КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что представляет собой система хозяйствования и какова ее историческая динамика?Система хозяйствования включена в общую человеческую историю и меняется вместе с ней. Та или иная система хозяйствования характеризуется определенным типом экономики, который включают в себя фазы производства, потребления, обмена и распределения материальных благ. Их основным элементом являются отношения собственности. Как убедительно было показано в марксизме, экономический способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Он тесно связан с технологическим способом производства. Философия экономики занимается изучением человеческого измерения экономики, проблемами человека работающего и безработного, человека зарабатывающего и человека получающего и т.д. Для понимания сути экономики и всей сложности экономических отношений необходимо предварительно уяснить, что лежит в основе этих отношений. Основой их являются человеческие потребности: стержень всякой человеческой деятельности и, прежде всего, экономической. Человеческие потребности могут удовлетворяться с помощью разных типов хозяйствования. Достаточно эффективно они удовлетворяются в условия рыночной экономики. Источниками философии экономики являются не только обыденные знания о закономерностях хозяйствовании, но и его конкретно-научные исследования. Они представлены, прежде всего, экономической теорией. В истории для ее обозначения использовались разные понятия: «экономика» (термин введен в оборот древнегреческим мыслителем Ксенофаном для обозначении науки о ведении домашнего хозяйства), «политическая экономия» (введен в оборот французским ученым А. де Монкретьеном), «экономикс» (введен в оборот английским ученым А.Маршаллом) и др. В наши дни экономическая теория призвана выявлять и формулировать законы рыночных отношений и предсказывать, как и почему будут и должны изменяться определенные отношения в хозяйственной сфере. Впервые начали всесторонне исследовать хозяйственную деятельность в условиях рынка английские ученые и философы У.Петти, Д.Локк и др. Позже, открыв феномен действия в этой сфере жизни общества «невидимой руки» рынка английский мыслитель Адам Смит (1723-1790) заложил основы учения о человеке как существе экономическом(Homo economicus). Тем самым один из основоположников английской классической политической экономии, выдающийся мыслитель, читавший лекции в английских учебных заведениях по литературе, юриспруденции, логике и нравственной философии сделал важный шаг в направлении конституирования знания о законах хозяйственной жизни общества не только в виде экономической теории (политической экономии), но и философии экономики. Философия экономики А.Смита представлена в фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Здесь он обобщил почти столетнее развитие классической школы политической экономии, обосновал идею товарного производства и обмена как такой сферы человеческой деятельности, которая развивается по объективным законам рынка, а потому не нуждается в государственном регулировании. А. Смит считал, что единственным создателем стоимости в простом товарном производстве является труд: именно он определяет меру стоимости товара. Но с развитием товарно-денежных отношений процесс создания стоимости усложняется: в образование стоимости втягиваются и иные факторы. Согласно французскому экономисту Ж-Б. Сэю, стоимость образуется в результате соединения и взаимодействия трех факторов: труда, земли и капитала. Современные экономисты указывают на роль в формировании стоимости и других факторов: предпринимательского таланта и достижений науки, развитие инновационной деятельности и пр. Продолжением философского и экономического учения А. Смита явилась теория Дэвида Рикардо (1772-1823). Этот крупный ученый сам занимался предпринимательской деятельностью, а в политической экономии разрабатывал дальше трудовую теорию стоимости (в главном своем труде «Начала политической экономии и налогового обложения»). Стоимость, по Рикардо, лежит в основе доходов различных классов буржуазного общества: заработной платы, прибыли, процента и ренты. В рамках ее трудовой теории был сформулирован основной закон товарного производства — закон стоимости, согласно которому обмен товаров на рынке совершается в соответствии с общественно необходимым рабочим временем, воплощенным в продуктах труда товаропроизводителей. Свое дальнейшее развитие философско-экономическое учение Смита и Риккардо нашло в трудах Карла Маркса. В течение сорока лет он занимался написанием своего главного экономически-философского труда — «Капитал». В этом непростом для поверхностного чтения произведении он, развивая классическую трудовую теорию стоимости обращал внимание на теорию прибавочной стоимости. Производство прибавочной стоимости, доказывал Маркс в «Капитала», основано на эксплуатации рабочего класса, на частном присвоении капиталистами неоплаченного труда наемных рабочих. Маркс, считая, что в капиталистических странах хозяйствование выражает интересы собственников, стремился придать своему варианту критической политической экономии идеологическую ориентацию на интересы пролетариата, рабочего класса. Неслучайно его «Капитал» называли «снарядом, выпущенном в голову буржуазии». С «Капиталом» Маркса как бы завершается история движения вперед классической политической экономии и начинается период переосмысления целей и задач экономической теории. Экономическо-философское учение Маркса, его открытие двойственного – естественного и общественного – характера труда, данная им формулировка закона прибавочной стоимости позволили глубже понять определенную ограниченность всего классического направления развития политической экономии. Рынок, исторически формируясь как объективная экономическая и социальная реальность, развивается и цивилизуется вместе с обществом. Это естественный, в основном саморегулирующийся механизм выявления существующих потребностей и их удовлетворения, сообразная с требованиями рациональности форма отношения между производителем и потребителем. Рынок, прежде всего, регулирует и контролирует соотношение спроса и предложения, выявляет жизнестойкость тех или иных предприятий, учреждений, фирм, коллективов и даже отдельных лиц, постоянно стимулируя их деятельность за счет механизма конкуренции. Рыночное хозяйство приводится в движение экономической мотивацией, т.е. внутренними побуждениями к получению прибыли. Экономический интерес составляет основу всей ткани рыночно-хозяйственной жизни, которая закаляется в горниле рынка: продающий во что бы то ни стало, как доказывал К.Маркс, хочет продать товар на рынке подороже, а покупатель — купить подешевле. Рынок жесток и беспристрастен: на его лике нет ни стыда, ни совести. Он подчиняется только действию закона спроса и предложения. Чем больше спрос, тем выше цена и наоборот: вот его немой императив. Что касается потребителей, то чем меньше будет желающих, например, купить товар именно данного вида, тем ниже его цена. Потребитель через рынок влияет на предпринимателя, производящего товары, и, наоборот, то или иное предприятие, фирма при помощи созданной ею организации властно воздействуя на потребителя, скажем, через такую мягкую форму принуждения, как реклама, тем самым, оказывает сильное влияние на рынок, проталкивая новые товары, влияя на психологию потребителя, меняя его вкусы и потребности. Рынок — это также и сама процедура купли-продажи, которая включает в себя разнообразные социальные человеческие действия, которые происходят в каждом конкретном случае как индивидуальное действие или, говоря точнее, взаимодействие покупающего и продающего. В каждом таком действие и взаимодействии несложно найти многообразные тончайшие проявления человеческой души. Рынок - социально-экономический механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена как внутри страны, так и между странами. Важнейшим вопросом современной практики хозяйствования является взаимоотношения государства и рынка. Некоторые экономисты (и среди них одним из первых был А. Смит) являются сторонниками исключения активного государственного вмешательства в экономику, считая, что рыночный механизм способен к саморегулированию и выравниванию возникающих диспропорций между спросом и предложением. В наши дни сходные идеи развиваются в воззрениях нобелевского лауреата в области экономики М. Фридмана, сторонника экономической теории монетаризма (букв. науки о деньгах). Согласно Фридману, чем меньше государство будет вмешиваться в экономику и чем скромнее будут его расходы – тем лучше, поскольку это обеспечит оптимальные денежно-кредитные отношения. Рыночные отношения являются социально-историческими. Значительные перемены в них произошли в 20-30-х гг. XX в. После Первой мировой войны экономика развитых стран пережила тяжёлые испытания. В Германии и Австрии разруха усугублялась рекордной инфляцией. В 1929— 1933 гг. мир потряс глубокий и длительный кризис — Великая депрессия (характеризовавшаяся спадом производства, высоким уровнем безработицы и т.д.). Сама жизнь потребовала внести коррективы в экономическую теорию. Эти коррективы иногда даже рассматривают в качестве научной революцией в экономических трудах английского экономиста и государственного деятеля Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Он родился в Кембридже, в семье преподавателя экономики и философии, известного методолога Джона Невилла Кейнса. Блестяще закончив колледж Итон, а затем Кембриджский университет, Кейнс на бирже заработал значительное состояние. Вклад Кейнса в экономическую науку представлен в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Главная экономическо-философская идея Кейнса заключалась в том, что свободная рыночная экономика не способна сама по себе, без помощи государства, поддерживать экономическую стабильность. Кейнс и его последователи всесторонне обосновывали необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику. В наши дни в философии экономики все больше и больше утверждается тезис о том, что государство и рынок не антиподы. Философские вопросы хозяйствования связаны также с анализом предельных оснований различных исторических типов экономики (традиционной экономики, рыночной экономики, смешанной экономики), а также с осмыслением роли социокультурных факторов в экономической деятельности. С этим связаны философские аспекты проблемы взаимодействия экономики, с одной стороны, и культура, религия, науки, - с другой. Рассматривая их, полезно иметь в виду, что экономическую активность человека непосредственно стимулируют прагматические, материальные потребности и интересы. В них обычно нет места сантиментам и высоким моральным побуждениям. А.Смит был недалек от истины, аргументируя, что «не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов». Вместе с тем мотивационно-ценностную структуру экономической деятельности людей ограничить одним рационально-эгоистическим расчетом все же нельзя. Экономика как органическая часть общественного целого активно взаимодействует со всеми другими его частями, обществом в целом, испытывая на себе их обратное влияние. Рассмотрим под этим углом зрения взаимодействие экономики и религии на примере протестантской и православной концепций взаимосвязи экономики и религии. С точки зрения протестантизма, если перед человеком открывается возможность законным способом и без ущерба для своей души заработать больше, но он ее не использует, то на его счет зачисляется еще один грех. Православная же точка зрения по данному вопросу задает иную перспективу человеческого поведения — грехом является уже само стремление, неудержимое желание заработать больше. Можно утверждать, что в протестантизме и православии не только неодинаковое отношение к обогащению, но и к труду как его источнику. Богоугодной, согласно протестантизму, является лишь профессионально выполненная, чистая и аккуратная работа. Согласно православию не столько чистота труда, сколько его тяготы благородны. И чем тяжелее и, так сказать, «чернее» труд, тем он благочестивее. Макс Вебер (1864—1920), немецкий философ, социолог и историк в работе «Протестантская этика и дух капитализма» вскрыл теснейшую связь между протестантизмом, а точнее, созданной им этикой, с одной стороны, и становлением современного капитализма – с другой. Вебер убедительно показал, что именно протестантизм, проповедуя бережливость, усердный труд, умеренность, простой и скромный образ жизни, духовно взрастил экономическую рациональность, предпринимательский расчет, сознательное стремление к максимизации прибыли, религиозно-нравственное удостоверение профессионального призвания, словом, «предпринимательскую» ментальность, или даже особую философию предпринимательства. Согласно Веберу, капитализм начинался не с первоначального накопления капитала, как доказывал К.Маркс в «Капитале» на примере развития ремесленного производства в Италии, а с духа капитализма. Прежде, чем впустить капитализм в жизнь, люди впустили его в собственное сознание, согласились с ним внутренне. Моральная философия экономической мотивации в протестантизме характеризуется следующими нравственными ценностями: · труд признается основной формой «мирской аскезы» (труд тождественен молитве). Это означало, что необходимо самоотверженно отдаваться своему делу так, как священник отдавался служению богу в период средневековья; · морально оправдан профессионализм. Каждая профессиональная деятельность богоугодна. Поэтому во многих протестантских общинах забота о «профессиональной ориентации» юного поколения вменяется в обязанность пасторов и родителей. Обретение специальности, сообразно задаткам человека, подготовка к благочестивой социальной жизни – важнейшая идея протестантской этической философской мысли. Выражение: «потерянное время» в ней также означало необходимость сделать больше в своей профессии и не останавливаться в своем профессиональном росте; · нравственно оправдана предпринимательская деятельность. В протестантизме вводились в оборот новые правила и нормы человеческого поведения. Согласно им: · а) великий грех увеличивать свое богатство, состояние за счет обманов, грабежей, нарушения деловых договоров; б) владелец богатства не должен хранить его в сундуке (это греховно), а должен делать инвестиции, вкладывать, например, накопленные средства в производство ( в протестантизме популярно было выражение: «Чтобы накормить нуждающегося, ему лучше дать не рыбу, а удочку»); в) грех хозяйствовать нерентабельно, бесприбыльно, довольствоваться простым сохранением наличного состояния, поскольку хозяйствование является мирским призванием от Бога. Вот почему непрерывное стремление человека к прибыли М.Вебер квалифицировал как «дух капитализма». В такой перспективе деловые успехи воспринимались как свидетельства милости Бога, культивировалась стойкая неприязнь к приобретательскому стяжательству; · подвергая несколько вольному толкованию восходящее к Августину учение о предопределении одних к спасению, других к погибели, некоторые протестантские секты (например, английские методисты) трактовали жизненную неудачливость и хроническую бедность как знак Божьего проклятия; · для тысяч мирян-простолюдинов протестантская этика была, прежде всего, «идеологией повседневности», требующей не столько периодического размышления над судьбами мира, цивилизации, нации, государства, сколько постоянного размышления над тем, каким образом, достойно ли человек провел свой сегодняшний день. Культ трудолюбия, профессионализм, «мирская аскеза», уважение прав другого человека и др. - важнейшие положения философии экономики протестантизма. У православия, которое сегодня является влиятельнейшей конфессией в Беларуси и России, несколько отличная от протестантизма философия экономики. Православная трудовая этика базируется на следующих положениях Библии. «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь... наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12, 29— 23). «...Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мф. 19, 24). «...Есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» (Лк. 13, 30). «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21,22). «Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23,12). На первый взгляд, приведенные выше положения православной трудовой этики не только далеки от принципов рыночной экономики — но с ней плохо согласуются. Но это на самом деле не совсем справедливо. Хозяйственная деятельность человека в православии рассматривается в контексте духовно-нравственных координат. Православная этика, не мотивируя экономическую деятельность человека на получение прибыли «во что бы то не стало» (прибыли ради прибыли), связывая трудовую деятельность человека с духовно-нравственными аспектами позитивно влияет на социальную ответственность человека не только, как субъекта хозяйственной деятельности вообще, но и как предпринимателя. Современные экономические достижения Японии, Южной Кореи, Сингапура, Гонконга, Тайваня, Израиля и других стран, как показывают специальные исследования, также отчасти обязаны обмирщению (в большей степени принятию, «освящению» посюстороннего мира) различных элементов их религий. Вместе с тем по сравнению с религией экономики, философия экономики за счет ее рационально-критического духа более открыта для обоснования магистрального в наши дни инновационного пути развития современного хозяйствования, формирования новых сторон поведения современного человека экономического. С этим обстоятельством связано тесное взаимодействие философии экономики с современной экономической теорией, в которой важная роль при исследовании экономического поведения человека отводится социокультурным факторам: традиции, ментальным установкам, привычкам, морали и др. Историческая динамика хозяйствования, таким образом, должна рассматриваться в контексте ее детерминации социокультурными факторами, что особенно важно учитывать в условиях становления глобализирующегося общества.
|