КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Католицизм. Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру»Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких массах католиков всех стран и проникало в недра деловой жизни: кто бога не боится, того следует считатьдурным во всем. В pai шюю эпоху капитализма религия имела выдающееся значение для жизненного устройства. Этому способствует обязательная тайная («ушная») исповедь, распространение многочисленных морально-богословских книг решений, в которых для различных жизненных обстоятельств, хозяйственных дел устанавливались и казуистически разъяснялись соответствующие церковному учению правила поведения (12, 176). Таким образом, религиозное настроение «существенно связвыва-ло», смягчало предпринимательство pat {некапиталистической эпохи: «купцы и промышленники в XVIII столетии все также благочестивы» (12, 175). Зомбарт подчеркивает, что все жизненные отношения получали свое религиозное освящение в том смысле, что оно частью задерживало их развитие, а частью способствовало. Во-первых, тесная связьцерковно-рели-гиозных тенденций с наиболее сильными элементами государства, в одном случае, способствует развитию коммерческого духа (Флоренция). В другом — поддержание «вечных войн против неверных» сохраняло господство рыцарско-религиозного идеала, который сплетал феодализм и фанатизм в жизнепонимание, наименьшим образом соответствовавшее капиталистическому духу (Испания). Национальным героем Испании стал наименее капиталистический тип в мировой истории — последний странствующий рыцарь, привлекательный и симпатичный (подчас жалкий) Дон-Кихот (12, 181). Во-вторых, папы,с их финансовым хозяйством, оказали оживляющее воздействие на капиталистический дух. Создавая (XVII в.) мощную, охватывающую весь культурный мир налоговую систему, римская курия инициирует выделение крупного купечества и могущественных международных банкиров. Этим она способствует образованию капиталистической системы хозяйства, а тем самым (косвенно) и возникновению капиталистического духа. В-третьих, это влияние самой католической церкви своим учением, массовым следованием религиозным заповедям на ускорение образования капиталистического духа (12, 182). Зомбарт особо подчеркивает значение религиозной системы — учения Фомы Аквинского, которая, начиная с XIV столения, господствует над офицальным (т. е. несектантским) католичеством. По мнению Зомбарта, в нем соединились о одно целое два составных элемента христианской религии: религия любви и милосердия Павла и Августина и религия Закона. Устранение дуализма Закона (внутримирская этика) и Евангелия (надмирская этика) способствует единению естественного закона с разумной целью христианского нравственного закона. По Зомбарту, основная идея Закона у Фомы Аквинского — это рационализация жизни: вечный божественный закон мира и природы, закон разума, — имеет задачей устранение и упорядочение чувственности, аффектов и страстей в направлении к цели разума. «Грехом в человеческой деятельности является то, что обращается против порядка разума» (12, 183). Внутри естественного, сотворенного, похотливого мира как бы строится свободно рожденный, нравственный, разумный мир. Действительное средство побудить человека к поведению, согласному с разумом, — страх божий: он побуждает в человеке стремление к. рационализации и методизации жизни. Данная идея рационализма должна оказывать существенное содействие развитию капиталистического образа мыслей, которые сами по себе являются рациональными, направленными к цели. Зомбарт подчеркивает, что «идея наживы наряду с экономическим рационализмом означает ведь, в сущности, не что иное, как применение жизненных правил, вообще предписывающихся религией, к сфере хозяйственной жизни» (12, 183). Рационально устроенный душевный механизм приходит на место природной, естественной инстинктивной жизни. Как искусное создание экономичес- кий рационализм нашел могучую поддержку в вероучении католической церкви. Росту капиталистического духа способствуют следующие дисциплинирующие природное существо человека добродетели, о которых заботилась христианская этика: — подавление эротических влечений, с которыми связаны расточитель — благоупорядоченный образ жизни: экономии•# отношении всякого
- правильная любовь к богатству, упорядочение домашнего хозяйства - проклятие праздности как «начала всех грехов»: созерцать бога при — пробуждение совести, осуждение всех бесчестных уловок при ведении Церковные учителя, превознося подобные добродетели и воспитывая своих современников в духе христианской нравственности, оказывали практическое влияние на развитие хорошего и удачливого капиталистического предпринимателя. В раннюю эпоху и до конца этого периода капитализм подвержен смягчающему влиянию католического учения, оказывающего существенно связывающее влияние на хозяйственную жизнь, ограничивая стремление к наживе, злоупотребления богатством (12, 211). Затрагивая проблему богатства и бедности, Зомбарт отмечает, что идеал бедности раннего христианства исчез вполне и совершенно. Для всякого верующего должна быть возможность подняться выше своим трудом, следовательно, также и разбогатеть. Стремление к наживе, накоплению капитала находится в границах разума человека и зависит от обладания им выдающимися качествами (добродетелями), направленными на выбор средств в коммерции и других великих делах. Оценка сообразно размеру одаренности освобождает путь капиталистическим предпринимателям для их восхождения в общественном положении. Для благочестивого христианина безразлично, беден он или богат, — важно только употребление богатства или бедности: мудрый бежит не от них самих по себе, но лишь от злоупотребления ими (12,188). Богатство и бедность в одинаковой мере изволение божие: в бедности он хочет воспитать терпение, в богатстве — дать знамение своей милости или дать возможность доброго употребления своего богатства (долг доброго употребления). Благочестивый христианин не должен также прилепляться к богатству своим сердцем, не должен и употреблять его как средство ко греху. Целью богатства никогда, конечно, не может быть само богатство. Оно должно всегда рассматриваться только как средство служения человеку и через человека — богу. Человек есть ближайшая, Бог — отдаленная цель. Католическое церковно-нравствепное учение, осуждая безграничное стремление к наживе, хотело влиять не столько на размер наживы, сколько на умонаправления капиталистического предпринимателя. В качестве примера безусловной политики по отношению к капитализму, Зомбарт приводит каноническое учение о ростовщичестве: «запрет роста», означающий, что «не должно препятствовать деньгам обращаться в капитал» (12, 190). Данный запрет базируется на принципиальном различении денежной ссуды и помещения кавщтала и объявляет наживу от первой (ростовщичество) недопустимой, а от'второго — дозволенной. В форме ссуды деньги не приносят плодов. В качестве капитала они плодотворны, так как обладают способностью творческого участия в предприятии. Тем самым церковный авторитет всячески пытается возбудить предприимчивость и капиталистический дух: энергичное предпринимательство угодно Богу.
|