КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современный капитализмВ направленном на получение прибыли капиталистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции развития безграничной и беспощадной наживы. В. Зомбарт Современный капитализм есть общее явление высококапиталистической эпохи бссх европейских и американских народов в XIX веке и далее. Зомбарт следующим образом характеризует его хозяйственную систему: «...во-первых, руководящим хозяйственным субъектом становится владелец капитала и все виды хозяйственной деятельности сосредотачиваются на одной цели — достижении прибыли; во-вторых, тем что капиталистам-предпринимателям противопоставляется огромное число зависимых наемных рабочих и служащих, низведенных на скромную роль простых исполнителей; в-третьих, между предпринимателями возникает ожесточенная конкуренция; в-четвертых, в крупных, основанных па кооперации и специализации предприятиях применяется новая техника: научно обоснованный, сводящийся к использованию неорганических сил и веществ, к автоматизации процесса труда способ производства» (12, 359). Наибольшего расцвета современный капитализм достиг к середине XIX века, чему способствовали высочайший экономический рационализм, рыночная механика и современная техника.В высококапиталистическую этоху капиталистический дух представляет собой слияние отважного предпринимательского и мещанского духов: героя, торговца и мещанина с приоритетом мещанского торговца. Зомбарт акцентирует, что упадок религиозной веры и нравственности, сопровождающий данный процесс, ведет к разрыву тех «пут», которые налагались на капиталистический дух в ранне-капиталистическую эпаху. Это делает его совершенно свободным от соображений морального порядка («свобода локтей») в выборе средств — идея совершенно ни с чем не считающейся наживы(12, 141). Технический прогресс, по Зомбарту, обеспечивает усиление производства — выпуск все большего количества товаров по самым дешевым ценам. Это дает колоссальные объемы сбыта и оборота. Современная капиталистическая деятельность становится «безмерной» и «безграничной». Забота о наживе (сверхприбыль) и большем процветании дела вытесняет у современного экономического человека из центра круга интересов «живого человека с его счастем и горем» (12, 131). Человек перестал быть «мерой всех вещей». Направленность современного капиталистического хозяйства на «чистое производство благ для обмена» (12, 139), обусловливает расцвет таких принципов ведения дела, как коммерческая реклама и конкуренция. Коммерческая рекламаявляется частью рационального ведения хозяйства и имеет целью возбудить у покупателей: а) внимание, б) желание купить. Преследование этой цели в борьбе за покупателя должно уничто- жить всякое чувство благопристойности, вкуса, приличия и достоинства1. «Первое осуществляется тем, что им как можно громче кричат в уши или возможно более яркими красками бьют в глаза. Второго пытаются достигнуть тем, что стремятся внушить покупателям убеждение в необыкновенной выгодности цены сбываемого товара» (12, НО). Конкуренция («свобода локтей») есть свободное проявление хозяйствующими субъектами в борьбе за покупателя собственной силы в решении хозяйственного успеха. В ее реализации «не хотят никакого ограничения ни правом, ни обычаем, не хотят никакого ограничения других хозяйствующих субъектов, но хотят иметь право убить конкуренцией всякого другого, если того требует собственный интерес ( зато отказываются от защиты самих себя); не желают, чтобы государство или, например, представительство рабочих принимало участие в составлении договоров об условиях труда. Ко всякой «связанности» прежнего времени относятся с отвращением» (12, 140 — 141). На поле конкуренции всякое человеческое существо, которое вследствие своей энергии или своих способностей могло причинить неприятности, безжалостно отбрасывается в сторону при полном освобождении от соображений морального порядка2. Общий вектор эволюции капиталистического духа направлен у Зомбар-та от души (душевности), связанной с личностной устремленностью -культурой — к духу (духовности) — обезличенной цивилизации. Они выступают как противники: дух более примитивен, чем душа. Главным орудием одухотворения современного капитализма выступает абсолютная рационализация хозяйствования (12, 139), которая в конечном счете с ненадежностью оборачивается его стагнацией в поздний период — «тенденцией ожирения», то есть потерей «фаустовского порыва» («бури и натиска*).
|