Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


МЫСЛИТЕЛИ ДРЕВНЕГО МИРА О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ




Древние мифы о человеке и обществе.На заре развития человечества знания об обществе, человеке и природе распространялись в форме мифов. Они существовали у всех народов, в них говорилось о происхождении того или иного народа, дальнейшем его росте и развитии, о предках и т. д. По жанру и объему, а также по содержанию мифы бывают различными. Обычно они связывают прошлое социальной среды с ее настоящим. Каждое поколение передает в них свои знания, религиозные верования, взгляды и свое мас­терство последующим поколениям. Таким образом, стрем­ление человека к самопознанию, выяснению своего проис­хождения, интерес к раскрытию тайн природы осущес­твляется через мифы, основной мыслью которых является идея всеобщего Создателя. Однако ее трактовка в мифах каж­дого народа своеобразна и индивидуальна.

Сюжеты древних сказаний, бытующих в народе с дав­них времен, связаны с названиями небесных тел, Земли, неба, населенных пунктов, происхождением родов и племен, с социальными и историко-героическими событиями, жизнью и деятельностью отдельных личностей.

Легенда о происхождении тюрков от Көк 6opi (Серого волка) давно превратилась в символику и бытует доныне. Примеры того, как крепко укоренились понятия кек 6өpi, жеті қат кек (семь небес), көк теңіз (синее море), көк аспан (синее небо), цвета и оттенки в них в сознании людей часто встречаются и сейчас.

Этногенные көк у древних народов, которые повествуют о происхождении казахов, наводят мысль людей на многое. Ведь в легендах о происхождении трех жузов, отдельных родов кроется немало истины. Имеются легенды о религии ислам и ее распространении среди казахов.

Древние философы о мире и о человеке. По утвержде­нию древнекитайских мыслителей, человек не является ни царем Вселенной, ни покорителем природы. Он не должен нарушать законы естественного развития материи и явлений, потому что они тысячами нитей связаны с самой природой и как ее частица в конечном счете срастаются с ней. Человек находится на "центральном серединном пути". Небо все блага Всевышнего посылает на землю.

В VI—V вв. до н. э. появилось учение, идеализирующее личность, живущую "не для себя", а ради общества. Понятие это было связано с идеями китайского философа Конфуция, жившего в 551—479 до н.э., и его последователей. По его учению, судьба человека определяется "Небом", люди делятся на "благородных" и "низких". В обществе должны господствовать гуманизм и милосердие. Требовалось торжество принципов: "помогай другим, достигай постав­ленной цели своими силами; чего не желаешь себе — не желай другим".

Рассматривая общество наравне с государством, Конфу­ций особое внимание уделял вопросам правильной органи­зации государственного строя. Государство "словно боль­шая семья, его правитель — "сын Неба" — равнозначен роди­телям. Правитель обязан быть и философом, и литератором, и ученым, и хорошим администратором.

Еще в античную эпоху высказывались различные мне­ния об обществе, человеке и его социальной сущности. Уче­ния мыслителей того времени — Сократа, Демокрита, Платона, Эпикура и других — различными путями сохра­нились в народе и дошли до нас.

Один из титанов античной эпохи Платон вел активную борьбу про­тив материалистических воззрений своего времени.

Платон (428/427—348/347 до н.э.) — древнегреческий философ, основатель объективного идеализма, автор более 30 философских диалогов. Труды: "Парменид", "Государство" и др.

Он стал изучать причины проис­хождения неравноправия между людьми и несправедливости в организации общественного строя. Высшей формой единения и совмест-

ной жизни является государство. Оно должно защищать от внешних врагов своих жителей и территорию. В своем учении об обществе Платон идеали­зировал аристократическое государство и его основным условием считал рабочий труд. В нем должны быть пра­вителями здравомыслящие, образованные, умные и мудрые люди. Платон их относит к высшей категории людей. Главная их цель — справедливость. Государство, опираю­щееся на справедливость, охраняется "стражами" и "воинами", принадлежащими ко второй категории. Оно обеспечивает людей материальными благами, создает условия для их духовного и творческого развития. Третью категорию людей составляют крестьяне и ремесленники. Они занимаются физическим трудом и производят необхо­димые предметы потребления. По утверждению Платона, интересы отдельного человека должны подчиняться интересам государства. Не государство существует для человека, а человек — для государства.

Обращая внимание на неполитические нужды людей, Платон отличает их от политических. Однако определенной части общества он оставил политические функции: защита населения и территории; установление порядка внутри страны, обеспечение структуры взаимосвязи между людьми, стремящимися к объединению в государство. Государствен­ный строй и человеческая душа схожи. С методологической точки зрения государство — это "макрос антропос", "человек-гигант". Между государством и семьей нет никакой разницы, и вторая входит в состав первого.

Великий мыслитель античной эпохи Аристотель высшей движущей силой считал ум и интеллект человека. Мудрость и способность мыслить присущи людям высших родов. Рабы — люди низшей категории, неполноценные граждане общества, не имеющие интеллекта и воли, поэтому они обя­заны работать под началом своих господ. Аристотель рас­сматривал государство как высшую форму власти, считая эти понятия равнозначными и взаимозаменяемыми. Харак­тер социальных связей определяется отношениями между господствующими и подчиненными. "Господство и под­чинение необходимы и полезны", так как люди от природы таковы: "одни созданы для господства, другие—для подчине­ния". Господство не должно быть использовано в интересах отдельного лица, оно должно служить обществу. Интересы гражданина подчиняются интересам государства.

Аристотель не был противником частной собственности. Опорой общества он называл средние слои, а имущество богачей рассматривал как богатства, "нажитые нечестным путем". Основные задачи общества, по мнению Аристотеля, состоят в том, чтобы не допустить установления безгранич­ной власти в государстве отдельной личностью, контроли­ровать граждан, преследующих личные выгоды и держать в постоянном повиновении рабов.

Аристотель (384—322 до н.э.) — древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, заложивший основы логики и других наук. Ученик Платона. Труды: "Политика", "Метафизика" и др.

Учение Коркыт-ата.Искавший, но не находивший вечную жизнь, Коркыт призывал людей не бояться трудностей и бороться с ними. В каждом деле он хотел видеть благо­родство и добро, проповедовал ду­ховную силу, которая смогла бы противостоять смерти. Он утверж­дал гуманизм, красоту, подчинение законам природы. Предупреждал о необходимости выхода из-под ярма повседневной суматохи, говорил о бесценности жизни и ее неповтори­мости.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 663; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты