Култыгин В. П. Концепция социального обмена в современной социологии // СОЦИС. 1997. № 5. По мнению Зиммеля, именно то, что предмет социологии заключает в себе отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, психологическое содержание отношений внутри них, ставит эту науку в теоретико-познавательном плане в один ряд с психологией. Обобществление Зиммель исходит из установки, что общество творится человеком, когда во взаимдействие вступает множетсво индивидов: лишь общающиеся представляют собойобщество (8, 489). Становясь независимым от человека, оно выступает как процесс, который непрерывно порождается взаимодействием. Процессы взаимодействия образуют единство индивидуальных носителей в виде влечений, интересов, психических состояний, целей и т. п. Поэтому они означают для индивида факт обобществленности, то есть сумму форм связи (взаимовлияния), которые функционально обобществляют — соединяют индивиды в единство на основании их процессов. Тогда общество — это комплекс обобществленных индивидов1. В свою очередь, обобществление ведет к усиленной социализации, понимаемой Зиммелем как «совершение общества»: усложнение (развитие) в результате многообразных процессов взаимодействия. Таким образом, обобществление «есть в бесконечном количестве способов реализующаяся форма, в которой индивиды в основе разнообразных... мотивов и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение» (8, 486—487). Какие формы должны быть здесь основополагающими — суть теории познания общества. Число участвующих является формальным признаком обобществления: оно возможно, когда во взаимодействие вступают несколько индивидов, образуя группу. Каждый из них занимает в ней некую позицию, необходимую для реализации своего социального существования. Это та типизация индивидов, которая формирует социальность — сплошное общество, не знающее разрывов2. Мера данной гармонии между индивидом и обществом есть показатель обобществленное™. Социология, как новая наука, призвана исследовать в совокупности взаимодействий лишь формы последней, отвлекаясь от их содержаний (материала социальных процессов, наполняющих формы). По существу — это новый метод рассмотрения специфического предмета, заключающийся в различении формы и содержания общества. 1 Термин «обобществление» означает у Зиммеля соединение (срастание) инди 2 Зиммель (в отличие Тенниса и Дюркгейма) не считает солидарность основопо В системе социологического знания Зиммсль выделил три области с соответствующими группами социологических проблем: общую, философскую и формальную социологии.
|