КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Д) учение о стоимости и деньгахПредыдущая работа учёного, где он применил дедуктивный метод, вплотную подвела его к необходимости разработки проблемы ценности. Отсутствие её глубокой проработки мешало пониманию рассмотрению общества в динамике. Понимая это, через три года, великий последователь Ф.Кенэ, пишет свою работу «Ценность и деньги» (1769). У А.Р.Ж.Тюрго стоимость называлась ценностью. Под ней понималась годность или пригодность вещи для потребления. Значимость какой-либо вещи для потребления обозначалась термином ценность значения. Совокупность вещей, используемых людьми для жизни и благополучия, по определению А.Р.Ж.Тюрго, образовывали некоторую сумму потребностей. Получение необходимых предметов стоит людям определённых усилий труда. В данном случае речь идёт о ценности не в смысле пользы вещи, а усилий, необходимых для её получения или времени для её получения. В современной терминологии эти средства добывания необходимых вещей называются ресурсами. Ресурсы, которые следует затратить для получения необходимой для жизни вещи, составляют по А.Р.Ж.Тюрго естественную ценувещи, причём не имеет значения способ её использования: для собственного потребления или же для обмена. В виду ограниченности ресурсов у каждого человека, он стремится получить другую вещь посредством обмена. Отсюда каждый обменивающийся определяет, сколько ресурсов он может отдать для получения другой вещи. Максимальная доля своих ресурсов, которую человек соглашается отдать, А.Р.Ж.Тюрго назвал ценностью значения. Ценность значения, лежащая в основе меновой стоимости, тем не менее, не может объяснить пропорции обмена, так как у каждого индивида эта оценка своя. Следующим аспектом анализа является соотношениемежду ценностью и ценой. А.Р.Ж.Тюрго отмечает, что в ходе обмена происходит процесс выравнивания ценности одного товара в отношении другого. Эту равную ценность он назвал меновой ценностью, причём пропорция обмена не является ни отношением между вещами и не выражает связи вещи и её цены. Иными словами, нельзя установить абсолютную единицу ценности. Таким образом, он отрицал абсолютную меру ценности, существующую вне самого понятия ценность. Он не видит её в труде и не связывает с полезностью вещей. Основополагающей идеей для А.Р.Ж.Тюрго является определяющая роль чувства потребности, которую выделил ещё Аристотель. В процессе торга, по его мнению, происходит сопоставление интенсивности потребностей участников обмена. Посредством выравнивания интенсивностей потребностей участников торга устанавливается равновесие в обмене. Данная идея послужила основой в разработке маржинальной концепции в количественном определении величины ценности. А.Р.Ж.Тюрго выделял объективную и субъективную ценность. Субъективная ценность, по его мнению, это оценка вещи ее владельцем, например, ощущение человеком тепла при сжигании угля является индивидуальным. Объективная – устанавливается на рынке, как, например, калорийность угля, не зависящая от субъективных оценок людей, а определяется соотношением спроса и предложения на данный товар. Таким образом, ценность имеет главный измеритель – желание человека. Деньгами А.Р.Ж.Тюрго считал обычные товары, которые обладают качеством монеты.
|