КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В чем заключались особенности развития философской мысли Беларуси?Своеобразие и особенность белорусской философской мысли обусловлена историческим прошлым нашего народа, его включенностью в систему международной коммуникации. Следует иметь в виду, что дискуссионность проблемы самостоятельности нашей философии обусловлена тем, что иногда белорусский этнос не рассматривался как самостоятельный, а исследователи отечественной философии белорусов считали частью либо великорусского, либо польского народов. Географически находясь в центре Европы, наша страна располагалась как бы между двумя цивилизациями: Западной Европой и Европой Восточной. В отдельные периоды своей истории наши земли ощущали определяющее воздействие то западноевропейской, то восточноевропейской культур. Особая психология, менталитет и философская культура белорусов формировались под воздействием ряда факторов, определяющими среди которых являются: § полиэтническая структура государственных образований (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя, БССР), в составе которых находились белорусские земли в разные исторические периоды; § центральное геополитическое положение на карте Европы; § поликонфессиональность белорусского этноса, обусловленная сильным влиянием на ментальность и социальные модели поведения белорусов различных религий, прежде всего, православия и католицизма. Не случайно поэтому, возникнув в рамках национальных духовных традиций, философская мысль концентрировалась над решением фундаментальной проблемы – проблемы национально-культурной самоидентификации. Проблемы национального самосознания и становления национального государства всегда находились в центре белорусской философской мысли. Процесс становления национального самосознания теснейшим образом связан с формированием самосознания государственного и гражданского. С этой точки зрения и перспективы современного национально-государственного и общественного развития необходимо определять, опираясь на духовный опыт предшествующих поколений, важной частью которого является общественно-философская мысль белорусского народа, его этические, эстетические, политические, этнорелигиозные, культурологические и иные представления и понятия. Принятие христианства, ставшего в 988 г. государственной религией Киевской Руси, способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию литературы и письменности, а также становлению самобытной системы философской, общественно-политической, этической и эстетической мысли. Христианская культура существовала и взаимодействовала с огромной мифологической культурой славян, для которой было характерно образное представление о природе и человеческой жизни, о единстве истины, блага и красоты. Отразившееся в фольклоре народное мировоззрение оказало существенное влияние на процесс формирования и развития белорусского этноса. В фольклоре содержались не только нравственные убеждения народа, начала прикладных наук, но также и его предфилософия. Фольклорная афористика (пословицы, поговорки и др.) выступала как квинтэссенция народной мудрости, обладающая мировоззренческой ценностью. Это была своеобразная символическая культура народа, окрашенная в национальные мифологемы и не выраженная в рационально-понятийной форме. Выдающимся мыслителем Киевской Руси в период ее расцвета был наш соотечественник Кирилл Туровский (ок. 1130 – ок. 1182). Его «Поучения», «Слова» и религиозные стихи были широко известны в древнерусском обществе. Одним из важнейших этапов становления национальной культуры и самосознания белорусского народа было XVI столетие – эпоха отечественного Возрождения и Реформации, которая была обусловлена развитием городов, складыванием раннебуржуазных элементов в экономике, формированием основ интегрированной белорусско-украинско-литовской государственности, развитием национального языка и литературы, нового, христианско-гуманистического мировоззрения, опиравшегося на усвоение и переосмысление достижений античности, средневековья, восточнославянских и западноевропейских религиозно-культурных традиций. У истоков отечественной ренессансной гуманистической мысли и национального самосознания стояли выдающиеся белорусские мыслители: Николай Гусовский (1470(?) – 1533(?)) и основоположник восточнославянского книгопечатания, переводчик Библии Ф.Скорина (1490-1541) – мыслитель-гуманист, деятельность которого составила целую эпоху в развитии национальной культуры. Перевод Скориной Библии с церковнославянского на старобелорусский язык превратил его в основу развития духовной культуры народа. Основы белорусской психологии и идеологии государственности были на латинском языке изложены Николаем Гусовским в «Песне о зубре». После Гусовского зубр стал природным символом нашего Отечества. Философское наследие Скорины раскрывает сложную мировоззренческую картину формирования национального самосознания. В предисловиях к библейским книгам он наиболее полно выразил идеал национальной жизни белорусов, основными компонентами которого являются Родина и культура народа – его язык, история, традиции и т.п. Священное писание рассматривалось мыслителем не только как средоточие божественной мудрости, высокой духовности, светского знания, идеальной нравственности, подлинной религиозности, законопочитания, гражданственности и человеческого достоинства, но и в качестве источника национально-культурного обновления и Возрождения. Существенной чертой мировоззрения Скорины является патриотизм с ярко выраженной национально-гражданской окрашенностью. Национально-патриотические и гражданские идеи Скорины получили развитие в ренессансно-гуманистической и реформационной мысли второй половины XVI столетия, когда существенно актуализировалась проблема сохранения государственности и национальной культуры белорусского и украинского народов. Преемниками традиций Скорины стали С. Будный (прим. 1530-1593) и Василий Тяпинский (прим. 1540 – 1603). Первый, исполняя обязанности протестантского пастыря, выступал за рационализацию христианства, освобождение его от мистических элементов раннехристианского вероучения, а также выступал в защиту концепции веротерпимости. На опасность полонизации правящего класса, грозящей существованию национальной культуры, обратил внимание друг и единомышленник С. Будного – Василий Тяпинский. Идея правового общества и государства получила обоснование в произведениях Льва Сапеги (1557 – 1633). Его социально-политические и историософские взгляды были изложены в «Предисловии» к Статуту 1588 г., а также в письме к архиепископу Юзефу Кунцевичу от 12 марта 1622 г. В письме автор утверждал, что церковь и духовенство обязаны служить интересам общества, оказывая помощь государственным органам в поддержании общественного порядка. Одним из первых в европейской философии с идеей естественных прав человека выступил Андрей Волан (1530-1610). XVI век вошел в историю как «золотой век» белорусской культуры в целом и философской и общественной мысли в частности. Именно в это время произошли важные события: белорусский язык стал языком делопроизводства ВКЛ; само ВКЛ являлось уникальным государством, в котором мирно сосуществовали православия и католицизм и другие конфессии; развивалась гражданская и правовая культура, нашедшее отражение в знаменитом Магдебургском праве. В XVII в. вместе с католицизмом, который пришел на белорусские земли вследствие Люблинской унии (1569 г.), начали обострятся конфессиональные отношения, усиливаются процессы окатоличивания и ополячивания высших социальных слоев белорусского этноса. Основной темой общественно-философской мысли в это время становится тема выбора дальнейшего развития общества в рамках непростых межконфессиональных дискуссий. Наиболее видный ее представитель – Мелетий Смотрицкий (прим. 1575 – 1633), пытавшийся соединить православную веру с философией Платона и канонизированного Аристотеля. Среди белорусских мыслителей были и такие, которые, не порывая со схоластикой, вместе с тем не мирились с ее крайностями, боролись за развитие просвещения и научных знаний. Среди них особенно выделялся Симеон Полоцкий (1629-1680). Симеон Полоцкий (в миру Самуил Емельянович (Гаврилович) Петровский-Ситнианович) учился и в Полоцкой братской школе, и Киево-Могилевской коллегии (впоследствии академии), а также, по-видимому, в Виленской иезуитской коллеги. В Полоцкой братской школе он преподавал, например, русский, польский и белорусский язык. Наш земляк прославился своими стихотворными и философскими трудами «Ветроград многоцветный», «Рифмологион». «Рифмологион» Симеона Полоцкого – первое специальное и систематическое философское исследование идеалов, целей и программ действия государства, содержавшее обоснование необходимости идеологии для сильного государства. Согласно Симеону Полоцкому, именно философия – незаменимая помощница в строительстве сильного государства, наставление жить справедливо, говорить достойно, не бояться сильных мира сего и добывать знания о мире и месте в нем человека. Двумя крыльями этой идеологии, по Симеону Полоцкому, должны быть образование (просвещение) и книгопечатание. В полной мере реализовать свои философские идеи Симеон Полоцкий смог в России – через организацию Славяно-греко-латинской академии. В XVIII веке философия была важной составной частью образования в Беларуси. Ее рациональный и критический дух способствовал формированию в Виленском университете тайных студенческих товариществ филаретов (с греч. – любителей добродетели) и филоматов (с греч. – любителей знаний) и др., одним из членов которого был Адам Мицкевич (1799-1855), выходец из Беларуси, выдающийся польский поэт. А. Мицкевич активно пропагандировал наш язык, считал его «самым гармоничным» из всех славянских языков и «наименее измененным». Большое влияние на формирование национального самосознания оказало творчество Франтишка Богушевича (1840–1900), «духовного отца белорусского возрождения» (М. Горецкий). В предисловии к сборнику «Дудка беларуская» (1891) и в других произведениях он выдвинул оригинальную концепцию истории белорусов, подчеркнул преемственность политико-государственных и культурных традиций Великого княжества Литовского, их связь с современными ему умонастроениями, выразившимися в желании освободить свою «землицу Беларусь» от социального, политического, религиозного гнета, возродить культуру и гражданский престиж родного языка. Заметный вклад в формирование философско-мировоззренческих основ национальной культуры внесли Максим Адамович Богданович (1891-1917), Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) (1882-1942) и Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) (1882-1956). Особую роль в осмыслении белорусской национальной идентичности, национального бытия белорусов в ХХ веке сыграл Янка Купала. Пожалуй, в его творчестве в наибольшей степени отразились сложные процессы национальной истории Беларуси. Патриотизм, идеи свободы и национального самосознания составляют лейтмотив творчества классика белорусской литературы. Поэма «Безназоўнае» (1924) стала попыткой Янки Купалы выявить и осмыслить идеал национального государственного строительства. Через художественный образ сельского мужика Янка Купала открыл миру белорусов как народ, с его сложной историей и великими духовными чертами: свободомыслия, патриотизма, жертвенности, справедливости, добра и красоты. После Я. Купалы мы на вопрос о том: «А кто там идет?», – уверенно отвечает: «Белорусы». Проблемы национального самосознания и национальной идентичности заняли также ведущее место в исследованиях Игната Абдираловича (1896 – 1923). В 1921 г. был опубликован его капитальный труд «Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага светапогляду». Положения этого исследования отличались не только чрезвычайной для своего времени актуальностью, но и концептуальным характером. В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости. Анализируя положение белорусов в геополитическом пространстве между Востоком и Западом, автор теоретически обосновывал воздействие этих двух «культурных типов» на Беларусь. По мнению И. Абдираловича, результаты подобного воздействия в ходе истории самым неожиданным образом сказывались на жизни нашего социума. Например, вместе с идеями гуманизма, либерализма, демократии на белорусскую почву с Запада пришли экономическое насилие, эксплуатация человека человеком. Восток же, в свою очередь, принес пренебрежение к личности, подавление ее прав и свобод. Абдиралович выдвигал идею возрождения подлинно национальных форм жизни, противостоящих «чужеземному мессианству». Он подчеркивал, что эти формы не могут прийти извне, каждая из них – плод духовного развития народа. Поскольку же белорусский народ на протяжении длительного исторического периода оказался лишенным возможности быть субъектом своей собственной исторической судьбы, он должен им, наконец, стать путем самостоятельного и ответственного социокультурного творчества – таков главный вывод автора. Сегодня перед философской мыслью встают проблемы духовного возрождения белорусского общества и, в первую очередь, проблемы, связанные с обретением государственного суверенитета. Важнейшие философские положения идеологии современного белорусского государства активно формируются в конце ХХ – начале нынешнего столетия. Они связаны с критическим переосмыслением истории белорусской государственности, положений марксистской идеологии, идеологических платформ либерализма и консерватизма, современным содержанием традиционных ценностей белорусской культуры, социальным творчеством отечественной элиты и масс в условиях трансформации всех сторон общественной жизни.
|