Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ОТ АЛЬ-ФАРАБИ ДО ГЕГЕЛЯ




Аль-Фараби о человеке и обществе. Систему своих фило­софских взглядов, касающихся проблем метафизики и психологии, этики и социологии, Абу Наср аль-Фараби сформулировал в трудах "Взгляды жителей добродетель­ного города", "Гражданская политика" и "Назидания госу­дарственного деятеля".

Согласно аль-Фараби, "от небесных тел в результате их различных движений образуются элементы, после чего появляются растения, затем — бессознательные (с инстинк­том) животные и, наконец, — умные, с сознанием, существа. Под воздействием множества различ­ных сил формируются их индиви­ды". Человек — от природы явление общественное, он может жить и существовать только совместно с другими людьми; для удовлетворе­ния своих нужд, он прибегает к помощи других. Таким образом, жизненные потребности в нем вызы­вают чувство коллективизма и необходимость обмена информацией. Человек — это совершенная форма животных, которая может достичь своей цели при условии объединения и проживания вместе с другими.

Абу Наср Мухаммед ибн Тархан аль Фараби (870—950) — крупней­ший философ Востока, ученый-энциклопедист, представитель аристо-телизма. Родился в городе Отрар (Фараб), на берегу Сырдарьи. За исследование, толкование и дополнение трудов Аристотеля и Платона современники уважительно называли его "вторым учителем". Труды: "Философские трактаты", "Социально-этические трактаты". Основной труд аль-Фараби — "Второе учение" — не сохранился.

Аль-Фараби рассматривает семью как общество. Ее структура и методы управления схожи с общественным стро­ем и принципами его управления. "Дом состоит из определенных составных частей: муж и жена, родители и дети, господин и слуга. Тот человек, кто правит ими, уста­навливает связь между ними, использует их целенаправ­ленно — это хозяин (господин) дома и хаким. Каков хаким в городе, таков он и дома. (Тут надо понимать так: дом — семья, а город — общество.)"

Аль-Фараби рассматривает усовершенствованное об­щество в трех уровнях: совершенное (великое) общество (аль-узма); среднее общество (аль-ууста) и малое общество (ас-сугра). Все люди, населяющие планету, составляют великое общество, часть земли — среднее общество, а определенный город — малое общество. Такая система усовершенство­ванного общества построена ученым строго на логике и на общих и отдельных научных понятиях.

Аль-Фараби "городом" называет феодальное общество, объединяющее различные социальные слои, — город-госу­дарство. "Добродетельный город" — это идеальный город, система с единым ритмом работы, как организм человека. В нем главный орган, подобно сердцу, — градоначальник. Как низшие органы человека выполняют команды, поступающие от высших, так же и приказы и указания городского главы должны исполнять низшие классы. Аль-Фараби перечислил, какими достоинствами должен обладать городской глава. Ученый считал, что он должен был быть не только образо­ванным, но и глубоко верующим человеком. Такая точка зрения ученого характеризует его как сторонника теокра­тической монархии, однако в его трудах прослеживается приверженность идее коллегиального управления "добро­детельным городом".

Общественный договор и абсолютная власть. С началом Нового времени учения об обществе пополнились материа­листическими предположениями. В своем учении о праве и государстве Т. Гоббс отвергает идею создания общества по воле Всевышнего, защищая теорию общественного договора. Первое объяснение сущности общества в Новое время началось с концепции "естественного состояния" в соци­альной философии. Для Гоббса "естественное состояние" — это война против общества, "война всех против всех". Причина этого кроется в "абсолютной свободе", присущей изначально каждому человеку. В борьбе каждого за свою свободу люди "естественно" желают зла друг другу.

От этого состояния можно избавиться единственным пу­тем — посредством общественного договора. Это означает взаимный отказ граждан от противостояния за свою свободу, жизненные интересы и собственность. Гарантом их должно быть государство. Граждане обязаны отказаться от опре­деленной части своей "естественной свободы" и передать ее в руки государства, доверившись ему. Общество как государственный организм — "умирающий бог"; "все блага", буквально все и вся в его руках. Государственная власть — источник благовоспитанности и учтивости.

Томас Гоббс (1588—1679) — английский ученый, философ-материа­лист; жил в эпоху Английской буржуазной революции; развил меха­нический материализм; привел в систему материализм Ф. Бэкона; весь мир он воспринимал как скопище физических тел, подчиняющихся законам механических движений. Основные труды: "Философские элементы учения о гражданине" (1642) и "Левиафан" (1651).

Гоббс ставил охрану жизни отдельной личности выше государственных интересов. Однако у учения Гоббса и его последователя Дж. Локка были и противники. Таким образом, с конца XVII до конца XVIII в. параллельно существовали две точки зрения на общество: 1) общество — это искус­ственная структура, которая не сможет гармонизировать естествен­ные способности и навыки людей; 2) общество — это проявление и развитие стремлений и чувств людей, изначально являющихся обществен­ными; к тому же проявление, по сути, морально-этических норм.

Абсолютную монархию Т. Гоббс

считал самой совершенной формой

государства. Вместе с тем во многих комментариях он отводил значительное место и революционным идеям. Его идея — не рядовой монархический принцип, а предос­тавление безграничной власти государству. Концепция Т. Гоббса о власти не была созвучна интересам тех, кто в середине XVII в. готовил и осуществлял буржуазную рево­люцию, так как в его теории об обществе и государстве име­лись признаки объяснения общественных явлений с мате­риалистической точки зрения.

Гражданское общество и исторический прогресс.Со временем понятие "общество" стало рассматриваться шире, чем "государство". В общественной жизни определились сферы, куда государство не могло вмешиваться непос­редственно, например, семья, общественные организации, кооперативы. Исследования в этом направлении постепенно привели к понятию "гражданское общество".

Немецкий философ Г. Гегель в своей "Философии права" утверждает, что гражданское общество — это "разносто­ронняя система зависимости", где блага и правовая жизнь отдельной личности неотделимы от благ и прав всех осталь­ных людей, базируются на них, действуют в тесной связи и обеспечиваются ими. Государство — это инструмент, осу­ществляющий на практике свободу, являющуюся синтезом семейной морали и гражданского общества, "целью абсо­лютного разума".

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты