КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философская социология.Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее за- 1 Данный подход к объективным законам исторического процесса получил развитие в концепции «вечного цикла» культуры и модели круговорота незамкнутых типов культуры П. Сорокина, являющейся альтернативой модели круговорота замкнутых локальных цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.). ( См. об этом: П. Сорокин. Человек, цивилизация, общество. — М.: 1992). дача — прослеживание исторических судеб форм в связи с их культурно-обусловленным содержанием. Связывающим звеном между философской и чистой социологией выступает пониманиекак орудие познания. Первая, являясь теорией познания, разрабатывает теоретико-познавательные и социологические ориентиры для второй: термины, идеи, предпосылки несоотносимые с опытом (вневременная интерпретация). Являясь средством исторического понимания социальных явлений, философская социология выступает как философская методология познания данных и фактов с помощью общенаучных методов — индукции, типологии и т. п. — в социологическом анализе. По мысли Зиммеля, постижение содержания и смысла исторических событий достигается в тех случаях, когда соответствующему анализу подвергается также и связь исследуемого явления с исследователем: его интересами и интересами представляемой им социальной группы. Данная неизбежная субъективность не является у него тем недостатком (проблема нейтральности социологии), который надо преодолеть. Она есть форма истолкования, посредством ее сырой материал приходит к новому образу (7, 541). Историческая истина не является простой репродукцией, а представляет собой активность духа, которая делает из своих предметов нечто, чем они еще не являются (541). Этот личностный характер познания отличен от биографии (личной жизни) познающего, Личность — это человек данного произведения, носитель этой идеи. «Сначала люди познают, чтобы жить, но существуют люди, которые живут, чтобы познать» (8, 47). Как и вся история, историческая истина приводит все единичное к общему смыслу, какового часто не было в сознании ее «героев». Из своего прошлого она извлекает те значения и ценности, которые способны войти в искомую нами картину. Гарантией «надсубъективности» по отношению к субъективному познанию объективности1 у Зиммеля является идея априорностипознания. 1) Априори социального взаимодействия:дополнение фрагментарных вос 2) Априори эмпирической социальной жизни:каждый элемент общества 3) Априори «принципиальнойгармонии»: между индивидом и обществом I 1 Объективное в этом контексте — это то, что относится к содержанию (к материалу вещи, делу), а не к переживанию и оценке в рамках философского употребления понятий субъект и объект. ществленности. Каждый человек, вновь вступающий в общество, «находит строго определенное, словно ожидающее его место, с которым должна гармонировать его энергия» (8, 523). Отсюда вытекает императив: искать его, покуда не найдешь. Данные априори есть одновременно и необходимое условие познания социолога, и условие возможности социальности как таковой, что невозможно без взаимного понимания. 3. Формальная (чистая) социология. Обращение Зиммеля к философии жизни как методологической основе его социологии, позволило ввести в нее проблематику духовной жизни. При этом он следует кантианскому учению как оппозиции обычному эмпиризму: исследование душевныхсил человека носит внеэм лирически и характер.В духе неокантианства Зиммель рассматривает действительность как результат влияния духа — формообразующей деятельности нашего духа. Духовная жизнь выступает в определенных формах: словах и деяниях, образах или содержаниях вообще, где как-то актуализируется духовная энергия личности (8, 21—22). Формообразование открывается как условие самых элементарных представлений, как созидающее то, что мы обычно принимаем просто в виде данного материала нашего познания. Таким образом, каждая форма вещей, в которых они суть действительное представление нашего опыта, — есть действие познающего духа. Формообразующая деятельность подразумевает разделение содержания (материала) и формы. При каждом формировании внутренние энергии множество элементов объединяют в единство: материал получает форму как их связь благодаря тому, что из совокупности всех элементов одна часть выделяется и противопоставляется всем другим как образущее единство (7, 39). «Каждое формирование есть отделение: линия, посредством которой мы вводим форму в плоскость, отделяет одну ее часть от другой; и оно есть также объединение, ибо одна часть противопоставляется другой» (7, 39). И далее, «то, что мы называем формой, есть с точки зрения осуществляемой ею функции объединениематериала». Только это объединение создает из данного материала объективное содержание, которое в пространстве обладает реальностью и становится формой и условием наших элементарных представлений. По Зиммелю, форма неизменна и является индивидуальностью, то есть абсолютно отлична от формы в другой момент. «Наделенная этой метафизикой уникальностью, форма отделяет запечатленный ею материальный предмет от иначе оформленных других вещей, дает каждой из них индивидуальный образ» (8, 18). В непрерывном потоке идущей вперед жизни имеет место борьба против исторической завершенности и формальной засты-лости любого содержания культуры. Формальная социология изучает и классифицирует формы — универсальные способы воплощения исторически изменчивых содержаний. За выявлением чистых форм, отделенных от содержания, следует их упорядочение, систематизация и психологическое описание в историческом времени. Зиммель подчеркивает, что форма (как и материя) не может быть потеряна, потеряна может быть лишь ее единственная возможность реализации. Материал и форма, сами по себе нерушимые, образуют разрушающиеся отдельные вещи: разрушение есть распадение связи между материалом и формой (8, 102). Формальная социология вычленяет из всей совокупности социальных явлений чистые формы, подобно тому, как геометрия относится к физико-химическим наукам о материи: она исследует форму, через которую материя вообще превращается в эмпирические тела, — форму, которая сама по себе существует, конечно, только в абстракции, также, как и формы обобществления. Она (как и геометрия) предоставляет изучение содержания этих форм (или тотальных явлений) другим наукам, рассматривая лишь их чистую форму. Процесс разделения содержания и формы имеет место и в общественном существовании. Содержанием является все то, что наличествует в индивидах в виде влечений, интересов, целей, психических состояний и движений, то, из чего формируется воздействие на других людей или что способствует восприятию этих воздействий, то есть материя, обобществления (8, 486). Форма есть взаимодействие элементов, благодаря которому они образуют единство (8, 489). Собственно, по Зиммелю, «общество» в себе есть такое существование с другим, для другого, против другого, где материальные и индивидуальные содержания и интересы благодаря влечению или цели, обретают либо сохраняют формы. Последние получают собственную жизнь в общении: начинают существовать в отрыве от своих корней в содержании. Общение в «чистом» виде вычленяет из действительности социальной жизни чистый процесс обобществления. «Ведь лишь общающиеся представляют собой «общество вообще» без всяких давлений, ибо они являют собой чистую, принципиально объединенную от всяких особенных содержаний форму всех односторонне характеризующих «обществ», воплощающих общество в некой словно бы абстрактной картине, разрешающей все содержания в чистой игре форм» (8, 489). Жизнь сама ограничивает себя в самостоятельно созданных формах и только в этом ограничении себя существует. В историческом процессе в жизни вырастают дифференцированные потребности, которые не могут удовлетворяться объектировйнными (застывшими) формами. Жизнь выходит (трапсцендирует) за их ставшие чуждыми пределы, освобождается (разрушает) от старых форм и собственной динамикой формирует новые. Зиммсль определяет социологиюкак науку об обществе: она исследует формы социальной действительности, яатяющиеся универсальным способом воплощения исторически изменчивых содержаний. Последнее рассматривается им как исторически обусловленные цели, мотивы, побуждения человеческих взаимодействий. В совокупности взаимодействий формы и наполняющего ее содержания реализуется общество. Поэтому оно предстает как меж индивидуальное, межличностное — психическое явление. Вместе с тем, каждое индивидуальное (эмпирическое) явление детермениро-вапо влиянием человеческого окружения. Отсюда, у него общество предстает в двух аспектах: в каждый социологический момент, и как таковое, которое существует вне любого явления, — чистая форма. В этом плане общество является так же агрегатом чистых форм. Данное множество социальных форм Зиммель классифицирует на основе отделения некоторых аспектов (фрагментов) социальной жизни от их «живой» реальности: социальные процессы, социальные типы и модели развития. В результате у него складываются многоуровневые структуры социальных форм. Их игре1 в каждой рубрике Зиммель посвятил специальные темы в разных работах: господство и подчинение; одиночество и свобода; верность и благородство; жизнь и смерть; денежное хозяйство; разделение труда; конфликт; красота; мода; религия; принцип числа во взаимодействии; принцип пространственной локализации; пересечение социальных кругов и т. п. Необходимо отметить, что Зиммель создавал «Формальную социологию» в условиях, когда в Германии ни психология, ни социология еще не считались научными дисциплинами: в немецких университетах психология относилась к философии, а социология вообще не читалась. Проблематика, которая начиналась осознаваться как социологическая, шла под рубрикой либо философии, либо истории, либо политической экономики. Зиммель ввел понятие «социации»,утверждая, что в ней заключена сущность социальных явлений: это то, что существует в индивидах, группах в форме влечения, цели, склонности, психического состояния, движения души — все, что имеет (или опосредует) воздействие на других или воспринимает таковое воздействие. Анализ «игры форм» формальной школой в понимающей социологии способствовал формированию повой дисциплины в немецком обществе. Данная проблематика получила дальнейшую разработку в трудах немецких социологов Ф. Тенниса, Л. фон Визе и др., а также оказала определенное влияние па развитие структурно-функционального направления в социологии. Кроме того, многие идеи, рассмотренные Зиммелем в рамках чистых форм социации, было положены в основание социологии религии, конфликта, культуры, города, экологии и др. 3.2. Чистаясоциология Ф. Тенниса В ходе развития культуры друг другу противостоят две эпохи: эпоха общества приходит на смену эпохи общности, Ф, Теннис Ф. Теннис развивает проблематику формальной социологии, но исходит из установки, что «национальный дух» (общее творчество) имеет генети- 1 Зиммелъ одним из первых придал символический смысл игре, отличающий ее от чистого развлечения. Реальные силы, потребности и импульсы жизни создали такие целесообразные формы нашего поведения, которые затем в игре или скорее в качестве игры, превратились в самостоятельные содержания1 охота, ловушки, тренировка тела и духа, соревнование, риск, ставка на случай и т. п. Все это вышло из потока чистой формы, порвало ее с материей (которая, собственно, и придала всему этому характер жизни всерьез) и, обретя реальность в себе самом, стало избирать или создавать предметы, в которых сохраняет себя и дает чистое отображение. Данная идея об игре как «игре бытия», источнике культуры получила развитие в работах Дж. Мида, Дж. Морено, И Хеизинги и др. (См. об этом1 Хсйзипга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М. —Л.: 1992). ческий приоритет над индивидуальным: первым звеном в общественной жизни является сообщество, а не индивид. Главное внимание он уделяет социальной группе как целому (гештальт), чья сила определяется взаимозависимостью частей (отдельных членов). Чем сильнее гештальт, тем больше положение и поведение его отдельных членов зависит от внутригупповых отношений. Так, в примитивных обществах, где родственные связи очень сильны, разрыв с группой ведет к смерти. Теннис особо подчеркивает, что кардинальным пунктом его теории является субъективное обоснование взаимодействий в обществе: человеческийдух как воля иразум формирует историческиепроцессы. Образующиеся в ходе межличностных взаимодействий «социальные сущности», которые непосредственно переживаются, носят социально-психологический характер. В этом плане социальная психология относится у него к социологии. Концепция социологии Тенниса опирается на различно ориентированные методологии при решении конктретных задач, а предложенная им модель преопределила не потерявшие своей актуальности и в наши дни дискуссии о структуре социологии. Общаясоциология, по мысли Тенниса, должна рассматривать все формы существования людей (включающие и взаимоотрицаиия), в том числе и общие с формами социальной жизни животных. Однако подробно он ее не рассматривает. Специальнаясоциология имеет только ей присущий предмет — социальное, которое образуется за счет взаимодействия людей. В свою очередь, она включает в себя: 1) Чистую(теоретическую) социологию, разрабатывающую формали 2) Прикладнуюсоциологию, близкую по идее философии истории, в 3) Эмпирическуюсоциологию (социографию), представляющую собой Данная модель социологии носит эклектический и полупозитивистский характер, что усложняет ее понимание, но не умаляет иовационные тенденции. В частности, Теннис является одним из первых, кто пытался со- единить теоретическую и прикладную социологию, а также придать ей эмпирический характер, отграничивающий социологию от философии. Он был одним из пионеров эмпирических исследований социально-экономических условий жизни гамбургских портовых рабочих, состояния преступности, тенденций в области самоубийств. Его эмпирическая социология выступает как описательная наука, ориентированная на позитивистский идеал объективности и свободы от ценностных влияний, а также независимости от практической социальной деятельности — политики. Теннис считает, что ученый не может исходить из желаемого научного результата, он хочет только знать (быть беспристрастным). Практик же, наоборот, начинает с желания чего-то конкретного. Вместе с тем, разделяя науку и социальную практику, он видит задачу первой в том, чтобы паука была полезной для практической — политической — деятельности. Социальная воля Воля к существованию несет в себе условие для общения, в то время как воля к выбору создает общество. Ф. Теннис Социальное, по Теннису, возникает, когда сосуществующие люди находятся в состоянии «взаимоутверждсния». В качестве высшей инстанции социального существования человека, он определяет сознание. Последнее, в свою очередь, предопределяется волей: на основе своей воли (в духе Б. Спинозы и А. Шопенгауэра) люди вступают в отношения друг с другом. Сведение социальных отношений к волевому началу и составляет суть тен-нисовской психологизации социологии. Многие воли, согласуясь друг с другом, образуют «социальную волю». При ее реализации возникает сила, пробивающая дорогу вопреки другим волям, противостоящим ей. Социальные воли возникают во взаимодействиях людей как социальные сущности, которые можно «желать» или «мыслить» в качестве субъектов коллективного желания и действия — непосредственно переживаемое взаимодействие личностей. Тип воли определяет у Тенниса тип социальной связи. Он выделяет два типа воли: естественная инстинктивная воля и рассудочная избирательная воля. Естественная воля есть унаследованный (прошлый) от предков способ мышления и восприятия: она проявляется «во взглядах, нравах и совести» человека. Естественная воля является «психологическим эквивалентом тела» и предстает в формах инстинктивных влечений, привычек и памяти. В основе ее лежат бессознательные мотивы, с которыми уживается разумная воля. Поэтому данный тип воли предстает как воля, содержащая мышление. В связи с естественной волей рассматриваются аффективные, эмоциональные, полуинстинктивные побуждения и влечения, реализующиеся в деятельности. Рассудочная воля есть рационально ориентированная на достижение цели воля, которая целенаправлено выбирает средства и согласуется с ясной осознанностью. Данная избирательность предстает в формах «умышленности» (свободного поведения вообще), «произволения» (отдельных действий) и «понятия» (связывающего само мышление). Этот тип воли предстает как мышление, содержащее волю. Поэтому, в связи с рассудочной волей рассматривается мыслительная система целей, намерений, средств, содержащаяся в людских головах и называемая «устремлением». Все типы и формы воли находят проявление в деятельности и поведении людей: направляющая их воля образует взаимоутверждающие отношения — социальные. Отсюда у Тенниса вытекает основная типология последней: общность и общество. Как целое, они представляют собой формы, которые не зависят от конкретных субъектов, составляющих преходящую материю (содержание) формы. В этом качестве общность и общество являются предметом чистой социологии.
|