КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИПонятие сознания. Что же собою представляет сознание в его целостности? В чем его сущность? Каково отношение сознания к бытию вообще? В истории философии в этой связи выдвигались различные взгляды и точки зрения. Религиозная философия рассматривает сознание как дар Божий, которым Бог наделил человека с его рождения, и тогда вопросы о его возникновении и формировании отпадают как бы сами собой. С этой позиции невозможно раскрыть сущность сознания, так как человек с его сознанием является результатом Божественного творения. Некоторые философы-идеалисты, считая, что чистый ум, разум вечны, склонны абсолютизировать их универсальность. Этот взгляд близок к религиозно-теологической концепции: в основании всех вещей и явлений лежит ум, мышление, разум. В истории философии этого панло-гического (все есть мысль) взгляда придерживались такие мыслители, как Платон, Гегель и др. Были также мыслители, которые одухотворяли всю природу, считая, что сознание в определенной степени присуще всей материи (например, даже камню). Такого взгляда придерживались в особенности древнегреческие натурфилософы (Фалес, Эмпедокл, Анаксагор, Пифагор, Гераклит). Они воспринимали природу как закономерное целое, которой внутренне присуща разумность. Некоторые философы стремились вывести сознание из материи, анализируя его сущность с материалистических позиций и считая его всецело зависящим от нее. Среди них можно выделить основателей философии диалектического материализма К Маркса и Ф. Энгельса, которые развивали эту точку зрения наиболее глубоко и последовательно. Современные философы, подытоживая всю историю развития философии и науки, пришли к выводу, что сознание есть особый феномен, присущий только человеку, непосредственно связанный с деятельностью его высокоразвитой центральной нервной системы, т. е. его мозга, иобладающий сложной структурой. В результате возникновения сознания человек получил возможность обособиться от мира животных, противопоставить себя природе и тем самым глубже познать себя и окружающую природу. Сознание есть продукт жизнедеятельности человека, неразрывно и внутренне связанный с его бытием. Сознание и мозг. В определенном смысле сознание представляет собой продукт деятельности человеческого мозга. Здесь, однако, следует помнить одно: субъектом сознания является не мозг сам по себе, а человек, обладающий здоровым мозгом. О том, что травма мозга оказывает влияние на психику человека, и что он из-за этого может даже на время потерять сознание, было известно давно. Мозг — орган сознания, мышления общественно-исторически сформировавшегося человека. Без мозга, конечно же, нет сознания. Однако, хотя наличие мозга для существования сознания и необходимо, этого еще недостаточно. Встречаются случаи, когда у людей, обладающих вполне здоровым мозгом, сознание по той или иной причине не формируется (в качестве примера можно привести слепоглухих от рождения детей). Значит, для того, чтобы при наличии мозга сформировалось сознание, необходимо общение людей друг с другом, необходимо, чтобы они вступали во взаимные отношения для обмена разнообразными знаниями и умениями. Сам мозг следует рассматривать как орган мышления, сознания, сформировавшийся в процессе длительного (продолжавшегося миллионы лет)становления и развития человека и общества. Современная наука углубленно изучает структуру мозга, деятельность его отделов и их взаимосвязь. Однако чувства и мысли человека нельзя представлять как вещественное, материальное нечто (как поток частиц или излучения), непосредственно выделяемое мозгом. Сколь пристально ни рассматривай мозг, в его складках не увидишь мыслей и чувств человека. Сознание — идеальный продукт деятельности общественно-исторически сформировавшегося мозга человека. Сознание и язык. Еще одним свойством, отличающим человека от животного и тесно связанным с его сознанием, является язык. Так же, как мы утверждаем, что сознание присуще только человеку, и язык есть универсальное орудие общения, присущее только человеку. У животных имеется психика, но нет сознания. Они издают звуки и в случае опасности, в поисках пищи или воды могут сигнализировать друг другу. Но "язык" животных ограничен, привязан к сложившейся ситуации и выражает только ее. Их языку не присущ некий общий смысл, некое абстрактное значение. Человеческое сознание и язык едины, они существуют в неразрывной взаимосвязи. Человеческое сознание функционирует в единстве с языком и, наоборот, язык — в единстве с сознанием. Когда человек мыслит, его мысль выражается в словах. Речь — это звучащий язык. Благодаря ей человеческая мысль становится определенной и воспринимаемой другими. Как установлено психологами, процесс мышления сопровождается внутренней речью. Можно утверждать, что мышление есть некое, вслух не произнесенное слово, внутренняя речь, а язык — озвученная мысль. Слово должно быть одухотворено мыслью, а мысль — находить адекватное выражение в словах. Именно с помощью слова человек передает свои мысли другим, обменивается ими, общается с другими, достигает взаимопонимания. Еще один важный момент, указывающий на взаимосвязь слова и мышления, состоит в следующем. Мышление есть процесс, предполагающий абстрагирование, обобщение. Человек способен мысленно очистить предмет от его случайных, несущественных свойств, рассматривая его в идеализированном, абстрагированном виде. Без этого человеческое мышление не смогло бы подняться от единичного к общему, от случайного к необходимому, и в таком случае ему не удалось бы постичь внутреннюю суть мира. Слово также обобщает. Мы, например, произнося слова "человек", "дом", имеем в виду не какой-то один предмет (отдельного человека или дом), а всех людей и все дома. Слово является грамматической формой понятия. Тот, кто ясно мыслит, так же ясно и выражает свою мысль. Структура сознания. В структуре сознания можно выделить два основных уровня. Формами уровня чувственного отражения являются ощущение, восприятие и представление. Ощущение возникает в результате непосредственного воздействия вещей на органы чувств и отображает отдельные их свойства: например, увидев спелый апорт, мы говорим, что он "красный", притронувшись к нему рукой — "твердый", надкусив — "сладкий". Восприятие дает непосредственно целостный образ вещи: в нем все отдельные ее свойства сливаются воедино (в случае с апортом — это красный, сладкий, твердый предмет). Представление — целостный образ ранее воспринятой органами чувств вещи. Например, мы можем вспомнить увиденного ранее человека и мысленно представить его себе. Для того чтобы возникло представление, нет необходимости в непосредственном воздействии вещи на органы чувств. Имеются два вида представления: первый—представление через воспоминание, второй — через воображение (т. е. представление о чем-то, что не встречается в жизни (например, сказочный персонаж вроде Бабы-Яги). Ощущение, восприятие, представление тесно взаимосвязаны между собой и в соответствии с жизненным опытом приобретают все более сложный характер. Второй, более высокий уровень в структуре сознания называется рациональным (лат. rationalis — "разумный"). К уровню рационального отражения, т. е. к формам мышления, относятся понятие, суждение и умозаключение. Понятие — форма мышления, отображающая в обобщенном виде существенные свойства и связи вещей. Например, понятие "дом" выражает построенное руками человека помещение с прочными стенами, полом и крышей, окнами и дверями, пригодное для жилья. Суждение — форма мышления, в которой либо утверждается, либо отрицается связь между предметом и его признаками или отношение между самими предметами. Например, если мы возьмем два суждения: "Завтра будет холодно" и "Мы в театр не пойдем", то в первом — утверждается, что завтрашний день будет прохладным, а во втором — отрицается определенный порядок вещей. Под умозаключением подразумевается форма мышления, согласно которой из одного или нескольких суждений по определенным логическим правилам выводится новое суждение. Конечно, структура сознания этим не исчерпывается. В его состав входят также чувства, эмоции (радость, обида, горесть, ликование, боязнь, злость и т. д.), выражающие настроение человека; направленная на исполнение какой-либо потребности воля {сила воли), а также внимание и память. Человек стремится достичь своих целей и идеалов, сосредоточивая на этом свой ум, энергию, внимание, память и силу воли; в зависимости от результатов своей деятельности у человека может изменяться настроение. Все это показывает, насколько сложна структура человеческого сознания и насколько велика его роль в жизни человека. Сознание и бессознательное. Сознание представляет собой высший отдел человеческой психики. Действительно, и животные обладают психикой, однако у них нет сознания, их жизнь определяется инстинктами. Человеческая психика озарена светом сознания, которого нет в психике животных. Сознание, следовательно, есть высшая, присущая только человеку форма психического отражения действительности. Что же мы знаем о других свойствах человеческой души, психике человека помимо его сознания? Все ли в действиях и поступках человека определяется сознанием, и только сознанием? Например, когда мы спим, мы видим сны. Как следует понимать это психическое явление, протекающее вне и помимо сознания? В течение дня мы встречаемся со многими людьми, много различных предметов мелькает перед нашими глазами, до наших ушей доходит множество звуков, много событий мы успеваем пережить: самые разные чувства и мысли посещают нас за день. Куда же все это девается? Как вмещается в человеческую голову весь опыт жизни, который накапливается день за днем, все, что человек видит и знает? Как и где сохраняется все это? Подобные вопросы издавна волнуют человека и заставляют искать ответы на них. Мыслители выдвигали различные версии по поводу природы неосознаваемых явлений человеческой психики, иначе говоря, о бессознательном. По Платону, помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Немецкий философ Г. Лейбниц по-своему объяснял бессознательные психические процессы, отнеся их к низшим ступеням человеческой духовной деятельности. Однако во всестороннее исследование и тем самым раскрытие существа этой проблемы значительный вклад внес австрийский философ, психиатр и психолог 3. Фрейд (1856— 1939), создатель психоаналитического учения. Под бессознательным понимается совокупность активных психических состояний, процессов, действий, не доходящих до сознания человека, т. е. неосознаваемых им. Различают два вида бессознательных процессов: одни — наподобие врожденных неосознаваемых инстинктов, вторые — те, которые, хотя и проходят через сознание, но, надолго не задерживаясь там, попадают в сферу бессознательного. Если бы все, что человек в течение жизни слышит, видит и вообще чувствует, теснилось бы в его сознании, то он, потеряв рассудок, давно "выжил бы из ума". В человеческой психике имеется свой механизм защиты от подобного сумасбродства: эти восприятия переходят в низшие ступени психики, становятся неосознаваемыми, пополняя тем самым сферу бессознательного. В некоторых исключительных ситуациях давно забытые восприятия могут вдруг всплыть на поверхность сознания и стать осознаваемыми. Согласно учению Фрейда, бессознательное в человеческой жизни занимает особое место, можно сказать, имеет решающее значение, ибо сознание составляет лишь малую часть психики человека. Человек постоянно стремится к удовлетворению своих влечений и желаний. Однако окружающая среда препятствует этому, не дает свободы для удовлетворения всех его страстей, всячески ограничивает его. Фрейд1 делит структуру личности на три слоя: Я (Эго), Оно и Сверх-Я (Супер-Эго). Под Я понимается сфера сознания человека, Оно — сфера бессознательного, а Сверх-Я — выдвигаемые обществом требования, законы и запреты. Человеческое Б оказывается посередине между Оно и Сверх-Я и подвергается противоречивым воздействиям с их стороны. Это противоречие ищет пути своего разрешения. Сфера бессознательного (Оно), полная неосознаваемых желаний и страстей, приводит Я в состояние беспокойного стремления к их удовлетворению. Сверх-Я противостоит этому, налагает запрет. Отсюда исходят страдания и болезни человеческой души. Одни склонны к нескончаемым переживаниям, душевным расстройствам, другие же нарушают законы, совершают преступления, не подчиняясь'законам и правилам общежития. Исходя из такой трактовки, 3. Фрейд пытался объяснить сновидения, душевные болезни и психические отклонения у людей (неврозы, психозы и т. д.) и предлагал психотерапевтические способы их лечения. Таким образом, в учении 3. Фрейда была приоткрыта завеса над тайной бессознательного, стало ясно, что оно оказывает значительное влияние на жизнь человека. 3. Фрейд смог философски обосновать свое учение о бессознательном и тем самым создать философское течение, получившее название фрейдизма. Его последователи продолжают развивать его учение в форме неофрейдизма (К Юнг, Э. Фромм, А. Адлер, Г. Салливан и др.). Вместе с тем следует указать на то, что излишнее преувеличение роли бессознательного в жизни человека, стремление ставить его выше сознания, подчинив характер и поведение человека в конечном счете сфере бессознательного, не совсем корректно. Человек — прежде всего существо сознательное, он с помощью своего рассудка и разума постигает суть вещей и, действуя целенаправленно, стремится осуществить свою мечту, достичь своих идеалов. Сознание составляет внутренний свет человеческой жизни.
|