КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каковы основные формы духовной жизни общества?Духовная жизнь общества представляет собой сложный феномен не поддающийся однозначному описанию. Тем не менее, наиболее зримо духовная история развития человеческого общества представлена в общественном сознании, общественной психологии, национальном менталитете, философии, искусстве, морали, религиозных верованиях. Общественное сознание обладает определенной внутренней структурой, которая включает в себя различные уровни (теоретическое и обыденное сознание - идеологию и общественную психологию) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, философию). Рассмотрим некоторые важные характеристики морали, искусства, религии. Мораль – форма общественного сознания, культуры, связанная с обоснованием нормативных способов регуляции поведения человека в обществе через призму ценностей добра и зла и опирающаяся на совесть, силу общественного мнения. Философская рефлексия над моралью реализуется в этике. Этика – философское учение о морали (нравственности). Философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. Этику также называют «практической философией», «учением о правильной жизни», которое строится на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем. Язык морали нормативен. Возникает мораль из потребности установления межличностной коммуникации на базе ценностей, гарантирующих сохранение человеческого рода. Мораль является не только одним из основных способов нормативной регуляции поведения человека в обществе, особой формой общественного сознания, но и видом общественных отношений (нравственностью). О морали человека мы говорим тогда, когда у него есть свобода выбора. Мораль и нравственность тесно взаимосвязанные явления. Как мораль, так и нравственность – реальные духовно-социальные явления, изучаемые этикой. Моральными в этической литературе называются те стороны данного феномена, которые относятся по преимуществу к сознанию (моральное сознание, моральное намерение, моральная оценка, моральные убеждения, моральные принципы). Нравственными обычно называют те аспекты рассматриваемого явления, которые относятся к поведению индивида, являются проявлениям морали в социальной реальности (нравственные отношения, нравственная деятельность, нравственный поступок). В учебной литературе понятия мораль и нравственность нередко употребляются как синонимы. Искусство - специфическая форма духовно-практического освоения мира. Видами искусства являются, например, живопись, музыка, театр, художественная литература и т.п. Если наука - это познание мира с помощью абстрактных понятий, то искусство - познание мира посредствам художественных образов. В них раскрываются наши представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, комическом и трагическом. Философией прекрасного и искусства, а также дизайна является эстетика. Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и действия человека, основанные на вере в существование сверхъестественного. Как форма духовного опыта человечества религия близка к философии. Идея Бога имеет фундаментальное значение во многих мировых религиях и связанных с ними исторических типах философии (деизм, пантеизм, атеизм). Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности, она через систему культовых действий организует повседневную жизнь, с помощью освоения вероучения структурирует мировоззрение, заставляет задуматься об основах и смысле собственной жизни. В структуре религии как сложного духовного и социального явления обычно выделяют: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. В современной литературе сложились разные классификации религий по тем или иным критериям, признакам. С учетом историко-стадиальных этапов развития этносов выделяют ранние (родо-племенные, первобытные), национальные и мировые религии. Родоплеменные религиозные верования(тотемизм, фетишизм, анимизм, магия и др.) сложились в условиях первобытнообщинного строя. Национальные религии складывались и эволюционировали в период становления и развития этносов. Они отражали условия жизни народности, а затем и нации, сакрализовывали социальные явления. Их носителями являются в основном представители данного этноса. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил и т.д.), специфическая обрядность, строгая система предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и этносов от последователей других этнорелигиозных общностей. Из ныне существующих к этому типу религий относятся индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство и др. Мировые религии - буддизм, христианство, ислам - генетически связаны с родоплеменными и национальными, но существенно отличны от них. Мировые религии появились в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «мировых империй». В мировых религиях нашел отражение образ жизни больших регионов, разных классов, сословий, каст, племен, народностей. Мировым религиям свойствен сильно выраженный прозелитизм, пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический космополитический характер, обращена к представителям разных социальных групп; эти религии проповедуют идею равенства людей. Необходимо также отметить и такое явление в современном мире как нетрадиционные религии и культы- новые религиозные движения и группы, возникшие в 60-70-е годы XX века и получившие распространения в США, Западной Европе и других регионах мира. Их появление связывается с крупными социально-политическими и культурными переменами в современном мире и обществе, ослаблением позиций традиционных религий. Разочарование в официальных ценностях потребительского общества, чувство одиночества и потеря смысла - все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, новой науки жизни. Последователями «нетрадиционных религий» является преимущественно молодежь, поскольку именно ей присущ обостренный поиск смысложизненных ориентаций и именно молодежь тяготеет в силу ей присущих социально-психологических особенностей ко всему новому, таинственному, непознанному. Для того чтобы разобраться в особенностях данной религии необходима иметь хорошую философскую культуру, сформировать которую у себя можно лишь в процессе самостоятельного и длительного изучения философии.
Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI в.
С 30 июля по 5 августа 2008 г. в Сеуле (Южная Корея) проходил XXII Всемирный Философский Конгресс под общим названием «Переосмысливая философию сегодня». Всемирные Философские Конгрессы проводятся Международной Федерацией философских обществ (МФФО) один раз в пять лет, начиная с 1900 г. В их работе принимают участие, как правило, сотни человек со всех регионов мира. На конгрессе, который впервые состоялся в Азии, его участники призывали на основе диалога цивилизаций переосмыслить природу, роль и ответственность философии и философов в эпоху глобализации. Философия в XXI в. должна глубже анализировать конфликты, неравенство и несправедливость, вызванные развитием мультикультурной, техногенной цивилизации и искать пути их теоретического и практического решения. На конгрессе прозвучал призыв – объединить европоцентристскую (философию действия) и восточную философию (философию созерцания) в некую универсальную мировую философию, которая может успешно способствовать выработке новых мировоззренческих стратегий и ценностных ориентаций в XXI в.
Литература
|