КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чистая (теоретическая) социологияТеоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное». Л. фон Визе Основу историко-социальной концепции Тенниса составлят установка, что в ходе развития культуры противостоят друг другу две эпохи: эпоха общества приходит на смену эпохе общности1. Тем самым его концепция сводит социологию к «социологии культуры» — наукам о культуре в духе виндельбандовско-риккертовского неокантианства. В этом отражается ориентация Тенниса на социологический номинализм с его индивидуализирующим (идеографическим) подходом к историческим событиям как единичным (уникальным) — неповторяющимся «историческим индивидуальностям». Связывающим звеном между ними выступает его схема «чистых» (априори) понятий, которая создается с помощью геометрического метода (типа Гоббса и Спинозы), освобождающего форму (пространство) от содержания. По мнению Тенниса, формальная дедукция различных форм социальной жизни осуществляется вне оценочных суждений. Она свободна от влияния индивидуальных и групповых (классовых) интересов, эгоизма. Воля и разум (рациональное мышление) конструируют абстракции, которые позволяют достичь всеобщего и универсального социального знания. Таким образом, у Тенниса чистая социология — это абстрактная, теоретическая дисциплина, которая в понимании социального мира ослабляет историзм (немецкую историческую школу) в пользу рационального мышления — абстрактно-дедуктивных методов. Он выстраивает разветвленную систему «чистых» — внеисторических (идеальная конструкция) социологических понятий, с помощью которых конструирует схему социальной 1 Теннис разделяет идею разграничения «культуры» (присушен общности) и «цивилизации» (присущей обществу), развиваемую Н. Я. Данилевским, О. Шпен-глером и др. В рамках данной дихотомии общество подавляет (вытесняет) общность, первое есть вырождение второго, а общность есть «анти-общество». эволюции1. Понятиям «общности» и «общества» он придал базисный характер (статус) и с их помощью типологизировал традиционную, интимную, «лицом к лицу» групповую организацию деревни и «эмансипированную», неличную групповую организацию города2. 1. Исходным пунктом рассмотрения перехода от общности к обществу у 2. Субъектом естественной инстинктивной (сущностной) воли является Общность— это сообщество (единство), которое порождается естественной волей3. Она является исторически первичным образованием и существует в семье, соседстве, дружбе и народе. Для общности характерны обычаи, религия, согласие, которые лежат в основе эмоционально-органических отношений. Связи общности базируются на чувстве близости и отличаются стабильностью контактов, длительностью и поддержкой традиций. Они спобоствуют сохранению собственной самотождественности. Общность также способна включать в себя и другие, меньшие органические единства или, соотносясь с равными себе единствами, конституировать целое (гештальт). Например, семью как целое конституируют эмоционально-органические отношения родства ее частей: мать и дети, братья и сестры, отец. Каждый человек выступает как самотоятельная органи- 1 Проблема «чистых понятий» как «идеальных типов» получила разработку в 2 Данная проблематика разработана Теннисом в основной работе «Общность и 3 Категория «общность» у Тенниса подчеркивает исторический тип отношений, чсская единица. Лишь в целом — семье — он мать или сестра, и данное целое конституировано отношениями его членов. Социальные отношения в общности как бы получаются в наследство: в них вступают в момент рождения, их не выбирают, а получают от предков. В этом проявляется их консерватизм — традиционализм. 3. Субъектом рассудочной избирательной воли является «искусственное» лицо — внешнее механическое единство, определяемое внешним (случайным) образом. Это идеальная конструкция мышления, которая ищет единства во множестве проявлений. Она может относиться к «индивидуальному лицу» — отдельному, независимому от других лиц человеку, вступающему с ними в рационально-избирательные отношения, а также и к коллективу («фиктивное лицо») — множеству лиц, составляющих целое. В результате образуется общество. Общество— это искусственное (вторичное) образование, порождаемое рассудочной волей. Для него характерна разделепность, обусловливающая ситуацию обмена и создающая фиктивное единство. В обществе люди взаимодействуют в расчете на выгоду. При этом для удовлетворения своеволия, эгоизма и улаживания раздоров используются такие средства, как договор, политика, общественное мнение, которые лежат в основе рационально-избирательных отношений. Договорно-обменные связи основываются на рациональных целях и отличаются целесообразностью, расчетом, ограниченные участием, договоренностью и относительным постоянством. Социальные отношения в обществе создаются каждый раз как бы заново — рационалистическое общество общественного договора. В этом проявляется антитрадиционализм: в общество вступают «как на чужую землю». Само же видение нового общества было у Тенниса крайне абстрактным. Он лишь прочерчивает линию социальной эволюции как процесса рационализации социальных отношений: из культуры народности(общность) — в цивилизацию государственности (общество),которая в пределе должна вырасти в «мировое государство», являющееся делом торгового класса. При этом будут преображаться духовная жизнь и способ мышления, когда религия, опирающаяся на глубины народной жизни, уступит место науке, опирающейся на разум и рациональность. Именно данный путь «естественного развития» как смены культуры цивилизаций вызывал алармистские настроения и критику существующего статус-кво. Разработанную систему «чистых» понятий Теннис переносит в прикладную и эмпирическую социологию в качестве общих установок. Прикладная социология Назначением прикладной социологии Теннис считал анализ динамики исторического развития, в ходе которого он наполняет «чистое» понятие (форма) фактическим материалом (конкретное содержание). В прикладной социологии демонстрируется процесс исторических изменений как вытеснение общности (народности и культуры) нарастающей социальностью — обществом (цивилизацией и государственностью). Он рассматривает как воля и разум в конкретных исторических мирах движут исторические процессы (семья, нравы, право, хозяйствование, общественное мнение и др.) в сторону возрастающей рациональности, соотнося ее с дого- вором. Данная идея противоречит распространенным основным установкам философии жизни. В прикладной социологии важным аспектом выступает вопрос минимизации роли традиций при формировании общества, где все как бы создается заново и имеет место максимализация роли рациональности. В социальной мысли XIX века имеет место склонность трактовать термин «традиция» как означающий традиции феодального общества: сословность, натуральное хозяйство, социальная иерархия, отсутствие социальной мобильности. Отсюда и вытекает видение прогресса как процесса детрадицио-нализации, а в качестве разрушителя традиций предстает капитализм. Не избежал ее и Теннис. Несмотря на некоторое увлечение Марксом, он в своей концепции игнорирует учение общественных формаций, основанное на определяющей роли в их смене форм собственности на орудия и средства производства. Конструируя свою линию социальной эволюции не с точки зрения экономических структур, а с позиции «общности» и «общества», возвышающихся над ними, Теннис сближает капитализм и социализм и, напротив, отграничивает феодализм и капитализм. Поэтому он считает, что переломным моментом всемирной истории является прерсход от феодализма (традиции) к капитализму (современность), а не от капитализма к социализму и к идее социалистической революции относится негативно'. Теннис рассматривает гражданское (буржуазное) общество как институт равных эгоистических индивидов, стремящихся к выгоде и переменам. Данное общество нуждается в государственной воле, опирающейся на естественное право — закон, которое является продуктом политики2. Соответствующее данному праву общественное (политическое) государство выступает как машина упорядочения социальных отношений рациональных, расчетливых индивидов3. Состояние до товарно-обменных отношений в гражданском обществе отвечает потребностям всемирного рынка. Следовательно, соответствующее ему политическое государство должно быть «мировым государством». В творчестве Тенниса отразился переходный процесс в социологии на рубеже XIX-XX веков в направлении формирования классическойсоцио- 1 Проводя критику негативных сторон капитализма, Теннис способствует формированию социально-критической функции социологии, которая во второй половине XX века оформилась в направление критической социологии. - Проблема дихотомии «гражданское общество — политическое государство», связанная с вопросами взаимодействия неполитической и политической сфер социальной жизни, обрела острую актуальность в реформируемом российском обществе. В нем отсутствуют традиции гражданского общества (добровольная самореализация «снизу») и укоренились традиции государственной принудительной организации жизни общества «сверху». 3 В работе «Введение в социологию» (1931) Теннис усложнил схему анализа в прикладной социологии, выделив три типа форм социальной жизни: социальные отношения, группы (совокупности) и корпорация (ассоциации). Соответственно, он включил в нее такие типы связи, как обшинно-товарищеские (господства и подчинения), душевные и социальные, союз, различающиеся по количеству участников, плотности, характеру и др. логии, в которой произошло решение проблемы соотношения теоретического, эмпирического и прикладного. Многие его идеи и положения получили дальнейшее развитие у М. Вебера (идеальный тип, рациональность, нейтральность социологии), Э. Дюркгейма (типы социальной связи, солидарность), Л. фон Визе (социальные соотношения) и др. Необходимо также отмстить, что культурно-пессимистические идеи не вызывали у Тенниса паники, боязни неведомого будущего, что нес в себе XX век, по заставляли его анализировать, думать и искать. Честный анализ социальной данности, демократические установки обусловливали отстаивание Теннисом антифашистской правды в условиях пикового проявления фашизма в Германии (в отличие от В Зомбарта). 3.3. Антииндустриальная социология В. Зомбарта Если ты родился немцем, значит, ты волей-неволей связан с немецкой судьбой и с немецкой виной. Т. Манн Я удивил людей, а это много. К. Сулла Творческое наследие В. Зомбарта в социологии является примером того, как нарушение принципа разделения сфер научного познания и политической деятельности, привело к забвению результатов его научного анализа. Увлечение биологизмом — расово-пациональным подходом в исследовании истории хозяйственной жизни, обусловило идейную эволюцию Зомбарта от приверженности «научному социализму» (марксизму) к националистическим убеждениям после поражения Германии в Первой мировой войне1, а после 1930 г. к апологетике идей национал-социалистской (фашистской) партии. Образ Зомбарта-реакционера формируется, в частности, после выхода его книги «Торговцы и герои» (1915), в которой Англия была представлена в роли бесчестного торговца, а Германия — в роли европейского героя. В работе же «Немецкий социализм» (1934) он стал последовательно утверждать антидемократическую правомерность тоталитаризма, вождизма и героизма германского духа как основы корпоративного государства — подлинной общности (в духе Тенниса), Такое обращение Зомбарта к национализму опирается на понимание им кризиса капитализма в рамках концепции «исторического пессимизма» (антипрогрессизма) С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, О. Шпенглсра и др.2. Он выступает противником индустриаль- 1 Нечто подобное наблюдается сегодня в российской действительности: эволюция партий и движений, причисляющих себя к «левому» направлению, в сторону национально-патриотических установок. 1 Антипатию к индустриальной цивилизации Зомбарт обосновывает в рамках антитезы «культура — цивилизация»: цивилизация пытается осуществить жизнь, но при этом исчезает культура. Антииндустриальная концепция получила модернизированное развитие в критической социологии во второй половине XX века, особенно леворадикальной, лидером которой выступала Франкфуртская школа. ной цивилизации, рассматривая присущую ей высшую степень рационализма, соременную технику, рынок и индивидуализм как факторы, убивающие культуру (трагизм культуры) и разлагающие немецкое общество. «То, что с этой жажды наживы снято пятно, то, что мы ныне не считаем более бесчестным, если кто-нибудь гонится за долларом, то, что мы сохраняем связь в обществе с людьми, о которых всем известно, что охота за долларом составляет единственное содержание их жизни, — все это, конечно, во многом способствовало развитию этой стороны капиталистического духа, а это сделалось возможным только тогда, когда все направление эпохи стало иным под влиянием завоеваний техники» (12, 252). Зомбарт признает значение техники для достижения успехов производства и комфорта в жизни, но он не сводит экономическую историю капитализма к эпопее победоносного шествия промышленной техники — это область технологии. Поэтому изменения в экономике не идут наряду с техническими завоеваниями. Более того, достижения техники вместе с существованием биржи, способствуют стремлению к безграничной капиталистической наживе, что ведет к забвению живого человека (12, 269). Поэтому индустриализм в трактовке Зомбарта — это жалкая теория технического развития. Кризис индустриальной цивилизации (техника, урбанизм и американизм) может быть преодолен путем исключения рынка, современной техники и возвращения к «почве» (немецкому бюргерству). Но это возможно только с помощью обращения к национальной автаркии и реорганизации страны в духе особого германского социализма — национал-социализма. Зомбарт рассматривает немецкое государство как подлинную общность, а немцев — как «богоизбранный» народ XX века, выступающий эффективной альтернативой торгашескому (европейскому) капиталистическому духу1. Вместе с тем, социологическое учение Зомбарта заключает в себе проблематику капиталистического хозяйствования, не потерявшую своей актуальности и сегодня. Он был выходцем из исторической школы Г. Шмол-лера, рассматривающей вопросы национал-экономики и трактующей вторжение капитализма в Германию как угрозу немецкой культуре и немецкому образу жизни. В этом ключе (антипатия к индустриальной цивилизации) Зомбарт начал изучение специфики западно-европейского капитализма. Он первым ввел в социально-экономический лексикон понятия «капитализм», «капиталистическийдух» и попытался «генетически и систематически» изложить историю «европейской хозяйственной жизни» в течение одиннадцати веков с 800 г. по 1900 г. (9, 13). Кроме того, он стремился строго логически («идеально-типически») охарактеризовать различные системы хозяйствования. Зомбарт ставит цельюпрежде всего нахождение и улавливание «духовных уз», скрепляющих в одно целое живую хозяйственную жизнь: «тот 1 Необходимо отметить, что еслиЗомбарт остальных европейцев относит к презренным торгашеским народам, то славян — к низшей расе — «тупое стадоподоб-ное сборище». Такой подход соответствует традиционной дилемме «Запад — Восток», закрепляющей разделение западно-европейских и восточных (азиатских) народов на основе культур но-ментальных императивов. дух, который господствует в каждой хозяйственной эпохе и из которого формируется в эту эпоху хозяйственная жизнь» (9, 14). При этом основная (руководящая) идея состоит в том, что в различное время господствовало различное хозяйственное мышление, и что дух придаст ему соответствующую форму и создает этим хозяйственную организацию. Рассматривая «дух» как основу экономики и акцентируя психологический аспект капитализма — изучение мотивов (чего хотят?) и психологии (что думают?) хозяйствующих субъектов, Зомбарт разрабатывает антимарксистский вариант капитализма. Своей исследовательской ориентацией он оказал влияние на выбор М. Вебером темы научного поиска — проблемы специфики западно-европейского капитализма.' Их общая вступительная статья в первом выпуске совместно издаваемого журнала (Журнал социальной науки и социальной политики. 1904) свидетельствует о начале социологического изучения данной проблематики, отступающего от марксизма. Однако в последующем принципиальные концептуальные разногласия сделали Зогибарта и Вебера серьезными оппонентами и резко развели их пути в понимании генезиса и исторической динамики капитализма. Ноологическая социология Вопрос о неповторяемости события можно было бы назвать специфически-историческим^ вопрос о повторяемости— социологическим... В. Зомбарт Обращаясь к социологии, Зомбарт опирается на концепцию «наук о культуре» и ее основную категорию «понимание». Однако он существенно корректирует их в духе неокантианства. В частности, для философии жизни характерна трактовка истории как мира переживаний, который постигается исследователем на основе понимания — непосредственного вживания, интуиции. При этом «объяснение» рассматривается как альтернативная естественнонаучная категория. Данный индивидуализирующий способ познания анализирует неповторяющиеся события, и его результат не обладает общезначимостью. Неокантианство рассматривает историю как жизнь духа, постигаемого объясняющим пониманием. Оно аппелирует также и к генерализирующему способу понимания, который подводит индивидуальные впечатления под общую закономерность, свободную от оценочных суждений. При этом сами ценности рассматриваются как нечто надысторическос. Таким образом, общезначимые понятия являются связующим звеном в истории: с их помощью субъективный мир(суждения) историкпревращает в объективный -мир.В этом проявляется особенность неокантиантского подхода, как бы соединяющего притивоположности: антинатурализм, различающий науки о культуре и природе, и логику натурализма как образец научности. После- 1 Зомбарт обратился к изучению становления капитализма в 80-е годы XIX века в аграрной итальянской области и опубликовал работу «Римская Кампанья. Социально-экономические исследования» (1888). дняя включает стремление к объективному знанию, сободному от оценочных суждений, как и в естествознании1. Зомбарт признает правомерность существования истории и социологии как самостоятельных дисциплин. История анализируетоднократные исторические события, имея своим предметом историю хозяйства. Социология,наоборот, изучает повторяющиеся события и является социологией хозяйства, включающей хозяйственную жизнь в поток общественного бытия. Благодаря этому она анализирует ритмику исторических событий, проявляющихся в форме «социологического закона». Таким образом, для истории и социологии имеет место констеляция (сочетание): любое исследование в социологии носит историко-социологический характер, в котором может преобладать одна из сторон (9, XXXVII). Зомбартовская модель социологии выглядит следующим образом2.
Философскаясоциология носит внеопытный (спекулятивный) характер и занимается познанием человеческой культуры (истории человечества) с точки зрения социальности. Специальная(научная) социология, наоборот, носит опытный характер и изучает человеческое общежитие. В свою очередь, она разделяется на: а) психологическую (психобиология) — европейскую социологию, которая развивается в рамках естественных наук и изучает факты душевной жизни на основе взаимодействия индивидов; б) ноологическую — немецкую «понимающую» социологию, изучающую духовные факторы культуры (11, 8). В этом плане ноологическая социология носит антипозитивистский характер, в основе которого лежит принципиальное положение, что жизнь духа— все вообще психическое(духовное) определяет мир 1 Данная проблематика безоценочного — ценностно-нейтрального познания получила теоретическую проработку в «понимающей социологии» М. Вебера. 7 Зомбарт был первым председателем Немецкого социологического общества, созданного совместно с Зиммелсм, Теннисом, Вебером и др. Его основные социологические работы Буржуа (1913); Современный капитализм (1916). Последняя работа была издана впервые в 1902 г. Однако второе издание было подвергнуто кардинальной переделке и представляет «совершенно новый труд» (9, XXXIII). и воздействует на него(12, 6). В этом суть психологизма зомбартовской концепции социологии. Зомбарт разделяет теоретический и эмпирический виды познания в социологии. Он рассматривает теорию как комплекс проблем, разрабатываемых абстрактно-изолирующим методом, устанавливающим «закономерность». Исследователь-теоретик занимается изолированными абстракциями (9, XXXV), строго отвлеченным изучением всех явлений и их взаимной связи (9, 13). Теоретическое даст возможность: а) придумывать и развивать понятия отдельных черт до ясного (логическая точность) их состояния (чистые понятия); б) соединять отдельные черты (результаты) в одно гармоническое целое (тип); в) наделять определенные типы содержаниями (комплексом содержания) как его психологическими свойствами (12, 10). Эмпирический материал у Зомбарта — распространение и внедрение духа в действительности в процессе ее экстенсивного и интенсивного развития. Исследователь духа выступает как собиратель фактов: устанавливает с помощью «теоретических» знаний фактическую структуру хозяйственной жизни и изменения ее во времени (12, 10). «Теория» и «эмпирия» у Зомбарта относятся друг к друга как форма и содержание одного и того же объекта. Поэтому только при соединении этих видов научной работы может быть достигнут полный результат. Однако данное соединение не допускает ошибки — «недопустимого смещения теоретического и эмпирически-реалистического методов изучения»1 (9, XXXIV). Зомбарт считает необходимым разделение теоретической и эмпирической частей при исследовании каждой отдельной проблемы и строго проводит такой параллелизм исследования через все свое творчество. Зомбарт использует метод двоякой трактовки каждого вопроса: абстрактно-теоретической и реалистическо-эмпирической, то есть, подходя к обсуждению вопроса, «читатель подготавливается к эмпирическому изложению фактических обтоятельств теоретической контострукцией данного комплекса явлений» (9, 14). Это позволяет раскрыть перед глазами чиателя всю «полноту образа», заставить его интенсивно пережить неизмеримое богатство единичных явлений, но вместе с тем сохранить у него ясное представление о целом. Тем самым вселить в него твердую уверенность в том, что он смело может отдаться рассмотрению тысячи отдельных мелочей, не боясь при этом заблудиться в путанице фактических данных (9, 14). Как видим, Зомбарт приблизился (но не поднялся) до понимания единства теоретического и эмпирического уровней в социологическом познании, что принципиально отличает последнее от философского (спекулятивного) познания. Несмотря на антипозитивистский характер ноологической социологии, в ней имеет место тяготение к натурализму и позитивизму. В частности, в процессе «объясняющего» понимания Зомбарт следует ориентации на объективный характер познавательных результатов (то есть безоценочных — свободных от оценочных суждений). Такая натуралистическая ориентация в 1 По признанию Зомбарта, именно эта серьезная ошибка была допущена им в первом издании «Современного капитализма» (1902). познании акцентирует общественное развитие как «естествен но истор и чес- / кий процесс» и объективность — независимость (отчужденность) истины от человека. В то время как антинатуралистическая ориентация в познании акцентирует «интерсубъективное» конструирование реальности — «общественно исторический прогресс», в котором субъект-объектные взаимодействия «не отчуждены». Кроме того, тяготение к позитивизму выражается в биологизме зомбартовской концепции капитализма: расово-националь-ной основе и половой конституции носителей капиталистического духа. Необходимо также отметить эклектический- характер социологических конструкций Зомбарта, заключающийся в том, что он отвергает монистические подходы к анализу действительности и умело опирается на различные теоретико-методологические установки (философия жизни, неокантианство, фрейдизм, феноменология, диалектика и др.) для успешного решения конкретных проблем эволюционной концепции капитализма. 3.3.1. Учение «понимающей» экономики И несомненно, заманчивая задача — понимать и изображать то, что остается неизменным во всей истории человечества. В. Зомбарт Изначально Зомбарт ставит целью продолжить и завершить труд К. Маркса «Капитал», учитывая новизну времени, которую последний не мог видеть. Однако антипатия к индустриальной цивилизации обусловливает его критическую оценку марксистской прогресс и стекой концепции развития общества и обещания счастливого исторического финала — победы коммунизма1. Отдавая дань Марксу как теоретику капитализма, Зомбарт разрабатывает антимарксистсткий вариант истории капитализма, отбрасывая (расколдовывая) основополагающие идеи прибавочной стоимости, обнищания пролетариата, усиления классовой борьбы, установления равенства для всех, исчезновения средних слоев, наций и государств. Он отвергает единый (монистический) фундамент исторического материализма — экономический — как исходный пункт анализа и переустройства социального мира в соответствии с коммунистической теорией. Зомбарт отбрасывает принцип «экономического монизма» как продукт догматического философствования, опора па который позволяет марксизму с «естественноисторической» точностью констатировать переворот в производительных силах, соответственно, и революционный переворот в формациях (эпохах). В таком контексте экономический строй буржуазного общества имеет исходным пунктом феодальный строй (с чем согласен и Вебер): разложение феодализма в XVI веке порождает элементы нового строя. При этом окончательная победа капиталистического строя имеет революционный (неорганический) характер. 1 В частности, Зомбарт был свидетелем «реального» социализма в СССР и показывал социальные опасности и экономическую несостоятельность практики «большевизма», строящего «новый мир» по Марксу. Основополагающее кредо Зомбарта: эпоха — это дух, а экономика лишьявление (продукт) духовной жизни(12, 6). Капитализм он рассматривает как чудо истории, которое исходит из жизни духа, проявляющегося в хозяйственной деятельности, — «духа хозяйственной жизни». Последний есть совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование. Поэтому исходным пунктом понимания капитализма у Зомбарта является установка, что важные, решающие моменты его образования необходимо искать внехозяйственной жизни (ремесла). Такая трактовка источника капитализма обусловливала понимание того, что его нарождение и развитие протекало с развитием хозяйственного духа — органически, без насильственных переворотов. Поэтому он обращается к и стор и ко-систематическому изучению капитализма для выяснения своеобразия уникальности последнего и прояснения судьбы общества, а не для поиска путей радикального уничтожения (Маркс). В рассмотрении причин, вызвавших к жизни капиталистический дух и капитализм, Зомбарт осуществляет плюралистическийподход: рассматривая многие образующие их факторы как непосредственные, так и косвенные (сочиненности), случайные, он считает совершенно безнадежным делом сводить их к одной — основной причине. Такой подход является альтернативным по отношению к материалистическому пониманию истории, сводящему ее развитие к одному (монизм) экономическому фактору. Хозяйственная жизнь Зомбарт рассматривает ведение хозяйства как заботу человека о поддержании своего существования (9, 7). Производство в нем есть организация, которая имеет целью постоянно продолжающийся трудовой процесс. Масса производительных сил, находящихся в распоряжении данного хозяйства, является материальным фактором хозяйственной жизни, создающим ее фон (среду). Зомбарта интересует не простое существование производительных сил, а образ и способ их использования. Критерием анализа их увеличения является экономическая дифференциация и степень специализации хозяйственной деятельности. Всякое хозяйствование, по Зомбарту, включает в себя следующие составляющие. I) Хозяйственное мышление— это вся совокупность психических процессов: идеи, ценности, мотивы хозяйствующих субъектов, то есть лиц, ведущих хозяйственную деятельность. Оно объективируется в хозяйственных принципах, различие которых создается мотивами деятельности хозяйствующих субъектов: — принцип удовлетворения потребностей(создание запаса потребитель — принцип наживы(извлечение прибыли) (9, 8). Хозяйственные принципы являются лейтмотивами истории человечества, и их разнообразие обусловливается различными способами ведения хозяйства: а) традиционные,базирующиеся на бессознательном, эмпирическом соблюдении установленных правил; б) рационалистические,основывающиеся на осознанном волевом стремлении к тому, чтобы проводимые мероприятия принципиально были це-1 лесообразны. 2) Техника:а) как инструменты, орудия добывания материальных благ; 3) Организация— это определенный порядок, которому подчиняются — принцип специализации:выполнение однотипных, повторяющихся операций; - принцип кооперации:сотрудничество многих в одной коллективной работе. Саму хозяйственную жизнь Зомбарт образно уподобляет организму, состоящему из: а) хозяйственного тела — хозяйственных и технических форм, организаций в среде, с помощью которых осуществляется хозяйствование; б) хозяйственного духа — совокупности душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование (12, 6). Хозяйственный дух означает у Зомбарта вообще все психическое, проявляющееся в области хозяйственной жизни: это все проявления интеллекта, черты характера, суждения о ценностях, которыми управляется поведение хозяйствующего человека. В таком понимании «духовное» предстает как свойство и принцип, обладающее общим характером в различных областях хозяйственной деятельности (например, благоразумие и энергия, честность и правдивость и т. п.). Но для того, чтобы дух мог проявиться и преобразовывать жизнь по своему подобию, необходимо осуществление известных условий: а) гомогенных — благоприятствующих или гетерогенных — препятствую б) естественных — природных и культурных — искусственных, окружа В свою очередь, естественные условия складываются внутри двух сфер. 1) Страна,определяющая структуру хозяйственной жизни посредством 2) Народкак данный природой и своими наследственными (биологи Культурныеусловия разнообразны и составляют своеобразную картину. А. Условия объективной культуры, существующие вне индивида и переживающие его благодаря своей «обеъктивированности» в различных предметах. Она находит свое выражение в культурном достоянии: а) материальном, как вещные блага; б) идеальном двоякого рода — это институциональная и духовная культура. Институциональнаякультура состоит в обладании нормативными установлениями, организационными формами, которые могут быть исполь- зованы народом. Она состоит из четырех комплексов: 1) государство; 2) церковь; 3) хозяйство; 4) нравы. Духовнаякультура, которая не воплощается в каких бы то ни было установлениях: весь мир идеалов, ценностей, стремлений. Сюда же относятся достижения науки и культуры. Б. Индивидуальная(личная) культура — это культурные блага, используемые живым человеком и составляющие его личное достояние (физическое и интеллектуальное). В. Культурныйстиль как совокупность культурных явлений, имеющая определенные отличительные черты: данной страны, эпохи, народа. Особый культурный стиль может оказывать сильное влияние на хозяйственную жизнь. Таковы общие установки интерпретации Зомбартом хозяйственной жизни, положенные им в основу социологии хозяйства — социологии экономических ситем. Социология экономических систем Это первая попытка изобразить способ хозяйствования, тогда как до сих пор... все обширные т. наз. истории хозяйственного быта были... историями хозяйственных институтов. В. Зомбарт Центральный тезис Зомбарта гласит, «что дух, управляющий хозяйственными субъектами, может быть глубого различен и был уже издавна глубоко различным» (12, 7). Проявляясь внутри определенного круга деятельности в пространственно-временных границах, дух порождает определенные душевные качества, руководящие идеи и экономические институты определенной «экономической эпохи». Тогда хозяйственная жизнь в истории человечества предстает как постоянное разнообразие — единичное, не поддающееся «всеобщим законам развития». Для историкаданный тезис, в рамках немецкой исторической школы, выступает как задача — понимать и изображать постоянное разнообразие в истории человечества. Однако он не допускает рассмотрения «духа определенной хазяйственной эпохи», то есть разграничения в истории эпох по различию их хозяйственного духа. Ибо тогда надо признавать, что в процессе хозяйственной жизни имеют место общеприменимые положения, которые есть не что иное, как «тривиальные утверждения». Зомбарт находит выход из данного положения в социологии,изучающей в отличие от истории повторяющиеся события. Люди всегда и всюду занимались хозяйствованием, разнообразие которого зависит от места и эпохи. Однако ряд основных явлений повторяются во всякой хозяйственной деятельности. В частности, Зомбарт обращается к адекватности соотношения «формы» хозяйствования и «духа» (содержания), в котором оно ведется. «Эпохи в хозяйственной истории я различаю по духу хозяйствен- ной жизни в том смысле, что в определенное время определенный дух преобладал»^ (12, 9). Но для обшей картины необходимо привлечь и характсрную для данного времени внешнюю структуру хозяйственной жизни. Это означает, что только система хозяйства характеризует хозяйственную эпоху:изображение внешней структуры вместе с преобладающим духом эпохи и дают общую картину времени. Она есть «исторический период, в котором преобладает определенная система хозяйства, или, иначе, соответвующий ей способ хозяйствования» (9, 13). Определенный дух «господствует» в известное время, когда он преобладает (имеет широкое распространение), то есть определяет собой хозяйственные действия большой части хозяйствующих субъектов. Зомбарт подчеркивает, что он создает историю «современного капитализма», а не просто историю капитализма. Вместе с тем, вопрос можно ставить и так: «какие хозяйственные явления, приводящие к возникновению современного капитализма, являются общими для всех европейских народов» (9, XXXVI). По Зомбарту, раскрытие этих общеевропейских черт хозяйственного развития является необходимой предпосылкой плодотворного исследования хозяйственной судьбы отдельных стран: история европейского хозяйствования позволяет написать историю немецкого, французского и т. д. хозяйств. Приведенные выше соображения были необходимы ему, чтобы показать: а) особенности капиталистического духа; б) ритмику развития капитализма; в) эволюцию современности — новую западно-европейскую и американскую культуру. Данную задачу Зомбарт решает, опираясь на огромный исторический материал, находя путем эмпирического наблюдения и сравнения повторяющееся в мировом хозяйстве. В силу этого он создает историю социологии хозяйства — социологию экономических систем:науку о человеческом хозяйстве вообще, играющую главенствующую роль в кругу «хозяйственных наук», как альтернативу политико-экономической науке2. При этом акцентирование выяснения психологических основ и законов (хозяйственной психологии) во всех областях хозяйственной жизни (12, 265-266) и одновременное отрицание «всеобщих законов развития» в духе материалистического понимания истории обусловливает психологизм зомбартовского социологического учения. Дух и мотивы— вот конечные причины социальных явлений. 1 В зомбартовской адекватности отношения «формы хозяйства и духа» заключает 2 Зомбарт рассматривает политическую экономию как меркантильную (проблемы
|