КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПротестантизмВ понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую позицию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капитализма1. Он связывает религиозное умонастроение протестантов с рабским подчинением и страхом перед священником, что лишало верующего человека сознания и делало веру безумием для него (12, 177). Настроение постоянного страха обусловливало и соответствующсее устроение жизни верующими по строго церковному образу, представляющему серьезную опасность для капиталистического хозяйственного образа мыслей и капитализма. Лютеранство, кальвинизм, по мере распространения реформаторского движения, поддерживали антикапиталистические тенденции. Зомбарт отмечает, что, во-первых, это выдвижение на первый план в пуританской этике идеала бедности раннего христианства и осуждение земного богатства. Соответственно, капиталистическое стремление к прибыли подвергается еще более сторогому осуждению протестантских моралистов-богословов: что вы стремитесь к земным сокровищам? что вы заботитесь о завтрашнем дне? В частности, протестантская аскеза, проповедь иступленного труда и молитвы, как доминанты образа жизни, тормозят развитие капитализма. Во-вторых, это высокая оценка личного общения с богом, которая чрезмерные занятия мирскими вещами и коммерцией преподносит как трату времени. Вместе с тем, пуританизм, по мнению Зомбарта, непреднамеренно оказал благоприятное воздействие па своего врага — капитализм и капиталистический дух. Прежде всего, протестантская этика требует рационализации и методизации жизни: подавление влечений, превращение человека-твари в разумного человека (12, !9б). Усиление религиозного чувства у про- 1 М, Вебер занимал альтернативную позицию в оценке роли католицизма как оплота феодального общества, становящегося на рубеже XV—XV! веков тормозом прогресса и общественного развития. Он развивает идею, что именно протестантизм, являясь оплотом реформации, как раз и стимулировал развитие капиталистического духа. (См. об этом: Вебер М. Избранные произведения. — М.- 1990). тестантов обусловливало потребность в контроле (самоконтроле) «состояния благодати» в образе жизни. Кроме того, отдельные наставления пуританской этики к благопоря-дочному образу жизни поддерживают мещанские добродетели, которые превозносили и католики: трудолюбие, занятие полезными вещами, подавление половой жизни, бережливость. Доведя их до крайностей, протестантизм искореняет всякое стремление к художественной потребности, к чувственному величию и пышности. Трезвая холодность и скряжничество — вот, быть может, величайшая заслуга пуританской и квакерской этики перед капитализмом, поскольку в пей живет мещанский дух (12, 198). Как отмечает Зомбарт, протестантизм, в конце концов, признал буржуазный образ жизни совмстимым с состоянием благодати. Но это было у него насильно отвоевано и вырвано мощью хозяйственных условий (12, 209). При этом пуританской этике ничего не оставалось, как возвращаться к идеям католицизма и перенимать их. В этом плане стремление сводить капиталистический дух во всех его проявлениях к протестантизму (Вебер) означает слишком узкое понимание духа.
|