КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каковы характерные черты современной неопротестантистской философии?
Современная протестантистская философия восходит к идеям Реформации XVI века. Она была идейной реакцией на догматизм католицизма. Ее родоначальник - Мартин Лютер. Согласно Лютеру, главным принципом протестантизма является "оправдание верой". Тем самым отвергались претензии католической церкви монопольно владеть делами спасения и оправдания людей, быть единственной посредницей между человеком и Богом. Критикуя католическую церковь, протестантизм защищает учение о равенстве всех верующих перед Богом, о праве каждого обращаться к Богу непосредственно. Если вера является личной связью человека с Богом, то каждый человек обязан своим существованием Богу и потому должен нести личную ответственность перед ним. В первой половине XX века под влиянием объективных причин возникли различные версии неопротестантизма: "теология кризиса" К.Барта (1886-1968), экзистенциальная теология П.Тиллиха (1886-1965), "демифологизированное христианство" Р.Бультмана (1884-1976). После второй мировой войны возникает "новая", радикальная теология - "безрелигиозное христианство" Д.Бонхоффера, теология "мертвого Бога" протестантских авангардистов Т.Алътицера, Т.Кокса, Дж. Робинсона и др. С самого начала протестантизму была присуща тенденция к "обновлению" христианства. В еще большей степени она реализуется в современном неопротестантизме. Правда, следует иметь в виду, что понятие "обновление" может трактоваться по-разному. Во-первых,обновлением может быть поворот назад, к принципам первоначального христианства, подлинной теории Лютера. Такого понимания придерживался швейцарский теолог К.Барт в работе "Послание к римлянам" (Комментарий к посланию апостола Павла к римлянам)",(1919). В ней провозглашались два основных принципа: во-первых, существования непреодолимой пропасти между Богом и человеком, во-вторых, вневременного истолкования Библии как откровения Бога, вечной истины. Во-вторых,обновление объяснялось иначе американским философом и теологом П.Тиллихом, согласно которому христианство должно повернуться лицом к миру, давать человеку ответы на волнующие его жизненные вопросы. Здесь обновление есть гармония между христианством и современным миром, а религия оказывается сущностью культуры. Для Тиллиха религия - "мера глубины" всей человеческой жизни. Бог, по мнению Тиллиха, является началом, внутренне присущим миру и одновременно "бытием в себе". С этой точки зрения, религия будет "порывом к абсолютному", постигаемому разумом и верой. Следовательно, по Тиллиху, философия и теология должны дополнять друг друга: философия обязана ставить перед человеком экзистенциальные вопросы, а теология - отвечать на них. Попытки Тиллиха развить экзистенциальную теологию, способную адаптировать христианство к современному миру, примирить разум и веру, привели его к отходу от постулатов ортодоксального христианства. Дальнейшее развитие эта тенденция получила в "новой" теологии 70-80-х годов XX века, которая иногда называется радикальной теологией.В ней пантеистическое растворение Бога в мире трансформируется в весьма непривычную для уха правоверного христианина идею "безрелигиозного христианства".
|