КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Суждение Московскаго собрания, в 7386 [1878] лето бывшаго.
Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас, аминь. Благоволением убо Бога Вседержителя, и споспешением сопрестольнаго, и единороднаго Сына Его, Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, и содействием Пресвятаго единосущественнаго и равноспокланяемаго животворящаго Духа; единаго трисоставнаго Божества. Мы чада соборныя и апостольския церкви, православныя християны, святыя восточныя кафолическия веры. Ныне в лето, 7386-е [1878], месяца генваря, 9-го дня. Собравшиися из разных стран, в царствующий град Москву, вин ради нужных. Зане внидоша в нецыих из нас неправильныя разсуждения, и отеческих преданий нехранение. Ныне же мы с помощию Создателя, вся сия добре разсудивше. и на правилех святых апостол и седми вселенских соборех, и девяти поместных, и особь святых отец преданиях, и отец наших подтверждениях. Начиная от остальцев благочестия, и по них бывших в разныя времена, соборных подтверждениях; которыя со всем согласны со священным божественным писанием, утвердившеся. А которыя были писаны, по разсуждению тогдашнего их времени, без показания святаго писания; таковыя оставляем в судьбы Божия, до подобнаго тому времени. А для удобнаго руководства, настоятелем придерживаться соборных подтверждений, бывших в Москве, в летех, 7381-го [1873], и 7382-го [1374], годов, с сицевым пояснением. Брачившиися до познания християнския веры, и по крещении явно падшия телесным грехом. которыя наши предки прежде бывшия отцы, считали заедино с новоженами. Начиная от перваго послания поморских отец. к Феодосию Васильевичю. Такожде и их современник, отец Спиридон Иванович; в сочиненной им книге о браках, статья 4-я. Посем в послании Московских наших отец, в Архангельск, Ааронову. И в Стостатейнике, 6-й, и 37-й. и 66-й, статиях: прямо тождествуются с новоженами. Подобно сему и Углицкаго собора, 6-я статья. Такожде и мы нижайшии, желаем быть неуклонными последователями, святоотеческому, и прежде бывших отец наших преданию; оное подтверждаем так. Чтобы без совершеннаго развода, явно падшия глаголемыя старожены, в сообщение к молению с християнами допускаемы не были. Буде же в коей либо стране, или обществе, будут приняты старыя браки, феодосиевской законности, то есть чадородныя старожены, допущены к молению с християнами без расторжения; с таковыми общения отнюд не имети, но уподоблять их феодосиевым. К сему подписуемся. Демид Яковлев. инок Михайло. инок Сергий. Иван Родионов. Симеон Гаврилов. Петр Иванов, Никита Иванов, Федор Стефанов. Николай Павлов. Андрей Иванов, Максим Прокопьев, Василий Стефанов, Григорий Тимофеев. Илья Васильев. Николай Староверов. За Николая Матвеева, Иван Львов, За Мартына Екимовича, Симеон Гаврилов. Михаил Иванов. К сему Иоанн Ильин подписался. Козма Васильев. Михайло Васильев, Иван Иванов, Михайло Михайлов. Филип Васильев, Иван Данилов. Виктор Никитин. Иван Яковлев. Иван Алексиев. Василий Терентиев. Василий Стефанов. Согласующее божественному писанию, и аз согласен тому Семен Прохоров, согласен тому и руку приложил, равно за Евгения Дмитриева расписался. Конон Евдокимов. По прозбе Ивана Максимова Ярославскаго, и за себя, Василий Гаврилов города Царицына подписался. Иван Матвеев Шошин, Афанасий Марков. Кондратий Спиридонов. Михайло Иванов Рязанский, Павел Михайлов. Елизар Козмин. Никита Ерастов. Константин Тимофеев. Ефрем Иванов.
На том же собрании дополнительное о Кимерских иноках суждение.
Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас, аминь. Мы нижепоименованнии православныя християне, древле грекороссийскаго исповедания, собравшиися из разных стран, в царствующий град Москву, ради обсуждения нужных вин церковных, о чем и составлена соборная бумага. В дополнение же оной, прилагаем и сие, о некоторых противозаконных, и зело соблазнительных действиях и обычаях; давно обретающихся у некоторых духовных правителей Кимерския страны. Понеже убо нижепоказанныя погрешности их, хотя и давно оскорбляют церковь Христову. обаче она имеет свойственный себе обычай, переносить и терпеть обидящим ея. Тако и мы смиренныя чада, прекроткия матере нашея церкви Христовой. в течении многих лет, многократно оказывали, всевозможныя уступки и снисхождения, и многовременное терпение. Но к крайнему прискорбию видя, что все наши уступки и терпении, не принесли никакой пользы, а употреблялись ими на горшая. А понеже всему есть время и мера. то и мы потеряв всякое терпение; решились принять другий образ действия, указанный в священном божественном писании тако. Глаголет Господь во евангелии; аще соль возсмердится, и прочее. и паки, аще и церкви преслушает, и прочее. И апостол. обличи и запрети согрешающия, пред всеми обличи, да и прочии страх имут. И в законе пишет; обличением обличи искреняго своего, и не приимеши о том греха. И Иосиф Волокаламский завещевая глаголет; Запрети согрешившему, доньдеже умилостиит Бога. Да никтоже непщует суровство быти таковое и безчеловечество; но конечной кротости, и изряднаго врачевания, и многаго благодетельства. Тако брат от брата помогаем, аки град тверд будет. А поэтому и обсудили, первое: по донесению кимерских християн в Москву сочиненной Степаном Горшковым книге, брачнаго мудрования, о християнской вере ругательной и прклинательной. в настоящее же время, мы оную книгу достаточно разсмотрели; и убедились в ея всебеззаконном и богоборном содержании. положили, сочинителя оной книги Степана Горшкова, отлучить от сообщения християн, и тех которыя будут с ним сообщатца. А в случае естьли он пожелает истинно покаятися. принять его с шестинедельным постом, и с подпискою впредь того не мудрствовать, и иных тому не учить. Так же и нижесказанныя два старца, подлежат суждению, не глаголя о второй статье, 7381 [1873], года; которая не допускает их духовная действовать. но и за нижеследующия поступки. а именно, старца Николу; за неисполнение соборнаго миротворнаго даннаго обещания; еже не допускати чадородных без расторжения, к молению с християнами. и за соучастничество и единомыслие с братом его Степаном, в сочинении вышесказанной книги. и за неповиновение на бывшем малом собрании прошлаго лета запрещению, не действовать духовная, и по многократном приглашении, на большое собрание непребытие, и за непризнание над собою никакой власти, отрешаем духовнаго правления. Тако же и старца Иоанна, за самочинное и самохотное вступление, в чин духовнаго правления, без ведома местных духовных правителей, и старшей соборной братии; и за ослушное действие духовностию, после отца своего духовнаго запрещения, за слабое его поведение. и за самовольное отречение духовнаго правления, началоположением пред братством. и за непослушание всей местности соборнаго запрещения. и за слабое суждение иконостроителей, и в беззакониих их защищение; и за допущение к молению старобрачных, без видимой исправы. и за непризнание над собою власти, и за непребытие на собрание; и по сие время за невоздержное житие, и до безчювстия винопития, и нехранение среды и пятка и постов, и праздников Господних, и прочих неподобных вин. их же срамно и на среду привести. конечно отрешаем всякаго духовнаго правления и действия. Так же и Дмитрия Козмича, того же с вышесказанными старцами, по отношению допущения явно падших староженов мудрования, соживущаго с тем же лицем. за которое неоднократно был соборно сужден и отлучаем. от котораго сожития происходят соблазны всему християнству; тоже отрешаем от духовнаго действия. К сему подписуемся. Демид Яковлев, Иван Родионов, Симеон Гаврилов, Никита Иванов, Петр Иванов, Федор Стефанов, Кимерской Андрей Иванов, Максим Прокопьев, Василий Стефанов, Григорий Тимофеев, Илья Васильев, за Мартына Якимова, Семен Гаврилов росписал. Иван Львов, Иван Алексиев. Согласующееся божественному писанию, и аз согласен тому, в том и подписался Семен Прохоров, равно и за Евгения Дмитриева росписался, Семен Прохоров. Конон Евдокимов. По прозьбе за Ивана Максимова Ярославскаго и за себя, Василий Гаврилов. Города Царицына подписался Елиазар Козмин.
Определения Поповскаго собрания, в 7390-е [1882], лето, бывшаго.
Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас, аминь. Благоволением убо Бога Вседержителя, и споспешением сопрестольнаго, и единороднаго Сына Его, Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, и содействием Пресвятаго единосущественнаго и равноспокланяемаго животворящаго Духа; единаго трисоставнаго Божества. Мы чада святыя соборныя и апостольския церкви, истинныя православныя християне, и святыя кафолическия веры. Ныне в лето 7390 [1882], месяца сентября, 9 дня. Собравшеся из разных стран, преименитаго царствующаго града Москвы, близ уезднаго города Коломны, в деревне Поповке, церковных ради вин нужных и неотрочных. И с помощию Создателя, молитвами пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии; крепкой помощницы роду християнскому, и всех купно святых. Вси единодушно утвердившеся на правилех святых славных и всехвальных апостол, и седми вселенских соборех, и девяти поместных. и преподобных и богоносных отец наших вселенских учителей, и особь святых бывших в разныя времена, и неуклонных их последователей [единомудрствующих] остальцов благочестия, соловецких и старопоморских отец наших, и по них бывших последователей единомудрствующих, в богопреданном и богоуставном законе, в разныя времена соборных их подтверждениях: начиная от перваго Уренскаго, и оканчивая последним бывшим в царствующем граде Москве, в лето, 7386 [1878], месяца генваря, в 9 день. которыя во всем согласны, со священным божественным писанием. А которыя были писаны по отеческому разсуждению, по обстоятельствам тогдашнего времени, смотрительно и без показания святаго писания, таковыя в судьбы Божия оставляем, а отцем вечную память возглашаем. Мы нижеименованнии православнии християне, древлегрекороссийскаго исповедания, соловецкаго и старопоморскаго приснотекущаго потомства. собравшеся из разных стран, в вышепомянутое место, ради обсуждения нужных вин церковных. Первое. О Вологодской стране разных местностей християн, прежде бывших феодосиева согласия приняты в соборную апостольскую церковь в сообщение с православными християнами, нашими московскими духовными правителями, с советом старшей соборной братии; законно согласно прежнему отеческому положению, в лето, 7370 [1862]. По сие время открылися в них преждебывшия разныя сомнительныя противозаконныя случайныя действия. как настоятельския, так и братския. смешательство и общение с другими более противозаконными согласиями, без всякаго законнаго порядка. Во уверение сего получены были от них с рукоприкладством соборныя писма. отцу Ивану Родионову с прочими, в которых писмах окончательно изъявили свое сомнение, по замешательству с еретиками; называемыми аароновскаго и новомонастырскаго новоженства. которыя преждебывшими предками нашими отцами, собравшимися в 7323-м [1815], году, в городе Ярославле, определены под крещение. И за долговременностию с таковыми замешательства, разобрать и исправить нет никакой возможности. Того ради мы поясняем. Первое, за непоказание их начальнаго кореня, какого они крещения. за что Карфагенскаго собора, 73-е, правило, повелевает таковых совершенно крестити; да не размышления ради лишатся божественнаго очищения. Второе, за сообщение с вышеписанными еретиками, и за восприятие от них в восприемники ко крещаемым. Номоканон, правило, 20-е. извергает священника, крестившаго с восприемником турчином, еретиком и отступником. а святейшаго Симеона епископа Фесалоницкаго, глава, 61, о повреждении святых таин, сице глаголет. С восприемниками неправославными крещающии, не просвещают своя чада, но затемневают и погубляют. Тому же подобно и 62-е правило. и за приложение к еретиком брачившимся; Кормчая, лист, 635, глава, 70. О приложившихся к павликиянстей ереси, таже прибегших к соборней церкви, устав изложен бысть, еже покрещевати их повсему. И на основании вышеписаннаго, мы купно собравшеся, единодушно обсудили вышепомянутых жителей Вологодской страны, Черевковской Афанасьевской и Кокшенской местностей. приходящих к нашей святей соборной и апостольской церкви, принимать под первый чин крещение. Второе. И по оному вышеписанному обсуждению Вологодской страны, сообразно тому, и прочия страны, феодосиевскаго мудрования; а наипаче Архангельской губернии Поморской страны, Старорусской, Рижской, и Польской. смешиваются с самобрачными, и с прочими более противозаконными согласиями. А инии страны их согласия, во всем имеют полное соединение с ними. Еще и кроме преждебывших их отеческих заблуждений, соборно утвержденных. Как то: латынскую ересь, на животворящем кресте титлы, 4 буквы. Такожде и приятие в закон, внешния церкви браков, и хуление християн, на торжище покупаемое брашно, именуют скверноядцами. и прочия их заблуждения, скрепленныя, в 7313-м [1805], году, рукоприкладством в книге отеческих их завещаний. К сему же и всего страшнейше; разделение святыя живоначальныя Троицы, трехипостаснаго Божества; в чине иноческаго пострижения: подобно католическаго мудрования; четверящих святую Троицу, по 69-му, ответу поморских отец о кресте. А по соборному изложению, святейшаго патриарха Филарета, глава 5, о римских ересях, четверящих святую Троицу; подобает совершенно крестити. А посему мы нижайшии, соборно определяем хотящих прийти, к нашей православней християнстей вере, яко же и Вологодских, от сего вышеписаннаго, 9-го, числа, сентября; 7390 [1882] года, принимать первым чином, совершенно крестити. А о московском и Петербургском их согласии, оставляем впредь до обыскания. Третие. Кимерския старцы, Иоанн Суховской, и Никола Горшков, со своими единомысленниками, находящиися по сие время в непокорстве, в брачном феодосиевском мудровании, и християнском ругательстве словесно и писменно. как тогда не пожелали прибыть на общесогласное собрание, в лето, 7386 [1878], 9 генваря; избегая достойнаго осуждения, не желая единодушно соборно подтвердить, християнское отеческое положение; и умирить церковное разномыслие и несогласие, в коем заключается душевная конечная погибель, и водворить церковное единомыслие, в чем состоит душевное спасение. Но вместо того собрали свой собор, 30-го, генваря, на котором утвердили церковное разделение, и основали свою церковь на епитимейниках; в которых заключается приятие всех браков, и проклятия положенныя на еретиков, они соборно обратили их на православных християн, не приемлющих их брачнаго феодосиевскаго мудрования, и утвержения на епитимейниках. и тем отчюждили себя, и своих последователей, от святыя соборныя и апостольския церкви, и общения православных християн. и пребывают доселе в противоборстве, без всякаго сознания и извинения, в своих соборных богопротивных заблуждениях, с дополнением поучения и совета, на отъятие чюжаго и церковнаго имения молитвенных домов, и християнских приютов, и единьственных прибежищ, для престарелых и неимущих. и нанимают иноверных для оскорбления и изгнания, и внешней власти предают, и в тюрьму сажают православных християн. и во всем подобно поступают древним еретиком и мучителем. церковное богослужение нарушают; и святыя иконы и божественныя книги обирают. и таковому их наглому безстудству, и отчаянному беззаконному действию, более церковь терпеть не может. Но соборне положили с сего, 7390 [1882] года, с сырной недели, желающих обратитися к святей соборней и апостольстей церкви, принимать вторым чином с четыредесятным постом, яко же оглашенных. Аще ли же с сего, 9-го, сентября, кто либо отступит от нас, в их раздоротворное согласие; то таковых обращающихся паки, к святей соборней и апостольстей церкви, принимать с тем же четыредесятным постом, отступническим правилом. К сему подписуемся. Инок Варсонофий, инок Михаил, инок Серапион, инок Антоний, Демид Яковлев, Иван Родионов, Андрей Иванов, Аника Артемьев, Максим Прокопьев, Михаил Герасимов, Илья Васильев, Михаил Миронов, Тимофей Иванов, Никита Иванов, Григорий Тимофеев, Василий Фролов, Михаил Михайлов, Михаил Иванов, Михаил Васильев, Иван Матвеев, Василий Гаврилов, Федор Никитин, Николай Павлов, Иоаким Трофимов, Алексий Прокопьев, Ульян Федоров, Яков Давыдов, Иван Васильев, Антон Макаров, Иван Васильев, Стефан Васильев, Максим Ермолаев, Иван Николаев, Федот Васильев.
Краткое указание и определение, како приимати в православную нашу церковь, новых отщепенцев Беляковых и Григорьевых. И о исправлении родителей, брачющих детей своих, и соживущих с ними.
Благоволением убо Бога Вседержителя, и содействием единороднаго Сына Его, Господа нашего Исуса Христа, и споспешением Пресвятаго животворящаго Духа, иже от Отца исходящаго, в триипостасном существе единаго Бога. Мы нижепоименованнии разсеянное братство российских пределов, древлегрекороссийскаго исповедания. потомство влекущееся, от остальцев благочестия, соловецких, и первобытных поморских отец. в единьстве веры, любви и надежды, в соболезновании сердечном, и сокрушении духа. по попущению всесильнаго Бога грех ради наших, зряще озобание вепрем от луга, и поядение винограда Божия, иноком дивиим. Вознамерихомся помощию Содетеля всея твари; последняго рода избранныя останки, подтвердить и укрепить, по писанному: брат от брата помогаем, яко град тверд бывает. Сея ради вины ныне мы в лето, 7403-е [1895], месяца септемврия, в 14 день, собрахомся в селе Кимре, вси единодушно утвердившеся; на правилех святых апостол, и седьми вселенских, и девяти поместных соборех, и преподобных и богоносных отец наших, вселенских учителей, и особь святых в разныя времена. и неуклонных их последователей, остальцев благочестия соловецких и старопоморских отец наших, и по них бывших в непресекомом последовании единомудрствующих в богопреданнем законе, соборных их подтверждениях, сиречь; на 34-х. и о благочинии пустынном, 31, поморских статиях. и московских, в 7288 [1780] году написанных, 100 статиях. выключая 66-ю, и 67-ю, статии. и в 7323 [1815] году, в городе Ярославле, 21 статии . и в селе Козе, в 7328 [1820] году, 28 статии. и в городе Угличе, в 7335 [1827] году, 34-х статии, выключая к шестой статии писанных определений. и второго собора там же, в 7347 [1839] году, 7-ми статиях. и паки в Москве, в 7368 [1860] году, 10 статиях. и 7369 [1861] года, 2 статии. и в 7381 [1873] году, 20 статиях. и в 7386 [1878] году, подтверждении и определении. наконец и Коломенскаго собора, в 7390-м [1882] году бывшаго, на 3-х определениях. и прочих отец наших преданиях писанных, которыя во всем согласны с божественным писанием, содержат неизменно, и исполнять без упущения, а прахом молчания и нерадения не засыпати. И чтобы каждому настоятелю вышеписанныя статии непременно иметь, и неуклонно тщатися их читать, и по них руководитися, и ничего отеческаго предания не презирать, и своего разсуждения отнюд не заводити. А которыя статии писаны снизходительно, без показания священнаго писания, те оставляем в судьбы Божия; а отцем тем вечную память возглашаем. Тем же убо о чем во оных соборных статиях писано, о ныне мы разсуждати и писати не будем, но готовому последовати и исполняти всепокорно со усердием готовы и желаем и обязуемся. Ныне же убо иныя нужды постигоша нас, и новыя вины к разсуждению и ко исправлению понудиша нас собратися, и устроити о них. Понеже бывшая наша братия, иже Ивану Родионову последующии, от известнаго же времени, сотворишася противники Божии, отщепенцы же и раздорники; и се уже двунадесятое лето наста. они же не точию не приходят во страх Божий, и в чювство греха раздора церковнаго, и не радеют обратитися паки к православней церкви; но паче еще ожесточились, и многими беззакониями и противностьми церковь свою изнаполниша. Первое: С определенными во второй чин т. е. под шестинедельный пост Беляковыми, они соединились на общий начал; яко же некогда и новопоморцы с феодосиевыми. Второе: Новоженов и староженов в церкви у себя имеют без всякаго зазрения. Третие: Кроме что за Вологдою самобрачное крещение они приняли; но и в Москве уже начали принимать. аще до сведения нашего дошел и един человек, ими принятый; но или более таковии к ним еще не приходят, или же и мы можем о других не ведати. Прочих же проказ и беззаконий, у них в церкви творящихся, исписати ныне множества ради неудобно. А за таковыя противныя церкви православней мудрования и действия, и подлежат они ко исправе, сицевым священным правилом, и отец наших преданиям. За беззаконное соединение их с Беляковыми. они той же повинни исправе, ей же и Беляковы, по писанному [Кормчая лист 639]. Аще кто обрящется правило некое от предиреченных истощая, или возбраняти начиная; повинен будет по таковому правилу и суд прияти. И паки [лист 635]: Каковым еретиком приложившеся, таковому и тех суду и наказанию подлягут. И отцы наши поморския и уренския, феодосиевых и новомонастырских, впервыя под шестинедельный пост определиша за соединение. Допущение же новоженов и староженов к молению, отцы наши николаитскою именуют ересию. А приятие ими самобрачнаго крещения, они по Ярославскому собору подлежат первому чину. По сим доводам, аще и подлежат они вящшему наказанию и исправе; но мати наша православная церковь, всегда имеет у себе милостивную утробу, и матерьнее сожаление к чадам своим. и она выну наказует провинившихся детей своих, более терпением нежели ранами. Тем и мы нижайшии, подражающе в сем матери нашей; разсудихом ныне употребити, об падших братиях наших средство снисходительное; негли они почювствуют наше о них попечение, и помощию Божиею теплейши будут и обратятся и покаются. Аще ли же и по сем в таковом же ожесточении и зломудрии пребудут; то что нам до сего; они узрят. на будущее же время Господь покажет, и наставит церковь свою по качеству их дел, подобающий и суд на них изнести. Сих ради вин общим советом положили мы и заповедаем. Аще нецыи от них будут приходити, к нашей православней вере и церкви. прежде всего употребляти о них, по соборному святейшаго Филарета патриарха изложению, тщательное испытание; дознание, обыскание; и добре извопрошати их с достоверным свидетельством обо всем; и тогда по стоимости и по качеству их вин, и приимати их, яко же нижеследующия покажут статии. СТАТИЯ, 1-я. Аще котории приидут к нам, и скажут о себе, яко от Ивана Родионова, или от клевретов их Беляковых; и до Коломенскаго собора бывши вкупе с нами; таковых приимати, сначала велети им подписыватися; потом налагати на них четыредесятный пост, с тысящным правилом, чином оглашенных. А ельма же они питахуся с некрещенными, тем и посуду их с приятием канона переменить на новую; а по окончании оную вымыть и покадить, и тако без сомнения питатися. Аще ли же за сими окажутся еще другия какия либо вины, таковых исправлять особо, смотря по качеству вин, согласно святым правилом. А прения и разглагольствия с ними не творити, но оставляти на свою их волю. Пояснение на статию, 1-ю. Таковых добре извопрошати; вправду ли они глаголют, что до Коломенскаго собора были с нами; аще ли треба то и свидетелей спросити о том. Посем повелети подписыватися, к определениям вышепомянутаго собора, и другой бумаге, нарочно для того имеющей быти написанной. Таже отцу духовному накрепко исповедовати о житии: какое у него занятие; кто у него семейство; не лихоимец ли; не винопродавец ли; и прочее таковое. И паки: не сводил ли детей своих, и прочих блудным сожитием; и не имел ли с таковыми хозяйственнаго сообщения, или гостеприимнаго сношения; или сам яко не женат ли, и не находится ли в пиянстве, или в других каковых любо отреченных качествах; и о прочем таковом обо всем до тонкости извопрошати; и дондеже от того не отстанет, на исправу не приимати. и за все таковое. по правилом и по преданию нашея церкве, сверх правила в статии показаннаго, епитимиею облагати; яко же преподобный Матфей правилописец, сице о том заповедает [состав а, глава 2]. Ариане, рече, и македониане, и наватиане, и четыредесятники, и прочии, [ниже] понеже точно нам божественным совершаются крещением; и того ради, и за грехи их после таковаго крещения бывшия, достоит правильно наказывати. яко же в чине исповеди, исповедаяйся глаголет. исповедаю вся согрешения моя. [ниже] еже исперва сотворил. отнележе крещен есмь. И святейший Филарет патриарх в соборном изложении [Потребник лист 404], такожде о том завещавая сице глаголет. И аще будет скажет во исповедании тоже, яко же и в вопросе сказывал; и о том разсудити отцу духовному, и доложить о том святейшему патриарху, или митрополиту, или архиепископу; которые он святыни достоин будет, того и сподобити, и проч. И паки [лист 506 и 510]. И разсуждением духовнаго си отца, приимет заповедь со епитимиею. дозде Филарет. Аще ли нецыи из них, начнут оправдыватися а нас винословити; Коломенский же собор зазирати и хулити; и произносити будут на него кия либо возражения. с таковыми бесед, или прений не творити; но указывати им на составленную нами противу их книгу: "Показание истины". Оную бы читали; в ней убо на вся свои возражения и вопросы, могут подобающия ответы и опровержения получити пространно. Аще ли же сего сотворити не восхощут, то пусть остаются на своем изволении. А буде же аще кто и из числа наших православных християн в чем либо недовесть, или усумнится; и той бы потщался достать оную книгу, и со вниманием читал бы, и уразумеет.
СТАТИЯ, 2-я. О духовных же правителех их, иметь опасное разсмотрение и прилежное разсуждение. Аще которыя имели у себе, к святоотеческим преданиям, и благим християнским нашим обычаям, сопротивление и нерадение; тех отнюд до духовности не допускать. Такожде и в видимых пороках бывших не благословлять. Но аще кии будут жития незазорнаго, и християнским обычаем рачители; таковых до духовных дел допускать. Пояснение на статию 2-ю. О духовных их правителех, иметь велие и прилежное разсуждение. Аще кии из них, к християнским нашим обычаем относились враждебно, и наклонность имели и сами, и прочим попускали на всякия слабости и презрения к тем обычаем; а наипаче живущия в Касимовской и Грязовецкой местностях; сих подобает весьма опасатися; сии бо заматорели во всех растленных обычаях, и в допущении староженства и новоженства; того ради до духовности отнюд не допускать. Такожде и прочих местностей, имеющих у себе каковыя либо видимыя пороки. И иноков до пострижения отечествовавших. Таковым всем священныя правила, духовностию действовать крепко запрещают. Но аще которыя были, к християнской вере, и благим отеческим обычаям, рачительны и учительны, и житие имеюще незазорно; таковых на духовныя действия благословлять не вредить.
СТАТИЯ, 3-я. А которыя из них после вышеписаннаго собора, и после лукаваго их, в 7391-м году бывшаго собора осталися с нами; а потом отступили в раздорную тую веру; таковых приимати по писанному в первой статии, точию чином отступническим и с прощением. А егда случится из таковых избирать в духовныя правители; тогда тоже иметь прилежное о том разсуждение, сообразоватися со временем и с потребою, и смотря по честности человека. и совещатися о том, с другими духовными правители; дабы не было в церкви от сего зазрения и смущения. Аще ли онии отступницы буде тамо во отступлении крестиша, и от тех ими крещенных приидут к нам; таковых приимати с двема четыредесятницами, чином оглашенных, и прочее, яко же в первой статии и в пояснении изобразися; и в духовныя правители из таковых аще будут достойни, избирать не препятствует.
СТАТИЯ, 4-я. Котории же аще и из московских будут жителей, или откуду либо, а крещение на них окажется Семена Гаврилова, или подобных ему; таковых совершенно крестити, яко же самобрачников.
СТАТИЯ, 5-я. А иже будут в их согласие пришли от феодосиевых, и скажут; еще де до Коломенскаго собора, и сему им без достоверных свидетелей не верить; но аще честнии свидетели подтвердят тоже, таковых приимать яко же явлено в первой статии.
СТАТИЯ, 6-я. А буде же сии феодосиевскаго крещения, а пришли к ним после Коломенскаго собора, такожде аще котории окажутся самобрачнаго крещения, и когда либо к ним пришли, и приняты ими с постом; таковых яко же федосеевых, тако и самобрачных, без всякаго разсуждения непременно крестити совершенно.
СТАТИЯ, 7-я. Вологодския же страны, аще котории по безумию своему пребывают, от наших християн еще не просвещени; и восхотят приобщитися к нам, таковых приимати не инако, но яко же показано в вышшей статии, сиречь совершенно крестити.
СТАТИЯ, 8-я. А котории из них крещени православным крещением, и отступившии паки к некрещенным; таковых исправляти, яко же писано в третией статии, точию в духовныя правители отнюд никого из них не допускать.
СТАТИЯ, 9-я. Аще ли котории крещени будут оными отступниками, в предшедшей статии показанными, и пожелают присоединиться к нам; и креститель их аще обратится; таковых приимати с двема четыредесятницами, чином яко же показано в первой статии. Аще ли креститель их не обратится, тогда сих крестити совершенно, по соборному патриарха Филарета изложению.
СТАТИЯ, 10-я. Аще ли же паче чаяния, начальницы раздора, и первыя предводители, лукавнующия их церкве, сиречь; Иван Родионов, Демид Яковлев, и монах Варсонофий, восхощут обратитися и покаятися; сих принять с двема четыредесятницами, отступническим чином, и с подпискою и отрешением всякаго духовнаго действия и учительства.
СТАТИЯ, 11-я. Аще ли и Семен Гаврилов, и Аким Матошин и прочии таковии ругатели восхотят приити; сих первее обязати подпискою; чтобы им духовная не действовать. и не учити. а наложити на них по обычаю четыредесятницу поста, а на Гаврилова две; едину отступническим, а другую оглашенным чином, за то что отступал от поста, потом и сподобити их святаго крещения.
СТАТИЯ, 12-я. При приятии вологодских, в статиях; 7, 8, 9, и 11, означенных, накрепко обязывать их, и тщательно досматривать у них: чтобы преводных, и некрещенными писцами писанных книг за службу; такожде и икон нехристиянскаго, и неизвестнаго мастерства, к молению им не употреблять. А употребляти бы им книги и иконы, такия, какия наши християне тамо живущия употребляют. Аще ли сего сотворити не восхотят, ино их не прияти.
СТАТИЯ, 13-я. У всех же сих выше в дванадесяти статиях поименованных, при началоположении их к примирению, непременно требовать от них все зломудренныя и ругательныя их списки, и предавать огнесожжению. А буде же замечаны будут у кого из них тыя счинения, и не восхощет отдатия, того не принимать и на исправу. Такожде аще и по исправе у кого из них окажутся оная душевредная списания; то немедленно отбирать и сжигать, а имевшаго тая добре наказать. А кто аще удержит и не отдаст, таковаго конечно отлучать.
СТАТИЯ, 14-я. В недоумительных же могущих случитися вещех, и в статиях сих не объясненных, совопрошатися и советоватися со сведущими людьми, а в небрежение и презрение не полагати. ибо аще что не по закону и не по обычаю православныя нашея церкве сотворено будет; то взыскано будет с сотворшаго строго.
СТАТИЯ, 15-я. Тюменской местности християне неколико человек приняты быша в церковь Христову с четыредесятном постом; последи же оказася, что у них более тридцати лет, потомственныя православныя крестители прекратились, а заступили их, пролазом вшедшия к ним феодосиевцы; с тех пор и настало в них крещение феодосиевское. Того ради ныне мы разсудихом; Аще будут они еще приходити к нам; приимати их образом сицевым; Аще кто из них представит достоверное свидетельство, что крещение на нем, Артемия Степановича; таковаго принимать с шестинедельным постом, а за вящьшия вины исправлять особо. А котории вышесказаннаго свидетельства не представят, тех подобает совершенно крестить; да не внидет гнилость еретическаго крещения, в тело православныя нашея церкве. А для избежания каковаго либо недоумения, или сомнения, пусть желающие приезжают сюда, и исправу получают от нас. Зде да не зазрит нас никтоже, яко мы сих тюменских, преже сего принятых. оставили за тою же исправою, вологодских же всех и раньше принятых, вновь исправляем. Но да уведят таковии; что между вологодцами и тюменцами, велие обретается различие; онии убо никогда с нами не быша, и православная церковь никогда о них и не ведала; и они сами о себе какого корня и веры, не ведают; родословная же их свидетельствует, что они самобрачники. Сии же тюменцы, с давных времен были с нами в полном сообщении, последи же заблудились, и с еретиками феодосиевыми смешались; того ради и подобает о них творити дознание и разбирательство; и приимати их, яко же Филарет патриарх приимал белорусцев.
СТАТИЯ, 16. При том было суждение и о своих християнех. Нецыи родители быша еще до познания веры Христовы, и выдавали своих дочерей тоже не християнок; а потом родители познали истину, а дочери ни; они же по прежнему обычаю всегда привечают их к себе в дом, и творят им полное гостеприимство. Друзии же родители сыновей женили, и дочерей выдавали, аще и мирских, яко же и первии, сами же были християне; и сии с сыновьями живут единодомовно, а дочерей принимают; и те и другия находятся в полном с християнами сообщении. А за непослушание и за необращение детей оных ко истине, и родители должны весма отвращатися от них, и ненавидети их яко сущих врагов Божиих. тем ныне мы и обсудили тако.
СТАТИЯ, 17-я. Аще котории родители будучи еще в неверии, и выдадут своих дочерей тоже неверных замуж; а потом сами познают истину; дочерям же попрежнему будут делать гостеприимство; таковых родителей лишать полности церковной, и ставить в оглашенный чин, дондеже не престанут оказывать врагом Божиим любовь и дружбу.
СТАТИЯ, 18. А котории родители сами християне, а детей своих мирских брачат; и с сыновьями единодомовно жительствуют, а дочерей принимают в гости; таковых иметь вне церкви, кроме всякаго с християнами общения, дондеже не расторгнут беззаконнаго детей своих сожития. При опасной же болезни, разрешать их в полность, а буде же оздравеют, то паки во своем чину да пребывают. Аще ли восхотят исправитися, то чтобы первие из домов от сыновей своих вышли бы в другия, хотя бы и на едином дворе, но под разными крышами; и дочерей своих и внучат [аще есть] отнюд бы в дом к себе не пускали бы, и тогда наложити на них две четыредесятницы поста, и год или два епитимии. А буде же окажутся нецыи родители, настолько бедны, что неимеюще особых келий, и не имеют средств поставити другия; таковыя аще не будут дочерей принимать в гости; то по исполнении вышеписанной исправы, пусть пребывают в оглашенном чину. Разсуждение же о их бедности возлагается на совесть и ответственность духовных правителей и братства. К тому и подписуемся. Х, Иларион Ефимович. Х, Герасим Ефимович. Х, Захар Карпович. Х, инок Иона. Инок Ияков. Х, Петр Данилов. Х, Г. Ф. Х, Алексий Петрович. Василий Иванович. Дмитрий Иванович. Стефан Титович. Петр Матфеев. Михайло Егоров. Филип Васильев. Михаил Васильев. За Ивана Александрова, и за Спиридона Иванова, и за себя, Афанасий Марков Фирсанов. 7404-го года, сентября, 11. Михайло Миронов. Козма Николаев. Тимофей Иванов. Филип Александров.
|