Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ПОЗНАНИИ




Сложнейшая проблема теории познания. Проблема истины — одна из самых сложных и интересных в системе теоретико-познавательных проблем.

Конечная цель человеческого познания — открытие истины, достижение истинного знания. Однако философы давно знали, что это задача очень трудная, связанная с прео­долением множества препятствий.

Например, Ф. Бэкон указывал на четыре группы таких препятствий, которые встают перед человеческим разумом на пути познания. Первая группа таких препят­ствий, которые он называет "идолами рода", оказывается общей для всего человеческого рода. И в самом деле, человек склонен по аналогии с самим собой приписывать вещам свойства, присущие ему как пред­ставителю рода человеческого. Такие заблуждения — явление, широко распрос­траненное среди людей, и, чтобы избавиться от них, необходим критический взгляд на вещи. Вторую, названную им "идолами пещеры", Ф. Бэкон связывает с пред­рассудками отдельного человека. У каждого имеются свои способности, свои возмож­ности, перед каждым открывается своя "трибуна" жизни, с которой он вещает, своя высота, которую покоряет, свой пик, которого он достигает. Они непосредственно связаны с той средой, в которой человек рос и воспитывался, и даже с его психологическими особенностями. Поэтому каждый все воспринимает со своей "высоты", со своего уровня развития, иначе говоря, "со своей пещеры"; с этих своих позиций он понимает, разъясняет и судит обо всем. А это вполне может привести человека к односторонним суждениям, к заблуждениям. Точно так же философ различал препятствия, связанные с речью, с употреблением языковых выражений, слов ("идолы площади" или "идолы рынка") или с неумением мыслить самостоятельно, с подверженностью к мнениям других ("идолы театра" или "идолы теорий"). В истоке всех этих препятствий лежат неправильные представления, некритически воспринятые исходные суждения. Согласно философу, для быстрого достижения истины человек должен очистить свое сознание от всех этих "идолов", препятствий, заблуждений. Единственным путем избавления от них, считал он, является опыт, иначе человеческая мысль может долго блуждать в потемках, приводя к ложным суждениям. Здесь вспоминается известное изречение Абая: "У заблудшего верный путь впереди, а сзади тропинка". Этими "тропинками", которые чреваты обманом и ведут человека к заблуждениям, уводят его от истины, и являются "идолы", о которых в свое время писал Ф. Бэкон...

Истиной называется адекватное своему предмету, верно схватывающее его внутренние возможности и правильно отображающее их знание. А заблуждение, в противопо­ложность этому, представляет собой знание, не совпадающее со своим предметом, полузнание. На протяжении всей истории человеческого познания истина и заблуждение всегда шли рядом, в тесной взаимосвязи. Поэтому изгнать из теории познания заблуждение, не обращать на него вни­мания невозможно. Заблуждение нельзя отождествлять просто с ложным знанием, его следует считать одним из необходимых моментов достижения истины. Следует при этом учесть, что познание есть процесс, обусловленный уров­нем развития человека, общества, общественной практики, а понятие заблуждения тесно переплетено с изъянами их совершенствования и порождено ими. Чем выше уровень их развития, тем дальше продвигается и познание, и в про­цессе дальнейшего углубления знания становятся явными его недостатки, проявляется преходящий, относительный характер заблуждения. Неполное знание, присущее заблуж­дению, становится полным, ложная его сторона отсекается, ошибки исправляются, а истина становится все достовернее. Знание, которое считалось истинным, вдруг проявляет свои ложные стороны, а то, что считалось ложным и пренеб-регалось, оборачивается истиной, истина и заблуждение как бы меняются местами. Это является свидетельством слож­ности и противоречивости процесса познания; в познании нет ничего застывшего, вечного, а потому в нем всегда есть место для критического анализа, для сомнения. Вечным можно назвать сам бесконечный во времени процесс позна­ния и соотношение истины и заблуждения на всем его про­тяжении.

Объективность истины. Абсолютная и относительная истина.Одной из главных характеристик истинного знания является его объективное основание, т. е. его объективность, независимость его содержания от человека, его сознания и воли. Например, совершенно ясно, что знание о строении атомного ядра имеет объективную основу, оно отображает некоторую объективную данность, не зависящую от нашего волеизъявления. Вместе с тем надо учесть, что истинное знание нельзя отождествлять с самой объективной реаль­ностью. Истина — это определенность человеческого поз­нания: знание может быть истинным или ложным, но нельзя характеризовать объективное бытие само по себе как истинное или ложное. Только при сопоставлении резуль­татов человеческого познания (т. е. знаний) с объективной действительностью мы пользуемся понятием истины. Для выражения этого обстоятельства в философской литературе используется понятие объективной истины. Если учесть, что познание есть процесс взаимодействия субъекта и объекта, то можно охарактеризовать истину как единство объективного и субъективного. Истинное знание по своему исходному содержанию объективно, а по форме субъектив­но, т. е. оно выражается в присущих только человеку субъек­тивных формах (понятиях, суждениях, теориях и т. д.).

Если познание есть процесс, то и истина должна рас­сматриваться как процесс. Истина не дается человеку сразу и непосредственно, путь к ней невероятно труден, а ее достижение является целью познавательной деятельности человека.

В теории познания введены понятия абсолютной и относительной истины, которые как раз и выражают про­цессуальный характер истины. Абсолютная истина есть полное во всех отношениях достоверное знание о действи­тельности. Достижение абсолютной истины в этом смысле, ее исчерпывающее раскрытие невозможно, к ней можно только бесконечно приближаться. Абсолютной истиной называют, вместе с тем, и комплекс знаний, сохраняющих в ходе человеческого познания свое содержание, знаний устойчивых, подтверждающихся и все более конкрети­зирующихся со временем. А относительная истина указы­вает на изменчивость человеческого познания. Человек в процессе познания обладает лишь этой относительной исти­ной, которая представляет собой проявление конкретного единства истиныизаблуждения, обусловленного закономерной исторической ограниченностью знания. Достигнутый во вполне определенных исторических условиях уровень знаний можно отнести к относительной истине, ибо он неполон, исторически обусловлен и лишь приблизителен. В даль­нейшем развитии познания относительная истина не отбрасывается целиком, элементы абсолютной истины, содержащиеся в ней, отбираются и сохраняются, а прехо­дящие, обусловленные обстоятельствами места и времени стороны ее постепенно стираются, исчезают. Таким образом, устанавливается новый уровень процесса познания, и знание поднимается на относительно новую ступень, соответствую­щую характеру времени, исторической эпохи. Истина, следовательно, в действительности, это бесконечный процесс, диалектическое единство объективного и субъективного, абсолютного и относительного.

Общественная практика как критерий истины.Проб­лема истины предполагает выяснение вопроса о ее крите­риях (греч. /criterion — "мерило"). Чтобы определить, что есть настоящая истина и отделить ее от заблуждения, необходимо выяснить, что же является ее критерием. Только тогда, когда выяснен вопрос о критерии истины, познание обретает конкретное содержание и статус одной из содержательных сфер человеческой деятельности. Видимо, в связи с такой значительностью и значимостью данной проблемы в истории философии о критериях истины высказывались самые различные точки зрения: одни связывают решение этого вопроса со степенью полезности (или бесполезности) знания, другие — с условным соглашением между людьми, с их признанием или непризнанием истиной чего-либо, третьи же под истиной понимают только достоверное знание, кото­рое не вызывает никаких сомнений; встречаются и другие точки зрения на этот счет. Как известно, к каждому сужде­нию, высказанному когда-либо в истории философии, сле­дует прислушиваться внимательно, ибо каждое из них имеет свое основание, свою аргументацию, а потому свое истори­ческое место.

Основой и движущей силой человеческого познания является общественная практика. И именно она служит кри­терием его истинности. Только такие результаты познания, которые прошли через всестороннюю проверку критерия практики, очищаясь от элементов заблуждения и конкретизируясь, поднимаются на ступень истинного знания. Ко­нечно, надо учитывать и то, что сама общественная практика тоже не стоит на месте и исторически меняется, развивается. Если учесть это обстоятельство, то и практика не может быть исчерпывающим определителем истинности какого-либо знания. Ее вердикт всегда исторически обусловлен и ограничен: она не может выйти за пределы своих истори­чески ограниченных возможностей и утверждать нечто раз и навсегда положительным или отрицательным, правильным или неправильным. Только в процессе своего бесконечного исторического развития практика уподобляется кораблю, уверенно продолжающему свое плавание по океану по­знания, четко отсекая истину от заблуждения...

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты