Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Капиталистический дух




Является ли капиталистический дух созда­телем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ?

В. Зомбарт

В решении проблемы взаимовлияния капиталистического духа и капита­лизма, Зомбарт опирается на элемент диалектики (Гегеля — Маркса) -причину и следствие. Генетически капиталистический дух есть источник (причина) капитализма, который является его следствием, а не наоборот. «Капитализма нет, если нет капиталистического духа» (12, 261). Являясь продуктом последнего, капитализм как творение не может прсдшество-

1 Зомбарт подверг современную рекламу и ее приемы специальному анализу,
выявив ее положительные и отрицательные ценности (10, гл. 20). Однако, в конеч­
ном счете, он считает, что в эстетическом отношении реклама отвратительна, в:
нравственном — бесстыдна, как сам собою разумеющийся факт.

2 Зомбарт один из первых даст детальный анализ конкуренции как характерной
черты в обшей картине ведения современного капиталистического хозяйства (10,
кн.З).


вать своему творцу. Поэтому капиталистический дух питался из иных источ­ников, чем собственно капитализм.

В дальнейшем развитии капитализм — капиталистическая система хозяй­ствования — начинает жить собственной жизнью и оказывать обратное вли­яние (причина) на капиталистический дух, становящийся в этом отноше­нии следствием. При этом Зомбарт переводит механизм взаимодействия в новую плоскость. Теперь капитализм выступает как целое (гсштальт) и жи­вет собственной жизнью, а его элементами (частями) выступают капитали­стический «дух» и капиталистическое «тело» (12, 261). Последнее является чем-то находящимся вне души капиталистического предприятия, но несу­щим «дух»: организаторская часть — учреждения-институты (оборудование, бухгалтерия, биржа, отношения заработной платы и т. д.), объективный порядок, отношения между чужими людьми и др. Чем дальше идет развитие капиталистической деятельности, тем большее значение она имеет для тем­пов развития духовных структур и их содержания (12, 268).

Исходя из различия составных частей и форм их возникновения, Зом­барт различает разные виды капиталистического духа, смотря по личнос­тям, профессиям, странам, эпохам. В соответствии с этим, он характери­зует влияние одних и тех же причин то как задерживающих и связываю­щих, то как развивающих капиталистический дух. Вместе с тем, он указы­вает как бы иерархию комплекса причин, приведших к наступлению об­щего результата — капиталистического духа: биологические, нравствен­ные и общественные.

Биологические основы

Существует двойной антагонизм, вокруг ко­торого вращается вся истори: антагонизм социальный и антагонизм национальный.

В. Зомбарт

В качестве движущей силы (мотивации) социальных процессов Зомбарт рассматривает только людей, вернее — их цели и желания (10, 4). Все ос­тальное — технику, движение населения и т. п. он рассматривает как объек­тивное уловие их деятельности или как продукт этой движущей силы. Зом­барт особо выделяет биологические основы, вызвавшие к жизни появление капиталистического духа и на которых строится вся его история. Он разде­ляет их на: а) психические состояния, происходят вне всякого сознания -«естественные (инстинкты, таланты) побуждения» (12, 147); они даны заранее, то есть они в крови человека; б) склад характера, которому соот­ветствуют определенные добродетели, приобретенные через обучение и воспитание (12, 148). Биологические основы имеют как личностное, так и национальное проявление.

Личностные предрасположения

1. Буржуазные натуры. Обращаясь к личностному началу капитализма, Зомбарт решает проблему буржуазности: заложено ли ее существо в соб­ственной «крови» или в равной мере свойственно всем людям. В ее реше­нии он исходит из установочного положения, «что формы проявления


капиталистического духа, то есть душевного строя буржуа, покоятся на унаследованных предрасположениях» (12, 151)

Психическиепредрасположения — это первоначальные унаследованные свойства организма, проявляемые в наклонностях психического поведе­ния (представления, мышления, чувства, воли, характеры, фантазии и т. п.). Душевная «склонность» является внутренним основанием и естествен­ных побуждений, и инстинктивных дарований, и склада характера, и на­выков. В исторический момент зарождения капиталистического духа наклон­ности к нему были в «крови» человека, в подсознательной сфере как на­следственные предрасположения. Однако наклонности не носят общече­ловеческого характера, ибо люди не являются равно предрасположенны­ми в духовной области: по форме, по степени капиталистические наклон­ности различны от человека к человеку. Лишь незначительное число людей обладает многими (всеми) предрасположениями, душевными наклоннос­тями, из которых зарождаются составные части капиталистического духа, буржуазные натуры различного типа.

Предпринимательские(сеньориальные) натуры — «это люди с ярко вы­раженной интеллектуально-волюнтаристической одаренностью, которою они должны обладать сверх обычной степени, чтобы совершить великое, и с зачахнувшей чувственной и душевной жизнью (совсем тривиально)» (12, 154). Богатой одаренности дарами «интеллекта» (толковый, умный, одаренный человек) должна соответствовать полнота «жизненной силы», «жизненной энергии», стоящей выше среднего уровня жизненности (ви­тальности), как необходимой предпосылки всякого «предпринимательс­кого» поведения. При этом сильное развитие наклонностей к чувству, по­рождающее обычно сильное предпочтение чувственных ценностей, ско­рее является препятствием для предпринимательской деятельности.

Мещанскиенатуры — это люди долга вещей, с ярко выраженной эко­номностью (берущие и считающие) во всем своем поведении, объявляю­щие все занятия равноценными, поскольку они служат общему благу (по­лезны), и с коммерциализированной жизнью (12, 155).

2. Половая конституция.По Зомбарту, способность к капитализму коре­нится в половой конституции, обусловливая проблему «любовь и капита­лизм». Она выражается в различной оценке отдельных занятий, жизненных ситуаций общей жизнедеятельности в зависимости от сексуальной пред­расположенности (Фрейд), данной природой. При этом сексуальное пове­дение основных типов буржуа покоится на противоположности их любов­ной жизни (12, 156).

Предпринимательская натура, по Зомбарту, соответствует стереотипу «сильного мужчины», то есть имеет превышающую обычную величину сексуальную активность и является эротическойнатурой. Эротическая пред­расположенность противится всякому мещанскому порядку, а ценность любовной жизни влечет за собой различные формы расточительства.

Мещанская натура — это аскетическаянатура, подчиняющая сексуаль­ность потребностям мещанского жизненного порядка. В центре ее ценнос­тей стоит хозяйственный интерес, означающий сберегание в различных оттенках. У аскетических натур сексуальная активность соответствует сред­ним, будничным натурам и может быть сведена к техническому вопросу проявления физиологических потребностей человека.


В буржуазныхнатурах происходит скрещивание предпринимательских и мещанских натур; отбор и смешение крови делает этих людей способными усваивать стремление капиталистического предпринимателя и принимать мещанские добродетели. В результате капиталистический дух развивается как массовое явление быстрее, когда на буржуазные натуры действует внеш­нее возбуждение. В конечном счете данное скрещение крови дает преобла­дание крови торгашеской, под влиянием которой растет капитализм.

Расово-национальные предрасположения

Зомбарт обращается к расово-национальной проблематике возникно­вения капиталистического духа, актуальной для социологии XIX века, когда центр тяжести приходится на вопросы неравенства между расово-этпичес-кими группами — белыми и черными людьми. Под влиянием эволюциони­стских теорий и достижений биологии, некоторые мыслители того време­ни проводили классификацию населения мира как иерархию расовых ти­пов в соответствии с их физическими характеристиками, психологически­ми способностями, различиями в интеллекте, темпераменте и культуре. Свойственные этому времени предубеждения и дискриминации Зомбарт перенес на свою концепцию капиталистического духа. Во-первых, он огра­ничил его простор только европейской эпохой истории в рамках дихотомии «Запад — Восток», отнеся к последнему «генетически неполноценные», в том числе и славянские, народы. Во-вторых, идея генетического различия отдельных рас проявилась в трактовке неравнозначной предрасположеннос­ти к капиталистическому духу различных европейских народов и, соответ­ственно, возвеличиванию достижений одних (германских) и унижению ос­тальных. Расизм подобного толка вел к разжиганию национальной розни, к культурным размежеваниям и «этническим чисткам»1 с их опустошаю­щими последствиями.

Зомбарт рассматривает фактор национальности(национальных особен­ностей) как обязательную предпосылку всякого культурного развития: все моральные и художественные ценности могут развиваться только в рамках крепкого национального организма. Он исходит из тезиса, что проявлению капиталистического духа у разных народов соотвествует различное (силь­ное или слабое) «естественное, в крови заложенное предрасположение» (12, 159). Каждый народ имеет то государство, ту религию, те войны, кото­рых «он заслуживает», то есть которое соответствует его особенностям2.

1 Под расизмом понимается убеждение и утверждение, что одна раса (нация)
превосходит другую. Он используется для объяснения и оправдания неравнопра­
вия народов, процессов колонизации, этнических чисток. В частности, проводя
подобную чистку в 1915 голу, турецкий лидер Абдула Гамид заявил: «Мы покон­
чим с армянским вопросом, только покончив с армянами». Таким же путем фа­
шизм (Гитлер) проводил окончательное решение еврейского вопроса — холокост
(всесожжение): уничтожение 6 мл. евреев в годы второй мировой войны; в СССР
(Сталин) — чеченский, калмыцкий и др. вопросы.

2 Зомбарт считает, что его концепция первенствующего значения «крови» в про­
явлении капиталистического духа направлена против фанатиков «срелы», рассмат­
ривающих ее в качестве первоосновы общественного развития и осуществления в
будущем идеалов равенства.


Специфика зомбартовского расово-национального подхода заключает­ся в ограничении границ возникновения и развития капиталистического духа группой европейскихнародов — южно и западноевропейских, которые со времени великого переселения выступают в качестве носителей истории. Таким образом, сильное капиталистическое предрасположение является только делом «белой расы* и только европейская семья народов имеет многочисленные, различные варианты (выше или ниже среднего уровня) развития в отношении капиталистического духа.

Нации с сильными капиталистическими предпосылками Зомбарт разде­ляет на две группы: народы герои и народы торговцы1.

1) Народы-герои:с особыми зачатками воинственного корня капитали­
стического (насильственного) предпринимательства — римляне, герман­
ские племена (норманы, лангобарды, саксы, франки). Поскольку их мир
хозяйства представлял вполне или наполовину военные предприятия, то
эти народы проявляли черты героизма и успех дела завоевывался, главным
образом, мечом. Романо-германский дух породил также и науку о приро­
де, сделавшую возможным современное развитие техники.

2) Народы—торговцы:с особыми зачатками коммерческого корня ка­
питалистического (торгашеского) предпринимательства — этруски, фри­
зы, евреи, флорентийцы, шотландцы, голландцы, в сильной степени цер-
ковно-религиозные народы2. Они проявляли способность вести принося­
щие выгоду дела путем мирного заключения договоров, при помощи лов­
кого воздействия на противную сторону, а также и при помощи передавав­
шегося из рода в род счетного искусства. Среди них Зомбарт особо выделя­
ет евреев, оказавших, по его мнению, решающее влияние на развитие ка­
питалистического духа в западноевропйской истории XVII—XVIII веков,
порождение такого элемента капиталистического хозяйства, как денеж­
ная ссуда и биржа.

По Зомбарту, «быть предпринимателем-завоевателем — это еще куда ни шло, но быть предпринимателем-торговцем — недопустимо для чело­века, который сколько-нибудь себя уважает» (12, 163). Вместе с тем, пер­вичное предрасположение он рассматривает только как исходную точку биологического процесса развития капиталистического духа. С каждым по­колением задатки народа изменяются, так как постоянно совершают свою преобразовательную работу две силы: отбор и смешение крови.

При этом протекает следующий процесс. В докапиталистическую эпоху капиталистические предприятия создаются некапиталистическими людь­ми, которым противостоят духовные и социальные силы. Поэтому перво­начально вытравляются некапиталистические разновидности, и затем из

1 Наряду с ними Зомбарт выделяет нации со слабым капиталистическим пред­
расположением — кельты, готы, иберы, составляющие сильную примесь фран­
цузскому, испанскому, португальскому народам, верхний слой которых склонен
к рантьерству, какой-нибудь службе.

2 Над этим слоем народов в римскую эпоху располагался слои азиатов, к кото­
рым Зомбарт как уроженцев Переднем Азии относит и греков, обладавших духом
торговцев.


дворянской (сеньориальная кровь) и ремесленной (мещанская кровь) сре­ды отбираются наиболее жизнеспособные варианты. Они обладают спо­собностями к насильственному предпринимательству и торговле. Усилива­ющаяся демократизация общественной жизни способствовала тому, что в XVII веке торгашество берет реванш над героизмом. Теперь люди с кровью торговцев перегоняют других в достижении положения капиталистических предпринимателей. Зомбарт предполагает существование закона скрещива­ния крови,по которому при скрещивании сеньориальной и мещанской крови, последняя оказывается более сильной.

Все это, считает Зомбарт, является общим для всех европейских и аме­риканских народов, составляющих историю капитализма. Однако в конце расцвета современного капитализма имели место национальные различия в отдельных странах. Они делали бесчисленные комбинации момента нача­ла и продолжительности времени, интенсивности и экстенсивности отно­шения и силы развития капиталистического духа и его частей — предпри­нимательского и мещанского духа (12, 104). В подтверждение своей теории Зомбарт приводит эмпирический материал, раскрывающий особенности развития капиталистического духа в отдельных странах.

1. Италия:капиталистический дух расцветает раньше всего, и в особен­
ности мещанский дух с полусеньориальным, полураптьерским образом
жизни, с презрением к деловому трудолюбию (105).

2. Испания и Португалия:завоеваетельнос предпринимательство и коло­
низация способствуют раннему расцвету капитализма. Но в XVII веке на­
циональный дух ослабевает, деловые интересы угасают: дух нации отчуж­
дается от всего хозяйственного и обращается к церковным (католичество)
и природным или рыцарским делам с известным отвращением к ремеслу,
торговым занятиям и трудолюбию (107).

3. Франция:предпринимательство преимущественно спекулятивного
(авантюрного) характера, основываемое на добровольных взносах бога­
тых людей и имеющее сильно выраженные сеньориальные склонности (109).
Сдерживающим фактором развития капитализма выступают предпочтения
обеспеченного (и уважаемого) положения чиновников: французское чи­
новничье безумие, сопряженное с презрением к промышленным и ком­
мерческим профессиям. «Все погибнет, если выгодная профессия финан­
систа обещает стать еще и уважаемой профессией» (Монтескье).

4. Голландия:образцовая страна капитализма. Мореходный воинствен­
ный народ и высшая школа торгашества, рассадник мещанских доброде­
телей. Преобладание мещанского духа подвергает капиталистический дух
«ожирению», делая страну денежным заимодавцем (государственный и
вексельный кредит) всей Европы (113).

5. Великобритания:сильный предпринимательский дух (XVII в.) , свя­
занный с религиозным подъемом (протестантизм) в процессе реформации.
Затем период спекулятивного грюндерства и высший расцвет капитализма
и мещанских добродетелей (XVIII в.), сделавших страну колыбелью инду­
стриализма и образцом для остальных стран Европы (12, 115). В последую­
щем ход развития капиталистического духа вступил в состояние «капита­
листического расслабления». Это выражается в ослаблении рационального


ведения хозяйства: традиционализм в области торговли; отставание в тех­нической области; пренебрежение к нужде в кредитах своих заморских кли­ентов. Предпринимательский дух уменьшается, а жизненная ориентация на удовольствие от роскоши, от сеньориального образа жизни распрост­раняется и парализует хозяйственную энергию.

6. Соединенные Штаты Америки:вес последствия, заключенные в капи­
талистическом духе, достигли в них своего высшего развития (117). Высо-
кокапиталистичсский дух, который впервые расцветает в Америке, стал
всеобщим духом эпохи. Ее великие предприниматели — это люди, соединя­
ющие в себе различные, обычно раздельные предпринимательские типы.
Для них не существует никаких «обязанностей» (нравственных, эстетичес­
ких, сердечных)' они действуют «беззастенчиво» в выборе средств (14!).

7. Герамания: капиталистический дух заключает здесь, главным образом,
отважное предпринимательство. Имеющая место осторожная купеческая
торговля и закладничсство ценятся низко. «Пышный расцвет» капиталис­
тического духа в XVI веке был кратковременным и сменился процессом
феодализации, всасывающим в себя предпринимателей (112). Только в XVIII
веке оживает промышленность и коммерческая деятельность: расцвет ка­
питалистического духа начинается во второй половине XIX века. Германия
вступила в борьбу с США за венец его высшего совершенства. Немецкий
предприниматель стал ныне (вслед за американским) самым чистым ти­
пом человеческой разновидности. Его отличие от других современных ти­
пов: а) приспосабливаемость на мировом рынке, основанная на способ­
ности удовлетворять особенности спроса покупателей; б) крупнейший орга­
низаторский талант в создании крупных предприятий; в) забота о протека­
нии своего производства научным духом.

Решение Зомбартом проблемы возникновения капиталистического духа на основе расово-национального подхода, приобрело националистичес­кую окраску и было подвергнуто остракизму и забвению Однако сама про­блема на рубеже XX—XXI веков не потеряла своей актуальности. Переход в новое тысячелетие сопровождается многочисленными национальными конфликтами. На этом фоне к системе капиталистического хозяйства при­ходят афро-азиатские народы (Восток), в том числе и народы бывшего социалистического лагеря и СССР. Согласно марксизму, расово-нацио-нальный вопрос является частью классового, и классовые интересы дол­жны были объединить различные расово-этнические группы. Однако этого не произошло. Современный национализм имеет те же последствия, что и в начале XX века. Предубеждения на основе принадлежности к расе или национальности порождают этнические чистки. На территории Югославии и бывшего СССР они пришли па смену политике ассимиляции и интегра­ции этнических меньшинств в «принимающем обществе» под флагом «ру­софобии», «славянофобии», обретая подчас кровавый характер. В целом, анализ погружения развития капиталистического духа и капитализма в круг российских национальных проблем и неизбежен, и необходим.

Сложность позиции Зомбарта заключается в том, что будучи апологе­том национализма, осуждая космополитизм и интернационализм, он при­знает наличие облагораживающей силы гуманистической идеи под влия-


нием которой мы во всех народах видим единое человечество. «Есть облас­ти, в которых мы хотим слышать только о людях, а не о народах», «толь­ко о человечестве, но отнюдь не о нациях» (!2, 340), В частности, личные отношения: через вертикальные линии, разъединяющие нации и расы, проходит поперечная линия, которая отделяет народные массы (нацио­нальная самобытность) от человека и над которой больше не существуют национальные противоречия. Отдельные личности всегда будут вступать меж­ду собой в тесную дружбу, преодолевая групповые инстинкты и нацио­нальные особенности. Поэтому почти все человеческие коллективы объе­диняются своими вершинами в духовно-родственную общину, сплочен­ную чуством чистой человечности, взращенной христианством и апосто­лами просвещения. В силу этого между «национальным» и «общечелове­ческим» Зомбарт не видит противоречия — и то, и другое (каждое в выс­ших формах своего развития) служит обогащению нашей культуры.

Рассматривая первенствующее значение крови для возникновения и развития капиталистического духа, Зомбарт учитывает также усиливаю­щееся влияние двух групп капиталистических задатков: внешних и внут­ренних. Последние (изнутри вовне) предстают как влияние душевного про­цесса — нравственные силы.

Внешние (извне во внутрь) влияния предстают как воздействия соци­ального процесса — общественные силы.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты