КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИО диалектике и диалектическом методе. Философская картина мира строится через раскрытие сущности таких категорий (понятий), как бытие, субстанция, материя, форма, движение, время, пространство, через постижение их внутренней взаимосвязи. Философское мышление постоянно пульсирует, сталкивая между собой противоположности "мир — человек", "бытие — мышление", "материя — сознание", "природа — дух", "материя — форма", "историческое — логическое", "движение — покой" и т. д. Всеобщность, глубина и конкретность философской мысли непосредственно связаны с методом, применяемым для ее развертывания, иначе говоря, с методом мышления, с методом философствования. Таким надежным методом, ведущим теоретическое мышление по пути к истине и выстраданным всей историей философии и является диалектический метод. Термин "диалектика" (греч. dialegomai — "веду беседу", "спор") первоначально означал искусство ведения беседы, спора, дискуссии. Сократ понимал диалектику как искусство поиска истины путем сталкивания противоположных мнений. Его ученик Платон под диалектикой подразумевал метод анализа понятий, перехода от их частных смыслов к общему, достижения идей, раскрывающих истину самой действительности. В современном понимании диалектика означает теорию развития, мощное средство теоретического мышления, его всеобщий метод. Диалектика есть учение о всеобщих законах развития, логика теоретического мышления и методология познания. Древнегреческие философы, рассматривая мир в его целостности, утверждали, что все взаимосвязано со всем, все течет и изменяется, и тем самым заложили начала диалектического мышления, диалектического постижения мира, в то время мыслители обращали внимание на противоположности бытия и мышления, конечного и бесконечного, целого и части, истины и заблуждения, добра и зла, любви и вражды и ломали головы в поисках разрешения противоречий между ними. Исторические формы диалектики. Диалектику древнегреческих философов, представляющую собой первую историческую форму диалектики, называют стихийной диалектикой. Это обусловлено тем, что диалектические идеи древнегреческих философов (Гераклита, Парменида, Зенона и др.) не имели систематически развернутых доказательств и зародились в свое время как результат непосредственного целостного восприятия и разумения природы. Вторая историческая форма диалектики связана с именем великого немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля (1770—1831), виднейшего предбтавителя классической немецкой философии. Он первый в истории философии осуществил специальный анализ логического строя философской мысли, всесторонне обосновал диалектику как учение, открыв ее основные категории, принципы и законы. Так как философская система Гегеля носила объективно-идеалистический характер, его теорию мышления называют объективно-идеалистической диалектикой. К третьей исторической форме диалектики относится материалистическая диалектика К. Маркса. Диалектика как открытое учение, вбирая в себя достижения познания всего мира, науки и техники, общественной практики, продолжает развиваться и конкретизироваться, обретая соответствующую нынешней эпохе современную форму. Основные принципы диалектики.Любое теоретически развитое учение образует систему определенных понятий. При определении диалектики как учения о всеобщих связях, всеобщих законах развития, необходимо иметь в виду, что и она состоит из определенных понятий. Понятия диалектики, философии в целом называются категориями (греч. kate-goria — "высказывание"). Диалектика как учение представляет собой систему категорий, принципов и законов. Все содержание диалектического учения формулируется и передается через эти категории. Каждая категория отображает всеобщие, существенные, необходимые, закономерные отношения, свойства и связи действительности. Поэтому каждая внутренне взаимосвязанная группа категорий выражает всеобщие и сущностные закономерности, присущие самой объективной действительности. Основными принципами диалектики как теории являются: принципы всеобщей связи, развития, противоречия, целостности, детерминизма, единства исторического и логического, абстрактного и конкретного и т. д. Для примера рассмотрим первые два принципа из вышеназванных. Принцип всеобщей связи не ограничивается простой мыслью о том, что в мире все связано со всем. Устанавливается всеобщность, сущностность, содержательность связи, различаются ее виды, затем они конкретизируются в других принципах, в частности в принципе детерминизма. Принцип развития способствует раскрытию и формулировке сущности, внутренних причин и закономерностей развития и вместе с другими выполняет регулятивную функцию при построении системы категорий. Законы диалектики.Диалектика имеет множество законов и закономерностей. Основными законами являются: закон перехода количества в качество и, наоборот, качества в количество, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. Если мы говорим, что диалектика и есть теория развития, универсальное учение о всеобщих законах развития, то речь должна идти, прежде всего, об этих законах. Если закон взаимосвязи количества и качества раскрывает внутренний механизм развития, иначе говоря, показывает, как возникает новое качество, то закон единства и борьбы противоположностей открывает внутренние причины и движущие силы, источник развития, отвечая на вопросы, почему, по какой причине оно происходит. Закон отрицания отрицания объясняет связь поступательности и повторяемости, преемственность в процессе развития. Из этой краткой характеристики выступают некоторые черты диалектической концепции развития. Развитие здесь предстает как очень сложный, полный противоположностей и противоречий целостный процесс. Закон взаимоперехода количества и качества. Согласно диалектической точке зрения, развитие есть переход от одного качества к другому, возникновение нового качества. Невозможно было бы говорить о развитии, если бы не возникали вещи и явления, обладающие новым качеством. Но как возникает новое качество? Каждый предмет имеет свое качество и свою количественную определенность. Качество—это то, что делает предмет тождественным самому себе, его внутренняя определенность, совокупность его главенствующих свойств; именно благодаря этому мы, сравнивая предметы между собой, уподобляем или различаем их друг от друга. Предмет, лишенный своего качества, перестает быть данным предметом, исчезает его бытие в этом облике, он превращается в другой предмет. Количественная определенность представляет собой всеобщую характеристику предметов, явлений и процессов, относительно нейтральную к их конкретному содержанию и качественной природе, показывающую величину их свойств, выражаемую через число. Для того чтобы сравнивать предметы по их количеству, необходимо прежде определить их качеству, т. е. найти присущую им однородность, которая была бы основанием для их сравнения. Качество представляет собой относительно неизменную, а количество, наоборот, изменчивую определенность вещи, предмета. Изменение качества вещи означает потерю ею своего состояния как данной вещи. Изменение количественных характеристик вещи не приводит сразу и непосредственно к потере вещью своего качества. Только тогда, когда количественные изменения превышают некоторый предел, вещь теряет свое качество, превратившись в нечто другое. Между качеством и количеством вещи наличествует определенная глубокая связь, единство, что характеризуется понятием меры. Мера есть единство качества и количества. Великий диалектик Гегель определял меру "как качественное количество" или, что то же самое, как "количественное качество". Сущность закона перехода количественных изменений в качественные раскрывается именно через категорию меры. В мире (в природе, обществе, в человеческом познании) первоначально еле заметные, постепенные количественные изменения, в конце концов накапливаясь, при превышении границ меры приводят к качественным изменениям предмета. Такой переход от одного качества к другому называется скачком. В качестве примера всего сказанного по поводу данного закона можно привести периодическую систему химических элементов. Каждый химический элемент имеет свое качество, — это известно всем. Вместе с тем каждый из них имеет свои количественные характеристики (атомный вес, валентность и т. д.). Переход от одного химического элемента к другому и есть пример качественного изменения, т. е. самого что ни на есть скачка. В основании этого качественного изменения, как известно, лежат количественные изменения, имеющие место во внутренней структуре атомов (изменение числа протонов и нейтронов в ядре и электронов во внешней электронной оболочке). Этот пример, как бы он ни казался наглядным, доказательным, показывает лишь единичный случай. Рассматриваемый же закон развития, как и любой закон вообще, является всеобщим и сущностным законом развития, имеющим место и в неживой природе (например, превращение одной элементарной частицы в другую), и в живой природе (переход от одного вида животных и растений к другому), и в обществе (переход от одной формации к другой), и в человеческом познании (переход от одной теории к другой). Закон единства и борьбы противоположностей. Для раскрытия содержания этого закона диалектики следует рассмотреть соотношение таких категорий, как тождество, различие, противоположность, противоречие, разрешение противоречия. Каждая вещь, каждый предмет в определенном смысле равен самому себе, тождествен, устойчив. Это обстоятельство имеет огромное значение для познания мира. Если бы вещи и явления претерпевали непрерывные изменения, преобразования, были неустойчивыми, тогда было бы очень трудно различать их друг от друга и классифицировать. Благодаря их относительному постоянству, тождеству, мы можем высказывать свои суждения и мысли о них. И в природе, и в обществе нет таких объектов, которые никак не изменялись бы, не подвергались бы тем или иным воздействиям. Все изменяется, движется. И под землей, и над землей, и в небе, и в мире животных, и в организме человека, и в обществе, и в человеческом познании происходят непрерывные изменения. В действительности нельзя абсолютизировать ни одну из противоположных сторон — ни тождество, устойчивость, ни изменение и появляющееся в результате различие. Устойчивость и изменчивость, тождество и различие взаимосвязаны и взаимоположены. Поэтому в диалектическом понимании не бывает тождества без различия, постоянства без изменения; одно содержит в себе свое другое. Различие в дальнейшем изменении объекта становится все более разительным и может превратиться в противоположность. И на самом деле, развитие науки и практики показывает, что действительность полна противоположностей. Примеры противоположностей часто встречаются и в истории развития науки. В математике — чет и нечет, плюс и минус, дифференциал и интеграл, конечное и бесконечное; в физике — действие и противодействие, притяжение и отталкивание, положительный и отрицательный заряды, противоположные полюсы магнитартастица и волна, определенность и неопределенность; в химии — анализ и синтез, ассоциация и диссоциация; в биологии и медицине — жизнь и смерть, ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, здоровье и болезнь и т. д. В диалектике под противоположностью понимаются такие стороны, свойства или признаки целостного явления, процесса, которые в одно и то же время и отрицают, и полагают друг друга. Стороны диалектической противоположности не могут существовать друг без друга, они взаимозависимы, взаимно дополняют друг друга, образуя некоторую целостность. Только во взаимосвязи и взаимодействии они образуют диалектическую противоположность. Если целостность будет нарушена, связь прервана, а взаимодействие остановлено, то и противоположность будет разрушена и поделена на две безразличные друг другу нейтральные стороны. Поэтому диалектическим противоположностям единство присуще изнутри. Они, взаимодействуя между собой, могут взаимно превращаться друг в друга, меняться местами. Такое глубокое внутреннее взаимоотношение противоположностей, то, что они могут взаимо-превращаться и меняться местами, называется в диалектике борьбой. Единство противоположностей относительно, преходяще, временно, а их борьба — абсолютна, вечна. Ибо и развитие вечно, абсолютно, оно никогда не может быть остановлено или завершено. Единство и борьба противоположностей в их целостности обозначается понятием диалектического противоречия. Противоречие обостряется и разрешается, достигнув своего созревания, таким образом, явление или процесс поднимается на новую ступень, возникает новое явление. Значит, развитие всегда полно противоречий. Без противоречия не может быть развития. Разрешение противоречия — лишь один из важнейших моментов процесса развития. Вместо него возникает новое противоречие, оно тоже разрешается, и, таким образом, происходит дальнейшее развитие. Развитие — вечное, универсальное явление. А противоречие — источник развития, его внутренняя причина, движущая сила. В общественной жизни, в человеческой практике, в развитии науки противоречия возникают и разрешаются. Верное обнаружение противоречий, раскрытие их природы, создание удобных для их созревания условий, их своевременное разрешение, не доводя до кризисов и конфликтов, — большое искусство, требующее знаний, мастерства, творчества. Для раскрытия содержания закона отрицания отрицания мы должны прибегнуть к помощи таких понятий, как отрицание, снятие, поступательность, отрицание отрицания, повторяемость, преемственность. Как бы то ни было, развитие имеет свое начало, исходный пункт. Что же приходит на смену ему, как продолжается процесс развития? В определенном смысле развитие предполагает непрерывное изменение, обновление, отрицание. Например, в развитии человечества на место одного поколения приходит другое, таким образом, происходит смена поколений. Смена поколений, как известно, не представляет собой прямолинейного, непосредственно поступательного движения вперед, а есть сложный и противоречивый процесс. Диалектическое отрицание показывает, что между ступенями развития имеется глубокая закономерная связь. Отрицание не есть отбрасывание того, что существует, как совсем ненужное, не есть разрушение старого и возведение на его месте чего-то совершенно нового, и, таким образом, оно не означает разведения нового и старого в разные стороны, т. е. разрыва связей между ними. Такое отрицание называют метафизическим отрицанием Оно не дает возможности для глубокого понимания развития, не ведет к раскрытию его существенных взаимосвязей. В диалектическом понимании отрицание означает "снятие" всего жизнеспособного в существующем, не разрушая его до конца, деликатное сбережение всех прогрессивных его сторон во благо развитию. Вместе с тем отрицание есть движение вперед, избавление от всего устаревшего, отсечение всего отжившего. Этим цикл развития не заканчивается, начинается отрицание отрицания. Результат первого отрицания через некоторое время, в свою очередь, подвергается также диалектическому отрицанию, процесс развития заходит на новый виток. Второе отрицание в определенном смысле противоположно первому, а потому его результат воспринимается как возвращение назад к исходному пункту. Однако это не механический возврат к старому, не простое повторение, а продвижение вперед, обновление, переход к более высокой ступени развития и вместе с тем повторение некоторых черт старого в обновленном виде. И тогда выясняется, что развитие не есть непосредственно^- прямолинейное движение вперед, не цикличное движение, повторяющее одно и то же (состояние, качество). Учитывая все это, в качестве наглядной схемы развития используется сложная кривая — спираль, где налицо и поступательность, и повторяемость. Поступательность, движение вперед здесь изображается как восхождение вверх по виткам спирали, а повторяемость — как движение по кругу, но на новой ступени. Линия развития не прерывается, а преемственно восходит на новые витки. Каждая ступень развития предстает как новообразование, вместе с тем она преемственно связана с предшествующими и является их продолжением. Преемственность представляет собой один из важных моментов развития, одну из его граней. Одним из проявлений этой преемственности является повторяемость, другим же — непрерывная связь между ступенями развития. Благодаря тому, что линия развития не прерывается, стебелек, подпитываемый своим корнем, основанием, вырастая, расцветает, дает завязь и приносит зерна; зерно снова прорастает, попадая в почву, и так весь процесс повторяется вновь. Как в преемственной смене поколений имеет место продолжение рода человеческого, так преемственность в культуре осуществляется через обряды и традиции. И в познании существует преемственность. Так, например, выяснилось, что между сменяющими друг друга физическими теориями имеет место внутренняя преемственная связь, и это получило свое выражение в принципе соответствия Н. Бора. Кроме названных основных законов, диалектика располагает множеством категорий, выражающих всеобщие связи и отношения предметов, явлений и процессов. Они, как уже указывалось выше, отображают в качестве форм мышления наиболее существенные, закономерные взаимосвязи всего содержания Мира и Человека в нем. К основным категориям диалектики относятся общее и единичное, сущность и явление, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и действительность, целое и часть и др.
Глава П. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА
|