КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯЧеловек. Природа. Вселенная. Мир.Человек рождается и живет в лоне природы и все, что ему необходимо, он черпает из ее недр. Природная среда представляет собой необходимую предпосылку человеческого существования. Когда говорится о природе, мы, чаще всего, имеем в виду поверхность Земли, еенедра и горы, воду и воздух и всеестественные явления, которые происходят на ней и которые так или иначе воздействуют на человека. В данном случае мы имеем дело с пониманием природы в узком смысле. В широком смысле термин "природа" употребляется в одном ряду с такими понятиями, как Вселенная, мир, материя, бытие. Первоначально считалось, что Земля находится неподвижно в центре Вселенной, а другие небесные тела вращаются вокруг нее. Впервые это предположение было сформулировано древнегреческим ученым Птолемеем (приблизительно 90—160 н. э.), поэтому его называют геоцентрической (греч. heos — "земля") системой Птолемея. Позже в процессе развития науки его сменил гелиоцентрический (греч. helios — "солнце") взгляд, согласно которому не Земля, а Солнце находится в центре, Земля же вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца. Его впервые высказал великий среднеазиатский мыслитель А. Бируни (973—1048), а в Европе обосновал и ввел в научный оборот польский ученый Н. Коперник (1473—1543). Д. Бруно (1548—1600) выдвинул научную гипотезу, согласно которой каждая звезда — своеобразное Солнце, вокруг которого складывается своя вселенная, а потому число вселенных бесконечно. Из этого вытекает, что представление о центре мира ложно, ибо говорить о центре бесконечного становится бессмысленным. Наряду с развитием наук, изучающих строение Земли, ее недра и поверхность (геофизика, геология, география и т. д.), продолжают успешно развиваться науки, исследующие Космос (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космонавтика и т. д.). Все более конкретизируется понятие Вселенной, появились такие понятия, как Галактика, Метагалактика. Ныне понятие Вселенной считается одним из основных понятий естественнонаучного познания. Современная наука утверждает, что Вселенная возникла около 15—18 млрд. лет тому назад в результате так называемого "Большого взрыва" чрезвычайно плотного первоатома и продолжает до сих пор эволюционировать, расширяться в пространстве. Эти представления выражаются в таких понятиях, как "расширяющаяся Вселенная", "эволю-ционизирующаяся Вселенная", "развивающаяся Вселенная" и т. д. В процессе эволюции сначала, в результате микропроцессов, появляются элементарные частицы, которые взаимодействуя образуют ядра и атомы, возникают вещественные образования, планеты, планетарные системы, галактики... Чтобы показать эту эволюцию во временном разрезе, можно использовать масштаб, предложенный американским астрономомXX в. К. Саганом, где все время возникновения и развития Вселенной приравнивается условно к одному году. Тогда 15 млрд. лет, в течение которых происходила эволюция Вселенной, тождественны одному году, а 1 сек при таком масштабе будет равна примерно 500 годам. И перед нами возникает следующая наглядная картина: "Большой взрыв" начинается 1 января в 0 ч 0 мин 0 с; галактики возникают как система к 10 января. И далее расчеты показывают, что Солнечная система зарождается 9 сентября, Земля —14 сентября, жизнь на поверхности Земли — 25 сентября, океанический планктон — 18 декабря, первые рыбы —19, динозавры — 22, млекопитающие — 26, первые птицы — 27, приматы — 29, гоминиды — 30 декабря. Когда же возникают первобытные люди? По подсчетам К. Сагана, они появляются 31 декабря в 10 ч 30 мин вечера. Согласно этому масштабу, история человечества во Вселенной имеет всего лишь полуторачасовую продолжительность. Таким образом, современная наука рассматривает Вселенную в целом с позиции эволюционного подхода и понимает ее как высокоорганизованную систему систем, пронизанную едиными закономерностями функционирования и развития. В этой научной картине мира происхождение человека изображается как закономерный момент эволюции Космоса. Тогда человек предстает не как нечто случайное, неизвестно откуда взявшееся в этой Вселенной, а как существо неизбежное, необходимо родившееся из ее недр по естественным законам развития, изнутри связанное с ней. Совокупность этих научных представлений называютвзаимодействуя образуют ядра и атомы, возникают вещественные образования, планеты, планетарные системы, галактики... Чтобы показать эту эволюцию во временном разрезе, можно использовать масштаб, предложенный американским астрономомXX в. К. Саганом, где все время возникновения и развития Вселенной приравнивается условно к одному году. Тогда 15 млрд. лет, в течение которых происходила эволюция Вселенной, тождественны одному году, а 1 сек при таком масштабе будет равна примерно 500 годам. И перед нами возникает следующая наглядная картина: "Большой взрыв" начинается 1 января в 0 ч 0 мин 0 с; галактики возникают как система к 10 января. И далее расчеты показывают, что Солнечная система зарождается 9 сентября, Земля —14 сентября, жизнь на поверхности Земли — 25 сентября, океанический планктон — 18 декабря, первые рыбы —19, динозавры — 22, млекопитающие — 26, первые птицы — 27, приматы — 29, гоминиды — 30 декабря. Когда же возникают первобытные люди? По подсчетам К. Сагана, они появляются 31 декабря в 10 ч 30 мин вечера. Согласно этому масштабу, история человечества во Вселенной имеет всего лишь полуторачасовую продолжительность. Таким образом, современная наука рассматривает Вселенную в целом с позиции эволюционного подхода и понимает ее как высокоорганизованную систему систем, пронизанную едиными закономерностями функционирования и развития. В этой научной картине мира происхождение человека изображается как закономерный момент эволюции Космоса. Тогда человек предстает не как нечто случайное, неизвестно откуда взявшееся в этой Вселенной, а как существо неизбежное, необходимо родившееся из ее недр по естественным законам развития, изнутри связанное с ней. Совокупность этих научных представлений называют "антропной" гипотезой Вселенной, ибо создается такое впечатление, будто каждый последующий период в развитии Вселенной содержит в себе предпосылки для возникновения в конце концов жизни и далее человека с его разумом. И тогда возникает мысль о том, что человек, закономерно родившийся из недр Вселенной, должен жить, не нарушая ее гармонии, стремиться познать ее глубины и в дальнейшем развитии подчинять всю свою деятельность меркам этой единой всеохватывающей гармонии. Эту идею, охватывающую весь Космос, называют учением универсального эволюционизма. Научная и философская картины мира. Понятие Вселенной, о которой речь шла выше, — это научное понятие, понятие современной астрофизики и тесно связанной с нею космологии. В современной науке обосновываются выводы о конечности Вселенной во времени и пространстве. Если Вселенная конечна, то что же произойдет с нею? Что было до появления Вселенной и что будет после ее конца? — такого рода, вопросы, естественно, возникают. Религия отсылает к Богу, утверждая, что именно Бог сотворил эту Вселенную. В качестве одного из аргументов в пользу подобного положения используется известный в науке факт расширения Вселенной в пространстве, которое происходит с вполне определенной скоростью, и утверждается, что Бог все еще продолжает творить Вселенную. Другие, проявляя осторожность, избегают крайних выводов и заявляют, что это тот предел, до которого пока дошла наука. Развитие ее, вполне вероятно, может привести к еще более сложным, не укладывающимся в нынешние взглядам и картинам, и призывают к разумной сдержанности. Философия же рассматривает эту ситуацию с общетеоретической позиции, с высоты универсальных понятий, таких, как мир, материя, субстанция, бытие, сознание, дух и т. д. Понятие Вселенная, таким образом, является одним из общих понятий научного познания. Мир бесконечен и беспределен, он вечен был, есть и будет всегда. Мир един и уникален в своем роде. Человек стремится познать его, развивает различные научные теории и на их основе строит научную картину мира, которая со временем изменяется и дополняется. Познание бесконечного мира предполагает бесконечный во времени процесс познавания, и человечеству не дано постичь его исчерпывающим образом. А потому всегда существует необходимость в общей философской картине мира, которая никогда не теряет свою актуальность. Исторически философская картина мира возникла раньше научной. Так, например, древнегреческие натурфилософы милетской школы VI—V вв. до н.э. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор и др.) понимали мир как единый Космос, которому присущ определенный порядок, закономерный характер. Они были заняты поисками пер- вопричин и первоначал мироздания, где все связано со всем, все течет и все меняется, сохраняя в то же время свою целостность. Все эти утверждения в совокупности составляют первую философскую картину мира. Тогда еще не было развитых научных знаний. Но уже имевшиеся элементы различных математических, физических, астрономических, биологических и т. д. знаний синтезировались этой философской картиной и входили в нее. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Монизм и дуализм.Понятие "мир" всеобъемлюще, нет более широкого по объему понятия. Понятие Вселенной выражает лишь один из его научных срезов, а потому оно логически подчинено понятию мира. И природа, и общество, и человек входят в понятие мира. Понятие же Вселенной выражает научно-космическую картину мира. Понятия "мир" и "человек" в определенном смысле предстают как самые основательные и в то же время полярно противоположные понятия. Мир, как уже говорилось, бесконечен, един, а человек, хотя и кажется всего лишь маленькой частичкой его, тем не менее воплощает собою его специфическую часть. Он чувствует, осознает мир, стремится распознать его, в своей практической деятельности изменяя его, изменяется и сам. Он стремится мысленно охватить мир в целом, постоянно осмысливая жизненные проблемы, свое отношение к миру и, наоборот, отношение мира к себе, находясь в непрестанных поисках ответов на эти и подобные им вопросы. Эти проблемы называются мировоззренческими. До возникновения философии они, так или иначе, ставились и решались с позиций мифологии и религии. Философиявозникла на определенной ступени развития человека и общества (когда общество разделилось на классы и появились первые государства, когда в результате разделения труда возникло противопоставление физического труда умственному) почти одновременно (в VI—V вв. до н. э.) и независимо друг от друга в трех очагах мировой цивилизации — Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. Отличие философии от мифов и религий состоит в ее теоретичности: если миф опирается на легенды и сказки, а религия непосредственно на веру, то философия основывается на знаниях, она стремится постичь причины явлений, дать общее понимание целостного мира. Поэтому философскому познанию присущи всеобщность и универсальность, всесторонность. Философия постоянно ставит вечные проблемы: об основах мироздания, месте человека в мире, смысле человеческой жизни, природе его ума-разума, познавательных способностях и т. д. — и направляет мысль на их разрешение, придавая человеческому миропониманию систематический характер. В основании философского мировоззрения находятся понятия бытия и мышления. Мир есть и вне его нет ничего — утверждаем мы. За этими выражениями "есть — нет", "существует — не существует" — скрывается проблема бытия. Первыми в истории философии эту проблему поставили древнегреческие философы Парменид (около 540—483 до н. э.) и Зенон (около 490—430 до н. э.). Согласно их учению мир есть, ему присуще бытие; бытие вечно, постоянно, неизменно, едино, неделимо. Небытия нет, оно преходяще, смертно, делимо, разложимо. Бытие познаваемо только силою мышления, поэтому бытие и мышление тождественны. Небытие же немыслимо, при попытке осмыслить его возникают неразрешимые противоречия, следовательно, "небытие" ложно, а вместе с ним ложны и движение, и делимость. Истина в бытии, а ему присущи целостность и непреходящее постоянство, оно не исчезает и не возникает из ничего. Вопрос, который определяет природу философского мировоззрения, его суть и сущность, относится к рефлексивному (лат. reflexio — "обращение назад", "отражение") отношению бытия и мышления вообще. Вопрос о взаимоотношении бытия и мышления называют основным вопросом философии. Объективное бытие, иначе говоря объективная реальность, обозначается понятием материя, а субъективное бытие (человеческие мысли, чувства) — понятием сознание. Бытие и мышление, материя и сознание — в один ряд с этими понятиями, в тесной связи и единстве с ними можно ставить понятия природа и дух. Иногда философы понятия бытие, материя, природа обозначают общим понятием материальное, а понятия мышление, сознание, дух — общим понятием идеальное. Философы, утверждающие, что в основании мира лежит материальная субстанция (лат. substantia — "сущность", "основа"), относятся к материалистам, а те, кто считает таковым основанием идеальную субстанцию, относятся к идеалистам Основные направления в философии называются соответственно материализмом и идеализмом. Эти два направления относятся к последовательно монистическим (греч. monos — "один", "единственный") направлениям, так как они признают только одну субстанцию (или материальную, или идеальную), а все остальное выводят из нее. Тех философов, которые утверждают наличие двух, не зависящих друг от друга, находящихся рядом друг с другом субстанций, называют дуалистами (лат. аиа—"два"), а развитое на такой основе учение называют философским дуализмом Признание множественности субстанции относится к философскому плюрализму (лат. pluralis —"множественный"). Предмет философии и ее основные разделы. Считается, что термин "философия" впервые употребил древнегреческий философ и математик Пифагор (VI в. до н. э.). Этот термин, состоящий из двух слов (греч. phileo — "люблю", sophia — "мудрость"), первоначально означал "любовь к мудрости". В современном смысле философию можно определить как общее учение о бытие в целом. В этом определении основной упор делается на категорию бытия. Если учесть, что категория бытия — категория весьма пространная, то становится понятной всеобщность, универсальность предмета философии, а также весьма высокий уровень абстрактности ее категорий. Раздел философии о бытие вообще называется онтологией, о природе — философией природы, о человеке — философской антропологией, об обществе — социальной философией, о мышлении — логикой, о познании — теорией познания (или гносеологией), о культуре в целом — философией культуры. Этот ряд может быть дополнен этикой (учением о нравственности) и эстетикой (учением о прекрасном). Еще одной составной частью философии является ее история. История философии и философия едины, их нельзя противопоставлять или отделять друг от друга. Истина философии в ее истории, только надо уметь логически, последовательно искать и находить ее, очистив от исторических случайностей. История философии — полная глубоких мыслей и гениальных догадок сокровищница духовных богатств. Недаром философов, главных действующих лиц истории философии, называют учителями человечества. Если первым учителем считается великий представитель древнегреческой философии Аристотель (у которого были свои предшественники — Демокрит, Сократ, Платон и др.), то Абу Наср алъ-Фараби, гений из Отрара, назван вторым учителем Востока. И великие философы, жившие после них, в том числе Ф. Аквинский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант, Ф. Вольтер, Г. Гегель, К. Маркс, А. Шопенгауэр, С. Къеркегор, Ф. Ницше, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, К. Поппер и многие другие, также достойны этого высокого звания.
|