Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В чем трудности в определении понятия культуры?




Культура (от лат. сultura — возделывание, воспитание, а также лат. cult - почитание) для обыденного сознания представляет прежде всего совокупность искусственных объектов, созданных людьми в дополнение к природным формам человеческого поведения и деятельности. Она сложный мир символов, знаков, использующихся для обозначения человеком окружающего мира. Поскольку за внешним обликом вещей и символов обычно не так-то легко усмотреть их духовное содержание, возникает даже опасение, что точно определить содержание культуры невозможно. Эта трудность, однако, отчасти преодолевается посредством обращения к этимологии понятия культуры.

Слово «культура» латинского происхождения и первоначально оно обозначало возделывание, обработку земли. Позже, благодаря Цицерону, оно стало использоваться для характеристики человека, как обозначение его воспитанности, образованности, и более широко «культивирования» в человеке человеческих качеств.

Длительное время в классической философской литературе понятие «культура» отождествлялось с цивилизацией. Такой подход особенно был характерен для французских просветителей XVIII в. Только в конце XIX - начале XX в. в философии предпринимаются серьезные попытки разграничить данные понятия (О. Шпенглер, Н. Бердяев). Вместе с тем, и сегодня проблемы соотношения культуры и цивилизации весьма актуальны и носят дискуссионный характер.

В настоящее время существует несколько сотен определений культуры. В свременной науке широко распространено следующее определение. Культура - процесс создания и передачи из поколения в поколение определенного набора программ деятельности, общения и поведения людей.

В современной науке выделяются следующие основные подходы к исследованию культуры:

· аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть мир ценностей, идеалов, смыслов, значимых для человека;

· деятелъностный подход, рассматривающий культуру как способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизведения социокультурного опыта;

· семиотический подход, который основывается на понимании культуры как знаковой системы, имеющей символически-коммуникационную природу;

· структуралистский подход, рассматривающий культуру как совокупность социокультурных образцов, регулирующих человеческую жизнь;

· гуманитарный подход, который акцентирует внимание при исследовании культуры на проблемах совершенствования человека как духовно-нравственного субъекта и др.

В философско-исторических трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера и П.Сорокина было разработано представление о содержании кризиса культуры. В наши дни под кризисом культуры обычно понимается такое состояние культуры, при котором жизнь порождает какие-то новые формы деятельности, а люди не успевают к ним адаптироваться, или же в жизни, наоборот, искусственно консервируются устоявшиеся формы деятельности, что препятствует вхождению в нее новых схем человеческого поведения.

Более глубокое представление о кризизе культуры дает ее философия. Каждая культура, по мнению О. Шпенглера, рождается, зреет, живет и умирает подобно организму, взаимодействуя с другими такими же культурами. Существенным моментом при этом является измельчание и исчерпание системы идеалов и ценностей, которые питают данную культуру. Тогда, согласно немецкому мыслителю, и наступает кризис, распадаются социальные связи, люди задаются вопросами: «Быть или не быть? Что делать? Кто виноват?»

Конец культуры как раз и является сущностью цивилизации. Кризис культуры П.А. Сорокин видел в распространении таких явлений, как утилитарный подход ко всему, культ наслаждений, «погоня за деньгами», моральный нигилизм и господство силы и насилия. Выход усматривался в религиозно-нравственном возрождении общества, которое должно пройти через муки страданий, к возрождению на основе принципа «альтруистической любви».

Важнейшую роль в исследовании культуры и этапов ее исторического развития сыграл канадский философ и культуролог Маршал Маклюэн (1911-1980). Он доказывал, что решающую роль в динамике культуре играют коммуникационные технологии. Господство тех или иных средств связи (коммуникаций) между людьми определяет облик культуры и способ кодификации реальности.

В истории человечества Маклюэн выделяет четыре эпохи:

· эпоха дописьменного варварства;

· тысячелетие фонетического письма;

· «Гутенбергова галактика» — пять сотен лет печатной техники;

· «Галактика Маркони» — современная электронная цивилизация.

Эпоха дописьменного варварства — эпоха племенного общества, построенного на основе устной коммуникации. Племенное общество представлялось нерасчлененным единством как магический мир слуха.

Изобретение фонетического алфавита как активного коммуникационного средства высвободило огромную энергию, взорвавшую племенное единство. Устные звуки трансформировались в визуальные формы, и первобытный человек получил «Глаз в дополнение к Уху». По мере того как знание и опыт стали передаваться из поколения в поколение не в устной форме, а письменно-визуальным способом, люди стали утрачивать непосредственную сплоченность в обществе. С появлением письменности родилась на свет индивидуально ответственная личность, способная противопоставить себя обществу.

Изобретение Гуттенбергом печатного станка повлекло за собою революцию в сфере массовых коммуникаций — информационный взрыв, выразившийся в универсальном распространении фонетического алфавита. Появилась возможность посылать информацию массовой аудитории, которую не нужно было больше видеть или слышать. Печать оторвала индивида от группы, к которой он принадлежал по традиции. Печать проложила путь протестантизму, ибо печатная книга, содержание которой читатель мог обдумать в уединении, способствовала индивидуальному постижению истины. Печатная книга гипертрофировала Глаз. Человек Гутенберга начал классифицировать данные и распределять их по категориям, поскольку сущее стало нуждаться в систематизации для удобства рассмотрения. Придумав наборный шрифт, Гутенберг открыл путь технологиям (механизации ремесел). Типография создает первый стандартно-воспроизводимый товар, инициирует массовое производство. Механизация рукописного искусства оказалась первой механизацией ремесел, первым переводом движения на ряд статистических. элементов или кадров.

Галактика Гуттенберга была разрушена в 1844, когда появился телеграф Морзе — первое средство сообщения, знаменующее начало электронной эры. Телеграф нанес удар по индивидуализму и сплотил людей, превратив их в соучастников происходящего в мире, соединил разрозненные части пространства, ускорив распространение информации до скорости света, до скорости нервного импульса. Реакция человека вновь обретает качество мгновенности, как следствие возникает состояние всеобщей включенности.

Новые средства сообщения — радио, телевидение и компьютер — делают информацию виртуальной средой существования человека. Сеть современных электронных средств коммуникации становится единой нервной системой человечества. Человечество на основе электронных средств возрождает родоплеменную общность (мировая деревня) в новых условиях глобализирующегося общества. В результате использования электронных средств сообщения телевидения, телефонов и т.д. планета превращается в «глобальную деревню» (термины «электоронное общество» и «глобальная деревня» были введены М. Маклюэном в 1962 году). В «глобальной деревне» выставляются на всеобщее обозрение «все времена и пространства сразу». По Маклюэну, современные средства связи коммуникации являются технологическим продолжением различных человеческих органов.

Культура сложное, многоуровневое явление. В современной литературе обычно выделяют следующие типы культур: элитарную и массовую культуры, культуру и субкультуры, базовую и маргинальную культуру. Рассмотрим их содержание подробнее.

Понятие элитарная культураиспользуется для обозначения специфической сферы культуротворчества, связанной с профес­сиональным производством культурных текстов, приобретаю­щих впоследствии статус культурных канонов. В западной куль­турологии оно первоначально служило для обозначения куль­турных пластов, диаметрально противоположных по своему со­держанию "профанной" массовой культуре. В отличие от продуктов массовой культуры, элитарная культурная продук­ция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания.

Массовая культура - это такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в условиях современного массового производства и рассчитана на массовое потребление. Понятие «массовая культура» ввели в оборот и развили испанский философ Х. Ортега – и – Гассет, теоретики Франкфуртской школы Г.Маркузе, Т.Адорно и другие. Массовая культура – продукт общества потребления. Глобальность ее воздействия на общество связана с возросшей ролью средств массовой информации в современном обществе.

Цели массовой культуры — заполнение досуга, снятие напряжения, стимулирование потребительского сознания, формирование некритического восприятия этой культуры человеком, ориентация на искусственно создаваемые образцы (имидж) и стереотипы, приобщение к миру иллюзий, отвлечение масс от социальной активности, приспособление к существующим условиям, конформизм.

Функции массовой культуры:

· обеспечить социализацию человека в условиях, прежде всего, большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции своего поведения и деятельности, снятию психологического напряжения и решению конфликтных ситуаций;

· удовлетворить массовые потребности индивида. Характерные черты массовой культуры: распространенность культурного образца в массах, воспроизводимость массами этих культурных образцов, ориентация на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы; их трансляция от поколения к поколению. Использование в массовой культуре таких жанров искусства, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Велика роль средств массовой информации в распространении массовой культуры.

Маргинальная культура - (от позднелат. marginalis - находящийся на краю, на границе) — конгломерат культурных ценностей, традиций, верований, ориентации и других элемен­тов образа жизни промежуточных, пограничных социальных слоев, образующихся в результате различных процессов в обществе (миграций, этнокультурного взаимодействия, модернизации об­щественных систем и др.), вынужденных усваивать чуждые куль­турные ценности и социальные роли, будучи носителями эле­ментов иных культур, иных традиций, иных верований.

Маргинальность - понятие, характеризующее погранич­ное, промежуточное положение и особенности жизнедеятельно­сти групп людей, чьи установки, ценностные ориентиры, мо­дели поведения соотнесены с двумя культурами, но полностью не примыкающих ни к одной из них; потеря людьми, особенно молодежью, своих культурных истоков, этнических традиций, отсутствие устойчивых культурных ценностей, наличие диском­фортных чувств по отношению к любой культуре.

Объективными условиями формирования маргинальной культуры являются процессы трансформации об­щества (модернизация, открытость к переменам, глобализация социального пространства), измене­ния социальной структуры, появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса, различные формы взаимодей­ствия культур - от военных конфликтов до экономического со­трудничества и культурного обмена.

"Мозаичный "характер развитой культуры находит свое отражение в разнообразных субкультурах.Многообразие субкультур - отражение социальной разнородности общества, различных типов социальной практики и соответствующих им типов миропонимания. С феноменом субкульту связано явление контркультуры.

Контркультураможет быть определена как радикальная фор­ма субкультурного движения, направленная на пересмотр базис­ных принципов устоявшегося типа культуры. В рамках молодежных движений (панки, рокеры, рэперы, готы, эмо и др.) происходит созревание субкультурных и контркультурных программ жизненного устройства и мировидения, что характеризует сложное положение молодежи в условиях общества потребления с его прагматичной и приземленной обыденной философией.

Присутствие в пространстве "большой", или базовой культуры многообра­зия локальных культур, выделяющихся по профессиональным, воз­растным, религиозным, языковым и прочим признакам, жизненно необходимо, поскольку обеспечивает ее способность динамично ме­няться, оперативно реагируя на сдвиги социальной реальности.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 361; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты