КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ МИРПонятие познания. В философском мировоззрении вопрос о познаваемости мира занимает особое место. Действительно, для того чтобы существовать в мире, человек должен быть так или иначе приспособлен к нему. Приспособляемость — это свойство, присущее не только животному, но и человеку. Когда речь идет о приспособляемости человека к миру, то необходимо иметь в виду, с одной стороны, что она есть результат биологической эволюции, а с другой, и это самое главное, — что она связана с человеческим сознанием. С помощью своего сознания человек познает мир. Человек соотносится с миром, окружающей его природной средой через свою практическую деятельность. Чем совершенней практическая деятельность, а это, в свою очередь, зависит от уровня полученных знаний, тем он оказывается лучше приспособленным к существованию в мире. Иначе говоря, в определенном смысле познание берет свое начало из практических потребностей человечества. Их осознавание повышает интерес к знаниям, порождает устремленность к познанию мира, обусловливает поступь человека вперед. Эта устремленность, приумножаясь практическими потребностями, ведет человека к развитию научного познания. Под познанием подразумевается особый общественно-исторический процесс творческой деятельности человека, формирующий знания людей об окружающей их действительности. А знание служит основанием для определения целей человеческой деятельности и порождения стимулов к ней. В процессе познания человек активно воздействует на природу: преобразовывает вещества природы, открывает дорогу для использования их свойств в производственных целях. Если теперь обратиться к вопросу о многообразии видов человеческого познания, то к ним, наряду с научным познанием, можно отнести обыденное познание, художественное познание, мифологию, религиозное познание, философское познание и т. д. Наука представляет собой лишь одну, достаточно развитую часть человеческого познания, поэтому следует помнить, что не имеет смысла ее абсолютизировать, обособляя и противопоставляя ее другим. Сведение человеческого познания к научному такая же логическая ошибка, как сведение общего к единичному. Основы теории познания.Раздел философии о познании называется теорией познания или гносеологией (греч. gnosis — "познание", "знание"; logos — "учение"). Философы по-разному решали вопросы теории познания, имели различные взгляды на сущность процесса познания. В истории философии можно выделить три основные концепции. Большинство философов придерживаются позиции гносеологического оптимизма (лат. optimus — "наилучший"), где обосновывается познаваемость мира, рассматриваются пути и методы познания. Другая часть мыслителей на вопрос о познаваемости или непознаваемости мира не дают однозначного ответа, сомневаясь в возможностях познания. Их называют скептиками, т. е. сторонниками скептицизма (греч. skeptikos — "рассматривающий", "исследующий"). Философское учение, согласно которому утверждается непознаваемость мира, его сущности, получило название агностицизма (греч. а — отрицательная частица, gnosis — "познание", "знание"). Сторонников этого учения называют агностиками. На современном этапе развития, когда научное познание прогрессирует столь быстро и идет интенсивный процесс проникновения в сокровенные тайны мироздания (в глубь Земли, в глубины Мирового океана и просторы Космоса, во внутренние структуры живой и неживой природы и т. д.), кажется совершенно непозволительным, поверхностным, далеким от истины высказывание сомнений по поводу возможности познания мира. Однако точки зрения скептиков и агностиков имеют некоторое основание. Если учесть, что в философии никакая мысль не утверждается без достаточных на то оснований, то, видимо, речь здесь идет об исключительной сложности, противоречивости самого процесса познания. В этом можно убедиться, ознакомившись с высказываниями знаменитого немецкого философа, вы- дающегося представителя агностицизма И. Канта о познании. Иммануил Кант — немецкий философ, основоположник классического немецкого идеализма. Он выдвинул предположение о существовании других галактик, кроме нашей, о замедлении суточного вращения Земли. Согласно его рассуждениям, противоположные утверждения одинаково доказуемы: Вселенная ограниченна и безгранична; Бог есть и нет Бога; человек в одно и то же время и свободен, и несвободен. Сочинения: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения" и т. д. В учении И. Канта признается, что вне человека существует внешний мир, мир "вещей в себе". Они, воздействуя на органы чувств человека, вызывают ощущения и восприятия. С этим утверждением трудно не согласиться. Однако в дальнейшем И. Кант приходит к выводам, кажущимся, с первого взгляда, совершенно нелогичными, а потому неприемлемыми. По его мнению, познать мир "вещей в себе" невозможно, все, что мы можем знать, ограничено нашими ощущениями и восприятиями, т. е. миром "явлений". Как бы человек ни стремился с помощью своего ума-разума выйти за пределы явлений, он никогда не сможет проникнуть в мир "вещей в себе" и проложить дорогу во внутреннее, в сущность. Ибо такое стремление каждый раз будет наталкиваться на неразрешимые противоречия, так называемые "антиномии". Антиномией (греч.antinomia — "противоречие в законе") называется противоречие между двумя противоположными и в то же время одинаково доказуемыми мыслями. Например, можно доказать, что мир конечен, но можно доказать и обратное: мир бесконечен. А кто знает истину, кто может поведать нам о ней? Какое из этих двух мнений истинно, а какое — ложно? Вот такие антиномии определяют границы возможностей человеческого ума, его мыслей, дальше которых они не могут пойти. Научное познание может развиваться бесконечно, однако глубинные загадки мира никогда не могут быть раскрыты... Объект и субъект познания. Итак, человеческое познание представляет собой сложный процесс. Для того чтобы убедиться в справедливости сказанного, прежде всего рассмотрим вопрос о его субъекте и объекте. В самом деле, кто осуществляет познание и является его носителем? Конечно, человек. Необходимо учесть, однако, что субъектом познания не может быть отдельный индивид, находящийся вне общества и далекий от потребностей и интересов общественной практики. Субъектом познания может быть только творческая личность, которая глубоко осознает потребности общественной практики и умеет связывать их с процессом познания. Каков объект познания, т. е. на что направлен процесс познания? Что же познает субъект? Как бы сам собой напрашивается ответ: мы познаем объективную реальность, окружающую нас природу. Но вся ли бесконечная природа является объектом познания? Такое утверждение было бы поверхностным и неточным. Во-первых, объектом познания может быть не только природа, но и общество, и сам человек. Во-вторых, вся объективная действительность не может сразу и целиком стать объектом познания. Конечно, в самом широком смысле процесс познания направлен на природу, на объективную реальность, однако его конкретным объектом является исторически определенная часть мира, выделенная общественной практикой в своем развитии. Познание в определенном смысле представляет собой общественно-исторический процесс, конкретно-историческое взаимодействие субъекта и объекта. Субъект не есть абстрактный человек вообще, а общественно-исторически определенный человек, а объект — это определенная часть природы, объективной действительности вообще, выделенная общественно-исторической практикой в ходе развития. Для примера возьмем мир элементарных частиц — микромир. Хотя в качестве объективной реальности микромир существовал всегда, объектом человеческого познания он начинает становиться только тогда, когда была открыта первая элементарная частица — электрон, т. е. только с 1895 г. С тех пор были открыты более трехсот элементарных частиц, исследуются их свойства, закономерности их движения и взаимодействия. А в XVII— XVIII вв. самой элементарной частицей считался якобы неделимый атом. Субъектом познания микромира соответственно является ученый-физик, сформировавшийся к концу XIX — началу XX в. в результате развития познания и практики (в особенности в физике — электродинамики, термодинамики, оптики, а также практики измерения и постановки эксперимента). Познание в зависимости от его источника делится на чувственное и рациональное. Чувственное познание опирается на данные органов чувств, тогда как рациональное познание — на ум, мышление, интеллект и разум. В истории философии тех, кто абсолютизируют чувственное познание, считают его, и только его, фундаментом всего человеческого познания, называют сенсуалистами (лат. sensus — "чувство", "ощущение"). Напротив, тех, кто склонен ратовать за ум и мышление, называют рационалистами. Человек с помощью органов чувств связан с внешним миром, первые знания даются ему в формах чувственности (ощущение, восприятие, представление). Чувственному познанию присуща непосредственность, так как оно возникает из чувственно-практического отношения человека к миру. Другая сторона познания связана с логическим мышлением. Такое познание называют логическим или рациональным. Чувственное познание ограничено, оно направлено на постижение внешних признаков предмета, не раскрывает внутренней сущности, закономерных отношений. Рациональное познание опосредованно, оно реализуется в абстрактных логических формах, каковыми являются понятие, суждение и умозаключение. Оно идет дальше чувственного познания, проникает в сущность познаваемых объектов и дает о них необходимое и всеобщее знание. В процессе познания чувство и мышление, чувственное и логическое действуют в тесной взаимосвязи друг с другом. Поэтому выделение лишь одного из его аспектов приводит к односторонности. Не бывает чистых чувств, лишенных света мысли, как нет чистой мысли, не соприкасающейся с чувствами. Реальный процесс познания предполагает единство чувственного и рационального, а потому противопоставление их или безапелляционные утверждения, согласно которым одно выше, другое ниже, неверны. Научное познание.Человеческое познание представляет собой сложное и многообразное явление, а научное познание лишь один из его достаточно развитых видов, которое нельзя противопоставлять другим, например искусству, религии, нравственности и т. д. Научное познание имеет два уровня — эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень не ограничивается только формами чувственности, он предполагает и мышление, а на теоретическом уровне используются не только результаты абстрактного мышления, но и положения, заимствованные из опыта, эксперимента. В эмпирическом познании преобладает чувственная сторона познания, оно позволяет постигать обнаруживаемые в опыте свойства и закономерности объекта. А в теоретическом познании сила абстрактного мышления прокладывает дорогу к раскрытию сущности объекта, его общих законов. В целом же научное познание реализуется только как диалектическое единство обоих уровней. В научном познании используются различные методы. Методом называется способ, прием познавательной деятельности человека, ведущий к истинному результату. Человеческое познание невозможно без методов и приемов. Английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику. Философское учение о методах познания и преобразования действительности называется методологией. Методологию нельзя путать с методикой: первая является философским учением о методах познания вообще, масштаб второй намного уже: под методикой понимается совокупность приемов, направленных на решение единообразных задач в одном из подразделов данной отрасли познания. Методы, применяемые в научном познании, можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее широко распространенным из них является классификация по степени их общности. К всеобщим методам относятся такие методы, которые не ограничиваются только сферой науки и применяются во всем человеческом познании (например, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство абстрактного и конкретного и т. д.). В философии всеобщим методом считается диалектический метод. Диалектика с ее категориями и законами является всеобщей методологией человеческого познания и практики. Вслед за всеобщими выделяются общенаучные методы, т. е. такие, которые широко применяются в научном познании. К ним относятся наряду с традиционными методами (наблюдение, эксперимент, моделирование, аксиоматический метод и т. д.) весьма сложные, синтетические по существу, методы — системный, структурно-функциональный, статистический и др. Третью группу составляют частнонаучные методы, которые применяются в отдельных науках или в ряде наук (например, в физике — метод квантования, метод Мессбауэра, в социологии — метод анкетирования и т. д.). Научные методы в зависимости от уровней научного познания делятся также на эмпирические и теоретические. К эмпирическим методам относятся наблюдение, измерение, сравнение, постановка опыта, экспериментирование. С их помощью собираются факты и проводится их эмпирический анализ. К теоретическим относятся методы абстрагирования, идеализации, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и т. д. Главной целью теоретического познания является построение научной теории, т. е. создание системы знаний о сущности изучаемых объектов, о присущих им закономерных связях и отношениях. Теория представляет собой высшую форму научного познания. Все основные утверждения теории находятся между собой в тесной логической взаимосвязи и образуют логическую систему. К самой развитой разновидности теории Относятся сформулированные на математическом языке формализованные теории. Такие теории широко распространены в математизированном естествознании, т. е. в физике, астрономии, химии и т. д. Некоторые науки, не нуждающиеся в математических средствах, ограничиваются построением качественных теорий, например исторические, культурологические теории. В построении научной теории велика роль гипотезы (лат. hypothesis — "предположение"). Теория не может быть построена прямо и непосредственно, она сначала выдвигается в виде некоего предположения — гипотезы. В основе гипотезы должна быть заключена определенная идея. Процесс превращения идеи в теорию очень сложен и полон противоречий. Возможно выдвижение различных предположений, опирающихся на эмпирические факты. Разнообразными могут быть и пути их развития. Теории и гипотезы могут вступить в противоречие между собой. В конце концов возникает логически последовательная непротиворечивая теория. Она сопоставляется с известными фактами, на основе вновь построенной теории предсказываются новые факты. Мощь новой теории напрямую связана с ее эвристическими (греч. heurisko — "нахожу") возможностями. Если все прежде известные факты правильно объясняются с позиций новой теории, а предсказания находят экспериментальное подтверждение, то ее истинность считается установленной. Таким образом, можно указать на две основные функции научной теории: первая — объяснительная, вторая — предсказательная. Эти ее функции в формализованных теориях осуществляются путем математических уравнений и их решений. Для того чтобы уметь пользоваться формализованной теорией, недостаточно обладать ее математическим аппаратом, здесь становится необходимой логическая операция, называемая интерпретацией (лат. interpretatio — "разъяснение", "толкование"). Она тоже имеет эмпирический и теоретический уровни: эмпирическая интерпретация определяет способы сопоставления теории с экспериментом, с процедурой измерения, а теоретическая направлена на раскрытие ее содержания, сущностного смысла. Постановка проблемы метода научного познания в истории философии.В период, когда в XVI— XVII вв. наука начала быстро развиваться, философы стали обсуждать проблему метода научного познания и выдвинули два противоположных ее решения. Английский философ Ф. Бэкон с сенсуалистических (лат. sensus — ощущение, чувство) позиций утверждал, что научное познание опирается на опыт, исходит из него. На основе опыта познающий человек собирает отдельные факты и, сравнивая их, устанавливает общие свойства и закономерности явлений. Отсюда следует вывод, что единственным методом познания является индукция (лат. inductio — "выведение"), т. е. метод умозаключения от единичного к общему. Точка зрения, согласно которой единственным методом познания является индуктивный метод, т. е. когда на первый план выдвигается опыт и связанные с ним способы и приемы, такие, как наблюдение, сравнение, измерение, экспериментирование, и считается, что мышление, разум необходимы лишь для обобщения добытых этими способами фактов, относится к эмпиризму. Французский философ Р. Декарт(1596—1650), напротив, считая, что единственным источником познания является ум, разум, решал проблему метода научного познания с позиций рационализма. Он утверждал, что познание начинается не с собирания фактов и затем их обобщения; в его исходном пункте лежат подвластные лишь уму-разуму принципы, законы, аксиомы, постулаты, одним словом, общие идеи. Идеи не рождаются из опыта, к ним возможно прийти только с помощью интеллектуальной интуиции (лат. intueri — "пристально смотреть"). После этого познание осуществляется с помощью метода дедукции (лат. deductio — "выведение"), т. е. путем выведения из идеи (принципа, аксиомы, закона) различных следствий путем умозаключения от общего к единичному. Органы чувств необходимы в процессе познания, однако они играют лишь вспомогательную роль. В лучшем случае с помощью чувственного познания человек получает такое психологическое впечатление, будто через наблюдение, постановку опыта и эксперимента он убеждается в истинах, данных умом-разумом. Значит, уровень знаний, предоставляемых чувствами, считается достаточно низким, поверхностным. Противоположность эмпиризма и рационализма, как и в случае сенсуализма и рационализма, представляет собой противостояние односторонних учений, выхватывающих и абсолютизирующих одну из граней сложного процесса познания. В действительности же опыт и разум, индукция и дедукция в процессе познания действуют совместно, во взаимосвязи.
|