Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



В чем суть экзистенциально-феноменологической стратегии философского мышления?




Читайте также:
  1. PR стратегии в Интернет
  2. Альтернативные рекламные стратегии
  3. Анализ коммерческой стратегии в условиях неопределенности.
  4. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ
  5. Антиинфляционная политика государства и альтернативные стратегии ее осуществления
  6. Антикризисные стратегии
  7. Брак вдогонку: гендерные стратегии молодых взрослых
  8. В чем заключается специфика философского подхода к исследованию природы?
  9. В чем заключается суть неото­мизма как наиболее влиятельного религиозно-философского течения современного католицизма?

Среди влиятельных философских учений XX века заметное место занимает экзистенциализм. Корнем сло­ва "экзистенциализм" является "экзистенцио", на рус­ский язык переводимое как "существование".

Экзис­тенциализм - учение о существовании, философия су­ществования.

Следует иметь в виду, что в наши дни понятие эк­зистенциализма используется в двух основных смыс­лах. В первом, широком, оно обозначает изучение проблем человеческого существования с помощью раз­нообразных средств литературы, искусства. Во втором, узком, экзистенциализмом называется особый тип со­временной философии. Несмотря на то, что и в пер­вом, и во втором случае речь идет о проблемах человеческого существования, смешивать два смысла понятия "экзистенциализм" нельзя. Никто, конечно, не запретит называть в соответствии с широким смыслом понятия экзистенциализма многих выдающихся и из­вестных писателей экзистенциалистами. Например, Льва Толстого, автора рассказа "Смерть Ивана Ильи­ча", или наших современников - россиянина В.Распутина, белоруса В.Быкова идр. Однако проблемы человеческого существования в творчестве этих и других представителей искусства от­ражались в форме художественных образов. В отличие от искусства, философия постигает мир с помощью абстрактных, наиболее общих и предельных понятий, или категорий. Это означает, что философия экзистенциализма - осо­бый, рационально-критический тип мировоззрения, выраженный на специфическом языке и использующий особый тип философской аргументации.

В чем же заключается специфика экзистенциализ­ма как философии и с помощью каких категорий аргументируется ее содержание и смысл?

Своеобразие экзистенциализма оправданно видеть в обосновании и защите особой программы миропо­нимания на основе отрицания роли и ценности разума в разрешении многообразных проблем жизни людей.

Экзистенциализм - философская концепция, в центре которой находятся проблемы уникальности человече­ского существования. В философии XX столетия культ разума развенчивался главным образом в процессе пе­реосмысления кровавых уроков первой и второй миро­вых войн. Именно войны дискредитировали представление о силе и мощи. Особенно остро это пережива­лось в странах, потерпевших поражение в войне. Не случайно, что эпицентром возникновения экзистен­циализма стали вначале Германия 20-х годов, а затем раздавленная сапогами фашистских полчищ, но еще не покоренная Франция.



В Германии идеи экзистенциальной философии первоначально были сформулированы Карлом Ясперсом (1883-1969) в работе "Психология мировоззрения" (1919) и Мартином Хайдеггером (1889-1976) в книге "Бытие и время" (1927). Во Франции яркими представителями философии экзистенциализма были Габриэль Марсель (1889-1973) и Жан Поль Сартр (1905-1980). Значительный вклад в пропаганду идей экзистенциа­лизма внесли также французские мыслители Альбер Ка­мю (1913-1960) и Симона де Бовуар. Широкое хождение экзистенциалистская философия получила в 50-е годы в Западной Европе, а в 60-е годы в США и Канаде.

Если войны и другие социальные и политические потрясения двадцатого столетия составляли питательную почву экзистенциальной философии, то ее идей­ными предпосылками были переосмысление класси­ческого понимания целей и задач философии и творческая реани­мация идей мыслителей-иррационалистов XIX века.

В экзистенциализме обосновывались представле­ния о том, что в классической философии человек был вытеснен на задворки мировоззрения. Классическая философия была либо философией идей, либо фи­лософией вещей. В первом случае все внимание фи­лософов сосредотачивалось на вопросах логики как учения о мышлении и теории познания. Во втором случае философия оказывалась учением о бытии мира, т.е. онтологией. Экзистенциальная философия изна­чально задумывалась не как логика, гносеология, он­тология, но как антропология- учение о человеке.



Реализация данного понимания назна­чения философии потребовала разработки нового клас­са философских категорий - так называемых экзистенциалов. Понятия-экзистенциалы, к примеру, ключевое из них - экзистенция (су­ществование), по мысли немецких и французских мыслителей-экзистенциалистов, принципиально не объясняется средствами разума, логики. Ее по­стижение предполагает использование особых фило­софских методов и эмоционально-художественных средств.

Решая задачи постижения уникальности и непо­вторимости человеческой экзистенции, К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр и др., опирались на идеи датского религиозного мыслителя С.Кьеркегора (1813-1855), учение философии жизни (Ф.Ницше).

Отвечая на главный для себя вопрос: "Как я могу стать Христианином?", Кьеркегор негативно-критичес­ки оценивал классическую философию за ее абстракт­ный и рациональный характер. Наиболее значимым представителем философской классики и своим глав­ным оппонентом С.Кьеркегор считал Гегеля. От­вергая абстрактно-рациональные средства приобщения к миру христианских ценностей и веры, Кьеркегор разрабатывает представление о человеческом существо­вании как движении, восхождении от эстетического способа бытия через этическийк религиозному.Именно на этом пути человек обретает и находит себя, проходя через горнило эротики и наслаждений, этического долга, он, в конце концов, понимает себя через акты любви и веры в Бога. В религиозной философии Кьеркегора были обоснованы представления о том, что единичное выше общего, что истина всегда субъективна, а средствами ее постиже­ния являются особые понятия: экзистенция, страх, от­чаяние и др. Наконец, что разум и наука никак не связаны с пониманием истины.



Аналогичные идеи во второй половине XIX века развивались также Фридрихом Ницше. На его интел­лектуальное становление серьезное влияние оказал А.Шопенгауэр. Согласно Шопенгауэру, у жизни не имеется никакой цели, она представляет собой без­душное движение, а субстанциональным значением обладает одна бессознательная космическая воля. Именно воля является, по Шопенгауэру, основой мира и жизни. Отталкиваясь от идей Шопенгауэра, Ницше шел дальше, доказывал представление о том, что мир является становлением, жизнью, с одной стороны, и волей к власти - с другой. Что же касается познания, религии, морали, красоты и др., то они являются лишь проявлением иррациональной воли к власти. С этой точки зрения оказывается, что человек является не высшим, а низшим существом, утверждается, что не имеется развития как движения от низшего к высше­му, что реально лишь "вечное возвращение", что мате­рью познания оказывается не истина, а заблуждение, что христианский бог умер, а будущее за сверхчелове­ком. Из философии жизни Ницше и его последовате­лей экзистенциалисты заимствовали не только представление об уникальности человеческой жизни, о подчиненном характере мысли и разума в деле позна­ния человека, но и идеи нигилизма и переоценки цен­ностей.

Еще одним источником философии экзистенциа­лизма была феноменология Э.Гуссерля (1859-1938). Учителями Гуссерля в философии были Т.Маса­рик и Ф.Брентано. У Брентано Гуссерль позаим­ствовал идею об интенциональностичеловеческого соз­нания, т.е. об изначальной направленности сознания на иное.

Если, согласно Брентано, считавшему, что необхо­димо построить описательную психологию, интенциональность сознания заключается в его предметности, то у Гуссерля интенциональность - исполнение идеи в различных состояниях человеческой психики. Мысль Гуссерля, разочаровавшегося в идее психологии как высшей науки, состояла в обосновании самостоятель­ного существования сферы сознания как базиса реальности.

В отличие от представителей классического идеализма, Гуссерль не постулировал существование мира идей, а открывал его существование с помощью разработанного им особого феноменологического мето­да.Суть этого метода состоит в последовательном вы­несении "за скобки" анализа всего того, что препятст­вует постижению чистого бытия сознания, а именно интересов и потребностей людей, влияний внешнего мира и т.п. Взяв на вооружение гуссерлевский метод, экзистенциалисты смогли философски изучить мир человеческого существования, не вступая на путь его чисто художественного истолкования. Сначала экзи­стенциалисты, например, К.Ясперс, применяли фено­менологический метод для решения конкретных проблем психологии и психиатрии, затем этот метод был распространен на решение собственно философ­ских проблем.

В начале XX века идеи экзистенциализма витали в воздухе. Самостоятельно к ним пришел испанский фи­лософ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955). Центральное положение философии Ортеги - жизнь. Оно достаточ­но многозначно. Жизнью он называл непосредствен­ное переживание человеком своего места в мире, единство с переживаемым миром. В работе "Тема на­шего времени" он определяет жизнь как "функцию нашего окружения, которое, в свою очередь, зависит от нашей чувственности".

Ортега однако стремится не противопоставить жизнь разуму, а, найдя их единство, доказать существование витального (жизненного) ха­рактера разума. Поэтому его философия именуется рациовитализмом. Функция рассматриваемого Ортегой разума - истолкование драмы, в которой живет и в ко­торую "ввернут" человек. Ортега использует метафору жизни как "вечного кораблекрушения", что созвучно идеям философии жизни. В своей работе он вслед за О.Шпенглером одним из первых предпринял попытку теоретического осознания противоречивых процессов - демократизации общественной жизни, выхода на арену истории народных масс. Ортега противопоставляет массе элиту, защищает элитарные ценности от восста­ния масс.

Человек массы, по Ортеге, - это неблагодар­ное существо, имеющее неограниченные потребности. Данный тип человека испытывает удовлетворение от своей похожести на других индивидов. Другим типом индивида является человек элиты. Ортега рассуждает о том, что лучшие люди - люди нравственные, совестли­вые, ориентирующиеся на силу нормы, а не на силу кулака. Еще одним качеством человека элиты является обладание им особой эстетической восприимчивостью к новым направлениям художественной практики XX века. В работе "Дегуманизация искусства" (1925) Ор­тега оценивает живопись Пикассо, поэзию Малларме, музыку Дебюсси, театр Пиранделло как спасительное противоядие от натиска "массовой культуры". Он про­тивопоставляет жизненную игру, ее радостный, непри­нужденный и отчасти вызывающий облик "постному лицу труда", безликому, лишенному смысла усилию. Высшей витальной ценностью, по его мнению, облада­ет не результат, а процесс. Учение, признающее реаль­ностью только непрерывное становление, есть, как известно, скорее выражение общей растерянности, чем спасение от нее.

В философии Ортега-и-Гассета акцентируется вни­мание на проблемах жизненного выбора человека, его существовании, что и позволяет сближать данную фи­лософию с экзистенциализмом. Таким образом, объ­ективными факторами, повлиявшими на рождение эк­зистенциализма, были две мировые войны, тоталитар­ные режимы как отрицание моделей либерально-демократического устройства общества. Осмысливая их суть и значение, философы-экзистенциалисты откры­вали для себя и своих читателей ценность идей ирра­ционализма,заброшенности человека во враждебном ему мире, независимости подлинной человеческой эк­зистенции от внешних социальных условий и др. Эти идеи оказались созвучными, с одной стороны, пред­ставлениям С.Кьеркегора и философов жизни, а с другой - предполагали при дальнейшем развитии ис­пользование феноменологического метода Э.Гуссерля.

Основной пункт философии экзистенциализма - индивид, взятый сам по себе, вне его общественных связей. По удачному выражению одного автора, экзи­стенциализм - это философия, представляющая собой попытку рассуждать не с позиции зрителя, а с точки зрения самого актера, участвующего в жизненной дра­ме.

Каждый человек оказывается "брошенным" в мир, в котором он не может жить без общения с другими людьми. Однако общество изображается экзистенциа­листами как всеобщая сила, подавляющая и разру­шающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие. Так, для Хайдеггера, общество - некое без­личное "оно", нивелирующее все индивидуальное и навязывающее личности расхожие общие нравы, вку­сы, взгляды, убеждения. Согласно экзистенциализму, человек, зараженный страхом смерти, ищет убежище в обществе. При этом он вовлекается в неподлинное суще­ствование. Человек растворяется в безличной толпе, в "оно", а другие люди отнимают у него бытие, превра­щая его самого в нечто лишенное индивидуальности, среднее, неуникальное.

В глубинных слоях такого неподлинного и выс­шего существования человека скрывается экзистенция, т.е. подлинное, одинокое существование, доступное немногим людям. Экзистенция выражает единствен­ность, уникальность каждого человека и его судьбы. Причем, если существование человека в обществе по­казывает, каков он есть, то экзистенция указывает на скрытые возможности человека. Экзистенция является как бы промежуточным бытием: между бытием обще­ства, с одной стороны, и бытием потусторонним, трансцендентным, с другой стороны. Еще одна характеристика экзистенции - ее интенциональность, т.е. на­правленность на потустороннее бытие, ничто.

Наиболее явно экзистенция проявляется при попа­дании человека в так называемые пограничные ситуа­ции. Это состояния острейшего эмоционального стрес­са, связанного прежде всего с переживанием страха смерти и абсурдности жизни. В пограничной ситуации человек находится на грани моральной, интеллекту­альной или физической гибели. Именно в таком со­стоянии к нему приходит озарение и обретение собст­венного "я" в ходе соприкосновения с высшим видом бытия - трансценденцией, которая представляет собой потустороннее бытие, непостигаемое и недоступное в условиях обычной жизни человека. Приведенное выше является внешним описанием рассуждений экзистен­циалистов о пути человека к экзистенции, от затерян­ности во внешнем мире к обретению человеком своего "я".

Иногда, в зависимости от того, как понимается высшее бытие, экзистенциализм делят на религиозный и атеистический. Религиозными экзистенциалистами оказываются Марсель и Ясперс, увязывающие высшее бытие с богом, а атеистическими - Хайдеггер и Сартр, длякоторых оно абсолют, ничто. Вместе с тем идея высшего бытия всегда оказывается идеей, родственной с идеей бога, а деление экзистенциалистов на две группы во многом условным.

Для понимания сути философии экзистенциализма существенно решение в ней проблем свободы и комму­никации. У большинства экзистенциалистов свобода и экзистенция - понятия тождественные. Например, у Ясперса экзистенция и есть свобода. Свободу невоз­можно найти в предметном мире, т.к., по Ясперсу, "в предметном мире нет ни места, ни отверстия, где бы она могла поместиться". Большинство экзис­тенциалистов сводят свободу к "свободе выбора". Так, у Ясперса выбор определяется "зовом экзистенции", ко­торый подчинен Богу. Однако Ясперс не предлагает критерия для различения свободы и произвола. Произ­вол совершается уже не в соответствии с зовом экзи­стенции, а в ответ на индивидуальные интересы человека.

У французского экзистенциалиста Сартра свобода - важнейшее понятие его философии. Для него свобода также есть выбор человеком своего бытия: человек та­ков, каким он себя свободно выбирает. При этом сво­бода понимается не в социальном плане, как свобода действовать в соответствии с обстоятельствами, а в субъективно-психологическом ключе: как "свобода же­лать". У Сартра она не связана с причинной обуслов­ленностью, наоборот, свобода у него разрывает послед­нюю, разрывает время человеческого бытия, она - "ды­ра в бытии". Свобода сохраняется у человека в любой ситуации и заключается в возможности выбирать свое отношение к ней. Можно и свободно примириться с ситуацией и так же свободно не принять ее. Сам по себе выбор отношения к конкретной ситуации обеспе­чивает свободу, для достижения которой не нужны практические действия.

По Сартру, человек "осужден быть свободным". Свобода тем самым становится мучительной необходимостью, роком. Социальный смысл сартровской теории свобо­ды двойственен. Эта теория может вести как к прими­рению с любой действительностью, так и к протесту против нее, к ее неприятию.

Для другого французского экзистенциалиста - Ка­мю - свобода является бунтом против всемирного аб­сурда, мятежом против судьбы. Камю сводил этот бунт к отказу от моральных ценностей, связывал его с принципом "Все дозволено".

У Ясперса свобода не тождественна произволу че­ловека, а представляет собой трансцендентную необхо­димость. Однако эта необходимость не общезначима, а имеет глубоко личный характер. Для каждого человека имеется своя необходимость.

Обсуждая проблему свободы, экзистенциалисты сталкиваются с неразрешимой в рамках их философии задачей соединения уникальности с универсальностью человека. Пытаясь ее разрешить и тем самым придать экзистенции универсальный и всеобщий вид, они раз­рабатывают теорию коммуникации.

Коммуникация (общение) выполняет в их учении функцию связи между различными экзистенциалами. В процессе взаимодействия, "сообщения с другими экзи­стенциями" они приобретают, по мнению экзис­тенциалистов, статус реальности. А само общение сви­детельствует о реальном существовании экзистенции.

Для Ясперса коммуникация - это духовное обще­ние "немногих" в противоположность массовому обще­нию, в процессе которого человек превращается из субъекта общения в объект информационного воздей­ствия. С точки зрения Ясперса, коммуникация - это общение, в ходе которого человек не "играет роли", предложенные ему обществом (семьей, работой, поли­тикой и т.д.), а раскрывает себя в качестве актера, ко­торый самостоятельно исполняет все роли.

Основное положение теории коммуникации звучит так: "контакт вместо контракта". Теория коммуникации противопоставляется общественному договору, в осно­ве которого лежит контракт, сделка. Контракт разоб­щает людей, т.к. их общение ограничивается абстракт­ным моментом - заключением договоренности. Уста­навливаемый в ходе коммуникации контакт,наоборот, сближает и роднит людей. Средством достижения кон­такта является дискуссия. В ее ходе люди выясняют, что их разъединяют общепринятые нормы мышления, а объединяют собственные субъективные и уникальные переживания, связанные со страхом смерти, абсурдно­стью жизни и т.д. Способность людей испытывать подобные переживания обусловливает их принадлеж­ность к узкому кругу духовной аристократии. Аристо­кратическая коммуникация в религиозной версии экзистенциализма оказывается общением с Богом, а в атеистической - общением со своей эпохой и вечно­стью.

В заключении еще раз подчеркнем, что характерной чертой экзистенциализма яв­ляется его иррационализм. Иррационализм экзистен­циализма является и гносеологическим, и онтологичес­ким. У Камю, например, мир - господство хаоса, слу­чайности, анархии, абсурда. Сознание в экзистенциа­лизме рассматривается не как познающее, а как страдающее, переживающее. Утверждается, что челове­ческое существование в принципе не может быть объ­ектом логического познания, т.к. мы не в состоянии взглянуть на самих себя со стороны. Мы можем только пережить экзистенцию и описать свои переживания. Переживание понимается как смотровое окошечко, через которое виден мир.

С иррационализмом экзистенциализма связан его индетерминизм, состоящий в отрыве свободы от необ­ходимости и абсолютизации ответственности и свободы человека. Получается, что действия человека, не обусловленные причинно, являются ничем не ограни­ченным и бессмысленным произволом. С принципом индетерменизма связан и экзистенциалистский этиче­ский релятивизм, заключающийся в отрицании обще­обязательности моральных идеалов и норм. Критерий морали помещается в индивидуальное сознание чело­века, сводится к ответственности его за свои поступки. Это не значит, что экзистенциалисты были ниспровергателями морали, наоборот, они высо­ко ценили моральные качества людей. Нельзя не признать, что экзистенциалистский индивидуализм творческой интеллигенции был во многом формой протеста против подавления личности безличными силами общества.

Философия экзистенциализма значительно обогатила мировоззренческий багаж человечества.

Прежде всего, эта философия заставила людей за­думаться над такими вопросами, которые классическая философия почти не обсуждала. Это проблема челове­ка, его индивидуального существования, смысла жиз­ни. Философия экзистенциализма была гуманистичес­кой критикой многообразных "язв" XX века: мировых войн, массового уничтожения людей, попрания чело­веческого достоинства, репрессивного и нивелирую­щего влияния общества на человеческую личность, ее стандартизации и схематизации. Она также защищала стремление людей к творчеству и уникальности, ори­гинальности и неповторимости. Исторически экзи­стенциализм был заметным явлением в духовной жизни человечества 30-х - 60-х годов нашего столетия, затем он утратил самостоятельность, однако его основ­ные идеи вошли в общественное сознание современ­ного общества.


Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 73; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты