КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
УДК 7(075.8) ББК 85.1О0.62к73 18 страница5* Психол [огия] и худ [ожественная] л [итерату] ра. Лук Арагон — доклад на конгрессе, 1940. Спирмен: «Умственная одаренность (ability)» — «общий фактор* — физиологически объяснен быть не может, это — количество умственной] энергии, энергии не материальной. ТЕПЛОВ «Способностями мы будем называть такие, не сводящиеся к знаниям, навыкам и умениям, индивидуально-психологические особенности человека, от качественно-своеобразного сочетания которых зависит возможность успешного выполнения той или другой деятельности», Задатками мы будем называть индивидуальные анатомо-физиологические особенности человека, лежащие в основе развития способностей». «Одаренностью мы будем называть то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного выполнения той или другой деятельности», В бурж [уазной] психологии проблема одаренности стоит прежде всего как проблема количественная («уровни»), #Наш подход к проблеме одаренности должен быть прямо противоположен традиционному подходу бурж [уазной] психологии: проблема одаренности есть проблема прежде всего качественная, а не количественная. Психология должна ставить своей целью дать практике способы анализа одаренности людей в различных областях, а вовсе не приемы измерения этой одаренности59. «Типы личностей» (Материалы) «Одновершинность» и «двухвершинность> — Танеев и Бородин (у Теплова). «Скупой рыцарь». Дарвин. Пастор. К ПРОБЛЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ Факт: если накладывать на кожу формы небольших размеров, то они не воспринимаются. Достаточно, однако, малейшего движения, чтобы образ возник (Крогиус), КОНСТАНТНОСТЬ Гельмгольц: явление константности состоит в бессознательном исправлении (умозаключении). Геринг: подчеркивал роль конвергенции и аккомодации. Martius (1889): сравнение палочек, подвешенных на разных расстояниях. — Отношение видимых величин на разньи расстояниях сдвигается сообразно с перспективными отношениями. :И< В этом ли и только ли в этом важнейшее отличие нашего подхода? 204' Мартиус впервые ввел эксперимент со специальной инструкцией. Гиллебрандт {Е. Hillebrandt): выходит за пределы установления факта: опыты с разными объектами. Методика: подравнивание подвижных концов параллельных линий до момента, когда они будут казаться параллельными. (Успешно можно решить задачу только- при константности восприятия.) Poppelrenter (L910; 1911) — Иенш {1909, 1911): при сильной конвергенции — создается симультанность — преуменьшение; при слабой конвергенции — ситуация смотрения вдаль — создается тенденция к сукцессивно-сти — преувеличение. Иенш исключает вмешательство сознания. Блюменфельд (1913) снова вводит этот фактор. Е. Schur: объекты, находящиеся наверху, кажутся меньше, чем находящиеся прямо от наблюдателя. [Это важно сравнить с мыслью Иенша; м [ожет] б[ыть], поднимание глаз фиксирует взор?] {Константность у животных). Кёлер! Конст[антность] у 4-х-летнего шимпанзе, W, Goiy Experimentelle Untersuchungen zur Problem der Sehegroessenkonstanz. 1926. Константность у кур, N, Zocke Some factors in size constancy. Обезьяны, дети и взрослые. = Отсутствие различий между испытуемыми. Все эти работы сближают константность] у животных и у человека. G. Katona: Experiments ber die Groessenkonstanz, 1925. Основательная критика взгляда, что Wahrnehmungsbild есть сумма раздражений + репродуктивные (мышление) элементы. При исключении реального видения расстояния константность значительно понижается. Автор говорит о «наличии в восприятии первичных соотношений величины, к[ото]рые уже с самого начала при сравнении отличаются от раздражителя». NB. Может быть отсюда - преодоление и асе [оциационизма] и гештальт [психологии] ? Может быть, дело именно в том, что существует двойной процесс; I) мозаичная раздражимость + 2) активная операция = соотнесение элементов, как в такт [ильном] восприятии, т. е, 2-я «сигнали- При сукцессивном восприятии константность выше, чем при симультанном, Грабке объясняет это тем, что симультанное наблюдение является соотносящим, объединяющим, Бейрль. {Beyrl /\ Ueber die Groessenumfassung bei Kindern, 1926); телесные предметы дают большую степень константности, чем плоскостные. Опыты Климфингера с эллипсами. Интересы случайные, временные — отчасти это — вопрос «о занимательном». Их формула: это — позиционные» интересы, ' Их возникновение из «позиции», т. е. из отношения, которое существует как отражение. Пример для анализа: литературный материал — экспозиция (позиция) — завязка (мотив) — перипетии — развязка. Резюме: интересы — вторичные явления, познавательная, т. е. ориентировочная сторона (в определении) целей). смысл «За сознанием открывается жизнь» (Л, С. Выготский). Проблема смысла и есть проблема сознания. Она относится не к области «арифметикнв психологии, но к области «высшей математики ее. Это последнее аналитическое понятие, венчающее общее учение о психике, так же как понятие личности венчает всю систему психологии. Понятие смысла должно вобрать в себя то рациональное, положительное, что в идеалистическом своем извращении развивалось в понятии ценности (Шпрангер и др.)- Мы называем деятельность, действие осмысленными. Нельзя, действительно, понять do конца деятельность прежде, чем не будет понято, что такое смысл». Сознание не есть нечто бескачественное. Это не «сцена, на которой разыгрывается драма нашей душевной жизни», не психическое «пространством. Это и не то общее качество, которое присуще психическим процессам человека и которое, именно как общее их качество, может быть вынесено в психологии человека за скобки. Сознание должно быть раскрыто в своей содержательности. В этом прав Л, С, (Выготский). Иначе говоря, должна быть найдена некая категория сознания, некая «единица», как говорил Л. С, его. Попытка Л. С. рассматривать в качестве единицы сознания значение несостоятельна, т<ак) к(ак): 1) приводит к решению основного вопроса об индивидуальном и общ(ественном) сознании в духе французского социологизма; 2) в связи с этим сознание выступает как образуемое проекцией в личность идеального продукта общ(ественной) деятельности; это есть высшее й крайнее выражение культурно-исторической точки зрения; 3) проблема сознание — язык решается упрощенно; получается: язык образует сознание (Гумбольдт) t т. е, слово выступает не как оформляющее известное содержание (форма здесь существенна?), а как составляющее его; 4) развитие сознания понижается как процесс взаимодействия начальных» и «конечных» форм, т, е. опять-таки на «франц(узско)-социологический» манер. Основное положение, которое должно быть противопоставлено учению Л. С. о значении, это положение о том, что существует не простое «вхождение», переливание общественно обработанных значений в сознание субъекта, но диалектический — в точном, не вульгарно школьном, пошлом, понимании этого слова — переход их. Этот переход содержит в себе два момента: 1) объективное значение обогащается до неповторимо-субъективного и это определено отношением субъекта не к самому значению, а к отражаемой в нем действительности&0; 2) в том же самом акте совершается и обратный процесс: субъективное, оформляющее себя в значении возвышается до объективного и общественного 6|, Это и есть диалектика субъективного и объективного в сознании, диалектика индивидуального и общественного. Эту-то диалектику и отражает отношение: "|ачс"ие г смысл Взгляд из лингвистики: слово : предложение значе*ше смысл внешняя речь внутренняя речь Швачкин: значение : смысл Это = условно, неточно! Это только выражение в речи основного отношения; оно только отражение. Это отношение в речи обязано своим существованием тому, что в предложении (как и во внутр(енней) речи) проходит реальный процесс конкретизации, индивидуализации,.. ] Смысл = интенция значения. Проблему смысла надлежит ставить исторически. Понятие смысла означает отношение, возникающее вместе с возникновением той формы жизни, которая необходимо связана с психическим) отражением действительности, т. е. вместе с психикой. Это и есть специфическое для этой формы жизни отношение. Осмысленная, т+ е. подчиняющаяся этому отношению со деятельность и есть деятельность психическая \ Согласно основному общему положению о генезисе и сущности псих(ической) жизни, психической) деятельности, это есть деятельность посредствованная отражением воздействующих 60 Яркое разведение (может) сыть), первое настоящее разведение) смысла и значения в игре: палочка (значение) — по смыслу лошадь. NB! Действие — смысловое, но операция — осмысленная! 61 Memorandum): проблема символа раскрывается особым отношением операции) — знач(ения) и действия — смысла. Отсюда и проблема «метафорического пути» в развитии языка. Живая метафора и мертвая (значение, впитавшее новые смыслы, но ведь так-то и строится языкХ) В языке обратное, чем в реальном действии: «перенос значения», с т<очки) зр(ения) действительности. — «перенос смысла сточки зрения самого слова* NB1 Совпадение смыслов и значений в раннем детстве соответствует совпадению внутренней) и внешней речи. б* Смысл существует только там, где существует субъект. [Признание «объективного смысла* есть признание верховного субъекта!] Биологический смысл: это еще ке смысл так же, как, например), потребительная) стоимость (благо) не есть еще стоимость... свойств действительности, объективно связанных с теми свойствами действительности, которые непосредственно определяют жизнь, существование. Объект(ивное) отношение этих свойств, подчиняющее себе, определяющее деятельность субъекта и вместе с тем выступающее и возникающее в ней и есть отношение смысла, есть смысл,- Смысл есть, следовательно, не категория самой действительности, взятой абстрактно, отвлеченно от субъекта, но и категория чисто субъективная. Это есть субъективно-объективная категория. Смысл это есть всегда смысл чего-то, что рассматривается в отношении к. кому-то, = есть смысл предмета для субъекта. В павловских опытах метроном объективно связан с пищей. Для собаки он приобретает (именно приобретает, т. е. возникает в деятельности — немыслим вне ее) смысл пищи; для экспериментатора — смысл экспериментально взятого агента...63 Это отношение — смысл, как н психика, развивается&4. Прежде всего мы должны выделить биологический,- или, м(ожет) б(ыть),- инстинктивный смысл, это есть смысл «в себе», «ran sich»} {м(ожет> б(ыть), здесь слово и не то .„) Уже в пределах этого существует движение, развитие: от первичных форм этого отношения и его первичной динамики к более развитым формам (в пределах инстинкта же) — до «интеллектуального» смысла (высшие.млекопитающие, антропоиды) со сложной его динамикой. [Разительно: измененность смыслов у одомашненных животных] . Главная, весьма общая характеристика инстинктивного смысла — 10: его неконстантность: для пресыщенного животного пища утрачивает смысл ггкщи, для животного весной и летом особи противоположного пола имеют различный смысл,..2о: для животного не все имеет смысл [ср. Гельб: «для человека даже бессмысленное имеет смысл — бессмысленного»]. Основное изменение, скачок в развитии есть превращение [Ван Д1-р Всльдт экспериментально показал возникновение смысла в простейших операциях: по сигналу (напр(имер), бессмысл (енное) слово) выполняется определенное движение. По мере повторения этого движения сигнал приобретает смысл движения — его схемы; движение теперь выполняется в результате действия сигнала, без предварительного сознавания инструкции и схемы движения. Это ужасно наивно, но, м(ожет> б{ыть), это подсказывает? 64 NBI Опыты со столкновениями, коллизиями, смыслов — «переосмыслн-вание»?.. *Смысл» у бурж(уазных) психологов: Бннэ: зачатки действия {моторная теория смысла). Мюллер: зачаток образа, символ (?) его. Тнтченер: смысл = контекст. Бартлетт: смысл = контекст, создаваемый единством ситуации., инстинктивного смысла в сознательный смысл65—превращение инстинктивной деятельности в сознательную деятельность. Это превращение происходит на основе возникновения общественного (труд) отношения к действительности и в связи с развитием языка — появлением — значений. Первоначально общественная деятельность выделяет (в пределах существовавших тогда общественных способов и средств воздействия на природу) ряд предметов, служащих удовлетворению потребностей коллектива, которые означаются; <кони, возможно, называют эти предметы «благами» или еще как-либо, что обозначает, что они практически употребляют эти продукты, что последние им полезные. {Маркс К*> Энгельс Ф. Соч. М., 1933. Т. XVh С, 461—462). Выделение, указание, придание стоимости — значения (лат<инский) язык не различает этих слов: dignitas = значение, будучи приложено к предмету — стоимость; dignus — выделенный; digitus — указательный палец). «Стало быть, стоимость и значение и по этимологическому происхождению, и по смыслу тесно друг с другом связаны» — заканчивает Маркс (Там же. С. 472). Значение есть категория общественного сознания, есть категория принципиально-языковая; значение, следовательно, объективно и устойчиво; оно, отражая отношение предмета не к индивиду, но к коллективу, отражает устойчивое в предмете и устойчивое в потребности субъекта, теперь человеческой, т. е. общественной его потребности. Субъект здесь = коллектив66. Смысл выступает теперь как смысл для коллектива и лишь тем самым и для субъекта: он осознается. На этой ступени то и другое совпадает; в пределах осознаваемого сознание субъекта совпадает с сознанием коллектива. Это — «тотемическое» в смысле Марра сознание? Это не значит, что индивидуальная психика в целом совпадает с общественным сознанием. Прямые инстинктивные биологические связи с природой существуют, не могут не сосуществовать некоторый период с отношениями к природе, уже ставшими общественными, Сосуществуют инстинктивные смыслы и общественные значения. Возникновение в ходе развития общ(ественных) отношений сознания «Я# и есть возникновение сознательного смысла. Первичное значение раздваивается: появляется отношение смысл — значение67. Смысл и есть #для меня значение»! Это отношение выступает в патологии в отношении шизофрения — афазия. Так возникает мое общественное сознание, возникает общественный предмет, предмет моего общественного сознания. ss Сознательный смысл собственно и есть смысл. беЭто — <кпра-значеняе». 67 «Смысловое поле*; возникает система «человеческих смыслов». [Так — психологически — раскрывается великое положение Маркса об общественном сознании человека!] «Для изголодавшегося человека не существует человеческой формы пищи, — замечает Маркс 68+ — Она приобретает для него вновь свой инстинктивный, нечеловеческий, животный смысл!» — Марксов «торговец минералами — образ ограниченности смысла вещей их меновыми отношениями, = образ потребности накопления, стяжательства. Сравни вообще классовый смысла Но смысл может быть вовсе утрачен. Так утрачивается порой смысл слова: это и есть утрата связи его с действительностью, (Ср. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., М., 1933. X IV. С. 437). Понятие смысла для психологии столь же важно, как и понятие стоимости для политической экономии; говоря о деятельности, рассматривая ее развитие и отдельные ее формы, но не вводя понятие смысла, мы поступили бы так же, как экономист, рассматривающий процесс обмена, его развитие и его формы, но ничего не желающий слышать о стоимости. Развитие жизни= развитие мотивации= развитие смысла69. Жизненный мотив реально и выступает как жизненный смысл, как смысл жизни. Психология сомкнулась с конкретной историей. Психология стала наукой о личности—личности действительной, действующей, утверждающей свою жизнь. Психология смыкается теперь с проблемами человеческой этики. Она становится наукой о жизни человека. И в этом пафос нашего пути. Поэтому учение о деятельности есть альфа, учение о смысле — омега психологии! ТЕТРАДЬ ТРЕТЬЯ К ПС(ИХОЛОГИЧЕСКОЙ) ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ В сознании не презентированное содержание переживается по типу «vision nulle», а не «vision noire», т. е. ограниченность «поля» сознания не замечается. Вообще: не «сознательное» и «бессознательное», а презентированное и не—презентированное в сознании* К ПРОБЛЕМЕ ПАМЯТИ Основным псих Дологическим) вопросом остается вопрос Бергсона. М<ожет) б<ыть) память «духа» — смысл, память «тела» — значение? 6Й ...См.; Маркс К-, Энгельс Ф> Соч., NL, Л., 1929. Т. III. С. 627. " «Большие* и «малые» смыслы: смысл деятельности, действия, операции. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ Жизнь= жизнь тела. Выполнение нашей деятельности — мозг. «Всегда объяснение сводится к показу механизма, с помощью которого реализуется нормальный образец поведения или его извращенный"вариант. Но самый образец предполагается готовым, а его отображение в мозгу — наличным. Физиологическое объяснение объясняет только наступление психических явлений, а не их содержание. Оно объясняет не все психологическое явление, а только его реализацию» («Первое размежевание»). Например, ) у Кёлера (психолог) внимание на содержании решений, на различии типов поведения; у Павл<ова)—на условиях их появления или непоявления («замечает» — «не замечает» etc.). Это не значит, что физиологии отдается «исконная психологическая область выполнения поступков». {Павлов: «пассивная сосредоточенность внимания» Двадцатилетний) оп<ыт). 1938 г. 590—591.) «Две противоположные иннервации: положительную и отрицательную, движения к предмету и от предмета» (526). т, е., напр(имер), сгибатели — разгибатели, а не возб<ужде ния) — торможения! ё понятие (категория) противоположения» — одно из основных понятий, делающих возможным мышление (631). Физиологически это — «взаимно индуцирующая пара» (632). Ультра парадоксальная фаза («+» у (слоеный) раздражитель) превращается) в «—» н v. v.), как объяснение Кречмеровского «рефлект(орного) оборота» (647—9), Кёлеровская собака (569—70). :.:v Отображенная в мозгу нормальная схема поведения и ее желание живут в нем не логикой вещей и действий, которые отображены, а логикой процессов ВНД, «Желание (пснх<ологически>) есть не действующий агент первого механизма, а сопутствующее отражение, и притом отображение неверное, поскольку в нем содержится сознание нашего #Я» как причины действия». Учение о ВНД разоблачает эту видимость. Но бесспорно и обратное: что кпонял», «вспомнил», «захотела реально действуют на поведение. Решающее обстоятельство: человек (жив(отное)) отвечает не ка среду, а на свое «пониманке#=на окружение, как оно выступает для ч<елове>ка (или жив<отного>). «Как явления сознания (образы) — пассивные и лживые спутники н<ервной) д(еятелькости). Как участники поведения они действительное, реальное определяющее начало поведения — =форма отношения к миру — как идеальное поведение, предвосхищающее и намечающее пути реального действия* «В первом случае животное (или ч(еловек)) выступает как сложный механизм, внутри которого явления сознания л нервные процессы составляют две части (или две «стороных> одной и той же части) и во взаимосвязи определяют поведение- Во втором случае человек выступает как хозяин организма со всеми его механизмами; он выступает против мира, как целое, и чпр выступает перед ним, как целое; и это двойное отношение осуществляется в двух формах деятельности индивида: он выступает против мира в практической деятельности, мир выступает перед ним в теоретической деятельности, В первом случае субъективные явления представляются частью в организме, во втором — формой отношения целого к среде». Резюме «положения вещей», вытекающего из первого этапа анализа: Физиологическое) объяснение) псих(ических) явл(ешн)} I) предполагает схемы поведения готовыми* а их отображение в мозге наличным; следовательно), оно объясняет не само поведение, а его реализацию; 2) оно исключает из этого процесса всякое участие субъективных) состояний), показывая этим, что субъективные явления и процессы ВНД имеют разное отношение к поведению. Анализ это (го) отношения показывает: а) по отношению к поведению субъект(ивные) состояния образуют механизм (деятельность) планирования. б)-----#-----&-----к ВНД — реализуемое поведение. [Старая психология исходит из представления о психическом) как о двигателе тела= мозговых процессов,] Поэтому учение о ВНД, исключающее псих(ические) явления из механизма реализации поведения, имеет для психологии «очищающее» значение (конец гл. II). Таково следствие разграничения псих(ического) и физ(иоло- гического) по линии «содержание — реализующие механизмы». Но это разграничение само по себе — «никуда не годно»; оно имеет только значение наведения. «Содержанием психических явлений не содержит, а скрывает в себе предмет психологии, вернее — только указание на него. Связь ВНД и психики открывается через третье звено — поведение. «Поведение выглядит в своем мозговом отображении совсем иначе, по существу иначе, чем оно отображается в сознании, — В гтсих(ическом) отр(ажении) поведения на первом плане расчлененное предм(етное) поле и возможные действия в нем (объективизировано, избирательно и оперативно), — В мозг(овых) схемах поведения действия объединяются между собой по заключенному в них отношению к окружающему (по смыслу), [Обобщение «в сторону»: разных действий по общности их результата (значения его}. Обобщение «впереди: действий, имеющих противоположные значения (выражающих противоположные) отношения»), — по принципу противоположности, противоречивости («взаимно индуцирующих пар»). Сознание отражает «злобу дня», мозг — постоянный смысл, устойчивый для общей линии поведения. «Но и сознание не лишено предчувствия этого общего смысла». Прим(ечание): Анализ негативизма, контрализма (Павлов); противоположности физиолог(ически) смыкаются, психологически} противопоставляются. Противоположности в движении — Шеррингтон — антагонистическая) иннервация. Какое значение имеет «физиологическая) противоположность». Обобщение по отношению «к» — «от» «приближение — отталкивание» etc. имеет то значение, что оно лежит в основе, составляет условие обобщений «в сторону» — возможности взаимной заместимости одинаково направленных действий. Это обобщение отвечает не признакам вещей, а их основным свойствам (в отношении к индивиду, его потребностям). Это — обобщение по смыслу вещей. Понятие смысла у Павлова: Лекции изд<ание) 3. С. 26. — и-------"— С. 45, 20летн(ий) оп<ыт> изд<ание) 6. С. 152. __«,_____« с 417 -----Vj* lfU / * _«-------«_ с. 636. Строение обобщения предметов является двустепенным (двучленным, двусложным): 1) предметное) содержание и 2) смысл, 1-е — расчленяет предмет на части и признаки, действие на элементы; 2-е объединяет их в реальные единицы поведения. «Смыслы образуют синапс каждой лары противоположностей». Раскрытие и обоснование этого у Павлова: 1) условный кислотный рефлекс, когда сгибание ноги есть сигнал, «го с ним как с кислотой начинается борьба» (20-летн{ий) оп(ыт), изд(ание) 6. С. 337 ) (Там же, С 704). Вывод: даже в том случае когда движение воспитывается «механические, оно принимается или отвергается (и заменяется противоположным) в зависимости от соответствия его смысла смыслу наличной обстановки. «Решает отношение смыслов, а не частная двигательная формула». [То же показывают американцы: Lejght & Gantt По: Ed. Girden «Role of the response mechanism in learning and in «excited emotion» // Am. J. of Psych., 1934. 56. N 1. P. 1—20]- — Обучение с перерезкой двигательных) корешков: = перенос на движение других конечностей по смыслу. Подлинное содержание смысловой структуры поведения раскрывается в мозговом его отображении. В этом значение для психологии физиологии ВНДя (конец III). [До сих пор смысловые содержания (= смысловые схемы поведения) предполагались готовыми.] IV. Как объясняется физиологически формирование смысловых схем поведения. (может ли усл<овный) рефл(екс) служить образованию поведения?) Замыкание ус(ловного) р(ефлекса) объясняет смысловое строение поведения и v.v.? Этапы образования у(словного) р(ефлекса): 1. Ус(ловному) р<ефлек)су всегда предшествует ориентировочный рефлекс. 2. После того как ус(ловный) реф(лекс) устанавливается, ориентировочный слабеет и исчезает.. (20-л(етний> оп(ыт), 6 (издание), 539—40). -(-(там же, 544—45). [Описание ориентир(овочного) уУсловного) р(ефлекса) — там же, 130—131. ] 3. Ориентировочный) рефлекс однако не является возбудителем условного (Там же. 536—545), 4. Ориентировочный) рефл(екс) есть именно исследовательский. Он 1) приводит к выделению данного раздражителя, 2) отно сит его к безусловному раздражителю, устанавливает подлинную связь между ними. 5. Сие не есть результат или отражение самой возникающей усл<овной) нервной связи (ориент(ировочный) рефл<екс) не идет параллельно условному). Следовательно: ориентир(овочный) рефл<екс>, увязывая безразличный) раздражитель) с безусловным, прокладывает путь для дуги условного рефлекса {«[нрзб.] пункт связи»). Услов(ный) рефлекс не создает рисунка поведения, а реализует его (закрепляет связь). Павлов понимал различие между ориентировочной и услов-но)-рефл{екторной) деятельностью (Лекции, С. 142—143) (о «раздражительном» процессе). «Изучение анализ, деятельности не полностью ус, р. также будет иметь свой недостаток» (Павлов), Главная трудность воспит<ания> усл<овных> рефл(ексов) — в соотнесении безразличного раздр< а жителя) с безусловным. Чем ближе предметно (а не только во времени) безразличный) агент к безусловному, тем скорее он становится условным (20-летн<ий) оп<ыт). С 7L (изд. 6)). [Ср<авни> с наблюдением) Лешли, Мозг и инт(еллект), С 135—136 (русск<ого издания)): о диф(ференциации) фигур крысами — методика активного прыжка.] Опыты с обр(азованием) усл(овной) связи между нейтр{аль-ными) агентами. (Нарбутович и Подкопаев. Усл(овный) рефл(екс) как ассоциация. Труды (физиологической) лаборатории <И. П Павлова), Т. VI. В. 2+ 1936. С. 5—25.) [Такая связь может держаться без подкрепления в течение многих месяцев и даже лет.] Принципиальное значение этих опытов: здесь отсутствует доминирующий центр безусловной реакции; он, следовательно), и не решает вообще. Следовательно), эти опыты показывают, что ориентировочный рефлекс сам по себе способен устанавливать связи двух любых раздражителей, Так выясняется подлинная роль ориентировочного рефлекса != прокладывание линии уел <овно)-рефл<екторных) связей». Общий вывод: ориент(ировочная) деят(ельность) — «теоретическая з> — 1-я обязательная фаза уел<овно)-рефлекторной). V, Проблема параллелизма на этом этапе анализа. [Сознание — область миражей!] Разведение психической и физиологической деятельности выступило в виде несовпадения ориентировочной и усл<ов-но)-рефлекторной деятельности, Но ориентировочный) рефлекс сам = нервный процесс, за которым и признается первенство. Отсюда проблема физиологического) и псих(ического) воспроизводится, хотя и на новом участке. «Оборачивание еще р И в отношении ориентировочного поведения ставится вопрос о примате усматриваемой схемы. Получается круг: если взять конкретное действие, то оказывается, что его поведенческая формула предшествует физиологическим механизмам; если взять вопрос в целом (поведение в его отношении к физиол(огической) основе), то оказывается, что физиологические) механизмы доминируют в порядке причинности, предшествуют поведению. В порядке исполнения — господство нервных механизмов, со стороны строения деятельности — господство образа действия. [Параллелизм всегда ведет к дискредитации реального значения психики!] [Параллелизм дискредитирует не только психологию, но и физиологию] . Понять поведение = понять, на что и как оно ориентируется; формально параллелизм допускает и психологическое и физиологическое объяснение ориентации. Однако между ними фактически существует несовпадение. В чем оно? Ориентироваться = установить свое положение в обстановке в связи с целями своей деятельности, В этом 2 части: 1) составить правильный ориентирующий образ и 2) определить свое состояние, свои возможности, пути к цели. Следовательно), ориентир (овочная) деятельность имеет дело А) с ориентирующим образом и Б) с самой средой, в кот(орой) нужно ориентироваться, [В ориентирующей деят(ельности) среда подлежит не изменению, а выяснению.] [Ориентир {овочная) деятельность является подлинной деятельностью.] Психология и физиология (обычная) в анализе ориентировочной деятельности: I. С псих Дологической) стороны она состоит в активной перестройке представления о действительности сообразно самой действительности и заданиям своей деятельности, в активном и целесообразном соединении прошлого опыта с наличным восприятием.
|