КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Какие характерные черты присущи философии Г. Гегеля?Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель системы объективного идеализма и теории диалектики. Родился в Штутгарте. Изучал философию и теологию в Тюбингенском теологическом институте. Некоторое время был домашним учителем, а в 1808—1816 гг. директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. Гегель был приглашен в Гейдельбергский университет, а в 1818 г. — в Берлинский, где он работал профессором (а некоторое время и его ректором) до конца жизни. Основные работы: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812-1816), «Энциклопедия философских наук» (1817); «Лекции по истории философии» (1833—1836); «Лекции по эстетике» (1835—1838); «Философия истории» (1821), «Философия права» (1822). Гегель создал систему объективного идеализма. Основой всего существующего является духовное начало, которое Гегель обозначал разными терминами: мировой разум, мировой дух, Абсолютная идея. Абсолютная идея в своем поступательном развитии порождает весь окружающий мир. Гегель исходит из принципа тождества мышления и бытия, единства логического и исторического. В своем развитии Абсолютная идея проходит три этапа, Философская система Гегеля тоже состоит из трех частей: 1) Учение об Абсолютной идее в самой себе, т.е. когда она развивается в виде чистых логических сущностей, в «стихии чистого мышления» (науке логике, в которой идея раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных и переходящих друг в друга диалектико-логических категорий); 2) Учение об Абсолютной идее, воплощающейся в ее инобытии, природе («Философия природы»). Для Гегеля природа служит лишь внешним проявлениям саморазвития системы философских категорий; 3) Учение об Абсолютной идее, воплощающейся в развитии различных форм духа: праве, морали, нравственности, всемирной истории («Философия духа»). На этом этапе Абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает собственное содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. Первый набросок системы абсолютного идеализма Гегель представил в «Феноменологии духа», а ее популярное изложение реализовал в «Энциклопедии философских наук». С именем Гегеля связана разработка теории диалектики, важнейшими элементами которой являются: а) три принципа (закона) (единства противоположностей, взаимной связи количественных изменений и качественных, отрицания отрицания), б) несколько десятков взаимосвязанных друг с другом категорий (бытие, ничто, становление, сущность и явление, необходимость и случайность, единичное и общее и др.). Наиболее полно система идеалистической диалектики Гегеля изложена в работе «Наука логики». В этом произведении был дан анализ важнейших категорий и принципов диалектики, обосновано положение о единстве диалектики, логики и теории познания. Гегель предложил своим читателям развернутую систему диалектической логики, в которой Абсолютная идея на основе восхождения от абстрактного к конкретному и единства исторического и логического приходила к собственному познанию … в виде системы гегелевской философии. Философия, с этой точки зрения, оказывалась высшим типом научного знания, снимающий в себе достижения всех других форм сознания. Обосновывая необходимость диалектического понимания логики, Гегель ссылался, во-первых, на то, что это обусловлено «интересами религии, государства, права и нравственности». Мышление, полагал Гегель, должно не подрывать, а укреплять устои государства, религии, т. е. оправдывать существующее, а не ниспровергать его. Во-вторых, логика должна быть не только наукой о форме, сколько учением о самих вещах, постигаемых в мыслях, т.е. философской, или диалектической логикой. В основе гегелевского понимания логики как философии (диалектики, теории познания) лежал принцип тождества мышления и бытия. В-третьих, логика должна пониматься не как застывшая система знаний, а как процесс ее становления и развития. В этом процессе Гегель выделял три ступени: абстрактную (рассудочную), диалектическую (отрицательно-разумную) и спекулятивную (положительно-разумную). Первая ступень развития логики, по Гегелю, совпадает с тем, что называется аристотелевской логикой. Вторая, или диалектическая, ступень связана с критикой принципов аристотелевской логики. Критикуя закон тождества, Гегель утверждал, что «никакое сознание не мыслит, ... не говорит, согласно этому закону...». Этот закон, по его мнению, обещает тождество между А и В и в то же время нивелирует различие между ними. Критикуя формально-логический запрет на противоречия в мыслях, Гегель утверждал, что именно «противоречие... на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие мыслить нельзя». Не меньше доставалось от Гегеля и законам исключенного третьего и достаточного основания. Они были для него всего лишь законами рассудка, т.е. низшей ступени мышления. Разум, как более высокая по сравнению с рассудком ступень мышления, является, согласно Гегелю, не только диалектическим, а и спекулятивным, или положительным. Спекулятивное постигает противоположности в их единстве. Иначе говоря, с помощью спекулятивного разума тождество постигается через различие, противоположности – через тождество, случайное – через необходимое и т. п. Гегелевская спекулятивная (положительно-диалектическая) логика подразделялась на три части: учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии и идее. Понятие бытия для Гегеля – самая бедная, абстрактная характеристика идеи (мышления). Она уточнялась (конкретизировалась) Гегелем с помощью понятий «ничто», «становление» (причем, становление в точном соответствии с исходной установкой спекулятивной логики мыслится как единство противоположностей – «бытия» и «ничто»). В свою очередь, «становление» конкретизируется через понятие «результат становления» (наличное бытие), которое далее подразделяется на качество, количество, меру. Исчерпав (или, по его выражению, конкретизировав) понятие бытия, Гегель в учении о сущности противопоставляет бытие самому себе. Это противопоставление называется рефлексией. Первым именем, конкретизирующим понятие сущности, является «тождество» (отражение сущностью себя самой), а другими уточнениями сущности, для Гегеля, являются различие, основание, существование, вещь, явление, содержание и форма, отношение и, наконец, действительность как синтез противоположностей – сущности и явления. Единство бытия и сущности Гегель называет понятием. В учении о понятии он рассматривает такие имена, как всеобщее, особенное, единичное, суждение, умозаключение, объект и идея. Для Гегеля «идея – есть истина в себе и для себя, абсолютное единство понятия и объективности». Высшей ступенью развития идеи является Абсолютная, или логическая, идея, т. е. полная истина. Таким образом, основными принципами гегелевской диалектической логики были восхождение от абстрактного к конкретному (единству абстракций), единство исторического и логического, единство противоположностей, единство качества и количества, отрицание отрицания, тождество мышления и бытия. Эти принципы были восприняты и переосмыслены в материалистическом ключе К. Марксом (1818 – 1883), который практически применил их в “Капитале” (1867), где предметом изучения был капиталистический способ производства. Сам Гегель также постарался выявить роль и значение диалектико-логического (иногда его называют просто – диалектическим) метода в познании и других формах социальной деятельности (истории философии, религии, искусстве и др.), подверг критике рассудочное и отрицательно-разумное мышление за высокий удельный вес в них элементов недиалектического (метафизического) мышления. Философская идеалистическая диалектика — методологическая основа, истинный центр всей философско-мировоззренческой проблематики у Гегеля. С ее помощью он одним из первых представил весь природный, исторический и духовный мир в виде единого процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании, развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь, законы этого движения и развития. Оценивая философию Гегеля в целом, обычно обращают внимание на ее панлогизм, противоречия между ее методом и системой, некритический позитивизм по отношению к прусской действительности, а также историзм и диалектико-логическую глубину в постижении сложнейших проблемы бытия и познания. Исходя из последнего обстоятельства, философию Гегеля считают завершением классической философии, рубежом, отделяющим классическую от неклассической (постклассической) философии. Впрочем, иногда эту роль закрепляют за философией ученика и критика Гегеля – Л.Фейербахом, что, по-видимому, не вполне точно.
|