Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


УДК 7(075.8) ББК 85.1О0.62к73 17 страница




РЕЗЮМЕ (ИНТЕЛЛЕКТ)

-

L Интеллектуальная) деятельность есть деятельность, опосредствованная) особой формой отр(ажения) действитель­ности),

а) ее особенность в том, что это есть отражение (и обобще­ние) межпредметных связей и отношений, хотя и не всегда (животные) объективированных для субъекта («не выделенных,

не отделенных»);

в) собственная особенность деятельности заключается в том,

что она включает в себя операцию, т. е. некое содержание, кот(орое) определено не целью только деятельности, но и условиями, в которых эта цель дана (т. е. задачей).

Значит, интеллектуальная) деятельность всегда предпо­лагает:

1) Задачу. 2) Соответствующую) ей операцию (а не просто затруднение, преграду; это = научно-бессодержат<ельные) поня­тия),

2- Деят(ельность) интел(лекта) посредствована обобщением

межпредметных отношений, которые обобщаются. Отсюда центра­льная проблема: как происходит это обобщение?

1) не путем восприятия (созерцания) и абстракции (отвлече­ния). Оно не в восприятии; не перегнанный пункт между восприя­тием и действием (не «переработка сознанием);

2) но путем ПЕРЕНОСА действия» которое встречает сопро­тивление вещей, приспосабливается к ним путем их испытания. Оно, следовательно), вбираете себя конкр(етное) многообразие действий (ибо действие неповторимо, даже когда оно воспроизво­дит самое себя40;

3) оно «интенцнсншлы-ю», т. е. не автоматично, не слепо, а направлено, как напр(авлено) само действие.

Этим решается загадка винтенциональности» мышления/ (Вюрцбург!)*';

4) оно осуществляет разумный смысл, т. е. отношение предмета к предмету (у жив<отных> внутри, в зависимости от их отношения к субъекту, т. е. ограниченно, не свободно)*

опыты

В них раскрыт индукт<ивно>-дедук<тивяый) характер процес­са.

«Новая, единственно положительная философия есть отрица­ние всякой школьной философии», — говорит Фейербах. «Новая» единственно научная психология есть отрицание всякой школьной (читай — буржуазной, мистифицированной) психологии», — ска­жем мы«

Отказ от решения психологических задач есть своеобразная теория психологического самотека; есть выражение того взгляда, что сознание человека «образуется» само собой! Это — преклоне­ние перед стихийностью психологических сдвигов.

Точка зрения психологии есть точка зрения жизни, и психоло­гия не смеет ее покидать.

О ФОРМАЛИЗМЕ

Всякий формализм покоится на работе со значениями, а не со смыслами (в значениях). Эйзенштейн; для него не существует смысла- Все живет для него значениями. Каламбур (искусство Эйзеишт<ейна>—искусство каламбура; он превосходный, гени­альный каламбурщик) основан на связи знака и значения, а не на

ii} Здесь очень важно развить учение о двойственной характеристике обобщения; I) кристалл<нэация> действия (строение); 2) образ, кристаллиза­ция) впечатлений (чувственное) соз(ерцание); 1-е определяет развитие, содерж(ание) 2-го, 2-е позволяет включиться t-му.

41 Движется операция в пределах действия (цели, единого отношения). У жив(отных) никогда не переходит за эти пределы, ибо не бывает никогда сама предметом, не выделяется в действие, не может отделиться от материальной> деятельности. (Это проверить экспериментальна,)

связи значения и смысла. Каламбур только кажется игрой смыслов: он есть игра значений.

Каламбуры Эйзеншт(ейна): «Моя дача — cent soussis,* «Я хочу сделать у себя в саду такую же курвуя*

В первом случае — фонетически тождественный знак выступа­ет как носитель двух значений.

Во втором случае — знак перенесен в другой языковой контекст и меняет поэтому значение.

Но ни там, ни здесь значение не меняет своего основного смысла, не «вбирает его из контекста.», я А членам ЦИК> можно?:»

«КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК*

L Общая (теоретическая) и специальная (частная) психоло­гия,

2. (По нисх(одящему) ряду: психофизиология).

3. Био-(зоо)-и гомо-психология,

4. Психология ясельного детства, дошкольного детства, школь­ного детства, взрослого,

5. (По области, типу деятельности — виду общей деятельно­сти??): = По восходящему ряду:

педагогическая

профессиональной деятельности (а, Ь, с, d)

искусства (а, Ь, с, d).

Психология —целая область, система спец(иальных) дисцип­лин; они не принадлежат ни биологии, ни физиологии, ни педагогическим наукам.

 

психология и социология

Можно ли говорить о психологии общества, общественных классов? В смысле науки психологии — нет. Можно говорить

лишь о психологии определенного индивида, живущего в опреде­ленную историческую) эпоху.

Об этом ясно и прямо говорят М{аркс) и Э{нгельс)\ в Нем(ецкой) ид(еологии) (Соч. Т. IV. С. 225—226).

ЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

Ф, Н. Шемякин («О взаимоотношении понятия и представле­ния». Фронт Н(ауки) и Т<ехники), 1937. N2.) дает такое решение вопроса:

ъЛогика имеет дело с истинностью понятия, соответствием мышления действительности.

Психология же мышления исследует, как понятие, будучи

отображением действительности, реально существует в голове

человекам *(С. 53).

Здесь неверны обе части: это-то и нужно доказать! А именно: I) дать подробное определение логики, логического;

7-1704

2) поставить вопрос о реальности логического процесса, т. е. о том, что он совершается в головах отдельных людей.

После этого—дать понятие психологического в мышлении и показать связь одного и другого («как логическое становится психологическим, т. е. как оно входит в предмет психологии, в каком новом, ином отношении оно берется!

ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ

В ходе развития той или иной эпохи, как и в ходе развития одного человека, бывает период, когда дело идет главным образом о приобретении н отстаивании принципа во всей его неразвитой напряжен ноет Но более высокое требование состоит в том, чтобы этот принцип развился в науку.

Гегель. Наука логики. Tt L Пред. к 1-му изданию 1С ').

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ

г

(ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ТЕЗИСЫ)

Что такое личность? В обычном, житейском понимании это — то, что управляет отдельными процессами деятельности, поведе­ния. Это — #хозяин» процессов.

Фейербах: мыслит не мышление, мыслит человек, Полицер: трудится не мускул, трудится человек.

Джемс: (письмо к Штумпфу?) психологические процессы имеют одного хозяина.

I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Проблема личности есть проблема единства, взаимосвязи отдельных деятельностей: Решети, Рибо {-----) Штерн, Маркс\

Она возникает как проблема специфического единства из различения понятий «индивид» и «личностью

Отличие «индивида» {простого, естественно-органически неде­лимого) и личности идеализм искал, выводил из факта самосозна­ния, воли etc.42 Это принципиально неправильно,

Самосознание, воля etc, есть результат становления личности, а не причина ее становления и развития43.

См.; В. Штерн, Принцип «психофизической нейтральности*; первично не пси­хическое, не физическое. Первично лнцо (Person) или личность (Persoenlichkeit). Сущность личности характеризуется: индивидуальностью, субстанциональностью и целеняпрзйленностью.

Объяснительное пояснение—понятие энтелехии — «тенденции кли способно­сти лица реализовать само себя, т. е. систему собственных целей». Задатки или способности (диспозиции) —проявления энтелехии,

«По каким принципам судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей». Ленин В. И. Соч. 2-е нзд. Л., 1926, Т. 1С. 279—280.

Личность не есть простое, биологическое единство, это есть высшее единство, историческое (общественное) по своей природе.

Это единство — личность — не дано изначально. Человек не родится в качестве личности:

1. Личность человека возникает в ходе развития его жизни.

2. Личность развивается; существуют качественно особые, своеобразные стадии развития личности [И 1° и 2° справедливо и фило- и онтогенетич(ески)].

3. Личность, как и индивид, имеет строенке. Личность, как и индивид, и есть само это строение. Личность есть строение особого порядка.

Проблема личности как специфического единства представ* ляется, таким образом, как проблема особенности строения личности по сравнению со строением индивидуума — био­логической особи,

_

Традиционная) психология постулирует взаимосвязи дея-тельностей, мы делаем их взаимосвязи проблемой.

п. индивид и личность

А. ИНДИВИД

 

Индивид есть связь естественных органов н их функций, есть продукт коррелятивного (Плате) приспособления (= «внутренней корреляции» — Осборн).

[Индивид возникает, следовательно, на основе дифференциа­ции и одновременно интеграции функций и структуры живых тел, в результате чего создается их неделимость.]

Эта связь выступает как связь естественных потребностей, определяющая связь, деятельностей и их естественную иерархию (напр(имер), деятельность направленная на сохранение и про­должение жизни вида, может доминировать над деятельностью, направленной на поддержание собственного существования животного, половой инстинкт может господствовать над пище­вым) .

Связь и соподчинение деятельностей индивида не остаются постоянными, но изменяются, Изменяются биологические «доми­нанты»44.

Характеристика индивидуальности животного не сводится к характеристике) отдельных функции, деятельностей, но

44 Собственно подлинной иерархии деятельности у животных не существует* В отдельные моменты жизни любой акт животного может быть подчинен

доминирующей биологической цели, но: 1) это — всегда непосредственная цель и 2) когда данная цель достигнута = соответствующая ей потребность удовлетво­рена, то данная деятельность сменяется другой доминантной деятельностью* У животного отдельные акты входят в состав то одной, то другой доминирующей деятельности, но деятельности не являются собственно иерархизирующимися, изменяющими сбою иерархию.

включает в себя указание на связи и иерархии деятельностей (злое животное, страстный охотник, жадное животное и т. д.).

Б. (ЛИЧНОСТЬ)

Личность есть связь и иерархия деятельностей, определяемых не биологически, но исторически.

Эта связь и иерархия являются результатом процесса дифференциации деятельности и их переподчинения. Возникаю­щие связи суть вторичные и высшие (в смысле верховные, т. е. господствующие) связи. Доминирующие, ведущие деятельно­сти не определяются уже естественно-биолагически, но выделя­ются и определяются общественно-исторически.

Contra теорий органической инстинктивной основы личности,

contra McDougal) и проч. Порочность анализа по типу срывания листов капустного кочана; — в итоге — кочерыжка!

Личность {психол(огически)) есть система связей деятельно-стей индивида, порожденных не биологическими, но теми общественными отношениями, в которые вступает данный инди­вид.

I Иначе: «Личность есть совокупность45 связей и отношений деятельностей человеческого индивида, осуществляющих его — общественные отношения к действительности;*.

Маркс: сущность личности — «совокупность общественных отношений» .

III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Внутренние связи, определяющие строение личности, не накладываются механически извне. Они возникают в ходе развития жизни.

Можно сказать, что индивид превращается в личность в ходе своего развития, в ходе своей биографии. В этом смысле личность и есть «сгусток» биографии = продукт, результат ее кристаллизации.

А. ФИЛОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ

В условиях общественного способа жизни деятельность впервые раскалывается на действия (генетически возникающие из операций). Действия приобретают общественный мотив в своей — общественной) цела. Они, следовательно, вновь превращаются в деятельности, но деятельности человеческие,

4* Позднее над этим едсщом написано «продукт», — Р Маркс #., Энгельс Ф, Соч. М„ 1933. Т. IV. С 590.

отвечающие теперь уже историческим, общественным потребно­стям. Эти (деятельности), созданные общественной необходи­мостью — необходимостью общественной, коллективной жизни человека, — становятся господствующими в иерархии деятель­ностей. Ибо именно необходимость общественная становится верховным законом жизни человека47.

Вместе с дифференциацией происходит и интеграция. Разрушаются естественные связи деятельностей, возникают общественные по своей природе связи. Отдельные деятельности человека все более связываются между собой вторичными, т, е. не биологическими зависимостями, но зависимостями обусловленными общественно-исторически. Они все более перестают быть самостоятельными, осуществляющими отдель­ные отношения субъекта к действительности. Поэтому у совре­менного человека его деятельности уже утратили по существу свою самостоятельность.

В ходе исторического развития личности следует специально выделить следующие моменты:

1. Первоначально возникающая личность есть, конечно, единичная» личность, но еще не индивидуальная личность. Люди при первобытно-родовом обществе «совсем не отлича­ются друг от друга, не оторвались еще, по выражению Маркса, от пуповины первобытного общества» {Маркс К Эн­гельс Ф. Соч. М.} 1937. Т. XVI. Часть 1. С. 78р,

2. Индивидуальная личность формируется на основе разви­тия частнособственнических) отношений Она возникает и развивается неодинаково на обоих общественных полюсах. Раб не только собственность, не только не личность юридически (Римский закон рассматривает рабов как вещи; это отражение их действительного отношения, положения)49,

3. В мире частнособственнических отношений личность на обоих полюсах ограничивается, становится односторонней, но односторонней различно.

4. Ликвидация, уничтожение частной собственности создает впервые условия для всестороннего развития личности.

Б. ОНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ

У ребенка раннего возраста «самодовлеющий» характер его деятельностей; они не связаны, не соотнесены между собой, не соподчинены друг другу.

Разрушение одной из деятельностей не затрагивает другие.

и делаю из себя, я делаю из себя для общества». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.; Л., 1929, Т. 3. С. 624. 4* Очень важно исторически!

Индивид всегда индивидуален; но ч<елове)к как личность сначала индивидуален в своей индивидуальности, но как личность — не имеет еще индивидуальных особенностей (первобытное общество),

:4Э Ведь рабом распоряжаются; он только «осуществлением

Ребенок легко (т. е, «независимо») утешается, «независимо» огорчается. Это — «натуральное хозяйство» деятельностей, не связанных друг с другом. Правда, фактическая связь, связь первичная между ними всегда существует (если ребенок не будет есть, он не будет в состоянии и играть!). Отсутствуют высшие, вторичные связи и соотношения,

В дальнейшем ходе развития происходит дифференциация деятельн остей + осознание целей и соподчинение дейст­вий + смещение мотивов. Деятельности подчиняются вне их лежащим мотивам и иерархизируются. Высшее становится господствующим. От «действовать, чтобы удовлетворить свои естественные потребности и влечения» к «удовлетворять свои потребности, чтобы действовать, делать дело своей жизни, осуществлять свою жизненную человеческую цель» — такова общая формула развития личности!

Когда осуществление жизненной цели становится не­возможным, когда цель оказывается иллюзией, тогда сама жизнь становится бессмысленной, она лишается мотива, превращается в бремя. Такую жизнь человек может прекра­тить, может отказаться от нее...

-

г

IV. ЛИЧНОСТЬ И САМОСОЗНАНИЕ50

Самосознание возникает в результате соподчинения и иерархизацни деятельностей. Это — самый общий и главньЛй тезис. Это надлежит разработать специально.

Здесь необходимо различать: сознание «я», в его несовпаде­нии с коллективом и собственно самосознание — сознание себя как личности. " . -.

Эту проблему тоже следует выделить и рассмотреть специально.

Проблема сознания *Я»> самосознания есть вместе с тем проблема идеалов: задача здесь не только б т5м, чтобы показать необходимость возникновения самосознания, идеалов etc и процесс возникновения этого, но это есть вместе с тем задача раскрытия обратного движения, т. е. роли самосозна­ния, сознания в форм(ировании) жизни личности51.

V. УСЛОВИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

L «Задатки» — исходные, анатомо-физиологические осо­бенности; = физическая организация человека, ее индивиду­альные особенности.

1 Здесь, как и всегда в буржуазной психологи»; основное положение оказывается перевернутым: стоящим на голове— вверх ногами,

51 Но и здес& первая и основная задача — прямое движение. Поэтому мы начинаем с прямого движения и здесь, И здесь мы имеем право ограничить свою задачу изучением прямого движения, если невозможно охватить сразу же

(Здесь важно подчеркнуть, что не только тип н(ервной} с(истемы), темперамент etc.)s*4

[В связи с этим, ъ частности, проблема темпераментов (нейрогуморальных особенностей? или нейрогум (оральных) особенностей, переломленных в. жизни?)

Сводка В. Штерна е диф(ференциальной) психологии. (Stern W. Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen. 3 AufL Leipzig; Barth, 1921. Anhang 1. S. 48L Schemata der Temperaments. -

Но и задатки не суть нечто неподвижное: они меняются и не могут не изменяться в ходе жизни. Простой факт существования эндокринных сдвигов служит достаточной иллюстрацией этого. Значит, о задатках как об исходных анатомо-физиологических особенностях следует говорить как об исходных по отношению к рассматриваемому отрезку жизни.

Итак, прежде всего в качестве условий развития личности мы находим анатомо-физиологические особенности человека- Играют ли роль в формировании личности, влияют ли на формирование личности человека его анатомо-физиологические особенности? Они, несомненно, влияют на формирование личности, но они не являются тем, что определяет личность человека.

Способности — результат развития на основе (субстрат!) задатков; создаются в деятельности,

[Одаренность — исторический смысл этого понятия. Маркс: «всестороннее развитие всех своих способностей».]

2. ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ, ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Та или другая сторона личного развития индивидов всегда порождена тем, что Маркс и Энгельс называют «эмпирическими условиями жизни индивидов* (Соч. JVLt 1933. Т. IV, С. 226).

Конкретно это есть прежде всего историческая эпоха = «срез» процесса исторического развития общества.

Это, далее, есть то место, «обусловленное особыми условиями развития и разделением труда», которое выпадает на долю данного индивида (Там же). .

Развивается ли, напр(имер), данное влечение личности или нет, это зависит от того, позволяют ли материальные обстоя­тельства... внешние условия,., удовлетворять это влечение и, с другой стороны, развивать целую совокупность влечений. А это последнее зависит, в свою очередь, от того, живем ли мы в таких обстоятельствах, которые допускают всестороннюю деятельность и тем самым развитие всех наших задатков» (Там же. С. 235),

Это есть, наконец, совокупность частных обстоятельств, — частных внешних условий—естественных и общественных.

Конечно, и эти внешние условия не суть нечто неподвижное.

52 Сравни отношение к физ<ическим) играм, спорту etc, слабого физически ребенка и ребенка, физически сильного, и проистекающке из этого личност­ные черты.,.

Внешние условия т{аким) обр {азом} влияют на формирование личности, но:

— Можно ли, однако, сказать, что именно эти внешние условия во всей совокупности определяют психологическую характеристику личности человека?

Нет> здесь приходится говорить то же, что мы раньше говорили применительно к внутренним условиям, к задаткам:

Они, несомненно, влияют на формирование личности, но они не являются тем, что непосредственно определяет личность человека.

Их влияние столь же не,фатально, как не фатально и влияние внутренних предпосылок развития человеческой личности.

3, ЧТО ЖЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА?

Мы видели: не внутренние условия, взятые сами по себе, как и не внешние условия, как и не просто совокупность тех и других.

Личность определяется тем процессом, который «соедините их между собой, тем содержательным процессом.

— внутри которого эти условия — внутренние и внешние — только и выступают как условия,

— в котором они преломляются я таким образом выступают уже не в качестве внешних факторов, внешних сил, движущих процессом развития личности, но в качестве внутреннего, заключенного в самом процессе развития личности соотношения,

— Но этот процесс и есть процесс жизни человека!

Итак, совсем кратко: личность определяется жизнью. Она и есть нечто иное, как сгусток жизни, продукт ее кристал­лизации в форме субъекта — субъекта, всегда несущего в себе свою историю, свою реальную биографию.

Здесь должно заметить: не всякий, однако, процесс, происхо­дящий между субъектом и действительностью, составляющий внешнее условие его жизни, «личностей:», т. е. переходит, кристаллизуется б личности (и ею определяется).

Не «личностным» в этом смысле является все то содержание жизнедеятельности индивидов, которое мы называем операциями. Они — условие деятельности, действий, формирующих личность, но они не способны сами непосредственно определять ее.

То, что человек выучивается бухгалтерии, владеет техникой бухгалтерского учета еще ничего не определяет в его личности. Для личности его важно не то, что он овладевает техникой учета, а то, что он становится бухгалтером.

Первое же есть только условие второго.

VI ХАРАКТЕР

Два смысла этого слова: I) характер в широком смысле слова, так, как определяет его, например, Полин: «Под характером

человека мы разумеем все, что его характеризует, что не позволяет смешивать его с другим человеком, т, е. свойства, присущие его духу, особая форма его духовной деятельности. Характер, личность, индивидуальность — эти три слова выражают одно и то же понятие...» (Психология) характ(ера). С. 1).

2) Характер в узком смысле. Только такое употребление термина «характера в психологии является оправданным.

VII. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ

Складывающиеся различные психологические типы личности определяются содержанием деятельности, содержанием реальных отношений субъекта к миру,

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА)

Маркс: если... страсть принимает абстрактный, обособленный характер, если она противостоит мне как чуждая сила.» etc. то это «зависит не от сознания, а от бытия, не от мышления, а от жизни, это зависит от эмпирического развития и проявления жизни индивидов, зависящих, в свою очередь, от внешних сношений».

— Что же характеризует складывающиеся жизненные отноше­ния человека и, следовательно) f его личность?

1° Богатство, многообразие действительных отношений субъ­екта, составляющих его жизнь* Это и есть основание, реальный базис личности. Око определяется объективными условиями жизни человека — исторической эпохой, классовой принадлежно­стью,— конкретным местом, которое занимает человек в данном об<ществе), в данную конкретно-историческую эпоху. Око зависит, наконец, от степени развития его физических и ум­ственных сил. Поэтому «основание» личности будет различным у человека, живущего в условиях, напр(имер), дородового общества, и у человека, живущего в феодальном обществе, у крепостного крестьянина и у индустриального рабочего, у буржуа и у феодала. Оно будет, разумеется, различным у ребенка и у взрослого,

 

Но не всякая фактически осуществляющаяся деятельность человека есть действительно часть его жизни. При известных исторических условиях отдельные жизненные отношения мо­гут отчуждаться от человека.

«Труд — это жизненная деятельность самого рабочего, про­явление его собственной жизни. И эту-то жизненную деятельность он продает другому, чтобы обеспечить себе необходимые средства к жизни53. .,. Труд не является для него частью его жизни.

63 Это есть средство жить, а не сама жизнь/

Наоборот, трудиться — значит для него жертвовать жизнью... жизнь для него начинается тогда, когда его деятельность прекращается, — за обеденным столом, на трактирной скамье, в постели». (Маркс /С, Энгельс Ф. Соч. М.; Л„ 1929. Т. 5. С. 422).

Здесь—2 замечания: 1) Отчужденная от человека деятель­ность — это деятельность, объективное и субъективное содержа­ние которой— (ее обществ(енный) (объективный)) смысл и смысл для субъекта) не совпадают между собой: «... труд не имеет для него (для рабочего.— А, Л.) никакого смысла как тканье, пряденье, сверленье и т, д. —Он имеет для него значение заработка, дающего ему возможность поесть, пойти в трактир, лечь в постель» (там же).

Для рабочего это — только операции, способы (значение/), которые приводят к удовлетворению потребности в ином [они включены в действие, в деятельность, направленную на поддержа­ние физ(ической) жизни— (смысл!)]**.

2) замечание: #Отчужденное от меня» — это, конечно, значит не просто «для меня не существующее. Оно входит в мою жизнь и положительно и отрицательно, но только не в качестве своего собственного содержания. Подневольный труд—это вовсе не «несуществующее для меня». Он отнимает у меня часть моей жизни; он обогащает ее — правда, только как система операций, которыми я овладеваю — или — что важнее — как условие скла­дывающихся отношений к другим людям — покупающим мой труд, с одной стороны, участникам по труду («чувство коллектив­ности»— Маркс. Т. III)—с другой. В последнем различие, напр(имер), значения труда в формировании личности ману­фактурного) рабочего и рабочего фабричного55.

2° Степень развития <с вторичных», высших связей действий (мотивов) между собой — их иерархизации, (Это именно степень развития личности. Это прежде всего, поэтому, линия генетиче­ской характеристики.)56.

SH NB! Здесь очень важно: Iй/ употребление Марксом понятий «смысл», «значение»: 2°/ открывающееся структурное отношение: операция может вступить в иное действие. Она м(ожет) б<ыть) чуждой смыслу данной деятельности. Это необходимо точно и детально разработать.

К 1} —разделение труда — сужение личности, счастнчнын человек*. Акакий Акакиевич («Шинель*): Придя со службы переписывание дома <для собственного удовольствия»: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра?>

Частная собственность) и обмен ~— отчуждение жизни.

Любимое изречение Маркса: «Ничто человеческое мне не чуждо*.

56 К проблеме «нерархиэации»: Дарвин. Автобиография. «До 30 лет и даже немного позднее я очень любил поэзию- еще в школьные годы я с наслаждением зачитывался Шекспиром, особенно его историческими драмами. Я уже говорил, что в молодости любил живопись н музыку. Но... вот уже несколько лег, как я не могу вынести ни одной стихотворной строки: пробовал я читать Шекспира, но он показался мне скучным до тошноты. К'живописи и музыке я тоже почти совсем охладел. Музыка вместо того, чтобы доставлять удовольствие, заставляет меня еще лихорадочнее думать о том, чем я в данную минуту занимаюсь*.

"\ § ТИП стР°ения личности (поди вершинный моно-

4° Внутреннее строение личности (гармонии [ная] — конфликтная] личность]). ' J

4 — Конфликтное строение.

— «Поддержание».

— «Компенсирование». Что решает? содержание.

Не всякий мотив, жизненная цель способна стать вершиной — вынести всю нагрузку жизни личности. '

1). Психологическая) проблема личности и художественное «портретирование» ее53. Здесь не разные средства, но общность .задачи. Здесь и разные средства, и разные задачи.

В чем различие задач? Не единичное, не портретирование, даже не общее в единичном, а в законе — в понятии — в этом задача психологии!

NB/ Ракурс — удел литературы!

2). Наши цели — знание законов этих отношений высшего разряда, порядка — личностных отношений.

[Основоположник учения об одаренности — Гальтон («На­следственность таланта, ее законы и последствия») доказывает, что «известные» лица, т. е. люди, обладающие «высокой репутацией» (а это и суть люди, «обладающие высокими способностями»), принадлежат к ограниченному кругу семейств. Для этого Гальтон берет английских судей за известный] период времени, английских пэров и т. п. «.„место судьи уже само по себе служит надежным ручательством, что занимающий его наделен исключительными способностями».]

Термин способность: в русском языке обозначает и общепсихо-логнческое и индивидуально-психологич[еское] понятие. Иначе в английском и немецком*

В общепсихол [огическом] смысле: faculty или power — Vermoegeru

В индивидуально]-псих[ологическом] смысле: capacity, capa­bility, ability — Faehigkeit, Anlage, Disposition.

Критика понятия способности в общепсих [алогическом] смыс­ле: Локк Кн. 2, гл, 21, 20.

Термины: capacity—врожденные возможности (Спенсер), ability — умение использовать capacity = совокупность , на­выков и умений.

.•* «Эта потеря всех высших эстетических вкусов тем более удивительна,

исторические сочинения, биографии, путешествия и всякого рода статьи продолжа­ют интересовать меня по-прежнему. Ум мой превратился в какой-то механизм, перемалывающий факты в общие законы... Человек с более высокой организацией ума, вероятно, не пострадал бы как я.„»].

57 Герцен о Грановском: «Он нашел занятие вполне поглощающее, единое, сообразнейщее душе и глубоко, отчетливо, прекрасно идет по этой дороге* (Ш, 437).


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты