КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЧЕТЫРЕХМЕРНЫЙ МИРПонятие материив философии. Философский анализ бытия материального мира предполагает углубленное рассмотрение понятия материи. Так как это понятие является одним из центральных в философии, будет правомерным начать с выяснения его определения. Первоначально оно означало собой простые элементы, составляющие основы действительного мира. Древние философы в качестве таковых элементов выдвигали совокупность простых веществ, таких, как вода, воздух, огонь или минералы. Все состоит из этих элементов и снова разлагается, превращаясь в них же. Древнегреческие философы Левкипп (500—440 до н. э.) и Демокрит (460—370 до н. э.) считали, что в основе всех вещей и явлений лежат невидимые мельчайшие, далее неделимые частицы-атомыИ пус- тота. Из атомов, несущихся в пустоте, и из их соединений возникают все вещи и явления; считалось, что конечной причиной всего в мире является движение атомов в пустом пространстве и их взаимодействие. Аристотель рассматривал материю в ее единстве с формой. По его мнению, материя представляет собой входящий в состав вещей и явлений пассивный, инертный материал, а форма — активное начало. Каждая вещь есть единство материи и формы, материя указывает на то, из чего она состоит, на ее материальную причину, форма же — на то, какова она есть, т. е. на ее сущность, следовательно, она есть ее активная формирующая (формальная) причина. Значительно позже, в XVII—XVIII вв., когда началось ускоренное развитие науки (математики, механики, других естественных наук), под материей подразумевали атом как далее неделимую элементарную частицу вещей. В конце XIX в., когда было установлено, что атом имеет сложное внутреннее строение, выяснилось, что такое понимание материи было ошибочным. Революционные открытия, имевшие место в конце XIX— начале XX в. в естествознании, в особенности в физике (открытие электрона, радиоактивности, рентгеновских лучей, построение А. Эйнштейном (1879—1955) специальной и общей теории относительности и т. д.), выдвинули вопрос о пересмотре понятия материи и четком разделении этого понятия и постоянно изменяющихся научных представлений о строении и свойствах материального мира. Согласно определению В. И. Ленина (1870—1924), продолжателя материалистического учения К. Маркса в новых исторических условиях, философское понятие материи обозначает вне и независимо от нашего сознания существующую, т. е. объективную реальность. Из этого определения становится понятно, что материя не есть некий особый предмет среди бесконечного множества вещей и предметов, неделимый атом или элементарная частица и т. д., а объективная реальность, объективное бытие бесконечно разнообразных вещей и предметов. Это и есть общее философское определение материи, не сводящее ее к каким-то конкретным свойствам или предметам. Научные представления о строении и свойствах материи постоянно изменяются и развиваются. Закономерно, что появляются и все более углубляются научные гипотезы и теории о внутренней структуре материи, ее новых видах, свойствах, закономерностях. Если в физике с XVII до второй половины XIX в. господствовал механистический взгляд, а вслед за этим возникли электромагнитная, затем квантово-релятивистская картины мира, то сейчас ученые нацелены на раскрытие внутренней взаимосвязи четырех видов фундаментального взаимодействия (слабое, электромагнитное, сильное и гравитационное), присущих неорганической материи. Развитие микрофизики (число так называемых "элементарных" частиц, например, перевалило за 300), астрофизики, современной биологии, медицины, космонавтики, электрон но-вычислительной техники, а также других отраслей науки и техники конкретизирует наши представления о материи, открывая все новые ее грани и сущностные характеристики. Материя объективная реальность, бесконечна, безгранична и неисчерпаема. Каждый отдельный объект материального мира определяется своими внутренними связями, характеризующими его самостоятельное бытие. Благодаря внутренним взаимодействиям составные части объекта образуют некоторую целостность, вещь обретает свою форму; отдельные вещи, явления, процессы, вступая во взаимодействие с другими явлениями и процессами, могут образовывать различные системы, претерпевать разнообразные изменения. Эти многоразличные изменения характеризуют специфику бытия материального мира. Если взять общественную жизнь, то взаимоотношения людей друг с другом, взаимосвязь социальных систем, системное развертывание общественных отношений, взаимодействие экономической, социальной, политической, правовой и других сфер, и как результат их сложная трансформация, — все это может послужить наглядным примером вышеизложенного. Философский смысл движения. Многоразличные изменения, происходящие в материальном мире, выражаются понятием движения. В философском смысле под движением понимают изменение вообще. Например, перемещение тел в пространстве относится к механическому движению. Все изменения, имеющие место в результате взаимодействия вещей, — геофизические процессы в Земле, термоядерные процессы на Солнце, взаимодействие нейронов в человеческом мозгу, взаиморасположение небесных тел и т. д. и т. п. — являют собой конкретные примеры движения. Движение— способ существования материи. Материи без движения не существует, они внутренне взаимосвязаны. Так же, как не бывает материи без движения, нет и движения без материи. Если мы говорим, что протяженность материи в пространстве бесконечна, а существование ее во времени вечно, то в этом же смысле движение материи абсолютно. Все движется, все изменяется, и вне этого вечного движения ничто не существует. Учитывая эту внутреннюю неразрывную взаимосвязь материи и движения, в философии принято считать, что движение есть внутренне присущее материи, неразрывное от нее свойство, ее атрибут (лат. attribuo — "придаю", "наделяю"). Движение и его виды. Движение материи неоднородно, имеется достаточно много его видов, качественно отличающихся друг от друга. На основе достижений философии и науки периодически ставится и конкретизируется решение проблемы классификации форм движения материи. Так, к концу XIX в. Ф. Энгельс, всесторонне рассмотрев эту проблему, определил пять основных видов движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. В современной науке в исследовании соотношения физической, химической, биологической форм движения материи имеют место существенные, качественно новые открытия. На основе применения методов биологии и медицины, физики и химии, ученые, глубоко проникнув во внутреннюю структуру живого, вплотную подошли к решению вопроса о возможностях искусственного его преобразования (например, методом "клонирования"). Опираясь на достижения современной науки, можно рассматривать вопрос о формах и видах движения материи следующим образом. К видам движения, присущим неорганической природе, принадлежат: — перемещения в пространстве (т. е. механическое движение), движение элементарных частиц и полей; — движение атомов и молекул, их взаимопревращения (включая химическое движение), структурные изменения, присущие макротелам (теплота, электромагнитные явления, звуковые колебания, изменение агрегатных состояний тел и т. д.); — геологические процессы; — движение космических систем, входящих в структуру Вселенной (планет, звезд, галактик, метагалактик). Виды движения, относящиеся к живой природе: обмен веществ, процессы отражения, упорядочения, управления и размножения, имеющие место в живых организмах, различные взаимоотношения, складывающиеся в биоценозах и в других экологических системах, взаимодействие биосферы в целом с природой Земли и обществом. К общественной форме движения материи относятся разнообразные проявления человеческой деятельности, присущие только человеку высшие виды отображения и практического преобразования действительности. К примерам общественного движения относятся экономические, социально-политические процессы и явления, различные меры поддержки или, наоборот, неприятия процессов, происходящих в общественной жизни (например, действий власть имущих), митинги, шествия, пикеты, восстания, перевороты, войны, действия национально-освободительной или демократической направленности и т. п. Бесконечный и вечный мир. Материя существует в пространстве и во времени. В философии имеется утверждение о том, что пространство и время являются основными формами существования материи. Согласно этому положению, нет пространства и времени без материи и, наоборот, нет материи вне пространства и времени. Вещи и явления имеют протяженность в пространстве и, находясь на определенном расстоянии друг от друга, вступают во взаимодействие. Отношения их в пространстве мы выражаем в словах: "выше — ниже", "левее — правее", "впереди — сзади" и т. д. Пространство — объективная, т. е. не зависящая от сознания человека форма существования материи. Известно, что ему присущи три измерения: длина, ширина, высота. В истории философии и науки сложились, в связи с понятием пространства, две теоретические концепции. Согласно субстанциальной концепции пространство существует само по себе, без какого-либо отношения к материальным объектам, независимо от них, оно есть бесконечная во всех направлениях пустая протяженность. Материальные процессы протекают в нем, занимая то или иное определенное место и вступая во взаимодействия, однако ни пространство на эти процессы, ни они на пространство не оказывают никакого воздействия. Такой взгляд имелся в учении древнегреческих атомистов и был реализован в механике И.Ньютона (1643—1727). Согласно второй, реляционной концепции (лат. relativus — "относительный") пространство не существует без материальных объектов (предметов, процессов, явлений) и вне их, в определенном смысле пространство есть особая форма, возникающая из их взаимоотношений. В свое время объективно-идеалистический вариант такой концепции развивал немецкий философ Г.Лейбниц (1646—1716), который вступил в дискуссию с ньютоновским воззрением. Современная наука (в особенности теория относительности А. Эйнштейна) во многом поддерживает реляционную концепцию, доказывая, что геометрические свойства пространства зависят от физических процессов, протекающих в нем, выражая эту зависимость на определенном математическом языке (используя неевклидову геометрию). Если пространство указывает на сосуществование протяженных вещей и явлений, то время—понятие, выражающее сменяемость явлений, чередование их одно за другим, их длительность. Время также объективная форма существования материи; оно имеет лишь одно измерение: от прошлого к настоящему, а от него к будущему, а потому время необратимо. Имеются две философские концепции времени. Согласно субстанциальной концепции время существует само по себе, независимо от каких-либо предметов, разнообразные процессы происходят, не оказывая никакого влияния на него и не испытывая какого-либо воздействия с его стороны. В рамках реляционной концепции время есть специфическая, возникающая из взаимоотношений материальных объектов форма, отличная от пространства и вместе с тем взаимосвязанная с ним и выражающая длительность явлений. В теории относительности А. Эйнштейна пространство и время объединяются, образуя четырехмерное пространство — время. Время, как и пространство, оказывается зависимым от физических процессов, а именно от напряженности гравитационного поля: чем она выше, промежуток времени сокращается, и наоборот. В современной философской литературе широко используются такие выражения, как физическое, биологическое, социальное пространство и время, и соответствующие им понятия. Этим понятиям присущ свой смысл, они имеют свою область применимости. Отсюда мы видим, что, во-первых, реляционная концепция пространства и времени все более укрепляет свои позиции в науке и практике и, во-вторых, понятиям пространства и времени наряду с философской всеобщностью присущи конкретность, качественное многообразие, и все богатство их содержания нельзя сводить только к их физико-математическим характеристикам.
|