КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Некоторые теории денегПервые представления и взгляды на природу денег и их роль в хозяйственной жизни общества мы встречаем в трактатах и высказываниях мыслителей античной эпохи, а также в законах первых государств. Они отражали различные мнения о сущности и функциях денег, которые были связаны со специфическим устройством этих государств, с разным уровнем развития товарных отношений. Наиболее зрелый научно-обоснованный характер теория происхождения и сущности денег приобрела в рамках классической и марксистской политэкономии, поскольку это направление экономической мысли сформировалось в условиях развитой рыночной экономики. Главная заслуга данной теории состоит в том, что она представила процесс возникновения и развития денег как объективный результат длительной исторической эволюции товарного обмена. Тем самым классическая политэкономия отвергла различные ненаучные, идеалистические, а порою и мистические представления о происхождении и природе денег, связанные с творчеством великих личностей, государственных правителей, или со сверхъестественной магической природой золота. Важной характерной особенностью классической теории денег является также то, что они рассматриваются как вторичный производный фактор по отношению к реальному производству товаров, поэтому обращение денег в целом обусловлено движением товаров. Представители экономической мысли Франции ХVIII века (Пьер Буагильбер и Франсуа Кенэ) вообще отрицали активную роль денег в экономике, отводя им функцию технического средства при обмене товаров и счётных единиц измерения стоимости. П. Буагильбер акцентировал внимание на отрицательной роли денег в обществе, поскольку они позволяют концентрировать в больших размерах богатство и нетрудовые доходы в одних руках. Деньги, будучи простыми знаками стоимости, часто приводят к нарушениям пропорций товарного обмена. Поэтому Буагильбер предлагал отказаться от денег и заменить их счётными единицами стоимости. К характеристике некоторых воззрений о сущности денег и законов их обращения мы ещё вернемся в следующих параграфах. Крупный научный вклад в разработку теории денег на базе основных положений классической политэкономии внёс К. Маркс. Сохранив аргументы своих предшественников о происхождении денег в результате исторической эволюции товарного обмена, Маркс дополнил эту теорию анализом внутренних противоречий товара. Он показал, что деньги стали результатом разрешения этих противоречий на зрелой ступени развития товарного обмена, когда простой обмен товаров друг на друга становится невозможным. Маркс исследует несколько простейших форм, в которых проявлялась стоимость товаров при их обмене друг на друга до появления денег: простая, отдельная или случайная форма стоимости; полная или развёрнутая; всеобщая и, наконец, денежная форма стоимости. Каждой из этих форм стоимости соответствует длительный исторический этап в эволюции товарного обмена до тех пор, пока древние народы путём проб и ошибок пришли к выводу, что золото и серебро наиболее подходят к выполнению роли всеобщего эквивалента стоимостей всех товаров, то есть денег. В анализе исторических форм стоимости Маркс делает основной упор на развитие, обострение и разрешение внутренних противоречий товара: между потребительной стоимостью и стоимостью, между относительной и эквивалентной формами стоимости, между частным и общественным трудом. Деньги стали общественно-экономическим инструментом разрешения этих противоречий. Правду сказать, в этой части своей теории денег Маркс чрезмерно увлёкся применением закона единства и борьбы противоположностей, открытого немецким философом Г. Гегелем. Здесь Маркс усложнил изложение своих мыслей и аргументов, и по его собственному признанию в одном из писем «излишне кокетничал перед Гегелем…» На основе положений классической теории денег и своего анализа исторических форм стоимости Маркс даёт ряд блестящих определений денег, ставших хрестоматийными. Деньги – это всеобщий эквивалент стоимостей всех товаров. Это – товар особого рода, с потребительной стоимостью которого прочно срослась эквивалентная форма стоимости. Деньги выражают стоимости всех других товаров. Маркс указывал, что деньги могут выполнять свои функции идеально, что соответствует их природе, особенностям эквивалентной формы стоимости. «Чистая идеальная форма проявления денег как меры стоимости; и мимолётный характер денег в функции средства обращения»[14] – деньги в этих случаях не требуются. В развитие теории денег Маркс описал феномен денежного фетишизма. Он доказал, что денежный фетишизм – есть преклонение перед деньгами; наделение их особыми внутренне им присущими сверхъестественными свойствами. Дело здесь в том, что деньги являются и воспринимаются в общественном сознании как всеобщая форма богатства и основа власти. Денежный фетишизм – это форма товарного фетишизма. Он основан на том, что частный труд, затраченный на производство различных товаров, получает в деньгах своё общественное выражение и признание, так как лишь деньги являются воплощением абстрактного общественного труда. Отсюда магический характер денег. Денежный фетишизм порождается не какими-то особыми естественными свойствами золота, а самим строем общественного производства, общественно-экономическими условиями, когда отношения людей принимают предметно-вещественный характер независимо от их сознательной деятельности. Загадка денежного фетишизма есть загадка товарного фетишизма. В истории экономических учений о деньгах большое место занимает металлистическая теория денег. Она отождествляет денежное обращение с товарным обменом и утверждает, будто золото и серебро по самой своей природе уже являются деньгами. Таким образом, эта теория, отрицая общественную природу денег, считает их простым техническим орудием обмена. Она возникла в средние века, хотя её зачатки встречаются ещё в античную эпоху. Одним из первых её представителей является французский учёный и богослов ХIV века Николя Орем. Он наделял золото особыми магическими свойствами, которые созвучны природе человека, подавляют его волю и направляют его действия в производстве и обмене. Дальнейшее развитие металлистическая теория получила в эпоху первоначального накопления капитала, когда господствовало золотомонетное обращение, и ощущался острый дефицит золота как денежного материала. В теории меркантилизма золотые деньги рассматривались как абсолютная форма общественного богатства, как цель развития национальной экономики. Главная функция денег, в представлении меркантилистов – мера стоимости и сокровища. С позиции этой теории они резко осуждали широко распространенную в то время порчу монет; вырабатывали рекомендации по накоплению денег в стране путём поддержания активного торгового баланса. По мере развития товарного хозяйства и рыночной экономики определяющую роль постепенно приобретает сфера материального производства, и обмен товаров становится регулярным и повсеместным. Адекватные изменения происходят в общественно-экономическом сознании относительно роли денег в экономике. На первый план теперь выдвигаются роль денег как капитала, средства платежа и мировых денег. Появление первых кредитных денег и широкое хождение стёртых монет, реальная стоимость которых не совпадает с их номиналом, и другие причины привели к выводу, что реальное присутствие в обращении золотых и серебряных монет вовсе не требуется. В этих условиях начинается постепенный отход от основных положений металлистической теории. В ХIХ веке прочно сложилось обращение бумажных денег, основанное на золотом стандарте, то есть обеспечении золотым запасом государства и размене бумажных денег на золотые монеты. Позиции приверженцев металлистической теории денег ещё более ослабевали, но сохраняли приоритет золота в организации денежного обращения внутри стран и в расчётах между странами. Особенно сильны эти позиции были в государствах, придерживающихся политики протекционизма во внешнеэкономических связях. Интересы защиты внутреннего рынка и отечественной экономики требовали укрепления позиций национальной валюты на основе прочного золотого обеспечения. Так, в Германии наиболее известные сторонники металлистической теории К. Книс, В. Лексис и А. Лансбург не отвергали в целом роль бумажных и кредитных денег, но требовали обязательного их размена на металл. С позиций металлистической теории по существу была проведена денежная реформа в России в 1897 году под руководством С. Ю. Витте, в ходе которой было введено обращение золотых монет, а бумажные деньги имели прочное золотое обеспечение. Многие денежные реформы в первой трети ХХ века также обосновывались принципами металлистической теории. В 1922 году в Великобритании была предпринята неудачная попытка восстановить золотой стандарт. В ряде стран в этот период борьба с инфляцией осуществлялась с позиции металлистической теории. В отношениях между правительствами и национальными банками государств, вплоть до Второй мировой войны, расчёты и урегулирование платёжных балансов проводились на основе золота. Всё это примеры остаточных явлений в развитии металлистической теории денег, которая постепенно по мере демонетизации золота утрачивала своё значение. В настоящее время, несмотря на отдельные попытки и предложения, возврат к золотому стандарту нереален и утопичен. Вместе с этим из экономической мысли окончательно ушла металлистическая теория денег. Параллельно с металлистической теорией в истории экономических учений о деньгах развивалась номиналистическая теория денег. Она рассматривала деньги как условные знаки, лишённые внутренней стоимости; отрицала товарную природу денег; рассматривала возникновение денег как продукт соглашения между людьми с целью облегчения товарного обмена. Одним из первых представителей этой теории считается Аристотель, который полагал, что деньги стали результатом «общественного уговора» между древними народами считать золото всеобщим мерилом стоимостей всех товаров. Согласно номиналистической теории стоимость денег совершенно не зависит от их материального содержания и определяется лишь наименованием. Так, П. Самуэльсон называет деньги «декретными деньгами, фактором доверия к государству… Деньги - это социальная условность».В противоположность металлистической теории номиналистическая теория разрывает связь денег с золотом. У данной теории есть своя логика и аргументы. Переход от слитков к монетам, затем к монетам из дешевого металла; далее к бумажным деньгам, к безналичным расчётам и к современным электронным деньгам неизбежно приводит к выводу, что деньги – это всего лишь условные знаки. Поэтому по мере процесса демонетизации денег число сторонников номиналистической теории и её влияние возрастает. В настоящее время данная теория абсолютно господствует. Нетрудно заметить, что в своей эволюции номиналистическая теория отражала этапы развития самого реального денежного обращения. Системное изложение эта теория получила в трудах экономистов ХVIII века. Так, английский экономист Дж. Стюарт выдвинул концепцию «идеальной денежной единицы», по которой деньги выполняют лишь функцию масштаба цен. Английские экономисты Джон Беллерс и Николас Барбон утверждали, что деньги – это только условные знаки, ничего общего не имеющие с товарами. Философ Дж. Беркли рассматривал деньги как отношения абстрактной стоимости, лишённые реального содержания. Наиболее подробно номиналистическую теорию разрабатывали представители немецкой социально-правовой школы начала ХХ века Г. Кнапп и Ф. Бендиксен. Кнапп в своей работе «Государственная теория денег» рассматривал их как творение правопорядка и видел в них только платёжное средство. Он утверждал, что все пять функций, характерных для полноценных денег, могут выполнять бумажные деньги. Главную роль в сущности денег он отводит государству, в котором он видит силу «созидающую деньги и определяющую их стоимость». Ф. Бендиксен утверждал, что деньги – это условные знаки стоимости, играющие вспомогательную роль средства счёта, и выражают меновые пропорции. Деньги – это свидетельства оказания услуг друг другу и служат «ассигнованием на встречные услуги». В ХХ веке сторонники государственного регулирования экономики поддерживали номиналистическую теорию с позиций возрастания роли государства в экономике. Дж. Кейнс объявлял золотой стандарт «варварским пережитком» и видел в нём препятствие на пути превращения денег в объект государственного регулирования. Кейнс отводил эмиссии денег роль важного средства обеспечения эффективного спроса и полной занятости. Главное кредо номиналистической теории заключается в том, что она признаёт в качестве основной функции денег средство обращения и не признаёт товарную природу функции меры стоимости. В этой функции она видит лишь масштаб цен, абстрактные счётные единицы. Номиналистическая теория денег сыграла большую роль в обосновании отказа от золотого стандарта, в переходе к безналичным международным расчётам на основе применения международной денежной единицы SDR («специальные права заимствования») и в расширении регулирующей роли международного валютного фонда. В русле номиналистической теории в ХХ веке сложилось несколько более узких концепций под общим названием «теория регулируемой валюты». Её возникновение связано с усилением вмешательства государства в экономику в целях её регулирования через денежно-кредитную систему. Эта теория возникла в период отхода от золотого стандарта. Лейтмотивом через все разновидности этой теории проходит идея о решающей роли денег в экономике, о значении прочной национальной валюты. В 20-е – 30-е гг. ХХ века сформировалась теория «стабилизации и покупательной силы денег». Её представители – экономисты И. Фишер, К. Викселль, Г. Уоррен, У. Митчелл и др. пытались доказать возможность устранения циклических колебаний экономики путём произвольного изменения золотого содержания денежных единиц, а, следовательно, их покупательной способности, а также путём изменения процентных ставок и эмиссии денег. Так, Фишер предлагал периодически изменять золотое содержание доллара в прямой зависимости от динамики индексов потребительских товаров, что обеспечит устойчивость цен и покупательной способности денег. Впоследствии эту идею трансформирует лидер современного монетаризма М. Фридмэн в своём «денежном правиле». Дальнейшее развитие теории регулируемой валюты в 30-е – 40-е годы получило в последних трудах Дж. Кейнса, а также Р. Хоутри (Англия) и А. Хансена (США). Они уже предлагали осуществить окончательную демонетизацию золота; доказывали, что неразменные бумажные и безналичные деньги служат гораздо более эффективным орудием государственного регулирования экономики. В качестве основного рычага усиления государственного регулирования они видели систематический рост государственного бюджета. Постепенно основные идеи этих теорий стали применяться на практике в государственном регулировании экономики через денежно-кредитную и финансовую политику государства. При этом резко возрастала экономическая роль центрального банка. В 70-е гг. ХХ в кейнсианский вариант теории регулируемой валюты подвергся критике со стороны представителей теории монетаризма. Они утверждали, что поддержание устойчивых темпов роста денежной массы приводит к ослаблению инфляции и смягчению циклических колебаний экономики. Тем самым сторонники монетаризма преувеличивают роль денег в системе мер государственного регулирования. Идеи теории регулируемой валюты легли в основу реорганизации международных валютных отношений, в частности, создания международных платёжных средств без золотого содержания. На стадии обсуждения этих мероприятий в 1943 году Дж. Кейнс предлагал создать «международный клиринговый союз», который выпускал бы международные расчётные единицы – «банкор». Однако на Бреттонвудской конференции в 1944 году предложения Кейнса не получили поддержку. Учреждённый на этой конференции Международный Валютный Фонд по существу был призван осуществлять на практике в своей деятельности идеи и положения номиналистической теории и теории регулируемой валюты. Тем не менее, и в настоящее время в рамках МВФ продолжается теоретический спор между сторонниками жёсткого регулирования валютных паритетов и сторонниками свободного плавающего курса валют. Значительное место в эволюции экономических учений о деньгах получила количественная теория денег, которая возникла ещё в эпоху параллельного обращения золотых и бумажных денег. С самого начала она отрицала трудовую теорию стоимости и внутреннюю стоимость золотых и серебряных монет. Стоимость денег и, соответственно, уровень товарных цен объяснялся изменениями количества денег в обращении – чем больше денег в обращении, тем цены выше, и, наоборот. Ранние представители данной теории Ш. Монтескьё (Франция) и Д. Юм (Англия) в середине ХVIII века пришли к этой теории в результате неправильного обобщения «революции цен», имевшей место в Европе в ХVI – ХVII веках в результате притока большого количества дешёвого американского золота. Из этого факта они сделали вывод, будто стоимость золота и серебра обратно пропорциональна их количеству. В этом они критиковали противоположные идеи меркантилистов и утверждали, что накопление золота и серебра не может сделать нацию богаче, потому что результатом этого накопления явится обесценение драгоценных металлов и рост товарных цен. По их мнению, действительное богатство нации заключается не в грудах золота и серебра, а в создании мануфактур и применении в них живого труда. В начале ХIХ в количественную теорию денег защищал Д. Рикардо; правда, он стоял на позициях трудовой теории стоимости и признавал, что стоимость золота и серебра, как и стоимость других товаров, определяется количеством труда, необходимого для их производства и доставки на рынок. Однако Рикардо утверждал, будто стоимость денег как металлических, так и бумажных определяется их количеством в обращении, и что это увеличение может привести к снижению стоимости золотых монет по сравнению с количеством заключённого в них труда. Таким образом, рост денежной массы в обращении ведёт к обесценению не только бумажных, но и металлических денег. В этом состоит главная ошибка Рикардо. Не видевшего принципиальной разницы между законами обращения злотых и бумажных денег. Приверженцы количественной теории игнорируют не только функцию меры стоимости, но и функцию сокровищ, регулирующую количество денег в обращении. Эта теория несостоятельна не только применительно к металлическим, но и к бумажным деньгам. В современных условиях данная теория получила широкое распространение, что, прежде всего, связано с полной демонетизацией золота и усилением государственного регулирования экономики через сферу денежного обращения. Дж. Кейнс предлагал соединить количественную теорию денег с теорией конъюнктуры. Воздействие на экономические циклы через сферу обращения Кейнс и его последователи видели в такой логической последовательности: рост в обращении денежной массы и объём кредитных ресурсов влечёт оживление экономики, рост объёмов производства, занятости и прибыли. Толчком к этому оживлению может послужить снижение банковского процента, которое одешевляет кредит и стимулирует рост инвестиций; увеличение бюджетного финансирования, рост государственного спроса на товары и услуги. Во всех этих случаях увеличивается объём денежного обращения и стимулируется рост экономики. В настоящее время популярен новый вариант количественной теории денег – так называемая теория избыточного спроса. Согласно ей причиной инфляции является не рост денежной массы, как принято считать, не увеличение правительственных расходов, а повышение потребительского спроса населения. Отсюда возникает вывод – необходимо сокращение спроса со стороны государства, урезание социальных программ, сокращение прочих выплат зарплаты в бюджетных предприятиях и организациях. По цепочке мультипликаций эти меры приведут к сокращению потребительского спроса со стороны остальных слоёв населения.
|