Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В чем суть основных идей философской герменевтики?




Герменевтика (от греч. разъясняю, истолковываю), искусство понимания и истолковывания текстов. Герменевтика возникла как практическое искусство преодоления трудностей понимания и ис­толкования художественных, религиозных и иных тек­стов.

В средние века герменевтика развивалась главным образом как частная и вспомогательная - филологиче­ская, юридическая или теологическая и т.п. - наука. При этом в рамках, например, теологической герме­невтики в I-IIIвека возникли две школы понимания Священного писания - александрийская и пергамская. В первой из них развивался аллегорический подход к объяснению наиболее трудных мест Библии, во второй школе права гражданства получил буквалистский под­ход. Из традиций александрийской школы позже воз­никла библейская герменевтика, или экзегетика (от греч. экзегеза - толкование).

На преобразование герменевтики из частной в об­щую науку серьезное влияние оказала Реформация и изобретение книгопечатания. В рамках протестант­ского движения закладывались основы не только но­вого понимания Библии, но и человека, природы. На расцвет герменевтики особенно значительный отпеча­ток наложили идеи ренессансного антропоцентризма. В конце эпохи Ренессанса она стала рассматриваться уже не как искусство толкования безличного, не имеющего автора божественного, а человеческого тек­ста. В тексте все более и более отчетливо стали про­ступать черты его автора, создателя - человека.

Решаю­щее значение для становления общей герменевтики в Новое время имели работы сподвижников и учеников Мартина Лютера - Ф.Меланхтона и М.Флациуса. Мати­ас Флациус Иллирийский правильно связывал гер­меневтику с четырьмя общими принципами понима­ния. А именно: зависимостью понимания от контек­ста, зависимостью понимания частей текста от целого и, наоборот, зависимостью понимания от замысла и целей его автора и, наконец, несовпадение понимания как цели и как средства. После Флациуса понимание-цель стало называться собственно пониманием, а пони­мание-средство стало именоваться интерпретацией.

В результате обобщения идей древних и новых авторов о природе герменевтики некоторые теоретизировавшие протестантские теологи уже в XVII веке вплотную под­ходили к мысли о необходимости разработки герменев­тики как особой философской науки. Одним из них был И.Даннхауэр (1603-1666), для которого герменевти­ка стала наукой, похожей на логику, искусством общих принципов понимания текста любого вида. Среди уче­ных, продолжавших развитие этого подхода, заметно выделялся Фридрих Шлейермахер (1768-1834), немецкий теолог, филолог и философ. Он был известен как пер­вый переводчик работ Платона на немецкий язык и коллега Гегеля по университету.

В истории философской герменевтики Шлейер­махер сыграл особую роль. Именно его трактовка герменевтики как общей, универсальной концепции по­нимания лежит в основе современной философской герменевтики.

Историческая новизна подхода Шлейермахера к пониманию герменевтики состояла в сле­дующем: до него считалось, что к герменевтике необходимо обращаться постольку, поскольку некто сталкивается с ситуацией непонимания некоторого текста. Шлейермахер же, наоборот, на передний план выдвигает не непонимание, а понимание, формулируя проблему: как возможно само понимание? Эта форму­лировка не исключала того, что побудительным стиму­лом к пониманию понимания могло быть недоразумение. Рассмотрим подробнее, что же такое понимание для Шлейермахера и какие мировоззренческо-методические задачи оно может решать? Отвечая на эти вопросы в работах "Компендиумное изложение герменевтики"(1819), "Речи о герменевтике в Берлин­ской академии наук" (1829), "Диалектика" (1831), не­мецкий мыслитель утверждает, что понимание являет­ся проникновением читателя в умонастроение (психо­логию) автора (понимаемого), исходя из собственной психологии. Главной же задачей понимания оказыва­ется "понимание автора лучше, чем он сам себя пони­мал". В этой формулировке задач герменевтики ничего необычного и уж тем более мистического, конечно, не было. Зная лучше историю, четче осознавая потребно­сти и интерес некоторого автора, мы, на самом деле, можем лучше его самого понять написанный им текст. Текст Гомера, конечно, можно понимать лучше автора, зная результаты археологических раскопок Трои, но является ли такое понимание оптимальным? Для Шлейермахера оно таковым не являлось. По его мне­нию, успех понимания зависит от способности и уме­ния читателя пережить переживание "первоначального читателя" и автора текста. При этом на авансцену по­нимания выдвигались проблемы жизни и психологии автора текста.

Как универсальная методология гуманитарного познания философская герменевтика получила развитие в работах немецкого мыслителя Г.Гадамера, (род. 1900) и французского философа П.Рикера (род. 1913).

Поль Рикер в работах "История и истина" (1955), "Интерпретация. Эссе о Фрей­де" (1965), "Конфликт интерпретаций. Эссе о герменевтике" (1969) попытался представить философию в качестве своеобразной (феноменологической и исторической) герменевтики. Для него история была герменевтическим раскрытием собственного смысла, проявлением специфичности человеческих поступков, деяний личности, единством структур и событий (ситуаций). Герменевтика понима­лась как учение о методе прояснения социальных структур, таких как, например, историко-философские системы и события, как уникальные взгляды некото­рого выдающегося мыслителя. Герменевтическое по­нимание должно быть дискретным, или, говоря иначе, историчным и феноменологичным. История является только тем, что в ней понимается и разъясняется. Не­сколько иной поворот герменевтике придал немецкий мыслитель Гадамер.

В современной литературе Гадамера по праву считают создателем философской герменевтики. Основные идеи его концепции изложены в работе "Истина и метод" (1960). Эта работа Гадамера именуется в литературе основной по современной герменевтике.

Для Гадамера философия является изучением способов понимания текста, а также путей раскрытия и само­раскрытия языка. Предметом философии в ее герме­невтической версии оказывается, фактически, не толь­ко интерпретация и понимание явлений, а вся чело­веческая культура, налаживание коммуникативных связей между людьми.

Основой межчеловеческой коммуникации, соглас­но герменевтике, правильно считается диалог, состо­ящий из последовательности вопросов и ответов. Гадамеровская герменевтика сближалась с диалекти­кой в античном смысле этого слова и риторикой. Задавая некоторому тексту вопросы, мы его, конечно, можем рассматривать в качестве ответа или совокупно­сти ответов на них. Язык и мышление при этом сбли­жаются, рассматриваясь как два модуса единой коммуникативной способности человека.

В герменев­тической философии Гадамера дальнейшее развитие получили важнейшие понятия частной и общей герме­невтики: "авторитет" и "интерпретация", "герменевтический круг", "традиция", "предрассудок" ("предпонимание"),"часть и целое" и другие. Любое понимание никогда не начинается с нуля. Оно всегда уже опосредствовано каким-то (интуитивным или неосознаваемым) предпониманием. Предпонимание, по Гадамеру, является по­ложительным предрассудком, предпосылкой суждения и сознания. Предрассудки могут иметь форму какого-либо авторитета и традиции. Последние, действи­тельно, во многих случаях оказываются как бы теми очками, через которые носитель некоторой культуры смотрит на мир.

Если авторитет воспитателя, учителя, эксперта имеет личностную форму, то авторитет тра­диции безымянен. Однако и первый, и второй далеко не всегда рациональны и практически всегда являются одновременно позитивным и негативным предрассуд­ком. Важно подчеркнуть, что предпонима­ние и понимание связаны друг с другом в единое целое процессом коммуникации и образует так называемый герменевтический круг. Очищая идею герменевтического круга, требующую понимать целое из частей и наоборот, от психологии, Гадамер рассмат­ривает понимание как продукт общества, а общество (культуру) как совместное бытие людей. Для него об­щество является согласованием потребностей, интере­сов людей, единством их многообразия, как бы аккор­дом, в котором ранее диссонировавшие звуки сливают­ся в одно полифоничное целое.

Заслуга Гадамера за­ключалась в подчеркивании культурно-исторических и диалектических аспектов понимания. Вместе с тем его герменевтика была философски ограниченной, что со­стояло в обеднении сложной диалектики человеческой коммуникации, сведении ее к одному герменевтиче­скому аспекту. В процессе общения с другими людьми мы ведь не только стремимся к достижению понимания, которое, кстати, является одной из предпосылок человеческой коммуникации, но и разрушаем его, стремимся убедить себя или другого в чем-либо и т.д., и т.п. С этой точки зрения, герменевтика оказывается одной из сторон более универсальной философии аргументации (аргументологии).

Понимание, подчеркнем особо, в герменевтике, является отношением людей (субъектов - автора и читателя) по поводу текста. Научиться раз­личать философскую форму и конкретное содержание техники герменевтики - важное условие усвоения и превращения герменевтики в элемент внутренней культуры личности.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты