КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В чем заключалось своеобразие постпозитивизма?Постпозитивизм (букв. после позитивизм) в центр своего интереса ставит проблемы динамики, исторического роста научного знания. Основными представителями этого течения являются американский философ Т.Кун (род. 1922), анлийский ученый И.Лакатос (1922-1974), американский исследователь П.Фейерабенда (род. 1924) и др., по преимуществу, представители англо-американской философии науки, в рамках которой наука рассматривалась как важнейшая социальная ценность. О постпозитивизме всерьез стали говорить после опубликования работы Т.Куна "Структура научных революций" (1962). В ней американский философ, вскрывая недостатки стандартного (статического) неопозитивистского образа науки, выступил с идеей "исторического подхода к исследованию самой научной деятельности". Рассматривая науку как историческое явление, Кун поднимал сложные вопросы о механизмах динамики и роста науки, которые в предыдущие периоды философского истолкования науки обычно оставались в тени. Среди этих вопросов были не только вопросы об отличии науки от псевдонауки, но и о структуре самой науки как знания и деятельности, о том, кто же является настоящим ученым и какова роль в процессе научного познания социальных институтов и мн. др. Отвечая на них, Кун ввел в культурный оборот новую терминологию: "нормальная наука", "революция в науке", "парадигма", "научное сообщество" и др. Анализируя структуру и динамику науки, Кун выделял в развитии научной деятельности две фазы: эволюционную и революционную. Первая, называемая также фазой нормальной науки, характеризуется уверенностью ученых в том, что они хорошо знают и понимают окружающий их мир. Секрет этой уверенности заключается в их приверженности к определенной, хорошо обоснованной и сформулированной точке зрения на природу мира. Эта точка зрения Куном именуется парадигмой. Слово "парадигма"в переводе с греческого языка означает образец, пример. В работах Куна имеется несколько объяснений содержания этого понятия. Согласно одному из них, парадигмой называется признаваемое всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает модель постановки научных проблем и их решения для сообщества ученых. В наши дни научные парадигмы обычно описываются в школьных и вузовских учебниках. В прошлом парадигмы излагались в выдающихся научных произведениях, которые хотя и не задумывались как учебники, но фактически ими были. Например, в "Физике" Аристотеля, "Альмагесте" Птолемея, работах по химии Лавуазье, геологии Лайеля и др. В одних науках парадигмы возникают раньше, чем в других, в некоторых науках они еще только-только формируются, а, к примеру, в социологии об их существовании, по Куну, говорить еще преждевременно. Парадигма - мировоззренческий и методологический фундамент нормальной науки. Главной функцией последней является решение всевозможных частных научных проблем (головоломок), постепенное увеличение объема научного знания, а также разнообразные уточнения, изменения, перестройки его отдельных элементов. Согласно Куну, способом и формой развития нормальной науки является кумуляция, т.е. увеличение накапливаемых в науке знаний о мире. Поэтому одного-единственного отрицательного факта, опровержения, конечно, явно недостаточно для отбрасывания некоторой научной теории или для выдерживающих критику заявлений о ее устарелости. Вместе с тем число фальсифицирующих некоторую теорию фактов может достигать такой критической отметки, когда обоснованность теории оказывается разрушенной. Например, первоначально, опираясь на парадигму птолемеевского "Альмагеста", ученые всегда уверенно объясняли положение звезд и иногда не могли объяснить положение планет. Постепенно число неудачных объяснений положений планет росло и соответственно увеличивалось число вводимых в теорию Птолемея дополнительных произвольных допущений, позволяющих предсказать положение планет. Попытки защитить научную состоятельность учения Птолемея превращали его в громоздкое и неубедительное идейное образование, свидетельствовали о его кризисном состоянии. Осознав кризисное состояние птолемеевской парадигмы, Коперник сделал не эволюционный, а революционный шаг в истории астрономии, предложив новую научную парадигму. Процесс перехода от одной парадигмы к другой Т.Кун называл научной революцией. Научная революция является процессом изменения видения мира, т.е. языка описания, стандартов и схем его аргументации. После научной революции и смены в той же астрономии парадигмы все проблемы, стоящие перед сообществом ученых, предстают в новом свете. Формирование новой парадигмы однако не приводит автоматически к исчезновению и отбрасыванию старой. Старые парадигмы живут в сердцах и умах людей столь же долго, сколько ее представители, а развитие науки является процессом сосуществования и соперничества различных парадигм. Подчеркивая роль сообществ ученых в развитии науки, Кун обращал внимание на социологические и психологические аспекты динамики научного знания. Для него наука являлась историческим делом специально подготовленных людей. Группа профессионально подкованных ученых - научное сообщество - является иерархически упорядоченным субъектом научного творчества. В этом субъекте Кун выделял следующие уровни: уровень всех представителей естественных наук, подуровень ученых-химиков, в свою очередь состоящий, например, из специалистов по органической химии, и т.п. В концепции научного сообщества Кун поднимал важные вопросы о соотношении усилий индивида и коллектива в научном творчестве, о роли связей и отношений, которые существуют между реальными членами реальных научных сообществ. Благодаря Куну, философам, анализирующим природу науки, становилось все более и более понятным, что необходимая для существования подлинной науки установка ученых на поиск истины всегда опосредствуется различными социально-психологическими, моральными и др. факторами. Куновская попытка раскрыть философский образ подлинной науки, интересная и оригинальная во многих отношениях, не была вполне последовательной. В частности, изучение роли социально-психологических факторов развития науки иногда приводило американского философа к их абсолютизации, т.е. к чрезмерной психологизации и социологизации научного творчества. Это обстоятельство постоянно следует иметь в виду, рассматривая работы других известных американских и британских представителей исторической школы философии науки. Согласно И.Лакатосу, "философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа". Перефразируя И.Канта, идейный соратник Т.Куна удачно описал общую для постпозитивистов установку на изучение истории науки в связи с философскими основаниями последней. Важнейшим вопросом, над которым Лакатос размышлял, была взаимосвязь внутренней (идейной) и внешней (социальной, институциональной) истории науки. Лакатос предложил собственную философскую концепцию роста науки как соперничества и смены научно-исследовательских программ (НИП) и кодексов научной честности. НИП - это величайшее научное достижение, прогрессивное или регрессивное изменение в оценке определенных научных проблем. Смена одной НИП другой для Лакатоса является примером научной революции. Определенный интерес представляет структура НИП, в которой выделяются следующие элементы: жесткое ядро, конвенционально принимаемое научным сообществом; негативная и позитивная эвристики. Если негативная эвристика как бы защищает жесткое ядро некой НИП, например, физики Ньютона, от критики, т.е. является его защитным поясом, то позитивная эвристика определяет пути дальнейшего развития науки. Защитный пояс НИП состоит из ответов на критику жесткого ядра и вспомогательных гипотез, а позитивная эвристика - из смелого выдвижения новых идей. С помощью понятий "НИП", "жесткое ядро", "защитный пояс" и т.д. Лакатос сумел представить развитие науки как достаточно автономный процесс, в котором внешние, социальные условия реализуются через собственно научное внутреннее решение некоторых проблем. В концепции Лакатоса выделялось два типа НИП - прогрессирующий и регрессирующий. Первый характеризовался тем, что он успешно справлялся с объяснением известных и предсказанием новых, не известных ранее фактов. Регрессирующий тип НИП, наоборот, запаздывал и не справлялся с задачей объяснения некоторых фактов. Между данными типами НИП происходило соперничество, имела место конкуренция, а само развитие науки представляло собой смену регрессирующего типа НИП прогрессирующим. Согласно Лакатосу, внутренняя история науки является первичной и определяющей по отношению к истории внешней. Первая история оказывалась состоящей из совокупности логичных и нелогичных положений, или историей смены стандартов научной рациональности.Научная рациональность, с этой точки зрения, оказывается не тождественной научной логичности и опытной проверяемости. Она является сочетанием различных логичных, нелогичных, конвенциональных и т.п. положений, переплетающихся друг с другом и определяющих деятельность ученого. Проблемами истории науки успешно занимался и П.Фейерабенд, автор книг "Против метода. Очерк анархистской теории познания" (1975), "Наука в свободном обществе"(1978) и др. Фейерабенд, отталкиваясь от идей К.Поппера, Т.Куна и, особенно, И.Лакатоса, пытался указать и поддержать ростки новой, постпозитивистской философской теории развития научных знаний. В основе этой теории, по его мысли, должны лежать принципы пролиферации и анархизма Отвергая столь ценимые в классическом позитивизме закон и порядок, Фейерабенд отдавал предпочтение методологическому анархизму. Стержнем методологического анархизма является положение "в науке все идеи позволительны" или "в науке допустимо все" (anything goes). Фейерабендовский научный плюрализм, принимавший обличье анархизма ("все дозволено"), дополнялся методологическим требованием постоянно создавать и умножать число научных гипотез, или пролиферации. Тем самым утверждалось, что научная рациональность изначально является ограниченной, интимно связанной с пропагандой и принуждением, практикой "промывания мозгов" и т.п. Обосновывая необходимость отказа от отождествления научного метода с каким-нибудь одним методом науки, Фейерабенд указывал, что научная рациональность не является неизменной и жесткой. Изучение реальной истории науки отчасти подтверждало это положение. Действительно, в непричесанной в угоду мнимой объективности истории науки единственно рациональным представлением о рациональности будет утверждение "допустимо все". Пролиферация, умножение гипотез, конечно, благотворна для науки, как и, наоборот, стремление к единообразию - пагубно. Любая самая устаревшая и абсурдная, на первый взгляд, идея может улучшить наше научное познание мира и себя самих. Но из этого, конечно, вовсе не вытекало, что не имеется существенных различий между наукой и магией, религией. В работах Куна, Лакатоса, Фейерабенда и других постпозитивистов были глубоко изучены проблемы взаимосвязи научных фактов и теорий, научное знание описано и истолковано в единстве его революционных и эволюционных, внутренних и внешних сторон. Эти философы также предложили новые модели науки как знания, деятельности и института, что оказало заметное влияние на философию нашего времени. Англо-американская историческая школа философии науки выросла на материале изучения естественных наук. С этой точки зрения, вопрос о том, насколько полученные ее представителями выводы справедливы для общественных и гуманитарных наук, был во многом открытым.
|