КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каковы истоки и идейное своеобразие православной философии?
Предыстория православной философии начинается в IV веке, в связи с развитием восточной патристики и получает расцвет в VII-VIII вв., в процессе утверждения восточной разновидности христианства и обоснования основных принципов православного вероучения. Видными ее представителями были, жившие в IV в. Григорий Нисский, Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Иоанн Дамаскин (ок. 675-до 753). Последний, например, опираясь на патристику, платоновско-аристотелевскую традицию и мистику Дионисия Ареопагита (VI в.), разработал систему доказательств истинности христианских догматов, обосновал представление о науке как служанке богословия. В последующие века православная философия приобретает более мистический и иррациональный характер. В сочинениях исихастов (от греч. исихия - покой, безмолвие, отрешенность) - Григория Паламы (см. раздел о средневековой философии), Григория Синаита и др. (XIV в.) единственным средством познания бога признавалось мистическое озарение, молитвенное созерцание. В XIV-XVI вв. религиозно-философские воззрения были неоднородны. Например, Сергий Радонежский и Нил Сорский (1433-1508) развивали мистико-созерцательное направление русской православной философии. Рационально-схоластическое направление в ней представлял Иосиф Волоцкий (1439-1515). В дальнейшем мистический исихазм стал идейной основой религиозно-философской системы православия. В конце XVIII - начале XIX века в рамках православной ориентации в философии формируется направление "академической философии". Оно создавалось работами преподавателей Московской (Ф.А.Голубинский, В.Д.Кудрявцев-Платонов, В.И.Несмелов), Петербургской (М.И.Каринский), Киевской (П.Д.Юркевич, С.С.Гогоцкий) духовных академий. По мнению "академиков", православная философия помогает верующим усвоить христианские принципы жизни через всестороннее обоснование их разумности. Задачей православной философии также считалось изучение содержания религиозного миросозерцания. Деятельность представителей "академической философии" регламентировалась православной церковью. По уставу духовных академий (1809) преподавателям философии вменялось в обязанность "искать единую философскую истину в учении христианском". Более независимой в поисках обоснования христианства была философия внецерковных кругов. Нецерковная линия православной философии в XIX-XXвв. представлена философией славянофильства, а отчасти "метафизикой всеединства" и "новым религиозным сознанием". В этих учениях, несмотря на идейные различия, содержались призывы к обновлению христианства, созданию системы религиозных воззрений, доказывающей полезность религии для общества и человека. Оригинальной и, как любая глубокая философия, и в известном смысле даже надконфессиональной русской религиозной концепцией была "метафизика всеединства". Ее исходные принципы были разработаны философом, богословом и поэтом В.С.Соловьевым (1853-1900) в работах "Критика отвлеченных начал", "Чтения о Богочеловечестве", "Оправдание добра" и др. Стержнем его учения была идея "всеединства". В онтологическомаспекте оно выступало как трехипостасный Бог, как начало всякого бытия (единство творца и творения). В гносеологическомплане всеединство означало неразрывную связь научного (эмпирического), философского (рационального) и религиозного (мистического) познания. В аксиологическомплане всеединство проявлялось в единстве абсолютных ценностей истины, духа и красоты, соответствующих трем ипостасям божественной троицы. В общественной жизни принцип "положительного всеединства" реализовывался, по мысли Соловьева, в приобщении к идее богочеловечества. Природный человек, т.е. еще не просветленный божественной истиной, противостоит, по утверждению В.С.Соловьева, другим людям как чуждая и враждебная сила, провоцирующая социальные и национальные антагонизмы. Человечество может прийти к торжеству мира и справедливости при условии, что объединяющим началом станет воплощенный в человеке бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса. Совершенным общественным устройством, по В.С.Соловьеву, является "вселенская церковь", объединенная с монархическим государством ("свободная теократия"). В.С.Соловьеву принадлежит значительная роль в обосновании перспектив обновления православия, принципов экуменизма,в пересмотре ортодоксальных положений христианства. Видными представителями "метафизики всеединства" были также П.А.Флоренский (1882-1943?), С.Н. Трубекой (1862-1905) и Е.Н.Трубецкой (1863-1920), С.Л.Франк (1877-1950), Л.П.Карсавин (1882-1952). На рубеже XIX-XX столетий в России сложилось религиозно-философское движение - "новое религиозное сознание". Его представителями в церковных кругах были епископ Сергий, протоирей С.А.Соллертинский и др. В среде либеральной интеллигенции с идеями об обновлении исторического христианства выступали Л.Н.Шестов, Н.О.Лосский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Д.С.Мережковский, В.В.Розанов и др. Сторонники "нового религиозного сознания" критиковали "извращенную религию", стремясь создать религию как "центр общественности" и "стержень культуры". Идеи "нового религиозного сознания" нашли отражение в творчестве Н.А.Бердяева (1874-1948). По мысли Бердяева, природа и история - формы проявления первореальности, духовно-иррационального начала ("несотворенной свободы"). Данная свобода является источником зла в мире. Получается, что бог открывает себя миру, но не управляет им, а человек для своего спасения нуждается в боге, как и бог в нем. Человек, преодолевая "падшее бытие", приближается к богочеловеческому идеалу. В наши дни идеологи православия высоко оценивают отечественное философское наследие, в частности, роль "академической философии" в разработке принципов христианской апологетики, идеи "метафизики всеединства" и "нового религиозного сознания", идеи о вере как активно-деятельном мировоззрении современного человека. Обосновывая религиозные догматы, современные православные мыслители нередко апеллируют не только к собственному идейному прошлому, но и к аргументам современных протестантских и католических философов и богословов. Современная религиозная философия, с этой точки зрения, является не только разъединенной на конфессиональные течения, но и объединенной в соперничестве с различными направлениями неклассической философии за умы и сердца людей XX века.
|