КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ПРАВАНаглядным мы называем такое обучение, при котором представления и понятия формируются на основе восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, учитель вносит в обучение чрезвычайно важный момент – живое созерцание, которое, как известно, является исходной ступенью всякого познания. К.Д. Ушинский наглядным обучением называл «такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом учении, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка. так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит учение».[17] На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия. Принцип наглядности сформулировал и обосновал в XVII веке Я.А. Коменский. Этот принцип актуален и в наше время. Он находит отражение в многообразии видов наглядности и их классификации. В классификацию по внешним признакам ученые и методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и характеру,выделяяпредметную, изобразительную, условно-графическую наглядность. Процесс формирования понятий, казалось бы, связан только с отвлеченным мышлением школьников. Но на самом деле без опоры на живые конкретные образы не могут быть сформированы правовые понятия. Наглядные средства обучения обеспечивают создание целостного восприятия правовых явлений. Они помогают учащимся выделять существенные признаки, давать определения понятиям. Предметная наглядность – это такой метод наглядного обучения, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Посредством предметной наглядности на уроках права учащийся знакомится с нормативно-правовыми актами: с документами (Конституцией РФ, кодексами по отраслям права, бланками трудового договора, личным листком по учету кадров, бюллетень избирателя и т.д.); с предметами, характеризующими орудия преступлений (возможно использование муляжей холодного, огнестрельного оружия, браконьерства и т.д.); с изображениямидокументального характера (документальные фотоснимки, изображения вещных правоотношений и т.д.). Наглядность позволяет не только конкретизировать знания учащихся, но и абстрагироваться, выстраивая логическую цепочку размышлений о предмете, выражать свое отношение, что составляет процесс социализации личности учащегося, формирования его правосознания. Условно-графическая наглядностьдовольно часто присутствует на уроке в качестве схем, таблиц, диаграмм. Работа с условно-графической наглядностью, содержащей насыщенный символическими изображениями материал, содействует углублению, уточнению понятий, развивает у учащихся способности свободно оперировать ими. Например: рассмотрим использование графической наглядности на уроке по теме «Мифы древности» Люди издавна пытались объяснить существование общества. Как возникает общество? Как оно развивается? Куда оно идет в своем развитии, каковы его перспективы? Ответы на эти вопросы определялись уровнем развития конкретного общества. На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира является мифология (миф в переводе с греч.— предание, сказание и логос — слово, учение). Мифы существовали у всех народов.
В древних мифах о происхождении мира и людей часто выделяются две идеи: идея творения (мир создан каким-либо сверхъестественным существом — Богом, великим колдуном) и идея развития (мир постепенно развился из некоего бесформенного состояния — хаоса, воды или из яйца и т. д.). Своеобразное сочетание этих двух начал можно усмотреть, например, в мифе о происхождении Японии из священной книги «Кодзики» (летопись).
Мудрецы даосской школы. По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, занимает некое срединное положение в мире и призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: Инь (темное начало, пассивное ожидание) и Ян (нечто активное, освещающее путь познания). Человек тысячами нитей связан с природой, а также с сообществом людей, он как бы растворяется в этом едином целом. Данные положения развивали сторонники даосизма (учения о пути) — одного из важнейших направлений древнекитайской философии. Ее центральным понятием является «дао» — путь. Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все непостоянно и конечно. Главное — следовать установленному миропорядку, соответствующему дао. «Мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его». Даосисты считали, что человек может быть бессмертен как телом, так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений (духовное созерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена), напоминающих йогу. Конфуцианство Наряду с философскими воззрениями, проповедовавшими созерцательную пассивность человека, растворенного в некой всеобщности, в Древнем Китае появились учения, в центре которых была личность не «для себя», но для общества. Это, прежде всего, относится к философской школе Конфуция (551—479 гг. до н. э.) и его последователей. Уже в молодости он стал преподавателем, имел более трех тысяч учеников, в форме бесед с которыми и сохранились его мысли. В конфуцианстве возник идеал «благородного мужа», который «разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно». Отождествляя общество с государством, Конфуций уделил большое внимание и вопросам «правильного» государственного устройства. Таким, по его мнению, может считаться государство, где высшее положение, кроме обожествляемого императора, занимает слой людей (жу), соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Подводя итог сказанному, подчеркнем, что в целом в древневосточной философии еще не было представлений о человеке как личности, отдельной от космоса. Подведение итогов. Закрепление пройденного материала. Вопросы: 1.Какую роль играли мифы в жизни первобытного общества? Сохраняется ли мифологическое сознание в современных условиях? Почему? 2.Сравните философские воззрения древнеиндийских и древнекитайских мыслителей. Что общего и каковы различия в их взглядах? 3.«Пришло несчастье — человек сам его породил, пришло счастье — человек сам его вырастил. У несчастья и счастья одни двери, польза и вред — соседи»,— учил Конфуций. Согласны ли вы с этими утверждениями? А как, на ваш взгляд, влияют на жизнь внешние обстоятельства? 4. В чем, на ваш взгляд, причины роста интереса к древневосточной философии в наше время? 5. Какие основные темы и сюжеты повторяются в мифах древних народов? 6. Каким представляется человек в мифологических сюжетах?
Как показывает практика, на уроках обобщения у школьников часто проявляется неумение выстроить логику доказательств, обобщать явления, факты, вскрывать их внутреннюю сущность. Стараясь выявить сущность определенного круга явлений, учащиеся утопают в частностях. Работа с изображениями (структурно-логическая схема, таблица, диаграмма) в известной системе, помогает преодолеть эти трудности при усвоении понятий, развивает у учащихся способности овладевать теоретическими знаниями. Проводя беседы на повторительно-обобщающем уроке, учитель использует вопросы, данные.в системе презентации, меняя или устраняя поясняющие подписи и субтитры, может поставить и дополнительные вопросы к изображению. Опираясь на самостоятельный анализ учащимися изображений условно-графической наглядности, учитель добивается усвоения ими фактов, формирования у школьников обобщенных знаний, правильного применения их в новой ситуации. Использование на уроке права аудиовизуальных средств обучения привносит в эти процессы некоторое своеобразие. С помощью зрительных образов можно соприсутствовать на заседании Сената при Петре I или стать свидетелем «Часа суда» и т.д. Разносторонность изобразительного ряда создает чувственную опору для изучения даже самых сложных теоретических вопросов. Видеоряд, нацеленный на раскрытие сложного понятия, может быть своеобразной программой работы на уроках, обеспечивающей возможность концентрировать внимание на узловых вопросах, создать базу для раскрытия понятий, для усвоения учащимися их определений и признаков. Наглядные пособия помогают уточнять и конкретизировать представления об истории государства и права, переводят процесс познания из чувственного созерцания к формированию конкретных представлений. В качестве наглядных визуальных материалов могут выступать кинофрагменты, видеофрагменты, компакт-диски. Среди различных источников знаний среди аудиовизуальных средств обучения современности, которые сообщают учащимся значительный объем информации по праву, особое место занимает компьютер. Интернет (сеть) – это глобальное информационное пространство, являющееся одновременно совокупностью компьютерных систем, объединенных между собой и предоставляющих сервис пользователям, и - сообществом людей, обменивающихся информацией. Интернет – источник наиболее актуальной, свежей информации, которая зачастую не попадает в библиотеки, либо обрабатывается месяцами. Интернет представляет информацию максимально оперативно. Интернет интерактивен – он дает возможность осуществить обратную связь и получить на него квалифицированный ответ, как учителю, так и учащимся. Однако аудиовизуальный метод передачи знаний требует специфических умственных действий школьников. Выработка умений сравнивать, оценивать, обобщать, давать характеристики правовым явлениям, событиям на материале кинофотофонодокументов основывается на усвоении определенных способов учебно-познавательной деятельности. Приемы закрепления в целом опираются на сложившуюся методику. В частности, после работы с наглядностью можно поставить перед классом несколько вопросов по важнейшим понятиям: на установление причинно-следственных связей, синхронности изучаемых правовых событий, выявлению общих черт однородных явлений и фактов. Необходимо добиваться, чтобы учащиеся понимали сложный язык кино и телевидения, мультимедиа, отрабатывать у них умение анализировать простейшие изобразительные средства, а также тренировать их на различного рода графических работах.. Рассмотренные приемы и формы использования наглядных средств не исчерпывают всего многообразия практики работы учителей. Технический прогресс не стоит на месте, новые разработки в области информационных технологий требуют от учителя внимательного отношения к наглядному методу изучения предмета, чтобы быть на одном уровне с подрастающим поколением.
|