КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В чем суть концепции (теории) информационного общества?В современной философии истории выдвигаются различные концепции, в которых предпринимаются попытки выявить особенности современного этапа цивилизационного развития. Одна из таких теорий – концепция постиндустриального или информационного общества, сформулированная в работах Д. Белла, О. Тоффлера, И. Масуды и др. В ней рассматриваются перспективы развития современной цивилизации в условиях доминирования производства услуг и информации в общественной системе и существования глобальных проблем. Данная концепция во многих отношениях претендует на роль общефилософской теории поступательного развития человечества. Ключевой характеристикой нового информационного общества становится понятие «информация». Изначально информация определялась как сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другими способами, а с середины XX в. она превратилась в общенаучное понятие, обозначающее, в частности, обмен сведениями между людьми в условиях глобальных коммуникативных связей. Сегодня она также становится термином, с помощью которого выражается специфика нового типа общества – постиндустриального. Концепция постиндустриализма исходит из того, что в современном обществе преобладает не первичная сфера экономики (сельское хозяйство) и не вторичная (промышленность), а третичная (сфера услуг), в которой определяющую роль играет информация. Считается, что, например, революция в микроэлектронике, которая разворачивается в постиндустриальном обществе, превращает именно информацию фундаментальный фактор развития общества. Действительно, информационное общество возникает на гребне третьей волны человеческой цивилизации, когда на смену индустриальному обществу, в котором главным фактором являются труд, сырье, капитал, приходит такое, в котором увеличение прибыли достигается не тем, что производители работают дольше, а тем, что они работают интенсивнее, быстрее. Удовлетворенность трудом в таком контексте приобретают большую ценность, чем его производительность. Соответственно, информационное общество бросает вызов человеку, его нравственным и творческим силам, его способности приспосабливаться к новому типу социальной коммуникации. А это, в свою очередь, способствует формированию мирового сообщества нового типа. Сохранение в его условиях роли старого принципа погони за прибылью любой ценой, очевидно, может лишь расширить в мировом масштабе регион эксплуатации развивающихся стран лидерами сверхскоростной цивилизации и привести к дальнейшей поляризации человечества со всеми вытекающими из этого последствиями. Неудивительно, что многие современные мыслители высказывают серьезную обеспокоенность нынешним положением человека в мире. В самом деле, при всех поражающих воображение современника успехах науки и техники – создании огромного по масштабам мира вещей и банка информации – жизнь человека в наши дни в основном и автоматически не стала безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее. Перед нами по-прежнему маячит угроза превращения человека в слугу роботизированных компьютерных систем, что волнует уже не только писателей-фантастов, но и серьезных политиков. Реальности информационного общества, новые угрозы и опасности, которые оно несет человеку и человечеству, заставляют сегодня философов обстоятельно изучать механизмы, обеспечения устойчивого развитии человечества, минимизации непредсказуемых последствий разнообразных объективных и субъективных процессов и явлений.
|